Анджела Картер. Адские машины желания доктора Хоффмана. Твердый переплет, 352 стр., 1997 г. Издательство: Терра; Серия: Готический роман; ISBN 5-300-01380-3, Формат: 84x104/32

   
Вопрос соотношения реальности и нереальности, если хотите параллельных миров, всегда притягивал писателей. Но мне кажется, что ни один роман не описывает всей картины так полно, как это делает произведение Анджелы Картер. Что есть этот мир? Что есть время? Вот некоторые из вопросов, затронутых в повествовании.
    Доктор Хоффман сопоставил в своих исследованиях физику и сексуальность. И вот в результате на город выплеснулся бесчисленный легион фантомов и призраков, эротических видений и ночных кошмаров. Началась самая настоящая война за реальность мыслей и помыслов. Сюрреализм происходящих событий заставил Министра Определенности послать секретного агента Дезидерио, чтобы уничтожить доктора.
    И закрутился вихрь фантасмагорический приключений. Погоня за призрачной возлюбленной, пропитанная сексуальной подоплекой. Ложное обвинение в убийстве и побег от полиции. Путешествие по реке и знакомство с адептами доктора. В один прекрасный миг крушение контролируемой наводки фантомов. И вот уже ирреальность неуправляема и самодостаточна.
    Как самодостаточен и четко выверен сам стиль повествования. Критики всегда ругали Картер за отточенность каждой фразы, но именно это создает неподражаемый почерк и стиль автора. Роман ни в коей мере не теряет от этого, а только приобретает. На каждой странице вы найдете строки, которые захочется перечитать заново. Они кажутся лежащими ближе к плоскости поэзии, чем прозы.
    Безудержная же фантазия автора рождает в вашем зрительном воображении немыслимые и удивительные картины. Насыщенные образы расползаются по вашему рассудку, погружая вас в текст, и оторваться уже невозможно. Виньетки слов притягивают и завораживают, заставляют перелистывать страницы дальше, пока не доберетесь до самого финала. А затем вновь хочется начать сначала.
    И только цитаты позволяют понять, о чем идет речь.
    "Разрушив время, доктор Хоффман пустился в игры с предметами, посредством которых время выверяют. Фокусы со всякого рода часами были любимым приемом доктора, потому что с их помощью он накрепко втемяшил нам, что никакой общей структуры времени у нас уже не осталось".
    "На этой-то стадии д-р Дроссельмайер и сошел с ума. Произошло это внезапно и в духе самой дешевой мелодрамы. Он взорвал лабораторию вместе с записями результатов исследований, четырьмя ассистентами и самим собой... Полагаю, Дроссельмайер, не рассчитав, подвергся воздействию чрезмерных доз реальности, которые и разрушили его рассудок".
    "И тогда, в качестве "основного блюда", они принимались жонглировать своими собственными глазами. Отчлененные головы, руки, ноги и пупки жонглировали восемнадцатью немигающими глазами в бахромке ресниц".
    "Эти кентавры-коленопоклонники верили, что Бог является им в помете, испражняемом их лошадиной частью, и в качестве объекта поклонения это было ничуть не менее логично, чем ломоть хлеба или бокал вина, при всем при том им с запасом хватало здравого смысла, чтобы не опуститься до копрофилии".
    Этот роман является лучшим образцом сюрреалистической прозы, автор же предстает своеобразным литературным Сальвадором Дали. В высшей степени ирреальная, сексуальная и увлекательная литература, которую нельзя не читать.

    Александр Траскин

Вернуться

Russian Gothic Project



..