Мирча Элиаде. Оккультизм, колдовство и моды в культуре. Киев.: "София". М. ИД "Гелиос". Тираж - 5000. 2002. Перевод с английского Е.В.Сорокиной.

    Шесть в высшей степени полезных статей и лекций на разные темы, в основном связанные с деятельностью М.Элиаде в Чикагском университете, где он вел религиоведение и где и сейчас функционирует названная его именем соответствующая кафедра. Различные идеи Элиаде отлично представлены в этом приятном на вид достаточно недорогом сборнике, который я всем настойчиво рекомендую.
    В первой части книги - "Моды в культуре и история религий" М.Элиаде пытается применить наработки историка религий к современному ему миру и объяснить в частности успехи Тейяра де Шардена, причины повсеместной в 60-х моды на структурализм, широкое распространение в интеллектуальных французских кругах журнала "Планета", издаваемого Л.Повелем, одним из авторов знаменитого "Утра магов". В этом журнале широко обсуждались "возможности жизни на иных планетах, новые виды психологического оружия, перспективы современной любви, творчество Лавкрафта (тут переводчик возможно единственный раз ошибся, приняв Ph - Филиппс за П, тайны животного мира и т.д.). В целом Элиаде скорее воздерживается от выводов, но склоняется к тому, что современный человек достаточно отчужденный от общества и склонный к сартровской наусее пытается обрести корни не в традиционном христианстве, а в новых оккультных практиках или в некой новой возможно нерелигиозной концепции мира, где наличествуют, например инопланетяне, пришедшие на смену архаичным родовым духам. Отсюда также интерес французских интеллектуалов к коммунизму.
    Лекцию "Мир, город, дом" М.Элиаде начинает с замечательного эпизода. Профессор Моммзен (нобелевский лауреат) подробнейшим образом рассказывает про древние Афины, где жил Сократ, куда он ходил в гости и т.д. Оказывается, однако, что сам Моммзен вынужден после лекции ждать провожатого, так как понятия не имеет, как добраться до собственного дома. Далее Элиаде поясняет, что ранее видимо многие, если не все народы жили подобно профессору в сакрализованном пространстве, т.е. в таком пространстве, которое было очерчено соответствующим расположением дома и его ориентацией по сторонам света ит.д. Пример Т.Моммзена кажется особенно захватывающим. Впрочем, если смотреть в корень вещей и отказаться от академичности, то сильно ли отличается уважаемый профессор от какого-нибудь мастера толкиениста, почитающего себя эльфом и убежденного, что в подвале у него скрыт проход в Мордор, а в ближайшей роще обитает Галадриэль. Просто Моммзен жил по книгам Платона, там тоже много интересного, можно скажем поискать Атлантиду.
    Третья часть книги "Мифологии смерти" обращается к теме, основательно для своего времени проработанной К.Клеменом. М.Элиаде делает важный вывод о практической невозможности для археолога правильно интерпретировать исключительно по материалам раскопок погребальный ритуал и установить, что за ним скрывается. Также отмечу для себя, что установлен источник цитаты "а если поймешь, что сансара - нирвана, то всяка печаль пройдет" Б.Г. Это махаянист Нагарджуна. Вероятно, это и раньше было мне известно, но как то забылось.
    Статья "Оккультизм и современный мир" - целая история оккультизма, от Элифаса Леви до Германа Гессе. Автор анализирует причины его распространения и приходит к выводу об общем кризисе идеологии западноевропейского общества с кон. XVIII в. Впрочем, это только верхушка айсберга. Немаловажной представляется мысль (для меня новая), что Дж. Бруно приветствовал гелиоцентрическую систему Коперника, т.к. по его мнению, это должно было способствовать возвращению религиозных воззрений древних египтян. Я не смог бы сказать, что характерно для запада сейчас в отношении религиозном, помимо затянутого кризиса католицизма. В России это вероятно проникновение и активная деятельность новых религиозных групп, на фоне ренессанса традиционных религий.
    Очень интересен также пятый раздел Элиадиной книги, "Некоторые наблюдения по поводу европейской черной магии", раздел шестой и последний пусть судит читатель. Разумеется, речь идет о наследии древних земледельческих культов, в частности о бенанданти, а также о шаманах. Поскольку книга К.Гинзбурга о них все еще не переведена, то останавлюсь на бенанданти подробнее. Во время оно отцам-инквизиторам удалось поймать нескольких ведьм. Однако те не только не признали свою вину, но напротив заявили, что они являются главным препятствием на пути широкого распространения ведьм по всему свету, иными словами они бенанданти. В определенные дни члены этой организации рассаживались по котам и зайцам (при дискуссии мой коллега заявил, что вероятно они запрягали их в больших количествах в колесницы) и выезжали на магические битвы, от которых зависела судьба урожая. Достойную параллель (заявляет М.Элиаде) представляет один литовский ликантроп, три раза в год "со товарищи" отправлявшийся сражаться с Диаволом в ад. Именно туда колдуны складируют похищенное зерно, скот и прочие дары сельского хозяйства. Все это добрые старые волчишки должны были вернуть хозяевам. Кстати в анналах местной инквизиции отмечено, что последняя ходка Тисса (так звали волка-оборотня) оказалась неудачной. Когда они прибыли с опозданием к аду, вход туда оказался забаррикодирован.

    Приятного всем чтения!

    Олли

Вернуться

Russian Gothic Project



..