John Carpenter's Vampires (1998)

John Carpenter's Vampires Poster 1    John Caprenter's Vampires Poster 2     John Carpenter's Vampires Video Cover

От мастера ужаса пришло новое поколение зла...
From the master of terror comes a new breed of evil...
Приготовься к рассвету.
Prepare for the Dawn.

В Главных Ролях:

Джеймс Вудс (James Woods)                                    ...Джек Кроу (Jack Crow)
Дэниел Болдвин (Daniel Baldwin)                                   ...Монтойя (Montoya)
Шэрил Ли (Sheryl Lee)                                                            ...Кэтрина (Katrina)
Томас Ян Гриффит (Thomas Ian Griffith)                                  ...Валек (Valek)
Максимильян Шелл (Maximilian Schell) ...Кардинал Альба (Cardinal Alba)
Тим Гуини (Tim Guinee)                ...Отец Адам Гиту (Father Adam Guiteau)

James Woods Daniel Baldwin Sheryl Lee Thomas Ian Griffith Maximilian Shell Tim Guinee

Режиссер:

John Carpenter Джон Карпентер (John Carpenter)

   После достаточно продолжительного творческого кризиса, во всяком случае, те фильмы (Деревня проклятых и Побег из Лос-Анджелеса/Village Of The Damned, Escape From L.A.), которые были созданы за этот период, к числу успехов явно не отнесешь, легендарный (я бы даже сказал - "культовый") режиссер Джон Карпентер наконец-то порадовал нас своей новой работой, благодаря которой, просто реабилитировал себя в моих глазах. Практически во всех работах мастера принимает участие сильный и неординарный актерский состав, причем с некоторыми актерами Карпентер сделал не один совместный фильм (Курт Рассел, Джеми Ли Кертис, Сэм Нил), и на этот раз режиссер не изменил свои традициям в выборе актерского состава. Колоритные персонажи на страницах сценария требовали подбора не менее колоритных и харизматичных исполнителей, что и было проделано с блестящим успехом.
   Прожженного жизнью, немногословного и циничного лидера группы уничтожителей вампиров играет Джеймс Вудс (Видеодром, Однажды в Америке, Казино/Videodrome, Once Upon A Time In America, Casino), внешность и общая харизма которого как нельзя лучше подходят для этой роли. Скупыми, но четкими и уверенными мазками, он кладет краски на холст психологического портрета своего персонажа. Практически никакой мимики, четкий голос, циничные реплики и молниеносные, продуманные действия - вот те выразительные средства, которыми манипулирует Вудс, играя своего персонажа. Смотря на экран, не возникает никакого сомнения, что перед нами действительно человек, которому убить - что плюнуть, потому что это его работа, и он действительно знает в ней толк...
   Помощника и лучшего друга Джека, играет Дэниел Болдвин (Рожденный четвертого Июля, Ход конем/Born On The Fourth Of July, Knight Moves), один из многочисленной актерской династии Болдвин. Он изображает этакого здорового деревенского рубаху-парня, местами сентиментального, хотя его профессия явно не предполагает проявления подобных чувств. Однако это так. Он так же, как и Джек, отлично знает свою работу, но сентиментальность явно не способствует выживанию...
   Шерил Ли (Я люблю тебя до смерти, Дикие сердцем/I Love You To Death, Wild At Heart) широко известна нашему зрителю по роли Лоры Палмер в телесериале Твин Пикс (Twin Sheryl Lee as a Vampire Lady... Peaks) и его полнометражной кино версии Твин Пикс: Огонь иди со мной (Twin Peaks: Fire Walk With Me). Видимо, пригласив ее участвовать в картине, Джон Карпентер решил показать всему миру, кто же на самом деле убил Лору Палмер... :) Ли играет проститутку Кэтрину, укушенную самим Повелителем Тьмы, и взятую нашими бравыми ребятами в качестве живой видеокамеры слежения, ибо у вампира и укушенной им жертвы, оказывается, существует телепатическая связь, благодаря которой жертва видит многие события глазами своего будущего хозяина. На самом деле, Шерил Ли действительно бесподобна в этой роли. Ей удалось ярко и выразительно показать постепенную трансформацию человека в создание ночи, замену одного жизненного цикла - другим, и все физиологические и ментальные реакции с этим процессом связанные. Ну а ее вампирская ухмылка просто очаровательна...
