back
forward

“Исповедание Братства Розового Креста”:

легендарная история розенкрейцеров

 

В противоречивой истории средневековья есть свои загадочные страницы, которые как бы зашифрованы, и прочитать их бывает крайне затруднительно. Классическое “Золотое средневековье” (XI - нач. XIV вв.), несмотря на попытку его адекватного исследования, все же остается тайной, тем алхимическим тиглем - атанором, где творится Священнодействие. Здесь и следует искать утерянное сокровище Духа, за которым рыцари Христовы направлялись на чарующий Восток. Запад и Восток вливались друг в друга, соединяясь в эликсир Мудрости, Знания и Света. Тайные братства и ордена, существование которых обросло легендами, скрывали то Сокровище, обогащавшее тех, кто прикоснулся к нему, пусть даже ценой жизни, ибо обретший его становился совершенным и чистым. После трагической кульминации откровенно сфабрикованного “Процесса Тамплиеров” в 1314 году, когда на костер взошли Великий Магистр ордена Жак де Моле и его товарищ Жоффруа де Шарне, сакральная эпоха идет на убыль, но собранное не было растрачено, оно воплощалось в исканиях ее продолжателей, стремившихся изменить несовершенство мира.

Братство Розового Креста фактически изучено неплохо, но пробелы в его истории, безусловно, еще остаются и заполнить их до конца вряд ли удастся 1 . Орден Розы и Креста был сродни великолепному вдохновляющему мифу. Неслучайно розенкрейцерство сравнивали с мгновенно промелькнувшей и исчезнувшей звездой, оставившей заметный след на небосклоне.

Розенкрейцерская история намеренно удревлялась самими розенкрейцерами и масонами, на идеологию которых они оказали значительное влияние. Это напрямую связывалось со стремлением создать свою особую мифологию, начало которой исчезало в начале времен. С “древними” розенкрейцерами связывают фараона Тутмоса III (1521-1473 гг. до н.э.), которому помогали двенадцать человек - девять его братьев и три сестры (универсальное сакральное число). Египетская тема широко использовалась для создания орденских мифов и легенд (например, масонский обряд и система Мемфис-Мицраим в XVIII веке). Это объяснялось и слабой изученностью Египта и тем мистическим трепетом, который он внушал. Поражающие воображение пирамиды скрывали грандиозные познания древних рас и их следы. Принести из тьмы веков допотопную Мудрость было величайшим порывом. Позже, уже в XIX веке, теософы постарались приписать розенкрейцерам что-то крайне неординарное и невозможное. Это придавало весомость. Согласно теософским изысканиям, Великое Белое Братство, архивы Карнакского храма и фараон Яхмос положили начало Ордену. Фараон-реформатор Эхнатон по прошествии времени принимает символику Розы и Креста. К Великому Белому Братству, а следовательно и к розенкрейцерам, приписывали Гомера, галльских друидов, Соломона, Солона, Пифагора, Плотина, Иосифа Аримафейского, Алькуина, короля Дагобера (и династию Меровингов), святого Томаса и др. Родоначальник гностической герметической Традиции Гермес Трисмегист был сформирован в улее этого братства, как подмечает Умберто Эко 2 Масонская традиция приписывает основание “ордена посвященных” мудрецу, гностику и адепту из Александрии Ормусу, жившему в I веке от Р.Х. В 46 году он принимает как символ красный или розовый крест. Этот крест впоследствии появится на эмблеме Тамплиеров, о чем пишут Р. Лей, Г. Линкольн, М. Бейджент, утверждая, что в 1188 году закрытая орденская структура Сионский Приорат приняла для себя еще одно название - Орден Истины Розы и Креста. Это, как позже выяснила известный специалист по посвятительным и инициатическим организациям Фрэнсис Йейтс, было фальшивкой и частью легенды 3

