Lizett Hollz. Кладбищенский символизм
Бояться надо живых…
Судя по количеству соответствующих сайтов в Сети, тафофилия – явление в мировом масштабе достаточно распространенное. Вопрос о том, насколько болезненно это проявление, думаю, важен только для людей, придерживающихся традиционного взгляда на все, что связано со Смертью. Тафофилия – это, прежде всего, источник удовлетворения индивидуальных эстетических и эмоциональных запросов, человек приходит на кладбище насладиться своеобразной вневременной атмосферой прозрачной тоски и покоя, кладбище – это то место, где соприкасаются Жизнь и Смерть, кто-то говорит о том, что остро ощущает себя на тонкой грани между ними, кто-то говорит о приобщении к Вечности. Именно кладбище является местом огромной эмоциональной концентрации, именно здесь наиболее полно и в наиболее романтическом свете раскрываются такие чувства, как любовь, нежность, тоска, боль прощания и надежда… Даже если в реальной жизни всего этого и не было, синтезированный многовековой историей и традицией кладбищенский символизм создаст нужный эффект.
Кроме того, кладбища являются своеобразными музеями под открытым небом, многие надгробия имеют огромную художественную ценность и представляют собой произведения искусства в самом полном смысле этого слова. Как и в любом другом направлении искусства, здесь существуют свои признанные мастера, и опытные (и/или заинтересованные) тафофилы могут моментально определить автора той или иной скульптуры или надгробного памятника, указать на эпоху, к которой он принадлежит. Наверное, у каждого тафофила есть свои излюбленные мотивы и формы. Кто-то воспринимает памятники, принадлежащие только к определенной эпохе либо культуре. Вариаций восприятия ровно столько, сколько существует на свете тафофилов – каждый приходит на кладбище со своим индивидуальным эмоциональным настроем, каждый ищет и находит что-то свое…
Эта статья посвящена кладбищенскому символизму или иконографии и носит исключительно справочный характер: она призвана помочь заинтересованным тафофилам научиться “читать” надгробия. Для кого-то достаточно общего впечатления от посещения кладбища, но кому-то интересны детали, которые часто могут во много раз усилить эмоциональный эффект памятника. Существует огромное количество исторически сложившихся кладбищенских символов различного характера – этнических, профессиональных, указывающих на социальное положение, возраст, определенные личные качества, эпоху, но в первую очередь – религиозных, христианских. Поэтому, не обессудьте :), уважаемые готы-антихристиане, подобных символов в приведенном ниже “словаре” будет очень много. Значительная часть этих символов пришла к нам еще из дохристианских времен, а затем была более или менее удачно интерпретирована первыми христианами. В любом случае, эти символы носят глубокий и чистый смысл, и не все ли равно, кому они принадлежат, если они призваны помочь людям выразить свои искренние и лучшие чувства? Очень интересно проследить на примере эволюции некоторых подобных символов переплетение времен и религий, ход истории… Именно из-за исторической преемственности, а также из-за местных культурных особенностей возможны разночтения в толковании различных символов, вплоть до диаметрально противоположных, а также очень интересные нюансы в значениях. Кроме того, разночтения возможны и из-за личностного восприятия автора надгробия и заказчика. Поэтому добавлю сразу, что безоговорочно приведенным ниже символическим значениям, я бы не доверяла ;), это всего лишь общий план и общепринятые толкования. Тем не менее, надеюсь, эта информация окажется полезной или хотя бы интересной ;)
Геометрический символизм
Круг – дохристианский символ, чье изначальное значение было воспринято и христианской религией. Универсальный символ Вечности и Вечной Жизни, исключительно часто встречающийся на надгробиях. Наиболее распространенная его форма – крест в круге (Кельтский крест). Два круга – один над другим - символизируют землю и небо. Три соединенных между собой круга символизирую Троицу.
Равносторонний треугольник/Трилистник/Трикетра (“готическая розетка”, треугольник из трех дуг) – христианский символ Святой Троицы. Также может выглядеть как треугольник в круге, трикетра в круге, круг в треугольнике. Кроме того, треугольник используется для символа “Всевидящего Ока” (глаз в равностороннем треугольнике). Всевидящее Око, заключенное в треугольник и круг символизирует вечность Святой Троицы.
Пирамида – символ Вечности. Считалось, что этот символ предотвращает воздействие на могилу темных сил.
