Уильям Берроуз. Кот внутри. Перевод с английского Дмитрия Волчека. Kolonna Publications.

    Одно из последних произведений американского гения У.Берроуза. Когда хотят отметить, что человек читал все, что только можно в США (если я ничего не путаю) говорят: он прочел все - от Берроуза (имеется в виду автор Тарзановых хроник), до Берроуза (т.е. нашего Бероуза о котором идет речь, автора "Кота"). Иными словами предполагаемый читатель знаком как с низкопробной литературой, так и со сверхэлитной.
    Книга посвящена котам, и тем кто трудом и опытом пытается найти с ними общий язык. Книга также о любви и о том, как нелегко она дается, о саморазвитии человека и об отношении к кошкам как важнейшем индикаторе этого "пути к себе". "Контакты с животными могут изменить то, что Кастанеда называл "точками сборки" - прямо пишет Берроуз. Откровения о видениях тотемных животных переплетаются с воспоминаниями автора о его жизни в Танжере, где он гостил у Боулза, о чем кстати Олли писал в одной из предыдущих рецензий. Эта любовь (объектом которой являются кошки и прочие меньшие наши братья, уподобляемые детям) противостоит ненависти, олицетворяемой собаками. "Рычание собаки уродливо… звук пристал бы плебею, избивающему пакистанцев". "Человек создал собаку по своему собственному худшему образцу".
    Берроуз признается, что его книга о кошках аллегория, но сами кошки живые существа, общение же всегда печально, потому что видишь боль, страх и смерть в конце. "Прикасаясь к кошке я замечаю, что по лицу у меня текут слезы". Берроуз писал, что вряд ли кто либо способен написать честную автобиографию и никто не в силах прочесть ее: "Мое прошлое было потоком зла".
    Несколько слов о моем коте. Купленный на Птичьем рынке он не претендовал на породистость и его окрас трудно описать иначе, как кошачий обыкновенный. Значительную часть времени он носился по комнатам то и дело отрывая страницы от читанных мною книг. В какой то момент он заболел. Уколы ветеринара ничего не дали и кот умер. Несколько дней он лежал на полу в своем уголке, потом неожиданно встал, сделал как то боком несколько шагов и упал, около минуты он тяжело дышал и потом его не стало. Остались его могилка, куда я некоторое время носил конфеты, их развешивал на ветках ближайшего дерева, да ковер, на котором умер кот. Уголок ковра был смят умирающим и я решил в момент смерти моего друга (если только я имею право так его называть), что всегда буду вспоминать его глядя на этот ковер. Ощущение бессилия, невозможности помочь, в то время как кот вероятно на это расчитывал ужасно. В нашем мире коты (и собаки) не автономны. Человек определяет все и только львы в саваннах могут тешиться иллюзией самостоятельности, не зная, что их благополучие определяется протестами "Гринпис" и местным Министерством экологии. Лишь птицы (далеко не все конечно) и насекомые могут с удовлетворением сказать - да нам наплевать на человека. Пусть человек сдохнет, мы и не заметим. Впрочем, крысы еще.
    Берроуз задается еще одним вопросом. Как влияет расширяющийся контроль человека за средой на магический мир тотемов? "Земля мертвых… дым кипящей канализации, угольного газа и горящего пластика… нефтяные пятна". Иными словами у человека не осталось врагов, кроме него самого. Человеку никто не может угрожать, разве что глобальная катастрофа, вроде той, что вероятно уничтожила динозавров. Не уничтожает ли человек параллельно с зеленым миром - некий околочеловеческий промежуточный тонкий мир? И если так, то придет ли что нибудь взамен?

    Олли

Вернуться

Russian Gothic Project



..