До начала XVII века (точнее до конца XVI века) не было никаких свидетельств существования розенкрейцеров. Неизвестно, когда возродился или родился Орден. Он вполне мог быть одним из ряда научно-литературных обществ, созданных в Италии в Германии в переломный исторический момент, на волне конфликта протестантов и католиков. В 1607 году Фигулус, автор оккультных работ, в своем памфлете упоминал существование братства в 1410 году. Михаэль Майер пишет о возрождении общества в 1413 году, а К. Кизеветтер, представитель неорозенкрейцерства (XIX-XX вв.), ссылается на некоего Фризана, который был “императором братства” в 1486 году. К этому времени относят и участие в братстве Генриха Корнелия Агриппы фон Неттесгеймского (1486-1535) и Парацельса - Теофраста Бомбаста фон Гогенгейма (1493-1541). Агриппа писал, что в 1507 году алхимик Евгений Филалет (настоящее имя Томас Воген) был наделен властью императора Ордена. В 1530 году Парацельс был принят в ложу розенкрейцеров в Базеле, о чем сообщает доктор Ландальф из Лиона в письме Агриппе 4. Джон Ди (1527-1608), математик, астроном, картограф, библиофил, алхимик и чернокнижник, и его коллега Эдвард Тальбот Келли были, возможно, связаны с Братством, хотя это тоже вызывающие некоторые сомнения факты, но какие-то аргументы “за” все-же присутствуют 5

Реально же четкие контуры Братства розенкрейцеров обрисовываются в конце XVI века, когда французский алхимик Николо Барно (Barnaud) предпринял путешествие по Германии и Франции с целью учредить герметическое общество, которое смогло бы объединить подвижников философского камня. Из предисловия к сочинению “Отголосок Общества Розенкрейцеров” исходит, что в 1597 году проходили собрания секретного союза. В 1610 году некий нотариус Хазельмейер уверял, что читал рукопись “Fama Fraternitas”, где были приведены законы Ордена. В 1614 году в Германии появляется анонимное приоизведение “Allgemeine und General Reformation” или “Общая и вседоступная реформа всей Вселенной”, с приложением “Fama Fraternitas”-“Сказание о братстве высокодохвального Ордена Розового Креста, всем ученым и правителям Европы”. Книга была издана в Касселе Вильгельмом Весселем с комментариями Хазельмейера, осужденного судом иезуитов за связь с розенкрейцерами гребцом на галеры. В 1615 году выходит “Confessio Fraternitatis Roseae Crucis, ad eruditos Europae”-“Исповедание Братства Розового Креста”. В 1616 году появляется третий памфлет “Химическая свадьба Христиана Розенкрейца”. В 1614-17 гг. “Fama Fraternitas” издавалась семь раз 6 . В основных произведениях излагалась легендарная история Братства, связанная с его основателем Христианом Розенкрейцом. Розенкрейц (род. в 1378 году) в поисках посвящения отправляется в паломничество на Восток, к святым местам. Во время путешествия по Аравии его окликали по имени философы и маги, никогда прежде не видевшие его. Также он посещает Марокко и Египет, где постигает восточную мудрость, приобщается к Вечности, т.е. совершает личное “Великое Делание”. Розенкрейца считали, по другим сведениям, и дьволопоклонником, бежавшим на Восток от преследования темных сил, где он был спасен неким назореем. Тогда же и было положено начало “Братству Розы и Креста”. Возвратившись через Испанию домой, он приобрел много учеников (реально их было семеро (или восемь)) и скончался в возрасте 150 лет от разачарования жизнью, которую научился продлевать, что есть прямое свидетельство получения им Философского Камня. Дата его смерти точно не определена. Есть предположения, что он умер в 106 лет, в 1484 году 7 . Его последователи разбрелись по свету, условившись собираться каждый год. Розенкрейц был похоронен в подземельях Братства, где в 1604 году его усыпальница, освещенная искусственным солнцем, была обнаружена вместе с посланием, написанным золотыми буквами, в котором говорилось о скором Конце Света. По описанию, эта могила чем-то напоминала погребения митраистов 8 . Итак, миф был создан. Памфлеты, обещая преобразование человека и общества в соответствии с эзотерическими герметическими принципами, бичевали пороки своего времени, римского папу - “зверя Запада”, и Магомета - “зверя Востока”. Новая эра должна была освободить человечество от оков и приобщить к “тайнам природы”, научить управлять его своей судьбой и пребывать в гармонии с Вселенной. Памфлеты имели и политическую направленность; в них возлагались надежды на Фридриха, пфальцграфа рейнского, политико-религиозного лидера, покровителя Братства, собиравшего вокруг себя ученых мужей Европы. Расследование, не замедлившее последовать, выявило и автора, Иоганна Валентина Андреа Херренберга (1586-1654), теолога из Вюртемберга, много путешествовавшего по Европе, хотя авторство Андреа спорно. Оценки колеблются от полного его участия до частичной, сторонней, роли. Андреа, протестантский священник, горячий сторонник Реформации, был уверен, что за реформой церкви должна была последовать научная и общественно-политическая реформы. Он сыграл немалую роль и в истории педагогики, оказав влияние на своего ученика из Чехии Яна Амоса Коменского. Правда, не исключено, что и Андреа испытал влияние самого Коменского и общины Моравских братьев, продолжателей идей таборитов 9 . Так же на воззрения Андреа подействовали взгляды великого калабрийского мыслителя Томмазо Кампанеллы, что отразилось в книге “Описание христианского государства”. “Химическая Свадьба” иронизирует над алхимиками, но этот символический памфлет целиком содержит их дух. Насмешка, как пишет Андреа, к его удивлению, была воспринята всерьез. Нападки на него, как выразителя идей Ордена, привели к разрыву с ним в 1616 (или 1617) году. Он публикует ряд сочинений, высмеивавших розенкрейцеров. Произошло своеобразное отречение, выглядевшее очень странно в начале Тридцатилетней войны 10 .

