Антонен Арто. Театр и его Двойник: Манифесты, драматургия, лекции, философия театра. Сост. и вступ. статья В.Максимова; коммент. В.Максимова и А.Зубкова. - СПб.: Симпозиум, 2000, 440 с., тираж – 4000 экз.

Родился в 1896 году. Уже начиная с 1915 года периодически испытывает приступы душевной болезни, не оставляющей его на протяжении всей жизни. В 20 лет проходит через религиозный кризис, его посещают видения и «голоса», тогда же начинает регулярно употреблять наркотики. В юношеских стихах очевидно увлечение Эдгаром По и Бодлером, позднее – Лотреамоном. В 1920 году приезжает в Париж, попадает в поле притяжения группы Андре Бретона. С 1922 года, продолжая писать стихи и рисовать, Арто посвящает себя преимущественно театру, который обретает для него приметы и очертания не просто художественной деятельности, но вселенского, космического действа, раскрывающего природу человека и Бога.
    В 1926 году Арто отходит от сюрреалистов. Вначале его «отлучает» Бретон, а в 1927 году Арто сам пишет манифест против сюрреализма. В сентябре1926 года Арто вместе с Робером Ароном и Роже Витраком основывает «Театр Альфреда Жарри», который в значительной степени несет на себе печать сюрреалистических идей. За все время существования этого театра вплоть до 1930 года было поставлено всего четыре спектакля, но его значение было столь велико что, по свидетельству Питера Брука, он попытался смоделировать по его образцу свою собственную театральную деятельность. По словам самого Арто, создавая «Театр Альфреда Жарри», он пытался уничтожить преграду между сценой и зрительным залом, превратив театр в сакральное место, где актер и зритель могли бы радикально изменить всю свою физическую и душевную природу, в место обновления и мистического опыта. Подтверждение своим идеям Арто нашел в практике баллийского театра, принимавшего участие в Колониальной выставке во Франции в 1931 году. Именно здесь он видит воплощенной свою концепцию «чистого театра», где слово еще сопряжено в своем архаическом основании с жестом, с пластикой, с самой жизнью. К тому же времени относятся и попытки Арто серьезно заняться магией, изучить египетскую Книгу мертвых, каббалистические учения, гадания Таро…
    Теперь он начинает лучше осознавать и сущность своего разрыва с сюрреалистами: тем достаточно было изменений в системе художественного мышления, тогда как он стремился изменить жизнь, превратив ее в магический ритуал. К этому времени относятся его первые эссе о «тотальном театре», или «театре жестокости», опубликованные в сборнике «Театр и его двойник» в 1938 году.
    В 1936 году Арто отправляется в Мексику, где некоторое время живет среди индейцев тарамуара, принимая участие в их ритуальных церемониях, в солярных культах, связанных с употреблением пейотля.
    В 1937 году из печати выходят «Новые откровения о Бытии», созданные Арто с помощью гадательных карт Таро и подписанные «Просветленный». Тогда же Арто решает отправиться в Ирландию, чтобы поближе познакомиться с учением друидов. Некоторое время друзья получают открытки довольно странного содержания, потом следы его теряются. Оказалось, что Арто попал в психиатрическую лечебницу; переходя из одной клиники в другую, Арто провел в них в общей сложности девять лет, до 1946 года. Выйдя на волю, Арто еще два года продолжал писать стихи и даже участвовать в радиопередачах, но уже не мог обходиться без огромных доз наркотических препаратов. Умер в Париже в 1948 году.

    +/-

Вернуться

Russian Gothic Project