The Grapes Of Death (a.k.a. Les Raisins De La Mort, a.k.a. Pesticide, a.k.a. The Raisins Of Death) (1978)

The Grapes Of Death Video Cover

В Главных Ролях:

Мари-Жорж Паскаль (Marie-Georges Pascal) ...Элизабет (Elizabeth)
Феликс Мартен (Felix Marten)
Мирелла Ранселот (Mirella Rancelot)
Брижит Лаэ (Brigitte Lahaie)

Marie-Georges Pascal Brigitte Lahaie

Режиссер:

Jean Rollin Жан Роллен (Jean Rollin)

   С выходом в 1978 году эпохального фильма Джорджа Ромеро "Рассвет Мертвых" (Dawn Of The Dead), вся Европа чуть ли не помешалась на зомби-фильмах, настолько (для многих, кстати, весьма неожиданно) популярным оказалось культовое творение Ромеро. В самых "кино-активных" на тот момент европейских странах - Италии, Испании и Франции - ушлые трэш-продюсеры быстро ухватились за новый трэнд и стали выпекать локальные, так сказать, доморощенные, зомби-фильмы, как горячие пирожки. Не упустил своего момента и Жан Роллен, "поэтическийWow! трэш-автор" Франции, неутомимый воспеватель тяжелой жизни современных вампиров и мертвых девушек (это я намекаю на такие фильмы авторства Роллена, как, к примеру, "Изнасилование Вампира", "Две Сиротки-Вампирши" и "Живая Мертвая Девушка" - The Rape Of The Vampire (1967), Two Orphan Vampires (1997) и The Living Dead Girl (1982)). Однако отталкиваясь в своей работе от классической "Ночи Живых Мертвецов" (Night Of The Living Dead) все того же Ромеро, Роллен, тем не менее, многое изменил в своем фильме, так что по большому счету "Виноградники Смерти" в "чистом виде" зомби-фильмом не является, и сейчас я объясню почему. Основной момент, почему эту картину нельзя причислить к числу "стопроцентных зомби-фильмов" заключается в том, что "зомби" в этом фильме не являются мертвыми людьми. Скорее, они находятся на грани между жизнью и смертью, не в силах совладать с обуревающим их недугом, и зачастую полностью осознавая, что они делают. По большому счету - это просто больные люди, пораженные страшным вирусом, постепенно разлагающим их изнутри и доводящим их разум до состояния полного сумасшествия, что и заставляет их убивать. "Технически" они не мертвы (и убить их можно так же, как и обычных людей), и поэтому называть их "зомби" не совсем правильно, а соответственно, и "Виноградники Смерти" - не "зомби-фильм". Однако с другой стороны, явно инспирируясь классикой "фильмов про живые трупы" и внеся достаточное количество элементов этих фильмов в свою картину, Роллен, по моему мнению, все же создал свою версию "зомби-фильма", намного более "поэтически-романтическую" (и не столь прямолинейную), если можно так сказать, чем "классические представители семейства".
   Фильм начинается с показа группы рабочих, опрыскивающих химикатами виноградники, причем один из них, водитель трактора, явно не очень хорошо себя чувствует. Кое-как доехав до хозяина, водитель, молодой парень, жалуется ему на недомогание и на то, что у него сильно болит шея, на что хозяин лишь советует ему принять немного винца и расслабиться, и тогда все недуги очень скоро пройдут. Потом нам показывают двух молодых девушек, Are you ready to take a bullet? Элизабет и Брижит, которые путешествуют в поезде по скалистой и безлюдной местности южной Франции, причем Элизабет едет к своему жениху, заведующему частной винарней (где, собственно, рабочие и опрыскивали виноградники), а Брижит - просто ее хорошая знакомая, которой ехать чуть дальше. Девушки едут одни в целом поезде, однако на одной из непродолжительных остановок, пока Брижит умывалась в туалете, в их вагон заходит тот самый молодой парень, который жаловался в самом начале фильма на недомогание, и присаживается в купе к Элизабет, ожидающую возвращение подруги. Подруга ее уже не вернется, а подсевший к ней парень действительно выглядит не очень хорошо, ибо буквально на глазах его лицо начинает опухать, а из образовавшейся язвы течет желтый гной. Видя такое дело, Елизабет хватает чемодан и бежит вон из купе в другой вагон, по пути в тамбуре между вагонами обнаруживая труп своей подруги - а парень, естественно, следует за нею. В панике побросав все вещи, Элизабет тянет за стоп-кран поезда и выбегает из остановившегося вагона на рельсы - ноги сами уносят ее прочь от страшного поезда, а убийца, выйдя из вагона, и не пытается ее догонять, вместо этого он садится на рельсы и в отчаянии от содеянного склоняет голову. С этого момента для Элизабет начинается долгое путешествие по безлюдной сельской Франции, полное опасности и ужаса, ибо похоже, что все люди, которых она на своем пути встречает, заражены какой-то страшной болезнью, которая не только подвергает процессу гниения их плоть, но и заставляет совершать ужасные акты убийства. При этом зачастую несчастные искренне раскаиваются вBlind girl... содеянном, но самостоятельно не в силах противостоять безумию. В конце фильма, естественно, выяснится причина происходящих событий, которая, впрочем, была для зрителя вполне очевидна с самого начала - местное вино производили из обработанных "усовершенствованными" пестицидами виноградников, которые и стали причиной ужасной эпидемии среди местного населения. Однако для главной героини картины эта информация уже не имела абсолютно никакого значения, и нигилистический финал ленты оказывается вполне ожидаемым и закономерным...