После поражения протестантов в Чехии в битве при Белой горе (1620 г.) и с началом Конрреформации розенкрейцеры уходят в подполье и “открещиваются” от собственных взглядов. Андреа создает сеть тайных обществ “Христианские союзы”, помогавших бежавшим от преследований Инквизиции. В Англию эмигрируют и некоторые его сподвижники 11 .

Возможно, что название Братства связано с именем Андреа. Традиционно же наименование Ордена трактуют как “Розовый крест”, что вместе образует Розенкрейц – имя его основателя. Более поздние толкователи оперируют латинскими словами Ros - “роса” и Crux - “крест”, “росный крест”, алхимическая субстанция, наилучший растворитель золота. Андреевский крест, изображаемый в форме Х, мистически представляет слово LUX - Свет, производящий золото по мнению розенкрейцеров 12 . Другие предполагают, что Орден принял название от розы, символа Сына Господня, сравниваемого в Евангелии с цветком. Римская церковь воспринимает розу как символ Матери Спасительницы - Rosa Mystica. Этот же цветок присутствует в Элевсинских мистериях как Тайна. Катарский “Роман о Розе” Гийома из Лорриса и Жеана из Менга (XIII в.) может считаться предтечей розенкрейцерского учения. В трактате “Artis Auriferoe quam Chemiam vocant” (“Искусство златоделания, химией именуемое”) (1610 г.) указывается Rosa Philosophorum - Роза философов, эликсир долголетия и царская водка. Духовная связь розенкрейцеров с альбигойцами и тамплиерами очевидна, т.к. они клялись сокрушить невежество и силы зла в лице утерявших изначальную божественную Благодать клириков 13 . Символ Креста и Розы обладает глубочайшим смыслом, ибо он обозначает Совершенного Человека, Адама, совершившего Великое Делание. Крест символизирует четыре реки земного Рая, а Роза - то потаенное и искомое, что присутствует в центре Рая - Святой Грааль. Роза означает душу адепта и одновременно Сакральную Доктрину, “Истинную Жизнь”, Еву. Это икона “Короля”, “Императора” (титул главы Ордена) Regnum - Земного Рая, Царства Божия 14 . Рене Генон связывает ее с Агарти, обителью Высших Неизвестных (Superior Inconnu), куда удалились некоторые самые совершенные адепты после заключения Вестфальского мира в 1648 году 15 . Интересно, что Роза и Крест, олицетворяющие страдание и любовь, созвучны с эмблемой иезуитов, Сердцем и Крестом. Эти ордена противостояли друг другу идеологически. Так, одной из задач Братства, в частности, была борьба с засилием вездесущих иезуитов.

Крестную табличку INRI розенкрейцеры расшифровывали весьма оригинально - “Igne Natura Regenerando Integrat” - “Природа обновляется возрождающим пламенем” - через Святой Дух, сошедший на апостолов в день Пятидесятницы. Фамильный герб Андреа действительно дает повод сделать его основателем ордена (или причислить к основателям), так как он состоит из андреевского креста и четырех роз - эзотерической комбинации, но это не подтверждает истинности предположения 16 .

