Карло Гинзбург. Сыр и черви. Картина мира одного мельника, жившего в XVI в. Перевод с итальянского М.Л. Андреева, М.Н. Архангельской. Предисловие О.Ф. Кудрявцева. - М.: РОССПЭН, "Университетская библиотека. История", 2000, 272 с.

    Жил-был в Италии мельник по имени Меноккио. И так он был умен, что никто не мог его переспорить. И все то он знал. Знал он и откуда весь мир произошел; "сначала все было хаосом, и земля, и воздух, и вода, и огонь - все вперемежку. И все это сбилось в один комок, как сыр в молоке, и в нем возникли черви, и эти черви были ангелы". Знал он и кто есть Бог; "среди ангелов был также Бог, возникший вместе с ними из того же комка…" А уж мнение его по поводу Рождества Господа Иисуса Христа, о Таинствах, и цитировать не хочется. Дивились ему односельчане, но любили по-своему. Человеком Меноккио был семейным, детей полон дом. Да и мельница у него, пусть был он арендатором, не одна была, а целых три. Так бы и дожил свой век Меноккио, да уж больно он правду любил. И умыслил мельник, что правда то в книгах запрятана, а попы все лгут, да народ обманывают. Спорить стал с сельским кюре-батюшкой. И погорел…
    Впрочем, в прямом смысле случилось это после второго процесса, году так в 1600. А на первый раз пожалели старину. Но допрос учинили изрядный. И вот благодаря тому, что отцы-инквизиторы слушали да удивлялись местной фриульской достопримечательности, а нотариус все записывал, и известно сегодня про Меноккио, каким он был оригиналом, прямо по Шукшину. Ему бы молчать, говорить, как учили доброжелатели (кюре-батюшка, автор доноса, пожалел его, да прислал инструкцию). Ан нет. Мельник даже обрадовался, что у него появились такие образованные слушатели. Мечта у него была, выступить перед самим папой или императором, и все им в лицо так и сказать. Ну на первый раз его отпустили, правда приговорили носить платье покаянное, хотя и признали ересиархом, думали исправится он. Одно время Меноккио вел себя хорошо, а потом аки пес вернулся к своей б.., как подобает еретикам нераскаянным. И такое он нес и так часто, что пришлось взять его под стражу. Местные инквизиторы были похоже либералами и огненным прижиганием (М.Саммерс) излишне не увлекались. Однако, удача отвернулась от Меноккио. Как раз в это время в Риме шел процесс еретика куда более известного - Дж. Бруно. Под горячую руку папской курии попался и Меноккио, сожженный в 1600 или в 1601 г.
    Нам известно о Меноккио благодаря левому итальянскому историку Карло Гинзбургу, преподавателю Болоньи и UCLA. Будучи потомком коммунистов, он заинтересовался тем, как думали и чем жили простые люди средневековья. Оказалось, что дать ответ на этот вопрос очень сложно. Письменность ведь была специально придумана, чтобы вести перепись налогов, люди книжные входили в элиту и противостояли некнижным (illetеrati, помните У.Эко?) И вот редкий случай, человек из народных масс избрал себе трибуной застенок инквизиции и вещает неприкрыто обо всем, что у него на душе накопилось. Vox populi- vox … ээ. Причем говорит человек нечто необычное. И ведь регулярно ходил исповедоваться, причащаться, а на уме такое, что и анабаптисту не каждому понравится. Вообщем, решил К.Гинзбург заняться микроисторией (т.е. изучать персонажа не слишком то историчного, историчны то короли, князья, а наш - простой мельник). И написал книгу, которая в одной Италии переиздавалась раз 20. А уж как ее любят профессиональные медиевисты…
    Одним из основных вопросов встающих перед исследователем заключается в опознании источников мельника. Откуда усвоил он столь необычные взгляды? По-видимому, такими источниками могут быть: 1. Книги. 2. Знакомые. 3. Личный опыт, наблюдения и даже некая бесознательная составляющая, унаследованная от предков. К.Гинзбург тщательно анализирует опись литературы, использованной Меноккио. На подозрении книг 10, в т.ч. возможно Коран, бывший (в интерпретации мельника) источником мнения о равноправии религий перед лицом Бога. Кстати это немного напоминает мысли нашего Ивана Пересветова. Что касается знакомых, то их у Меноккио было много. Тем не менее, никто из них не годится на роль учителей или учеников, за исключением деревенского идиота с восторгом слушавшего мельника. Приходится признать, что хотя местные протестанты безусловно оказывали влияние на Меноккио в разные времена по-разному, наиболее интересные его высказывания касательно червей из сыра вряд ли можно объяснить исходя из парадигмы каких-либо христианских, пусть и крайне радикальных сект. Представляю, как обалдели инквизиторы. На фоне мельниковых высказываний о червях и сыре, антитринитарии и иконоборцы как то не впечатляют. Так откуда же он взял этих червей? По мнению Гинзбурга (с.136), самолично наблюдая зарождение жизни в сгнившем сыре. Впрочем, итальянский историк тут же оговаривает, что не исключает формирования космологии Меноккио под влиянием устной традиции восходящей к арийскому ведическому прошлому!
    Получается интересная картина. С одной стороны Италия и Венецианский Север были христианизированы в значительной степени еще задолго до Константина Великого. С другой стороны в изолированных деревнях, где люди регулярно причащаются и слушают исповеди, сохраняются крайне архаичные мифы, которые в любой момент как черт из табакерки готовы выпрыгнуть в лицо отцам-инквизиторам. Т.е. если развивать эту мысль Гинзбурга, часть сознания людей, с которыми общался Меноккио, с древних времен избегала крещения, чтобы, наконец, в лице человека, умеющего читать проявить себя. Выходит Меноккио представляет освобождающееся после многовекового гнета сознание архаичного населения Апеннин. Да, отсюда недалеко и до возвращения древних богов!

    Перевод книги выполнен на исключительно высоком уровне. Финансовая поддержка "Фонда Сороса" способствовала успеху проекта.

    Олли

Вернуться

Russian Gothic Project



..