Valek In Anger...    Томас Ян Гриффит (Кровь невинных, За линией врага/Blood Of The Innocent, Behind The Enemy Lines) по моему мнению, просто идеально вписался в роль "Самого Главного Вампира" (рука автоматом тянется дописать - "всех времен и народов"). Мало того, что его внешность (не без помощи специального грима, конечно) вполне соответствует расхожим представлениям о внешнем виде "кровососущих", вкупе с не менее экспрессивной игрой (в основном, правда, не отошедшей далеко от канонов жанра) действительно создают ореол вечного мрака и холода смерти.
   Максимильян Шелл (Маленькая Одесса, Столкновение с бездной/Little Odessa, Deep Impact) играет здесь стареющего кардинала, испуганного перспективой скорой смерти. Того цинизма и снисходительной иронии, которую он нам продемонстрировал в своем последнем монологе, с лихвой хватило бы еще на несколько персонажей.
   Тим Гуини (Отвага под огнем, Лезвие/Courage Under Fire, Blade), человек, умудрившийся засветиться сразу в двух "блокбастерных" вампирских фильма кино сезона 1998 года. В "Вампирах Джона Карпентера" он исполняет роль молодого священника, посланного кардиналом присматривать за деятельностью Джека и остатка его команды. Естественно, в течение фильма мы можем наблюдать как из робкого, еще не нюхавшего пороху вампирских битв и делающего массу глупостей, неопытного священника, он превращается в "видавшего виды" парня, орудующего незамысловатыми орудиями уничтожения наравне с Джеком.
   Теперь, я думаю, уместно будет сказать несколько слов о сюжете. Фильм поставлен по Our Brave Vampire's Slayers... мотивам повести Джона Стикли "Вампиры" (John Steakley's Vampires) и повествует о том, как небольшая группа уничтожителей вампиров, во главе с Джеком Кроу, пытается противостоять Повелителю Тьмы - самому первому, "основному" вампиру, Валеку, в его попытках обрести возможность существовать при дневном свете. Оказывается, в возникновении такого явления как вампиры, повинна сама католическая церковь (которая, кстати, и финансирует работу Кроу и его команды). В далеком 14 веке, священник Валек восстал против церкви, за что был подвергнут древнему, запрещенному ритуалу изгнания демонов. Происходило это во французском местечке Берзье (Berzier). Однако что-то прошло не так, и в результате святые отцы получили существо, тело которого мертво, но дух никуда не вознесся - вампира. Собственно говоря, цель Валека - отыскать Крест Берзье, с помощью которого из него пытались изгнать злых демонов, дабы завершить процесс обращения, и, получить, наконец-то, вожделенную возможность существовать при свете солнца, возможность, благодаря которой уже ничто не могло бы остановить победоносное шествие вампиров... Естественно, небольшая кучка людей, во главе с Джеком Кроу пытаются помешать осуществлению этого плана, зачастую методами, весьма экстравагантными. Они возят с собой укушенную Валеком проститутку Кэтрину, которая вот-вот превратиться в вампира (по версии Карпентера, процесс превращения длится 48 часов), а пока, снабжает их информацией о приблизительном местонахождении Валека, так как имеет с ним телепатическую связь...
   Но на самом деле, сюжет в данном фильме далеко не главное, хотя он и достаточно оригинален, главное - визуальное и стилистическое решение фильма, а также тотальное наплевательство режиссера на столь популярную в последнее время в Голливудском кинематографе тенденцию "полит-корректности". Стилистически, фильм решен в концепции вестерна, и это видно буквально с первых же кадров - плавное движение камеры по предрассветной прерии, пролеты над каньонами и выжженными солнцем плато, места, в которых развивается львиная доля действия фильма - все это стилистика вестерна. Этой же стилистике соответствуют и костюмы главных персонажей - Валек в фильме ходит (и летает) в длинном черном плаще до земли, что сразу вызывает в памяти образ эдакого "крутого" бандита из многочисленных вестернов, что, кстати, только добавляет Яну Гриффиту стильности. Монтойя щеголяет в ковбойском наряде, включая знаменитую широкополую шляпу, Кроу облачен в классические джинсы и черную кожаную куртку...