“Fama Fraternitas”, несмотря на гонения ортодоксов, завоевывает позиции. Розенкрейцеры жаждут Христанского Возрождения, о чем говорится в основных задачах ордена.

Розенкрейцерство стремилось к освобождению философской мысли из оков средневековых суеверий. Оно всецело отрекалось от колдовства и архаики, однако обращаясь к астральному миру, который стремилось подчинить своей воле. Управление духами и элементалами давало братьям возможность обладать знаниями разных уровней Вселенной, т.е. мыслить универсально, устремляя разум в Иные сферы. Розенкрейцеры обращались к мистике иудейской Каббалы, учение которой они терпеливо и плодотворно постигали. Связь розенкрейцеров и Каббалы - одна из загадок Ордена. После окончания Тридцатилетней войны некоторые адепты Ордена (всего их было 12) отправляются в Малую Азию, где обретают подлинную, Восточную, Каббалу, тогда как известная Каббала Моисея была искажена во многом и была экзотерической, полагает Е.П. Блаватская, знакомая с западноевропейским оккультизмом 17 . Став частью философского масонства, розенкрейцеры преследуют две основные цели: 1) познание самого себя и 2) познание Бога и природы (“познание Бога в природе и природы в человеке”). Они обещают своим последователям доступ к Высшим Тайнам и наставляют как уберечься от болезней, “убегая греховности”, соблюдая христианские заветы и ведя нравственный образ жизни 18 . Получившие посвящение обязывались безвозмездно лечить больных, носить одежду страны пребывания, ежегодно являться на собрания Ордена, умирая назначать себе преемника и хранить тайну сто лет. Человек как Микрокосм в Макрокосме стоял в центре идеологии розенкрейцерства, чему следовал один из вероятных братьев-основателей Роберт Фладд (1574-1637). Между 1617-1619 гг. он издает обилие трактатов, где рассказывалось о тайнах Ордена и где еще раз подтверждались слова Гермеса Трисмегиста из “Tabula Smaragdina” (“Изумрудная Скрижаль”): “То, что внизу, как то, что вверху, и то, что вверху как то, что внизу, для того, чтобы совершить чудеса одного и того же” 19 . Фладд, “рыцарь магии, Каббалы и алхимии Братьев Розы и Креста”, в 1617 году опубликовывает важнейший трактат “История Двух Миров”, объясняющий связь человека и Космоса через сердце, приравненное к Солнцу. В этом же году он пишет “Tractatus Apologeticus Integritatem Societatis De Rosea Cruce Defendens”; в “De Naturae Secretis”, появившемся в 1618 году говорится о том, что наступил момент открыть тайну розенкрейцеров. В это же время Фладд размышляет о судьбах Вселенной в “Utriusque Cosmi Historia” на фоне разговоров о реальном существовании Ордена и начавшихся религиозных раздоров. Иоганн Валентин Андреа во внешне антирозенкрейцерском памфлете “Turris Babel” (“Вавилонская башня”) предсказывает скорую победу над Антихристом и воцарение Совершенного Человека – Микрокосма, символом которого является Пентаграмма – Пламенеющая Звезда 20 .

