Intruder (1988)

Новое измерение в ужасе.

В Главных Ролях:

Элизабет Кокс (Elizabeth Cox) ...Дженнифер (Jennifer)
Рене Эстевез (Rene Estevez) ...Линда (Linda)
Дэн Хикс (Dan Hicks) ...Билл (Bill)
Дэвид Бирнс (David Byrnes) ...Крэйг (Craig)

Режиссер:

Скот Спигель (Scott Spiegel)

   Продюсером и наставником режиссера Спигеля (снявшегося в главной роли в "Освежеванных заживо", самопародии) в этом фильме был маэстро Тоуб Хупер ("Резня бензопилой в Техасе"), с чьей смертью, возможно, американский ужасник совсем заглохнет. Фильм по строению сюжета - триллер, но удар по нервам наносит на уровне лучших хорроров, и смотреть его нужно исключительно в полном варианте (иногда продают урезанный, без самых кровавых подробностей). В фильме прекрасно все: сценарий, нагнетающий ужас постепенно и в то же время быстро; сюжет с классической неожиданной детективной развязкой; съемки с неординарных ракурсов; игра Денни Хикса; наконец, обилие кровавых аттракционов.
   Все действие фильма происходит в ночном универмаге. Камера вдруг показывает магазин в неожиданном и жутком ракурсе. Мы видим действительность сквозь сетку магазинной тележки, как сквозь тюремную решетку и это только первый из подобных приемов. Зритель не сразу понимает, что это? Чьими глазами мы смотрим? Потом до него доходит, что с этой точки никто из людей смотреть не может. Мы видим окружающее как бы глазами ... самого магазина. Этот современный супермаркет, где происходит все действие фильма до самой последней секунды - главный герой фильма. Весело стучат кассы. Безукоризненно работает американская техника, болтают молодые продавцы, вот-вот закончится работа, и все поедут веселиться. Неожиданно сюда заявляется бывший друг молодой кассирши Дженнифер, Крейг, только что из тюряги. Парень красив, но небрит, взвинчен и вообще типичный "плохой мальчик". Он хочет возобновить отношения, а когда девица уклоняется, поднимает шум и даже бьет ее по лицу так, что из носа начинает капать кровь. (Эта кровь из носа еще сыграет свое в конце фильма. Вообще сценарий написан с похвальным соблюдением канонов драматургии: ничего случайного, все ружья в конце стреляют).
   Молодежь разбирается со своими сексуальными проблемами, а меж тем за стеной, в кабинете директора, происходит драма. Оказывается, этот прекрасный с виду супермаркет убыточен. (Для зрителя это - сигнал: в данном фильме все будет не таким, как кажется сперва). Старший из двух совладельцев, сухой и жесткий финансист-всезнайка Денни решил его продать. Младший компаньон, симпатичный крепыш Билл, крайне огорчен. Он начинал работать здесь когда-то мясником, и со временем своим потом выбился в компаньоны; магазин - вся его жизнь. Но контрольный пакет у Денни. Билл неохотно подписывает все бумаги и спешит на помощь продавцам, которые не могут справиться с Крейгом. Парень очень силен и зол, но общими усилиями его все-таки вышвыривают на улицу. Однако он возвращается, явно настроенный очень серьезно. Его снова выгоняют, но теперь уже все напуганы. Про красивого юношу выясняется все больше зловещих подробностей: раньше его считали очень неплохим парнем, но он стал принимать наркотики, попал в тюрьму за убийство в драке (хотя суд и счел его неумышленным); в продавщицу влюблен давно и серьезно. Атмосфера страха все нагнетается. Приезжает вызванная час назад полиция, два откровенно комедийных дурака-полисмена. Становится ясно: рассчитывать можно лишь на себя. Все двери наглухо запираются, и магазин превращается в "затерянный мир". Наконец, хозяева сообщают самую неприятную новость: теперь они все безработные. Вдобавок, придется работать всю ночь, чтобы заменить ценники на товарах: цены будут снижены вдвое (это не Россия). Подавленные продавцы организуют грустный ужин. Компаньон Денни высокомерно уходит в свой кабинет подсчитывать убытки, а младший компаньон Билл демократично ужинает с продавцами, одним из которых он был 10 лет назад. Наконец, все расходятся по рабочим местам, снова начинает стучать и жужжать техника, но теперь (во многом благодаря мастерству оператора) она выглядит зловеще. Она живет своей жизнью и в любой момент готова напасть на людей. По всему фильму разбросаны гениальные кадры скрытой жизни вещей магазина. Упавшие с полок пакеты под ветром ползут как живые существа. Коробки сами собой падают со стеллажей. Магазин подсматривает за людьми то с пола, то из корзины, то откуда-то сбоку. 
