Впечатления Brain's Strained
«Я помню чудное мгновенье
Передо мной явился ты
Wave-Gotik-Treffen, без сомненья,
Ты – гений чёрной красоты...»
Brain’s Strained
1-4 июня 2001
Германия... Лейпциг... Последние годы эта страна и этот город прочно ассоциируются в моих мозгах с самым крупным и самым мощным по составу музыкальным готическим фестивалем! Правда, после прошлогоднего, всем известного, провала, какое-то время у меня были сомнения в его возрождении, но, в конце концов, когда функции организаторов взяла на себя компания In-Move, совесть не позволила мне пропустить юбилейный X. Wave-Gotik-Treffen, к слову сказать, третий подряд для меня.
И вот вечером 30 мая русский готический десант, после непродолжительного перелёта на Боинге-737 до Берлина и стремительного перелёта (но уже по земле) на суперскоростной электричке ICE, высадился в старинном немецком городе. О, Лейпциг! Всегда приятно пройтись по твоим красивым, пестрящим зеленью, паркам; походить по твоим многочисленным ресторанам с всегда отменным пивом и огромными порциями; побродить по твоим уютным кладбищам! Когда-то здесь ступала нога таких заслуженных деятелей готической культуры РФ, как Coroner, MadMax2, Wraith, но реформы российского правительства, проведенные за последний год в различных сферах общественной жизни, экономике и политике, отсекли значительную часть достойных людей от события мирового масштаба, заставив их больше думать на тему «...а будет ли завтра на обед хоть корка хлеба и стакан воды?». Печаль по поводу путешествия в искусственно кастрированном составе не покидала членов RGP всё время их пребывания на немецкой земле, поэтому они старались и жрать, и колбаситься на концертах, что называется, за двоих.
Российская делегация была размещена в отеле Mercure, что на Gutenbergplatz, расположенным по соседству с кладбищем. Ещё с утра 31 мая город был полон обычным людом, и сначала даже показалось, что большинство готов мира проигнорировало фестиваль, но, слава богу, это только показалось. После полудня в город стали врываться вереницы автомобилей, по наклейкам на задних стёклах (LACRIMOSA, THE SISTERS OF MERCY...) можно было легко определить, что за люди сидят в них. К платформам местного вокзала подходили гружёные электрофриками поезда. Улицы с каждой минутой чернели, а готы всё прибывали и прибывали, пока не вытеснили из города всех обывателей, оставив в своём подчинении только продавцов сосисок и прочих работников общепита, водителей трамваев и такси, превратив всех оных в услужливых рабов. Показательный пример: садясь в такси к какому-нибудь пожилому водиле, обнаруживалось, что в салоне у того играет :WUMPSCUT:, RAMMSTEIN или синти-поп. Вобщем, к 1 июня готы взяли Лейпциг на абордаж и фестиваль открылся. Хотя нынешняя программа и не была столь впечатляющей, как в прошлые годы, всё равно громких имён хватало и каждый человек, мало-мальски варящийся в котле EBM, experimental, gothic rock, gothic ambient, industrial, medieval, darkwave, synthie-pop, dark ambient, gothic metal & пр., отыскал бы в списке выступающих на кого стоило бы взглянуть.
Каждый день почти одновременно в 6-7 местах по всему городу на различных сценах начинаются выступления, сгруппированные стилистически равномерно, поэтому выбирай, что тебе нужно или разрывайся на части. Вообще в программе WGT числилось 150 групп. Мне удалось увидеть и услышать чуть больше двадцати.
Итак,
1 июня – первый день фестиваля.
У меня не было ни малейших сомнений как его провести: в Werk II проходит мини-фестиваль лейбла Cold Meat Industry. Его доверяют открыть группе DESIDERII MARGINIS, которая до этого, насколько мне известно, никогда не выступала live. Единственный член группы Johan Levin известен тем, что жил и до сих пор живет на одной улице в шведском городке Mjolby с человеком по имени-фамилии Peter Andersson или, проще говоря, RAISON D’ETRE. Не мудрено, что и работает он в том же стиле dark cathedral industrial ambient. Долгое время группа была недооценена и считалась клоном RAISON D’ETRE. Но с выходом недавно нового альбома “Deadbeat” Johan буквально поставил всех злопыхателей на колени и в скором времени вполне может отнять звание короля у Peter Andersson, который тоже приехал на WGT, но не выступал, а больше был озабочен торговлей своими пластинками. DESIDERII MARGINIS с блеском отыграл атмосферные хитообразные композиции с сакрально-мистическим оттенком из “Deadbeat” и быстро ретировался, оставив меня в раздумье по поводу улицы, на которой он живёт с RAISON D’ETRE. Наверное, есть в ней что-то, что позволяет создавать такие мрачные апокалиптичные пейзажи. Неплохо было б и мне пожить там недельку-другую, глядишь, тоже заиграл бы!