Пустив корни в Германии и Нидерландах, в 1623 году розенкрейцеры появляются в Париже, где через манифесты предупреждают “добрых граждан” о начале приема в Братство депутатами Главной Коллегии: “Мы, депутаты Коллегии Розового Креста, видимо и невидимо пребываем в этом городе. Мы учим без книг или знаков всеобщему языку, который может спасти людей от смертельного заблуждения”. Однако, согласно другой версии, манифесты четко и ясно повествовали о Тридцати Шести Невидимых, которые разбрелись по свету после разгрома Ордена Тамплиеров, и которым дана власть сделать невидимыми своих последователей 21 . Розенкрейцеры входят в моду, с ними хотят познакомиться, но обвиняют между тем в богохульстве, алхимии, ереси и вызывании демонов. Мнимые материальные богатства, бывшие на самом деле всеобъемлющим духовным Знанием, не давали покоя завистливым и суеверным обывателям. Неожиданно появившееся Братство также внезапно исчезает из поля зрения. В 1627 году Фрэнсис Бэкон, о роли которого в Ордене спорят историки розенкрейцерства, пишет “Новую Атлантиду” - описание страны розенкрейцеров, хотя напрямую о них не упоминается. В 1630 году в Лейдене Петер Мормио издает “Arcana Naturae Secretissima” (“Секретнейшие Тайны Природы”), где розенкрейцерские “арканы” подразделяются на три дисциплины: Вечное Движение, олицетворявшееся гностическим змеем Ouroboros-ом, Трансмутация Металлов и поиски всеобщего лекарства – Панацеи - “Aurum Potabile”. Не обходится и без уколов - Габриэль Ранде обрушивается на “фантазии” Ордена с яростной критикой, что наносит братьям ощутимый удар 22 . Слияние с масонством укрепляет позиции розенкрейцеров, но алхимический дух частично теряется, о Делании уже широко не говорится. Немецкие розенкрейцеры называют себя хранителями масонских заповедей, вверенных англичанам самим королем Артуром. Верные Иоаннитскому преданию они называли своих Великих Мастеров Иоанном I, Иоанном II и т.д. Сначала у них было только три степени, кроме трех символических степеней франкмасонства. Шотландцы и шведы, переняв у немцев Иоаннитское предание, основали общество “Мудрецов Света”, которое именовало себя Ормусским. Венецианский лев, прижимающий когтями пергамент с изречением : “Pax tibi, Marce Evangelistameus” (“Мир тебе, мой Марк Евангелист”), украсил его эмблему. Это подтверждает наличие связей с Венецией, где также, как и в Мантуе, были розенкрейцеры, состоявшие в контакте с эрфуртскими, лейпцигскими и амстердамскими. В Венеции проходили алхимические съезды, на которых тесно взаимодействовали розенкрейцеры и алхимики. Шотландские и шведские ордена утверждали, что Эдуард, сын Генриха III, был посвящен в розенкрейцеры в 1196 году знаменитым алхимиком Раймондом Луллием. В Англии розенкрейцерство, несмотря на затухание общей орденской деятельности, процветает и вступает в связь с “вольными каменщиками”. Кроме правительствующего Сената и Главной Коллегии в Лондоне братство располагает отделениями в Бристоле, Манчестере, Кембридже, Оксфорде, Эдинбурге и Глазго 23 . Розенкрейцерство и масонство - отдельная обширная тема, но все-таки кратко рассмотреть ее следует, так как в идеологии “вольных каменщиков” алхимико-розенкрейцерская терминология обрела особый духовный смысл. Структура Ордена Розы и Креста повлияла, отчасти, на масонские градусы, воплощая аллегорическое стремление к Вратам Алхимии и Астрологии. В первоначальном розенкрейцерстве было три ступени: “младший” (ученик, подмастерье), “старший” (мастер), “отец” (распределитель работ). После 1520 года структура усложнилась до 9 ступеней: Zelator (Ревнитель), Theoricus (Штудирующий теорию), Practicus (Допущенный к самостоятельной работе), Philosophus (Постигающий истину), Adeptus Junior (Младший адепт), Adeptus Major (Старший адепт), Adeptus Exemptus (Чрезвычайный адепт), Magister Templi (Магистр храма), Magus (Маг). По ним ревнитель Света проходил через алхимические стадии Nigredo (“Работа в Черном”), Albedo (“Работа в Белом”) и достигал примордиального, адамического, состояния в Rubedo (“Работа в Красном”). Верх Великого Делания, Lapis Philosophorum, “Красный Лев” и “Магистериум” в масонстве уподобляется Кубическому Камню в основании Нового Тампля, Храма Солнца в Новой Атлантиде Бэкона - стране Свободы, Равенства, Братства 24 .

В 1670 году Франческо Борри, алхимик из Милана, пишет острую сатиру на розенкрейцеров, роман “Граф Габалис”, послуживший прообразом “Рукописи, найденной в Сарагосе” Яна Потоцкого. Роман построен в виде бесед, вводящих в мир невидимых духов и посвящающих читателя в тайны розенкрейцерской Каббалы. Это произведение, несмотря на насмешки в адрес Ордена, содействовало пропаганде оккультизма и его популяризации. Это принесло, безусловно, и свои плоды. Поэтичность розенкрейцерства воплотилась в “Буре” Шекспира (которого считали братом Ордена, а в его творчестве видели влияние розенкрейцеров), в “Ундине”, “Похищении Локка”, “Маске Комуса”, поэме “Саламандрина” 25 .