Квадрат – символизирует земное существование. На некоторых монументах можно увидеть квадрат, перевернутый ромбом, указывающий своими углами направления земли и неба.
Пентаграмма – пятиконечная звезда, нарисованная одним росчерком пера, заключающая в себе равносторонний пятиугольник, в Христианстве олицетворяет пять ран Христа. Древнейший символ, использовавшийся еще вавилонянами, чье происхождение точно неизвестно. В дохристианские времена кельты называли пентаграмму “ведьминым следом”, в Средние века ее также звали “крестом гоблинов” :) и печатью Соломона (интересный разброс :), кроме того, пентаграмма символизировала пять чувств. В Средние же века символ активно использовался алхимиками и исследователями. Считается, что пентаграмма защищает от воздействия темных сил и демонов, также как и пятиугольник. Также используется представителями Wicca. В иудаизме пентаграмма символизирует пять книг Моисея. О значении и использовании перевернутой пентаграммы, думаю, говорить нет смысла, - оно всем известно… :)
Звезда Давида – общепринятый символ Иудаизма, шестиконечная звезда, образованная из двух треугольников, олицетворяет божественную защиту. Древнейший символ, использовавшийся в Греции и некоторых государствах Малой Азии. В Средние века использовался также алхимиками в качестве символа огня и воды. Звезда Давида получила широкое распространение как символ Иудаизма только в начале ХХ века с легкой руки еврейского активиста Теодора Хертцеля (Theodore Hertzel).
Свастика (Crux Dissimulata) – один из древнейших и наиболее широко распространенных символов, имеет несколько способов начертания. Олицетворяет солнце, огонь, круг жизни и четыре стороны света. Точное присхождение символа не установлено, он был известен еще в древней Азии, и считается, что именно оттуда перешел к германским племенам. Крест, вписанный в круг также символизирует направления земли и неба и самосовершеноствование человека. В различных культурах имеет свою специфику: в буддистских мемориалах символизирует доктрину Будды, в Китае также имеет две формы – мужскую и женскую (по/против часовой стрелки). Использовалась римлянами, а также, что всем известно, являлась символом нацистской Германии…
Крест
Крест (распятие) является объединяющим символом различных направлений христианства, олицетворяет жертву Христа, воскресение и собственно веру.
Существует немало различных форм христианского креста:
*В католической культуре очень распространена традиция украшения Латинского/Голгофского креста венком из роз или лилий. Сам по себе розовый венок символизирует вознагражденную добродетель и красоту, венок из лилий – чистоту и непорочность, фронтальный венок может также символизировать Вечность, создавая вместе с Латинским крестом форму Кельтского.
Существует еще как минимум три более своеобразных формы креста, встречающихся на надгробиях:
* На московском Введенском кладбище, представлены практически все перечисленные формы крестов, часто не только в чистом виде, но и с очень интересными и эффектными вариациями.
“Объектные” символы
Ангел – кладбищенская “классика”, символ духовности. В каноническом христианском восприятии ангелы – “посланники Господа” охраняют могилы, сопровождают души умерших, молятся за попавших в Чистилище. Двое из них легко узнаваемы – это архангелы Михаил и Гавриил, святые, особо почитаемые католической церковью: Михаил обычно изображается с мечом, Гавриил – с трубой (знаком Судного дня). Ангелы, изображаемые без этих артефактов большей частью принадлежат к бесчисленному сонму ангелов-хранителей, семейных и, так сказать, персональных.
