Малколм Барбер. Процесс тамплиеров. Перевод с английского И.А.Тогоевой. М.: Издательство "Алетейя". Издательство "Энигма". тираж-3000 экз.

    Герои "Маятника Фуко" Умберто Эко приходят как-то к выводу, что вернейшим признаком сумасшествия является интерес человека к деятельности тамплиеров и особенно к процессу над ними, закончившемуся сожжением верхушки ордена. Книга, изданная в Кембридже и переведенная И.Тогоевой (помните У. Ле Гуин), не содержит и намека на сомнительное состояние психики автора. Более того, осмелюсь ли сказать, она как будто скучновата. Но перед тем как начать с конца, где в приложениях каждый может прочесть, за что же таки покарали несчастный орден, на минуту отвлечемся. И подумаем на традиционную для сайта тему - что же является готичным и кто такой гот.
    Возьмем коммуниста. Коммунист имеет (имел) в кармане членский билет, гот - нет.
    Коммунисты развешивали на заборах плакаты типа "Слава XXVII съезду КПСС", готы этим как правило не занимаются. (Разве что члены подпольной радикальной группировки "Gothic Jugend", исписывающие стены лифтов "Lacrimosoj").J
    Прикид у готов стильный, лучше, чем у комми (у тех старый пионерский галстук переехавший на шею плюшевого медведя, да маечка с Че Геварой). Но редко кто ходит в готическом прикиде постоянно.
    У коммунистов - "Апрельские тезисы", "Программа пятилетки", у готов кажется неопределенные суждения о жизни на форуме.
    Короче, как определить, что готично, а что нет, хотя бы применительно к книгам? Готична ли например Жанна д'Арк? (Была ли она готом (или готкой). И если да, то почему? Потому что ее сожгли (в достаточно юном возрасте), или просто, потому что она жила в Средние века или потому, что женщина с мечом в руке - это, э-э, готично? А может быть дело в том, что католики ее канонизировали?
    Впрочем, многовато вопросов. Кажется, коммунисты, когда слишком уж стали определять, кто из них настоящий, а кто нет и перебили сомнительных подложили сами себе немалую свинью.
    Будем считать пока, что тамплиеры - это очень готично и перейдем к приложению А, из которого узнаем, за что же их бедных изничтожили:
   ":И говорили приоры неофитам и учили их, что Христос не есть истинный Бог:
    А также заставляли тех, кого принимали, плевать на Святой Крест, или его изображение в книге:
    А также поклонялись некоему коту:
    А также не признавали таинства евхаристии:
    А также, что они говорили братьям: что те могут вступать в греховную связь друг с другом:
    А также в каждой провинции у них были идолы, а некоторые имели три лица, а внутри был человеческий череп:"
    Иными словами, всего этого более, чем достаточно, для того, чтобы отправить на костер массу народа и расформировать любую организацию, что произошло в 1314 г.(Ж. де Молэ и С?). Остались однако вопросы, которыми не мог не озадачиться любой правоверный член римско-католической церкви. Как могло случиться, что опора папы в Святой Земле, орден богатейший и могущественнейший, впал в столь явную и мерзейшую ересь? Имели ли почву все эти обвинения или Филипп Красивый просто позарился на чужую денежку?
    М. Барбер - английский ученый написал очень серьезный труд, основанный на тщательном изучении источников и штудировании всего объема имеющейся (колоссальной) литературы. Книга учитывает новейшие достижения тамплиерологии. Справочный материал исключительно велик. Единственный недостаток - отсутствие ссылок на имеющиеся публикации на русском языке, это "Алетейя" не потянула. Вид у издания не самый презентабельный, но и не особо плохой. На обложке пятеро тамплиеров вырастающих из языков пламени. На реверсе книги зато тамплиерский герб с двумя всадниками на одном коне. Картинок внутри издания нет. Подробно рассматриваются позиции ордена, папской курии и французского двора в ходе процесса. Выводы автора неутешительны: тамплиеров оговорили, они не только не были еретиками, но даже гомосексуалистов там было очень немного. Финансовая сторона процесса основная. Кстати, одним из основных плюсов книги является то, что в ней подробно рассказывается о нефранцузских тамплиерах, в частности выживших португальских.
    Ставим оценки по трем категориям, система, как и в прошлый раз десятибальная:
    Автор - 7 (текст иногда скучноват, так ведь это научная монография).
    Издатели и редакторы - 5. (справочный аппарат хорош, ну так это все от Барбера).
    Готичность - 7 (гот не знающий тамплиеров - гот-недоучка, на то лишь и способный, чтобы писать DCD на стене ближайшего крематория).

    Олли

Вернуться

Russian Gothic Project



..