В известном нам и доступном описании масонского 18 градуса Старого и Принятого Шотландского Устава Роза и Крест означают “Князь Розенкрейцер”, “Верховный Князь Розового Креста”, “Князь Розенкрейцеров Гередома”, “Рыцарь Орла и Пеликана”. Сложилась и мистическая история, образно объясняющая жертву розы на кресте, когда с кубического камня Храма Соломона стали сочиться кровь и вода. Тогда погибло масонство, земля окуталась мраком, орудия каменщиков переломались, сокрылась Пламенеющая Звезда, и было утрачено Слово. Но масоны, следуя трем словам - Вера, Надежда, Любовь и Новому Закону, восстановили масонство, возводя храмы Духа. Мистической Розе и Пламенеющей Звезде вернулись прежние Красота и Блеск 26 .

Во второй половине XVIII века внимание привлекает Орден Золотых Розенкрейцеров, ранее описанных в 1630 году П. Мормио. Связь Золотых Розенкрейцеров XVIII века с подлинным Орденом не имеет точных подтверждений, и, следовательно, это должно быть отнесено к числу мифов. В Германии, где был организован Орден, алхимией продолжают упорно заниматься, выходит множество трактатов. Например, в 1710 году Sincerus Renatus (Зигмунд Рихтер, пастор из Силезии, изучавший Парацельса и БЈме) выпускает в Бреслау работу “Правдивое и полное описание философского камня Братства Ордена Золотых Розенкрейцеров и проч.” В ней раскрывались основные положения теософии розенкрейцеров, позволяющей проникнуть в тайны мира и постичь земное счастье 27 . В это же время в Центральной Европе существует алхимическое движение Goldund Rosenkrenz. В 1747 или 1757 году в Берлине возникает Орден Золотых Розенкрейцеров с иерархией из 9 рангов, опирающихся на каббалистическое Древо Жизни. В этой организации числились король Фридрих-Вильгельм II и его первый министр Иоганн Кристоф фон Вольнер, влиятельный прусский сановник Г. Р. Бишофвердер, возможно и ГЈте. После смерти монарха в 1797 году Орден стал быстро клониться к закату 28 . Туманом окутан и тайный Орден Розенкрейцеров Черного Орла, где состояли герцог Веллингтон и маршал Наполеона М. Ней.

Иррационально-оккультные тенденции розенкрейцерства способствовали его распространенности в сер. XIX в. в период т.н. европейского магического ренессанса. Розенкрейцерские регалии используются откровенно колдовскими и даже сатанистскими сектами. Альфонс Луи Констант (Элифас Леви) (1810-1875) попытался объединить магов-одиночек в Орден, построенный по тамплиерскому и розенкрейцерскому образцу. В 1866 году Роберт Вентворт Лиддл возрождает розенкрейцерство в Англии. Он был дружен с К. Маккензи, автором “Королевской Масонской Энциклопедии”, и находился под впечатлением книги Харгрейва Дженнингса “Розенкрейцеры, их ритуалы и таинства” (1870 г.) Оба этих труда послужили основой для реанимации розенкрейцерства 29 . В 1887 г. “Golden Dawn in the Outer” (“Золотая Заря во Внешнем Мире”), основанный в Лондоне, следовал уже магико-каббалистической линии, став неким катализатором грядущего “телемизма” магического анархиста Алистера Кроули. В 1888 году поэт, маркиз Станислав де Гуайята (1860-1898) и Жозефин Пеладан (1858-1918) заявили об учреждении нового “Каббалистического Ордена Розенкрейцеров”, построенного на оккультной эстетике. В 1890 году Пеладан, крайне увлеченный тайными организациями средневековья и ближневосточной магией (позже он себя будет величать “царь ассирийский Меродак Пеладан”), организует “Орден Католических Розенкрейцеров, Храма и Грааля”, способствовавший творческим замыслам его членов. К католическим розенкрейцерам примкнули Жорж Гюисманс, поклонник черной магии и талантливый романист (1848-1907), мистический писатель Густав Майринк (состоял в “Цепи Мириам” Джулиано Креммерца), основатель эзотерической ложи “Голубая Звезда” в Праге, Франц Гартман, теософ из Вены, знаток магического средневековья, переводчик розенкрейцерского манускрипта “Тайные фигуры”. Но постоянные скандалы вокруг Ордена весьма принизили его в глазах почитателей 30 .

