Джон Фаулз. Червь. Издательство: Махаон, Серия: Современная классика, ISBN: 5-18-000312-1, в пер. 574 cтр., 2001 год.

   
Фаулз продолжает соперничать с Творцом, населяя наш мир самыми немыслимыми персонажами. Вот и теперь один из них, Червь, забрался в наши души и на книжные полки" Guardian

    "Червь - это, на первый взгляд, исторический экскурс во времена Бевериджа и Байрона, но Фаулз не был бы Фаулзом, если бы все было так просто. Роман напоминает фотографию: она постепенно проявляется, контуры отображенного на ней становятся все четче, и вот рука мастера, с ювелирной точностью по времени, выхватывает ее из кюветы, дабы опустить в фиксаж..." Observer

    "Великая вещь... Глубокая и мудрая, она все же остается игрой, ведь Фаулз всегда играет с нами" Saturday Review

    "Поразительно, но факт: каждый новый роман Фаулза - литературный взрыв, вспышка, сравнимая разве что со вспышкой сверхновой"
Times Literary Supplement


    Майский день 1736 года, западная Англия, глухомань, тишина и спокойствие. Лишь несколько загадочных путников бредут по дороге. Именно так начинается роман Джона Фаулза LЧервь¦, в своей основе построенный на свидетельских показаниях.
    На тракте в тихом уголке Англии произошли страшные события. Пропала группа путников, среди которых был молодой господин из богатой семьи. Его слуга найден мертвым недалеко от места предполагаемого преступления. Стряпчий, по указанию отца молодого господина, начинает расследование. Клубок исторического детектива начинает распутываться.
    Однако Фаулз не так прост, как может показаться сначала. По мере продвижения расследования перед нами предстают совершенно разные персонажи, из противоположных слоев общества, с различными характерами, яркими, как вспышки, особенно женскими. И вот одновременно с показаниями свидетелей проявляется картина произошедших событий, но цели начатого путешествия остаются туманны и загадочны, как сам Альбион. Для чего знатный молодой господин собрал этих людей, куда они направляются, все сокрыто мраком. Одно ясно, духовный поиск, ради которого он пустился в опасное рандеву, стоит самых трудных поворотов пути.
    И вместе с тем, как выясняются все новые обстоятельства этого дела, детектив переходит в мистический триллер, затем в научную фантастику. Но Фаулз играет с читателем всякий раз, когда сюжетная линия меняет свое направление. Он дотошно, с исторической скрупулезностью, описывает повседневный быт тех времен, погружая нас в его атмосферу. И мы верим ему, но вдруг- Перед нами предстает мистическая сторона повествования, темные и светлые силы борются за души людей, но эта борьба происходит в нас самих- И в итоге автор приводит нас к фантастическому финалу. Червь v это не мистическое существо, это летающая тарелка.
    Но опять таки, судьба главного героя остается во мраке. О нем повествуют люди, с которыми он путешествовал, знакомые с ним очень короткое время. Его силуэт проступает сквозь призму их взглядов на мир, через их собственное восприятие действительности и событий. И вместе с этим, финал романа приводит нас к героине, которая путешествовала с ним и могла видеть последние моменты его жизни, но- Она так же по-своему воспринимает мир и свое место в этом мире. Ее собственное прошлое распутной девицы и настоящее знакомство с главным героем определяет дальнейшее будущее.
    Именно в этом оказывается смысл всего произведения. И какой бы историчностью оно не обладало, повествование ведется со взглядом из нашего настоящего, а в исторических видениях проявляется будущее. Так времена смешиваются в единый клубок бесконечности, но важным, ключевым стержнем остается наше восприятие мира.
    Это глубокий и смысловой роман, полный подтекстов, настоящая литература.

    Александр Траскин

Вернуться

Russian Gothic Project



..