Карл Клемен. Жизнь мертвых в религиях человечества. Перевод с немецкого, комментарии, макет А.Е.Махов. М.: Издательство "Интрада". Серия "Ad realiora". 2002. - 224 стр., тираж-2000 экз.

    Вот стало быть и Новый Год наступил. А чем потчуют издатели в Новом 2002? Дебют - вышедшая в издательстве "Интрада" книга, на родном языке она появилась еще в Лейпциге в 1920 - ом.
    Автор - Карл Христиан Клемен (1865-1940), на русском не печатавшийся, а на немецком очень даже - из предисловия узнаем, что это известный историк-религиовед, последняя книга которого "Финикийская религия согласно Филону из Библоса" вышла в 1939 году. Но покупатель он не в предисловие нос сует, а сперва на картинки глядит, а картинки хороши, цветной вкладыш просто блеск. "В оформлении обложки использована мозаика нач. XX в. с безымянной могилы на Немецком кладбище в Москве", на мотив "Острова мертвых" А.Беклина, эта могила одна из моих любимейших на всем кладбище. Ну да в следующий раз об этом. А сейчас денежку продавцу и в метро - читать.
    Из чего состоит книга? Из введения, трех частей и заключения, как иначе. Части же такие:
    1.Форма загробной жизни
    2.Место загробной жизни
    3.Содержание загробной жизни.
    Писалась книга как было уже сказано давно. Мертвому автору сложнее пробиваться к публике. Скажем археологи. Сколько всего они выкопали, с тех пор как Клемен умер, а книгу уже не переделаешь. Отстают от жизни со временем мертвые интеллектуалы. Обретают однако четкую позицию, облегчение комментаторам.
    Но сначала спасибо издателям "Интрады", ну очень хорошо все сделано и ведь не в первый раз. (См. цитируемые на сайте "Сады"). Про иллюстрации уже сказано, они качественные и их много и они оригинальны. Тут и маска камерунского предка, и голова царского предка и надгробие девочки с острова Парос. Опять таки не каждый помнит, как выглядел (выглядит?) демон Хубаба. Но и сноски на полях с указанием переводов и словарные статьи именно там где надо. Вообщем ура.
    Содержание книги же следующее: Далее идет вольный пересказ первой части о форме и spoiling книги. Язык профессора не сохранен, кавычки отсутствуют.
    В наше время (т.е. после Первой мировой) даже тупой не может не думать о том есть ли жизнь после смерти. Автор изложит представления о ней первобытных народов и добавит по возможности мировые религии. Предварительно будем исходить из того, что все народы, так или иначе верят в посмертную жизнь, хотя и не для каждого человека.
    Сначала предполагалось, что миром движут некие силы. Вместилищем их могли быть головы людей, поэтому у многих народов присутствовал обычай сохранять головы, как врагов, так и предков (и временами советоваться с ними). Вспомните какой-нибудь фантастический фильм вроде "Тысячелетия". Кстати многие африканские правители вроди Амина вплоть до современности тоже так делали, головы врагов и жен при этом хранились в холодильнике. Однако, похоже все народы сходились в том, что покойник продолжает существование и после смерти и может быть достаточно вредоносным, соотвестственно предпринимались разнообразные действия, чтобы удержать его от слишком активного вмешательства в жизнь живых (расчленение, связывание, прибивание волос гвоздями). В российской традиции с подачи Зелинского таких покойников называют "заложными" или просто бес-покойниками. В эллинской традиции (в частности уже у Геродота) порой считалось, что смерть дарит счастье. Первобытные люди однако к смерти отнюдь не стремились, вероятно потому, что она и так была им ежеминутно близка. Когда человек обзавелся семьей, детьми, работой, (но зарабатывал не слишком много) тогда понятно смерть стала выглядеть более привлекательной. Выходит, что любовь к смерти - признак цивилизации (это уже не Клемен пишет). Далее идет пересказ о разнообразных ленивых ящерицах, посланницах богов, забывчивость которых привела к появлению смерти. По другим версиям в появлении смерти виновен сам человек, съевший что то не то, к таким версиям автор относит и Библейский рассказ. Поскольку народ видел, что тела разлагаются, а вера в существование душ уже была распространена, то встал вопрос о их соотношении. Вообщем все сходились, что душа существует отдельно без тела, но о нем не забывает и может вернуться. Поэтому покойникам всячески намекали, что поезд ушел и дома больше делать нечего, пытались их запутать, чтобы они не могли вернуться. По телевизору недавно показали, как крутятся несущие останки предков балийцы с тем, чтобы покойники окончательно потеряли способность ориентироваться на местности. Впрочем, более цивилизованные народы могли вылепить из черепа предка, используя раковины для глаз и глиняную обмазку совершенный портрет, так делали в древнем Иерихоне (открытие сделанное уже после смерти Клемена), а египтяне вообще шли для обеспечения процветания мертвых на колоссальные материальные затраты. Особняком стоят индусы, души которых неспешно переваливались от воплощения к воплощению, вплоть до открытой Буддой нирваны. Что случилось с покойниками дальше, и, как это случилось читатель узнает из книги.
    Для полноты картины можно поставить книге такие оценки по трем категориям, система десятибальная:
    Автор - 6 (книга хорошая, но издана в 1920 году)
    Издатели и редакторы - 9 (иллюстрации, введение, комментарии)
    Готичность - 7 (готичность издателей видимо 10 - бальная, а самого Клемена поменьше)

    Олли

Вернуться

Russian Gothic Project



..