* Часто в руках ангелов и херувимов можно видеть цветы. Растительные мотивы в “кладбищенском” искусстве также имеют свой особый смысл - речь об этом пойдет ниже. Любопытно, что традиционная форма изображения ангелов на наших “местных” исторических кладбищах – это именно обобщенный, абстрактный, я бы сказала, в некотором смысле “обезличенный”, вариант - безымянный ангел, склонившийся над урной с прахом; ангел с распростертыми крыльями, опустившийся на крышку саркофага, либо ангел, обнимающий крест. Безусловно, несмотря на традиционные формы среди подобных памятников встречаются подлинные произведения искусства, но, на мой взгляд, их сложно сравнивать с ангелами, например, итальянских кладбищ, - изумительными по выразительности и уровню исполнения скульптурами. Итальянские ангелы индивидуализированы, а поэтому намного более характерны, здесь можно увидеть ангелов-посланников, ангелов-хранителей, ангелов-наблюдателей, ангелов, записывающих жизнь каждого живущего на земле, а также ангелов, которых никогда не встретишь на наших кладбищах: ангелов Смерти, ангелов Возмездия, ангелов войны, ангелов Апокалипсиса, Люцифера и его двух невест – Нааму и Лилит. Одним из распространенных проявлений тафофилии можно назвать бесконечные фотогалереи кладбищ – от “домашних” личных альбомов до настоящих серьезных произведений искусства, “демонические” ангелы итальянских кладбищ запечатлены в книге Gerald Axelrod “ ... As though the angels would live on earth”, чьи фотографии сами по себе являются шедеврами…
(фото-примеры: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12,
13, 14, 15)
Арка (либо радуга) – победа Жизни над Смертью, либо победа в смерти (“смертию смерть поправ…”), путь на Небо, переход из жизни через смерть в Вечную Жизнь.
Арфа – символ набожности и надежды. Относится к Св. Сесилии, покровительнице музыкантов.
Всевидящее око - “Господь вездесущ”. “Всевидящее око”, заключенное в треугольник символизирует Троицу.
Голова херувима – олицетворение души.
Горящий светильник - Вечное Пламя или бессмертная душа человека.
Дети - обыкновенно символизируют безвременную смерть невинного, часто это смерть родителей (либо одного из них), оплакиваемая детьми. Изображение ребенка, держащего череп, обозначает детскую могилу. Нередко дети изображаются с гирляндами цветов – роз или лилий (оба цветка символизируют непорочность).
Драпировки – символ скорби и траура.
Женская фигура (плакальщица) – канонический надгробный мотив столь же распространенный, как и ангелы. Нет смысла объяснять, что она олицетворяет скорбь от потери близкого, неувядающую любовь, смирение и веру.
Закат – угасание жизни, смерть.
Звезда – символ жизни Христа, его пять ран. В более широком значении символ духовности, Вечный Свет, пронзающий тьму забвения. Пятиконечная звезда символизирует чистую душу, поднимающуюся в Небо…
Кельтский узел – воскресение и Вечная Жизнь.
Ключи – символизируют духовное знание. В руках ангела или святого (Св. Петра) означают ключи от Рая :).
Книга – молитвенник, библия, Книга Жизни, может также символизировать знание или даже память. Обычно изображается раскрытой. Может указывать на “профессиональную” принадлежность священника.
Корона – бессмертие, символ чести и славы. Может изображаться в руках ангелов.
Корона, венчающая крест – символ верховной власти Господа.
Коса - смерть как “урожай Господний”, персонификация Смерти – Мрачный Косарь (Grim Reaper :)
Крылатое колесо – олицетворение Святого Духа.
Крылатый шар – изначально символ Ра, бога Солнца у египтян. В Викторианскую эпоху трансформировался в христианский символ, олицетворяющий животворную силу Господа.
Крылатый череп – очень старый символ, позднее превратившийся в голову херувима в качестве олицетворения души умершего, возносящейся на Небо.
Кувшин – традиционный иудаистский символ: кувшин для омовения рук первосвященников.
Лабиринт – жизненный путь.
Менора – иудаистский символ присутствия Бога, подсвечник с семью свечами, символизирующими семь дней творения.
Обелиск – египетская универсальная форма памятника, возрожденная в XIX веке.
Песочные часы – символизируют неизбежное течение времени, быстротечность жизни, смерть и Вечность… Песочные часы, лежащие на боку, означают, что время для умершего остановилось; песочные часы с крыльями символизируют быстрый полет времени…
Пламя – Вечность.
Разорванное кольцо – потеря одного из членов семьи.
Разрушенная колонна (может быть украшена цветочной гирляндой) – жизнь, оборвавшаяся слишком рано / потеря главы семьи / тлен и упадок.
Ракушка – традиция использования ракушек в похоронных ритуалах уходит корнями в седую, еще доегипетскую, древность. Ракушка – символ плодородия и изобилия, возрождения и странствий. Существует старый обычай оставлять на кладбищах мелкие камешки, монетки и ракушки в знак поминовения…
Рассвет, поднимающееся солнце – обновленная, возрожденная Жизнь.
Саркофаг, гроб – смертность, тленность всего сущего.