В конце XIX-нач.XX вв. псевдорозенкрейцерство проникает в США, где не обходится без набирающей силу ариософии и теософии. В 1908 году многочисленный “Древний мистический Орден розенкрейцеров” во главе со Спенсером Льюисом утверждается во Флориде.

В Германии провидец “германского Золотого Века” Карл Антон Гвидо фон Лист, отец Armanenschaft - неоязыческой доктрины, воспринял “Общую и вседоступную реформу всей Вселенной” вкупе с национальным возрождением, возможным благодаря проникновению в ариогерманскую мудрость. Теодор Ройсс, поклонник розенкрейцерства и тамплиерства, вместе с Францем Гартманом и Карлом Кельнером создает O.T.O. - Ordo Templi Orientis (Орден Восточного Храма). Параллельно в 1907 году расистский теоретик, основатель теозоологии, ариософ Йорг Ланц фон Либенфельс воплощает свои неотамплиерские идеи в Ordo Novi Templi (Орден Нового Храма), где вызревал национал-социалистский мистицизм 31 .

Нацисты, объявившиеся на исторической арене из множества оккультно-расистских орденов, профанически использовали розенкрейцерское учение. Рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер, “Великий Магистр Черного ордена”, и специализированный институт “Наследие предков” (“Ahnenerbe”) взяли некоторые символы розенкрейцеров для СС. Точно установлено, что Totenkopf, череп со скрещенными костями, взят из символики Ордена, означая смерть материи перед будущим духовным возрождением. Ученый персонал доктора Ганса Зиверса, директора института, занимался исследованием Ордена Розы и Креста (нацистов особенно занимала тема секретных организаций и феномен “оккультных войн”), пытаясь интегрировать сложнейшее розенкрейцерское учение в высшие круги СС и воспользоваться накопленными орденскими знаниями. Не случайно, что Третий Рейх виделся нацистам как мировая оккультно-техническая империя 32 .

После поражения национал-социализма, ярко отразившегося на спросе на ставшую запретной “арийскую” эзотерику и расистский гностицизм, неорозенкрейцерство продолжает укреплять свои позиции среди искателей подлинной Традиции. Освобожденный мир увидел, во что обращается желание возвести на крови низших рас Тысячелетнее Царство. Самая величайшая в истории человечества трансмутация обернулась миллионами жертв. Но это не умалило стремлений тех, кто обратился к таинствам розенкрейцеров. Интерес к их Традиции продолжает расти. Так, в Великобритании функционируют розенкейцерские колледжи (в 1970-х гг. их было около 15), управляющиеся Высшим Советом в Лондоне. Есть розенкрейцерские организации в Шотландии, США, во Франции. Большими тиражами издаются работы как самих розенкрейцеров, так и их последователей. В отличие от современного неорозенкрейцерcтва, предлагающего неофитам достаточно быстрое “посвящение” и дальнейшее продвижение в организации, подлинно посвященные Братья Розы и Креста терпеливо совершают свою Работу в Тайне. В этом и заключается сущность алхимического преобразования себя и окружающего мира.

Масонская, розенкрейцерская, тамплиерская тематики, как показывает мистико-оккультный опыт, слишком часто попадают в руки непосвященных профанов, о чем говорилось выше, что чревато негативными последствиями. Шарлатаны, мнящие себя носителями традиции, по ложным путям заводят в тупик идущих за ними. В XX веке ордена растут как грибы, их основатели не задумываясь соединяют Священное с выдуманным и фантастическим. Неудивительно, когда Посвященных объявляют агентами атлантов, Шамбалы или таинственной планеты Цикламен (или Глории – Анти-Земли), а парадоксального графа Сен-Жермена считают инопланетянином вместе с Адольфом Гитлером. Страх перед возрождением антропофага, аппелирование к самым темным сторонам архетипа ведет назад, в утробу праматери (чем-то схожей с индуистской Кали и Лилит), как точно отметил М. Морамарко в монографии “Масонство: история и современность” 33 . Если из Утробы, символизирующей Зимнее Солнцестояние, следует рождение высшего Светового Принципа, Сына Божия, то это абсолютное Забвение, погружение в стихию Сатурна, в “черный чернее черного”. Возвращение в Потерянный Рай, к сокровищу Богочеловека Адама-Кадмона - это путь тех, кто осознавая свою греховность и борясь с внутренним Тифоном, не убоится вступить на него, руководствуясь честными помыслами и обращаясь с молитвой к Господу. В заключение следует привести слова Даниила Андреева из “Песни о Монсальвате”, монументального эпического полотна, посвященного Граалю:

“И дарованной властью Верховного

Основателя - благослови

Всех, взыскующих Солнца Духовного

и вступающих в братство Любви!” 34

 

 

 

Примечания:

1 См. великолепную работу английского исследователя Франсес Йейтс (Frances A. Yates) "Розенкрейцерское Просвещение" (М., "Алетейя", "Энигма", 1999), которая является едва ли не самым полным анализом идеологии и деятельности Ордена Розы и Креста в XVI-XVII веках. 
2Эко У. Маятник Фуко. Киев, "Фита", 1995. С. 221-238
3Бейджент М., Лей Р., Линкольн Г. Святая Кровь и Святой Грааль. М., "Крон-пресс", 1997. 
С. 107-109 
4 Детально этот вопрос пытались рассмотреть: А. Амфитеатров "Розенкрейцеры" - в кн.: Тайные ордена: Тамплиеры и Община Сиона, розенкрейцеры и алхимики. Харьков, Киев, Ростов-на-Дону, 1997. С. 354; Йейтс Фр. Розенкрейцерское Просвещение. М., 1999. У Йейтс особо рассмотрена роль врачей-парацельсистов. 
5Эту версию очень образно представил в своем глубоком эзотерико-философском романе "Ангел Западного Окна" Густав Майринк (Спб., "Терра Инкогнита", 1992). Так же о роли Джона Ди в становлении розенкрейцерской идеологии см. Йейтс Фр. Розенкрейцерское Просвещение. М., 1999 
6Гекерторн Ч. У. "Тайные общества всех веков и всех стран" - в кн.: Тайные ордена: Тамплиеры и Община Сиона, розенкрейцеры и алхимики. Харьков, Киев, Ростов-на-Дону, 1997. С. 164-165 
7Жеребцов А. Тайны алхимиков и секретных обществ. М., "Вече", 1999. С. 181-183 
8Эко У. Маятник Фуко. С. 222-224 
9Йейтс Фр. С. 285-305 
10Там же. С. 257 
11Бейджент М., Лей Р., Линкольн Г. С. 133 
12Гекерторн Ч. У. С. 165
13Там же. 
14Дугин А. Г. Комментарии к "Трактату о микрокосме" Базиля Валентина // "Милый ангел". М., "Арктогея", 1991. С. 105 
15Генон Р. Царь мира. Коломна, 1993. С. 57
16Гекерторн Ч. У. С. 167 
17Блаватская Е. П. Теософия и практический оккультизм. М., "Сфера", 1993. С. 21-24 
18Семека А. В. "Русские розенкрейцеры и сочинения императрицы Екатерины II против масонства" - в кн.: Сандулов Ю. А. Тайный мир сатанистов: история и современность. Спб., "Лань", 1997. С. 145. С. 145 
19Жеребцов А. Тайны алхимиков… С. 187-192 
20Эко У. Маятник Фуко. С. 229-230 
21Эко У. С. 231. См. так же Йейтс Фр. С. 193-217 
22Гекерторн Ч. У. С. 168 
23Там же. С. 168-169 
24Амфитеатров А. С. 387-388 
25Гекерторн Ч. У. С. 166-167
26Амфитеатров А. С. 386 
27Жеребцов А. С. 239-240 
28Амфитеатров А. С. 397-398 
29Жеребцов А. С. 274 
30Там же. С. 288-290 
31Гудрик-Кларк Н. Оккультные корни нацизма: Тайные арийские культы и их влияние на нацистскую идеологию. М., "Евразия", 1993. С. 72 
32Подробно эту тему осветил Н. Гудрик-Кларк в монографии "Оккультные корни нацизма: Тайные арийские культы и их влияние на нацистскую идеологию" (М., "Евразия", 1993) 
33Морамарко М. Масонство: история и современность. М., "Прогресс", 1990
34Андреев Д. "Песнь о Монсальвате" // "Вестник теософии", № 1, 1992. С. 65


back to contents

© A c h e r n a r

Mon, 30 ё an 2001 21:00:01 GMT



..