Бенджамин Хофф. Дао Пуха. М., "Дао и сыновья".

    Поскольку готичность - скрытое качество субъекта, его решимость к действию перед лицом враждебного смертоносного универсума, (как представляется мне это в данный момент), то вполне естественно наличие ее в вещах не столь готичных на первый взгляд. Так достойный носитель готического сознания birdy дал мне на рецензирование книгу еврейского автора нобелевского лауреата Зингера "Шоша". Пример этот привожу, чтобы показать - готика не состоит из вампиров, ведьм, походов на кладбище и крестовых походов. Более того, иногда ее можно отыскать в книгах детских, т.е. предназначенных для детей, т.к. в них наиболее структурированно автор, пусть скрыто для себя, может изложить собственный взгляд на мир. В том, что немало готичного в некоторых произведения Астрид Линдгрен или Микаэля Энде, а также Туве Янссон сомневаться не приходится. Но что может быть готичного в плюшевом медведя и совсем крошечном поросенке Пятачке, а также всей их инфантильной жизни? В книге "Винни Пух и философия обыденного языка" филолог и философ В.Руднев продемонстрировал, что "Пух" А.Милна содержит больше, чем предполагал сам Милн. Так убедительно показано, что мир Пуха включает в себя многочисленные мифологемы (мировое древо, обряды инициаций), а также связан с сексуальными и перинатальными явлениями. В свою очередь персонажи ВП (как сокращал название книги Руднев) - определенные характеры, так сам Пух - сангвиник, характер Кролика описывается как дефензивно-эпилептоидный и т.д. Безусловно, в скрытом виде в ВП присутствует и смерть. Никто из персонажей Пуха не погибает, неизвестно, чтобы серьезно пострадал кто либо из Друзей и Родственников, но все же тема катастроф и угрозы мирному существованию в Пухе развита чрезвычайно. В первой главе Пух дважды избегает уничтожения, когда падает с дерева (Если бы я только не…) и затем чуть не становится жертвой Пчел и неточного выстрела Кристофера Робина. Во второй главе ему грозит еще более страшная смерть шахтеров и жертв терактов, он застревает в норе Кролика. Тема чудовищ проявляется в 3-ей и 5-ой главах, в 8-ой главе чуть не тонет Ру, в 9-ой Пятачок и так далее.
    Для нас важно, что противопоставляют герои ВП этим вполне реальным угрозам. На первый взгляд они делятся на Животных общественных и индивидуалистов. Так Пух дружен со всеми персонажами, ходит в гости к Иа-Иа и Сове, не говоря о наилучших отношениях с Тигрой, хотя тут он несколько дистанцируется, Пятачком и Кристофером Робином. Пятачок ориентирован на Пуха, но общается во многом через него и с другими персонажами. Сова и Иа-Иа, а также Кролик несмотря на свою активность живут сами по себе и реально нуждаются лишь в Кристофере Робине. Впрочем, с другой стороны, Кролик нуждается как организатор даже в маленьких букашках. Т.о. Милн дает ответ на вопрос "Что делать в безвыходной ситуации?" - Ждать друзей. Они не подведут. Пух спасает Пятачка от страшной угрозы Наводнения, но и Пятачок, как Самое Маленькое Существо протискивается в почтовый ящик и выручает друзей. В другой раз Ру вытаскивают из реки в последний момент посредством столба (pole) символизирующего полюс. Но закрадывается сомнение, имеет ли смысл надеется на бестолкового Кролика или шизофреничку Сову? Сам по себе Пятачок совершенно теряется, впадает в панику и ни на что не способен, работая лишь в тандеме с Пухом. Т.о. наш вопрос - что делает Пуха особенным. На этот вопрос и отвечает Б.Хофф. По его мнению, секрет Пуха в том, что он естественен, выражаясь на даосский манер, Неотесанное Бревно, это и позволяет ему закончить любое начатое дело, причем, как правило, без особого напряжения. Если бы Пух старался сделать какое то дело, то не получил бы такого результата, если бы старался бы изо всех сил, то результат был бы отрицательный. Думаю, речь здесь о подходах, если делать какое-то дело не напрягаясь, спокойно, то результат будет соответствующий. Если же бестолково носиться или ставить цели бессмысленные, то и вовсе ничего не выйдет. Когда вы практикуете У Вэй, подобно Пуху, вы не попадете в настоящие аварии - пишет Хофф.
    Тем не менее, автор рецензии усомнился, ведь Пух тоже попадал в ситуации сомнительные и забавные (не для него). Факт в том, что он всегда находил наилучшее решение из всех возможных - говорит Хофф.
    Тем не менее, предположим, что Пятачка бы не было в Савешнике, что тогда, как Пух дал бы знать другим? Что бы он сделал? А Хофф на это, а почему Пятачок был с Пухом? Смотрим текст, Пух с Пятачком просто были вместе с начала главы. С У Вэй так - говорит Хофф. Вещи просто происходят, ничего здесь не поделаешь и складываются они весьма определенным образом.
    А что для этого делать? Быть проще. Обремененность эмоциями и мыслями не позволяет Иа, Сове, Кролику быть цельными, им нужно слишком многое и видимо они сами не понимают что именно. А Пуху? Пуху нужен… МЕД!!! Мед Одина, скальдический мед поэзии, мед Пушкина у Лукоморья, Хрустально чистый, прозрачный, ПРАВИЛЬНЫЙ.
    Итак рецепт. Берется мир, из мира вещей, в т.ч. флоры и фауны выбирается вещь. Эта вещь становится важной. Все другие вещи рассматриваются по отношению к ней, помогают ли они достичь этой Вещи или мешают. Естественным образом вещь становится контролером. Только выбирать ее надо осторожно. А то весь У Вэй пропадет. И кстати, пробовать надо понемногу, не то слишком быстро дойдешь до дна горшка, где как известно может оказаться и сыр.

    Олли

Вернуться

Russian Gothic Project



..