Свеча – Жизнь. Потухшая свеча – угасшая жизнь…
Свиток – символ жизни и времени. Оба конца, закрученные вверх показывают непознанность прошлого и будущего и неопределенность жизненного срока (“Пути Господни неисповедимы”). В руке ангела означает, что жизнь записывается им. Также может символизировать признание и память.
Сердце – традиционный символ любви, смелости и разума, пылающее сердце олицетворяет исключительную религиозность. Сердце, заключенное в терновый венец, символизирует страдания Христа. Сердце, пронзенное мечом, символизирует Деву Марию в момент, когда она слышит прорицание Симеона о рождении Христа (“И меч пронзит твою душу…”), также этот символ может олицетворять милосердие. Два соединенных между собой сердца обозначают узы брака.
Скрещенные мечи – смерть в бою.
Скульптура Спящего – сон – это нить между Жизнью и Смертью. Спящий ребенок олицетворяет чистоту, естественность, невинность.
(фото-примеры: 1)
Створка раковины (округлая, напоминающая цветок) – символ паломничества, странствий, вечной жизни, рождения и воскресения. Традиционный символ пуритан, возникший как знак совершенного к гробнице Св. Якова паломничества, когда створку раковины вешали на шею в качестве кулона.
Стрела либо фигура со стрелой – смертность.
Трубы – символ победы и спасения в Судный день.
Урна – широко используемый символ траура. Изначально в древние времена урна являлась вместилищем праха усопшего. Начиная с середины XIX века широкое распространение получила символическая надгробная композиция, представляющая собой ангела (либо плакальщицу), склонившегося над урной с прахом, украшенной драпировкой или цветочной гирляндой.
Факел - дублирует символ лампы, свечи, светильника: Вечная Жизнь души. Погасший факел – физическая смерть.
Херувимы (дети-ангелы) – обычно обозначают детские могилы.
Череп (со скрещенными костями), танцующий скелет – “Memento mori” - традиционный символ смерти.
(фото-примеры: 1)
Якорь (либо крест и якорь) - раннехристианский символ со времен катакомбной церкви, замаскированный символ креста (забавно, что в результате, перевернутого ;). По словам Христа “надежда – якорь души”. Часто изображается зажатым между скалами. Якорь с разорванной цепью символизирует прервавшуюся жизнь. Может также просто указывать на профессиональную принадлежность умершего.
Изображение рук вполне можно выделить в
отдельный раздел :
Протянутые руки – мольба о милосердии.
Благословляющая рука – благословение остающимся.
Рука, указывающая вверх, символизирует надежду на милость Господню, подтверждает жизнь после смерти.
Рука, указывающая вниз, символизирует внезапную смерть.
Руки, держащие цепь с разорванным звеном – символ потери одного из членов семьи.
Рука Бога, выдергивающая звено из цепи, означает, что Он забирает к себе душу умершего.
Руки, держащие раскрытую библию, естественно, символизируют христианскую веру.
Сжатые руки – последнее прощание. Единство и любовь даже после смерти. Этот символ имеет интересную деталь: как правило, правая рука держит левую, левая рука – это рука женщины, жены, часто это можно определить и по манжету. Сжатые руки и сердце олицетворяют милосердие.
Две руки, соприкасающиеся большими пальцами – интересный символ, означающий пожелание долгой жизни и процветания и относящийся к иудаизму. В конце службы в ортодоксальных синагогах этот жест является благословением.
Животные
Бабочка – душа / короткая жизнь. Довольно редкий символ, чаще всего встречающийся на могилах детей. Символ воскрешения Христа, три стадии: гусеница – куколка – бабочка олицетворяют жизнь – смерть – воскресение.
Белка, держащая в лапках орешек – религиозность, духовный поиск (неожиданно на первый взгляд, не правда ли? :).
Голубка - Святой Дух. Образ белой голубки взят из эпизода крещения Господня в Евангелии от Иоанна. Голубка, изображенная с оливковой ветвью, символизирует надежду.
Дельфин – воскресение.
Дракон – дракон, побежденный Св. Георгием – символ победы над грехом.
Змея – змея, свившаяся кольцом и кусающая себя за хвост символизирует Вечность.
Кит – материнство.
Лев - олицетворяет силу Бога и вечно защищает могилу и душу умершего от темных сил. Кроме того, символизирует смелость, мужество и, как и большая часть христианских символов, воскресение.