   Так же как и испанец Хорхе Грау (Jorge Grau) со своим замечательным фильмом "Не Тревожьте Сон Мертвых" (Let The Sleeping Corpses Lie) четырьмя годами ранее, Роллен использует мотив "эко-технологической катастрофы" для объяснения причин происходящего, тем самым давая публике абсолютно ясный (хотя далеко не новый и уж совсем не оригинальный) "месседж-предупреждение", что причина всех бед человечества - в нас самих. Помимо четкого обоснования причин происходящих событий, которого у Ромеро ни в одном фильме его зомби-трилогии не было, Роллен также решил изменить локации, в которых происходили события фильма. И если у Ромеро это всегда было замкнутое помещение (дом, огромный торговый центр или подземная военная база), где находились герои и куда ломились в надежде ими полакомиться толпы зомби, то Роллен отправил свою героиню в одиночку "путешествовать" по огромным просторам Dead man... относительно безлюдной области сельской Франции, лишь иногда позволяя ей заходить в помещения (где он, безусловно, не преминул вставить пару цитат из классической "Ночи ..." Ромеро). Теперь, опять же, про самих "зомби". Как я уже упоминал выше - это отнюдь не мертвецы, а обычные сельские жители, подверженные действию опасных химикатов, в результате чего их плоть начинала заживо гнить, и сильно поражался мозг, превращая их в кровожадных маньяков-убийц. Однако даже совершая ужасные злодеяния, большинство пораженных людей вполне осознавало, что они делают, и после этих актов, не в силах совладать с собственной совестью, они искали смерти. При этом, естественно, они не были бессловесными "роботами", жаждущими плоти своих жертв, как это было в классических зомби-фильмах, а до самого конца оставались людьми со всеми свойственными им эмоциями и переживаниями, и конечно же, они спокойно общались, хотя и передвигались чуть медленнее "нормальных" людей.
   Эта картина считается во Франции "первым французским HardGore фильмом", и надо сказать, не без оснований. Фильм полон кровавых убийств, некоторые из которых исключительно эффектны и детализованы, для чего за отсутствием "собственных невтонов" из Италии были выписаны несколько специалистов по сложному гриму и спецэффектам, которые, безусловно, постарались на славу. Чего только стоит протыкание девушки насквозь вилами, или детальное изображение отрубания головы слепой женщины, которую, ко всему прочему, еще и прибили гвоздями к деревянной двери... Помимо впечатляющих спецэффектов и грима, на очень высоком уровне находятся все технические аспекты продукции - свет, звук, съемка, монтаж, минималистичное электронное музыкальное сопровождение. Роллен обладает своим собственным уникальным визуальным стилем, и оператор Клод БеконьеBeheading... (Claude Becognee) постарался действительно на славу, чтобы в самом лучшем виде передать визуальные задумки режиссера, благодаря чему фильм приобрел огромное количество "поэтически-красивых" кадров, таких, как, к примеру, проход героини по туманному мосту или ее путешествие по извилистым улочкам мертвой деревни. Но помимо высокого качества технического исполнения ленты, "не подкачали" и актеры, и в основном это касается, конечно, Мари-Жорж Паскаль, исполнительницы главной роли, девушки с очень необычными чертами лица. Она играет просто великолепно, безо всякой фальши и очень естественно передавая всю гамму обуревающих ее эмоций и переживаний. Помимо нее, из актерского состава следует еще выделить легендарную французскую порно-диву Брижит Лаэ, которая благодаря своему предыдущему сотрудничеству с Ролленом (любой уважающий себя трэш-мастер 60х-70х годов не брезговал и порно, а вы как думали? ;)) получила в этом фильме свою первую (пусть и не очень большую) роль в "настоящем кино". И надо отдать ей должное, справилась она с этой ролью на отлично, весьма естественно исполнив роль сумасшедшей предводительницы деревни маньяков, исключительно эффектно смотрящейся в белой ночной рубашке, с горящим факелом в одной руке и упряжкой псов на привязи в другой...
   Что ни говори, а эта картина является, пожалуй, одной из лучших в долгой и плодотворной карьере Жана Роллена, и одной из лучших картин в поджанре "зомби-фильмов", если ее туда, конечно, причислять. "Виноградники Смерти" сняты Ролленом в более "традиционной" повествовательной манере, что позволит намного большему числу потенциальных зрителей принять и, что называется, "прочувствовать" этот фильм, а значит, и полюбить. Однако это отнюдь не означает, что картина потеряла своеобразный "Ролленовский" стиль в подаче материала, нет; будучи по форме чуть более традиционным, этот фильм, тем не менее, нисколько не утратил фирменных Ролленовских романтических "фишек" как в самом изображении, так и в ситуациях, в которые попадают его герои. Безусловно, эта картина станет идеальной для тех, кто желает впервые познакомиться с творчеством этого французского автора, так как она будет, пожалуй, наиболее понятной "неискушенному" зрителю, ибо этот фильм безо всяких натяжек можно назвать не просто очень хорошим, а отличным! Рекомендуется к просмотру самому широкому кругу зрителей.
Сергей Меренков
Rating - 5 Rating - 5 Rating - 5 Rating - 5 Rating - 5

Так же, Вы можете ознакомиться с рецензиями на другие фильмы этого режиссера:

- Zombie Lake (a.k.a. El Lago De Los Muertos Vivientes, a.k.a. The Lake Of The Living Dead, a.k.a. Le Lac Des Morts Vivants, a.k.a. Zombies' Lake) (1980) - Озеро Зомби
- Fly Me The French Way (a.k.a. Tout Le Monde Il En A Deux, a.k.a. Bacchanales Sexuelles) (1973) - Люби Меня По-Французски
- La Fiancee De Dracula (a.k.a. Le Retour De Dracula) (2000) - Невеста Дракулы

Photos Copyright Of Their Respective Owners

(c) 1999 Russian Gothic Project
Design by Chthon (c) 1999

..