   Музыка (традиционно написанная и исполненная самим Джоном Карпентером) так же выполнена в духе неторопливого вестерна, хотя заглавная композиция очень похожа на песню "It's A Dark Night" (Это темная ночь) из кинофильма "От заката до рассвета" (From Most Memorable Vampires Walk...Dusk Till Dawn), и, буквально, после каждого аккорда ждешь, когда же последует знакомый проигрыш, и грянут слова - It's a dark night... но ожидания напрасны :) Некоторые моменты - просто являются очевидными отсылками к классикам жанра, чего только стоит один из самых стильных эпизодов фильма, когда группа вампиров, во главе с Валеком, в лучах предзакатного солнца, с трудом пробивающихся сквозь кроваво-красные облака, вылезают из своих земляных могил и дружным строем идут по пустынному пыльному плато...
   Вообще, запоминающихся моментов в фильме очень много - начиная от способов, коими наши бравые ребята уничтожают вампиров, и заканчивая некоторыми, особо смачными эпизодами: В частности, когда героиня Шерил Ли, полностью превратившись в вампира, кусает Монтойю, отрывая при этом кусок кожи и смачно, с прихлебыванием пьет его кровь, после чего выходит из машины и, с дьявольской ухмылкой, не торопясь, идет по шоссе, со льющейся из полуоткрытого рта прямо на грудь, свежей кровью... Или, один из популярнейших способов укротить вампира - это выстрелить в него из арбалета стрелой, с привязанным к ней тросом, и с помощью автомобильной лебедки вытащить его на свет божий, где он благополучно сгорает как свечка :) И таких моментов на протяжении всего фильма предостаточно...
   Что же касается так называемой "полит-корректности", которая стала так популярна в последнее время в Голливуде, то в фильме Карпентера ее не то чтобы нет, а я бы даже сказал, что весь фильм экстремально антиполиткорректен, что лично меня весьма радует. Главные действующие лица - сплошь белые, и черные личности встречаются на протяжении всего фильма только в мелких эпизодах, и то, в качестве вампиров, которых благополучно убивают. Церковь в фильме (а всем известно, что Американцы - очень религиозная и набожная нация) - сборище лицемеров, которые при легком запугивании тут же раскрывают всю "секретную" информацию, и даже более того, сотрудничают с вампирами, существами ею же и порожденными... Священников убивают легко и непринужденно, а так же всячески издеваются над ними... С женщинами в фильме так же не церемонятся (это на фоне расцветающего в Америке стиля жизни под страхом "sexual harrasment", когда за невинный взгляд на бедро девушки, велика вероятность того, что на тебя подадут в суд...), обращаясь с ними практически как с животными. Да тут и нечему удивляться - на протяжении всего фильма мы не видим ни одной "нормальной" женщины - все они либо шлюхи, либо вампиры, либо и то и другое одновременно... :) В общем, Карпентер "опустил" в своем фильме все (и всех), что (кого) только можно, получив при этом прокатный рейтинг "R" (за натуралистичный показ насилия и крови, а так же за ненормативную лексику и сексуальность), однако, не помешавший его фильму только за первый уик-энд показа собрать свыше 35 миллионов долларов (при достаточно скромном бюджете в 20 миллионов). Стоит так же упомянуть, что фильм вышел в прокат в канун Halloween, то есть 31 Октября.
   Вообще, на протяжении всего фильма тебя не покидает мысль, что ты смотришь еще более "стебовый" вариант "От заката до рассвета", в основном благодаря замечательным диалогам и циничному чувству юмора. Для фильма является нормой диалоги следующего содержания: (Джек отцу Адаму) "Падре, скажи мне, только честно, когда ты воткнул копье этой вампирше, у тебя встал?" или (Джек - Монтойе, укушенному Кэтриной) "У тебя есть два дня чтобы уехать, но знай, друг, что я найду тебя... и убью" и т.п.
   В заключение могу сказать только одно: Всем кто любит стильное, обильно приправленное цинизмом и черным юмором кино, этот фильм рекомендуется для приобретения и постановки на самое видное место в видео коллекции, остальные же, могут с ним просто ознакомиться не покупая...
Сергей Меренков
Rating - 4 Rating - 4 Rating - 4 Rating - 4

Памятные цитаты:

Джек Кроу: Я убил собственного отца, падре. Мне не составит труда убить тебя...

Джек Кроу: Мне интересно только одно, после 600 лет, как у тебя твой инструмент работает, еще встает?

Так же, Вы можете ознакомиться с рецензиями на другие фильмы этого режиссера:

- Ghosts Of Mars (a.k.a. John Carpenter's Ghosts Of Mars) (2001) - Призраки Марса

Photos Copyright Of Their Respective Owners

(c) 1999 Russian Gothic Project
Design by Chthon (c) 1999

..