Лошадь – смелость и щедрость. Кроме того, в католицизме представлены следующие “конные” святые: Св. Георгий, Св. Мартин, Св. Морис и Св. Виктор.
Лягушка – мирские радости и грехи, с другой стороны может символизировать и воскресение (sic!).
Олень – вера, духовный поиск / Христос, победивший Сатану.
Орел – символ Св. Петра. Может указывать на военную карьеру умершего. Смелость, доблесть.
Павлин / Феникс – символизируют воскресение, бессмертие и духовную красоту.
Петух – пробуждение, воскресение.
Птицы в полете – символ “крылатой души”, Вечной Жизни, часто используется на могилах детей. Традиция изображения души в виде птицы восходит к Древнеегипетской цивилизации. Позднее крылья стали изображать в качестве символа божественной миссии.
Рыба – указывает на веру (любопытно, почему? :).
Собака – своеобразный символ, означающий, что хозяин заслуживал любви :)
Сова – традиционный символ мудрости.
Ягненок – один из излюбленных христианских символов и один из излюбленных символов для обозначения детской могилы. Символизирует чистоту, невинность и смирение. Любопытно, что являясь одним из основополагающих символов христианства, олицетворяющим жертвенность Христа, изначально возник еще в египетской мифологии…
Растения:
Венок/гирлянда – изначально, древний дохристианский символ победы и признания. Был воспринят христианской религией как символ победы через искупление грехов, в настоящее время один из наиболее распространенных мемориальных мотивов.
Абстрактное дерево – Древо Жизни.
Абстрактный цветок – хрупкость жизни.
Акант – божественный сад. Один из старейших надгробных мотивов, напоминающий о скалистых землях, где располагались греческие кладбища.
Ананасы и инжир – процветание, Вечная Жизнь (надо сказать, на надгробиях выглядят они диссонирующе жизнерадостно :).
Анютины глазки – символ смирения и памяти.
Боярышник – надежда, радость, символ весны.
Дуб – символ Христа, считается, что его крест был сделан из дуба. В пре-христианские времена друиды поклонялись дубу как Древу Жизни. С другой стороны, в качестве украшения могилы дубовые листья и желуди символизируют силу, власть (в особенности, военную), победу.
Жимолость – преданная любовь и нежность, щедрость.
Кизил – символ Христианства, божественная жертва, воскресение, триумф Вечной Жизни.
Кипарис – романская дохристианская традиция. Ветвями кипариса в знак скорби украшали дом, пока там находилось тело умершего, на кипарисовые ветки его укладывали перед погребением. По одной из версий кипарис символизирует надежду и память. Кипарисы были и остаются обязательной частью средиземноморских кладбищ.
Кисть винограда с листьями – христианская вера (виноград – один из символов Христа).
Крокус – юность.
Лавр - символ мирского признания заслуг и героизма.
Лилия – цветок непорочных девственниц, символ воскресения и чистоты. Часто мотив используется на могилах женщин. Использование лилий при погребении символизирует восстановление непорочности души в смерти (Исключительно красивы Латинские кресты, украшенные рельефным орнаментом из лилий…).
Лилия калла – брак.
Лютик – добрый нрав.
Мак - вечный сон, утешение.
Мандрагора – растение, родственное белладонне, чьи корни имеют причудливую форму, часто человеческой фигурки. Существует давнее поверье, что мандрагора берет жизненную силу у умерших и обладает магическими свойствами.
Маргаритка – невинность ребенка, символ младенца-Иисуса, юность и чистота помыслов.
Мирт – подобно лавру символизирует признание за достижения, так сказать, в социальной сфере :), кроме того, олицетворяет Вечную Жизнь.
Мох – достоинство.
Надломленная ветка – прерванная жизнь, смертность.
Нарцисс – смерть юного, красота, искусство, грация.
Незабудка – память.
Остролист - когда-то люди верили, что остролист защищает могилу от удара молнии :)…
Пальма – римляне украшали пальмовыми ветвями надгробия героев в знак памяти об их победах в Северной Африке. К 33 году н.э. пальмовые ветви уже использовались для приветствия любой более или менее популярной фигуры. Христиане приняли пальмовую ветвь в качестве символа победы Христа над смертью, относимого к Пасхе. В более широком смысле – духовная победа и вечный мир…
Папоротник – искренность, скорбь.
