Уильям Гибсон, Брюс Стерлинг. Машина различий. в пер. 590 cтр., 2002 год, Издательство: У-Фактория.

   
Если говорить о таких авторах, как Уильям Гибсон и Брюс Стерлинг, то следует упомянуть тот факт, что они являются основоположниками стиля киберпанк в современной литературе, его создателями и первооткрывателями. Несмотря на это, роман "Машина различий" вполне можно считать готическим произведением по ряду причин.
    "Повествований с темой альтернативной истории в литературе было довольно много, тем не менее, этот роман выделяется из общего числа. Его действие разворачивается в середине ХIХ века в бурлящей революциями Англии. Во главе правительства стоит лорд Байрон и радикальная партия, насаждающая в обществе науку и прогресс. Лорд Бэббидж, изобретатель разностной машины, кстати говоря, реальная историческая личность, в романе реализовал свое изобретение, которое перевернуло весь мир. Косвенным образом в произведении присутствует и гражданская война в Америке, и крымская компания. Главный союзник Англии v Франция, роль Америки вообще второстепенна. События, происходящие на разных континентах и в разных странах, сливаются в единый взаимосвязанный клубок. Но такая обстановка служит лишь фоном для основной темы, задавая тон и атмосферу всему повествованию.
    "Главное действующее лицо - доктор Мэллори, ученый и палеонтолог, который вернулся из долгой экспедиции по Америке, где раскапывал останки динозавров. Приверженец теории катастроф, утверждавшей о том, что катаклизмы на планете происходили, к примеру, в результате столкновения с кометой, он оказывается впутанным в таинственную авантюру, связанную с дочерью лорда Байрона, королевой машин, Ады Байрон. Далее события развиваются стремительно и динамично. Погони и слежки по улицам Лондона, в метро и на реке Темзе, техногенная катастрофа, восстание луддитов, отголоски коммунизма. Оказывается, что ученый, закаленный в путешествии по индейской Америке, так же хорошо владеет ружьем, как и знаниями.
    "Кроме всего прочего, детективно-приключенческий сюжет разбавлен любовной историей, реальной любовью к земной женщине, и к недостижимой королеве машин. Именно тема машинерии ХIХ века придает роману готическую атмосферу. Огромное здание Статистического бюро, его коридоры и машинные залы напоминают фильм LБразилия¦. Мощность машин измеряется не битам и байтами, а длиной сцеплений шестеренок, счет идет на сотни миль. Эту картину добавляют парящие в небе дирижабли, паровые экипажи, автобусы и поезда в метро, кинотропы v аналоги кинопроекторов, панмелодиумы v музыкальные автоматы. Вся колоритность вымышленной реальности проявляется, наполняя и прорисовывая совершенно удивительный мир, описанный авторами до мельчайших подробностей, именно они придают роману правдоподобность.

    "Произведение настоятельно рекомендуется к прочтению, тем более что оно читается легко и захватывает.

    Александр Траскин

Вернуться

Russian Gothic Project



..