   И вот начинаются убийства работников, одного за другим. Орудием убийства служит техника, а жестокость все возрастает и постепенно достигает пределов, какие не снились даже Джейсону из "Пятницы, 13". Убийца (а его лица не видно в кадре!) действует со злобным юмором, убивая каждого его же орудием труда. Голову раздавливают подъемником, как орех, мозги брызжут в стороны. Лицо распиливают электропилой (одна из лучших работ студии спецэффектов). У Денни отрезают голову ("безголовый всезнайка"). Камера перескакивает с места на место, у зрителя теряется понятие о времени и логике событий. Кто жив, кто убит? Мы видим, как компаньон Билл дерется с Крейгом, и тот ударяет Билла молотком по голове. Убил? Выходит, страшный садист - непутевый юноша Крейг, но в это трудно поверить. А есть ли вообще убийца? У зрителя остается впечатление, что убивают сами вещи, а чьи-то руки - лишь приложение к ним. Крови льется целый океан, убийца причудливо раскладывает куски тел, но живые беспечны как под гипнозом. Проходя мимо трупа приятеля, прислоненного к стенке: "Что-то ты плохо выглядишь". Увидев отрезанную руку, аккуратно завернутую в целлофан: "Спецзаказ какой-то странный"...
   Наконец в живых остается только Дженнифер. Она мечется по пустому магазину, пытаясь найти убежище от незримого убийцы. Прекрасны зловещие кадры затаившегося ночного супермаркета. Наконец, она останавливается в изнеможении, и тут на плечо ей опускается рука. Она оборачивается и видит ужасного Крейга! Он хочет ей что-то сказать, но она ударяет его тяжелым крюком по голове. Крейг падает без чувств, а девушка переводит дыхание и начинает плакать, выкликая имена погибших друзей. Казалось бы, все кончено. И тут среди затихшего магазина раздаются мерные шаги... Прием ложного финала типичен для триллера, а здесь он особенно эффектен. Убийцей оказывается симпатичный компаньон Билл. Крейг проник в магазин, чтобы спасти девушку, но удар молотка Билла не остановил. Персонаж Хикса, даже разоблаченный, не теряет обаяния. Любезно улыбаясь, объясняет девушке, что должен ее убить и свалить все на Крейга. Спокойно кушает бутерброд кровавой рукой. Гоняясь за девушкой, не забывает поставить на полку упавший товар. Еще немного, и спокойный Билл мог бы стать родоначальником нового типа садистов, наряду с наивным Джейсоном и жизнерадостным Фредди.
   Но в нем ли самом дело? Что превратило приятного парня в монстра? Он отвечает: "Я сошел с ума из-за этого магазина". Сам магазин решил расправиться с незваными гостями - людьми, которые возомнили себя повелителями вещей. Вот и получили свое!
   Далее начинается игра в прятки в ночном магазине - незабываемая сладкая жуть с кучей кровавых гэгов (дерутся отрезанной головой, кровь из носа девушки вытекает прямо под ноги убийце и пр.). С помощью Крейга девушка спасается, пырнув садиста ножом. Как обычно, поздно подъехавшая и уже абсолютно ненужная полиция, конечно, хватает невиновную парочку, колотит, надевает наручники. Кстати, посмотрите внимательно на балбесов-полицеских. Верзила - Брюс Кемпбелл, звезда "Зловещих мертвецов". А пониже ростом - сам Лоренс Бендер, продюсер и соавтор сценария, крупнейший продюсер киноужасов. Добавим, что разносчик хлеба, зарезанный в одном из эпизодов - сам режиссер Спигель! Фильм, таким образом, представляет собой как бы бенефис. А в финале, лежащий Билл вдруг открывает горящие глаза, и с диким криком девушки наплывает темнота...
   Остается лишь добавить, что спецэффекты фильма стали классикой, а знаменитое распиленное лицо - почти эмблемой студии Курцмана.

SEMEN
Rating - 4 Rating - 4 Rating - 4 Rating - 4

Photos Copyright Of Their Respective Owners

(c) 1999 Russian Gothic Project
Design by Chthon (c) 1999

..