Пассифлора – венчик – терновый венец Христа, пять тычинок – пять ран Христа, десять лепестков – десять заповедей (на мой взгляд, забавно и подкупающе наивно :)
Плакучая ива – скорбь и траур.
Плющ – символизирует бессмертие, неувядающую любовь, верность, дружбу и память (иногда на надгробиях встречается такая форма, как венок из плюща).
Роза – цветок Девы Марии, “Розы без шипов”.
Алая роза символизирует мученичество, белая роза
– чистоту:
Розовый бутон – ребенок до 12 лет.
Неполный расцвет – подросток.
Полный расцвет – смерть в возрасте от 20 до 30 лет.
Надломленный розовый бутон – жизнь, оборвавшаяся слишком рано.
Переплетенные розовые бутоны – крепкая связь между двумя людьми, в том числе матерью и ребенком, умершими в одно время…
Розовый венок – вознагражденная добродетель и красота (исключительно распространенный мотив, в особенности на католических кладбищах).
Розмарин – как сказала Офелия: “Розмарин – для памяти…” Раньше розмарин клали в гроб и дарили скорбящему.
Сломанный цветок - прерванная жизнь.
Сосна – плодородие, верность, возрождение.
Срезанный сноп колосьев - когда-то в деревнях существовал такой обычай – посылать родственникам сноп колосьев, как знак смерти крестьянина, то есть в какой-то степени этот символ является “профессиональным”. Кроме того, он широко использовался для надгробий Викторианской эпохи: срезанный сноп колосьев с серпом как знак прерванной жизни (divine harvest).
Пшеничные колосья – возрождение, плодородие, в Христианской традиции – хлеб и вино.
Трилистник – символ Ирландии.
Увядшие листья – печаль и меланхолия.
Чертополох (терновник) - земная скорбь, терновый венец Христа, символ Шотландии.
Шелковица – “Я не переживу тебя…” :)
Некоторые латинские фразы и аббревиатуры, широко используемые на католических надгробиях:
ad patres – “К отцам”
anno aetatis suae (A.A.S.) – На таком-то году его/ее
жизни
anno Domini (A.D.) – От рождества Христова
annos vixit (a.v.) – Он/она жил (так долго)
beatae memoriae (B.M.) – Благословенной памяти
Dei gratia – Милостью Божьей
Dei gratias – Благодарение Господу
Deo, Optimo, Maximo (D.O.M.) – Господу, Лучшему,
Величайшему (девиз Бенедиктинского Ордена),
другой вариант:
Domino, Optimo, Maximo (D.O.M.) – Господь, Лучший,
Величайший
Gloria in Excelsis Deo – Слава величайшему Господу
hic iacet / hic jacet (H.I.) – Здесь покоится
hic iacet sepultus (H.I.S.) / hic sepultus (H.S.) – Здесь
похоронен
Iesus Nazarenus, Rex Iudaeorum (I.N.R.I.) – Иисус Христос, царь иудеев (надпись на верхней табличке Ортодоксального (Православного) креста (по легенде так надсмеялись над распятым Иисусом римские воины)
in hoc salus (I.H.S.) – В этом есть спасение - одна из
трех интерпретаций аббревиатуры I.H.S. на
католических надгробиях. Иногда буквы рисуются
одна поверх другой, образуя символ, подобный
этому: |$|
in hoc signo spes mea (I.H.S.) – другой ее вариант: В
этом знаке моя надежда (подразумевается крест
Господень)
in hoc signos vinces (I.H.S.) – третья интерпретация:
С этим знаком ты победишь.
laus Deo – Хвала Господу
memento mori – Помни о смерти
obiit (ob.) – Он/она умер
requiescat in pace (R.I.P.) – Да покоится он/она с миром
requiescant in pace (R.I.P.) – Да покоятся они с миром
requiescit in pace (R.I.P.) – Он/она покоится с миром
Verbi Dei Minister (V.D.M.) – Раб Божий
При подготовке статьи были в частности
использованы материалы следующих сайтов:
Victorian Cemetery Symbolism Glossary
Cemetery Sumbolism (a wiry glossary) / City of the Silent
Art of Rome Cemetery Victorian Symbolism
Cemetery Symbolism by Pamela Reid / Cemetery Iconography by George Morgan
Special thanks to Autumn Rain за помощь в подборе
фотографий.
(c) by Lizett Hollz
2002 Russian Gothic Project
..