Лучицкая С.И. Образ другого. Мусульмане в хрониках крестовых походов. СПб.: Алетейя, 2001

...sed et magus perfectissimus effectus est.
Винцент из Бове о Мухаммеде

    Очень полноценное исследование феномена иного, оппозиции свои-чужие и осознания специфики собственной культуры в новом контексте. Т.е. в книге дается анализ терминологии средневековых хроник в которых упоминаются мусульмане и делается попытка представить то, как представляли их хронисты. Во введении ссылки на великих мира учености, Бахтина, Фуко, Лотмана, все на достойнейшем уровне.
    Вот как выглядит обобщенный образ Мухаммеда: Петр Достопочтенный изображал его чудовищем с головой человека, лошадиной шеей и птичьим телом. По Гвиберту Ножанскому некий египетский еретик по наущению Сатаны нашел молодого человека и внушал ему яд. Так договорились они ввести в заблуждение арабский народ. Но не было у Мухаммеда денег и египтянин убедил некую богатую вдову выйти за того замуж. И разрешил своим последователям все непристойное дабы крепче за него держались. Было же у него два секрета. Приручил он белого бычка, так что тот по невидимому его знаку вышел на публику и встал перед ним на колени, а между рогами его были закреплены скрижали. Была также у Мухаммеда голубка и приучил он ее клевать зерна у него из уха. Голубку же представлял Св.Духом вещающим ему. Так действовал он, имел же 17 жен и многих наложниц. В основном хронисты сходились в том, что Мухаммед не мог творить чудеса, однако Матвей Парижский сообщает о следующих случаях. Однажды пророк разъединил луну на две части и затем вновь соединил их. Другой раз он встретил голодного волка, но обратил его в бегство.
    Итак, автора по его заверению волновали не столько реалии языческого мира мусульман, сколько то, как хронисты осмысляли этот мир и какие методы его описания они использовали. Для наглядности и четкости хронисты использовали термины - мы и они, применяли инверсию, т.о., что истинной вере христиан соответствовало ложное профанное учение Мухаммеда, смирению христиан противостояла гордыня мусульман, добродетели крестоносцев - грехи восточного человека. Другими словами, с одной стороны populus dei - с другой - inimici Dei.
    Кстати, в арабской культуре осмысление подобных антитез шло в античной традиции. Ойкумена представлялась разделенной на 7 климатических зон и соответственно в каждой зоне сочетание естественного-неестественного было различным. Другой вывод - постепенно с познанием востока отношение к реалиям мусульманского мира со стороны крестоносцев становится более спокойным, прагматичным и реалистичным (по крайней мере в деталях).

    Значительным плюсом издания являются его великолепные цветные иллюстрации. Поистине отличный визуальный ряд. Увы, цена колеблется около 300 рублей.
    Т.о. за оформление можно поставить 8-9 очков, за содержание 8-9 и, наконец, за готичность 5-6.

    Олли

Вернуться

Russian Gothic Project



..