Следующей группой стала INSTITUT, единственная среди всей колдмитовской компании, которая была мне менее всего известна, по причине того, что я в последнее время не очень-то жалую power electronics/rhythm’n’noise. Но двое членов INSTITUT в лице типичной для Швеции блондинки с косичками за аппаратами и экспрессивного вокалиста, заставили меня с интересом понаблюдать за ихним выступлением. На сцену был вынесен экран размером примерно 3Х2, на который проецировались процессы создания каких-то деталей на заводском конвейере. Но больше всего мне запомнился вокалист, который выложился просто на 200%. Он бегал, падал, ползал по сцене, доводил себя до эпилепсии истошными криками «Дай!», хотя нет, скорее всё-таки «Die!». Так что я даже поимел удовольствие от всех их 3 или 4 довольно долгих вещей с их дебютного альбома “A great day to get even”. Думаю, будет любопытно послушать его на компакт-диске, чтобы вновь окунуться в экстремально-брутальную атмосферу.
После институтских деканов на сцену вышли те, кого публика с трепетом долго ждала: SANCTUM. В Лейпциг они прибыли в урезанном составе (без виолончелистки Marika Ljungberg): masterminds Jan Carleklev & Hakan Paulsson и вокалистка Lena Robert. И хотя в багаже у SANCTUM за 5 с лишним лет не так много работ, увековеченных на различных носителях (всего: 1CD, 1CD-live, 10”-vinyl), зато каждая вещь является своего рода маленьким шедевром. Этих шедевров как раз хватило на 45-минутное выступление. Смесь готик-эмбиента с жёстким индастриалом, выразительного женского вокала с дисторшированным мужским, наряду с тонким мелодизмом и выверенным саундом вылились в такие выдающиеся перлы как “Juniper dream”, “Madelene”, “The answer to his riddle”, “In two minds”, “Remorse” & пр. Электрофрики были сильно растроганы этим великолепием и долго-долго били в ладоши после того, как троица покинула сцену, освободив ее под SEPHIROTH.
Лысый дядька SEPHIROTH, прежде чем стать Sephiroth и прописаться на Cold Meat Industry, был обычным Ulf Soderberg, и с 1995 года создавал свои мрачные шаманские soundscapes для маленького шведского лейбла Scaraborgs Lansmuseum. Издав пару классных альбомов, он снискал узкую славу внутри Швеции. Прорыв в широкие массы состоялся только после выпуска чудесного альбома “Cathedron” на лейбле у мистера Карманика. С первых же минут выступления, SEPHIROTH, словно заправский шаман, загипнотизировал весь зал своими быстрыми и медленными звуковыми манипуляциями так, что готы, войдя в ритуальный транс, еще долго не могли успокоиться. А после концерта дружно ломанулись к прилавкам с компакт-дисками, футболками и прочей атрибутикой Cold Meat Industry, чтобы в ажиотаже вырубать всё, что касается SEPHIROTH. Поддался панике и ваш автор, успевший заграбастать последний экземпляр футболки с логотипом “Cathedron”, с чего был сильно обрадован.
Потом пришла очередь SOPHIA – проект Peter Pettersson, создателя ARCANA. Пока последняя находится в длительном отпуске, Peter замутил SOPHIA, вывел её на передний план и издал одноименный диск, который имел успех в рядах любителей neoclassical martial medieval industrial. Честно говоря, я как-то не сильно проникся тем релизом, поэтому мне трудно сказать, что за композиции прозвучали, но то, что я услышал на концерте, было явно на порядок сильнее, чем было на диске. Возможно, что это были представлены новые вещи с выходящего сейчас второго альбома под названием “Herbstwerk”. Эпические медиэвальные мотивы, основанные на тяжёлых перкуссиях и ударных, создали в воображении всех присутствующих картины средневекового хаоса, великих сражений и прочих разных бед. Это побудило меня после концерта купить прямо из рук Петера его новую 10”-дюймовку “Aus der welt” с 4 эксклюзивными треками (которую, прослушав по приезде домой, я нашёл просто замечательной). Надо упомянуть, что в выступлении SOPHIA принимал участие Thomas Pettersson aka ORDO ROSARIUS EQUILIBRIO.
Следом за SOPHIA отработал THE PROTAGONIST. Свой сет в стиле dark neoclassical orchestral industrial Magnus Sundstrom (единственный член группы) отыграл при помощи Peter Nystrom (NEGRU VODA). Всё очень качественно: угрюмые оркестровки, грамотный звуковой ряд, крепкие мелодии, созданные под вокал в стиле “spoken word”. Понимая, что сам он, увы, не обладает выдающимся голосом, на своём диске “A Rebours” Magnus раздал вокальные партии приглашенным артистам с определённой харизмой типа Mark St. John Ellis (ELIJAH’S MANTLE), Peter Pettersson (ARCANA), Marten Kellerman (STATEMACHINE), здесь же, на концерте, пришлось исполнять всё самому. На заднем плане – на экране – в это время крутились откровенные эротические лесбийские сцены между монашками из фильма “Sacred Flesh”.
Выступления DEUTSCH NEPAL всегда проходят примерно по одному сценарию, но всегда крайне приятно наблюдать за всегда не совсем трезвым Lina Baby Doll. От того, что Лина до выступления и во время оного постоянно подпитывается пивом, его высокопрофессиональное шоу не только не страдает, но, возможно, даже выигрывает. Компанейская натура Лины позволяет ему запросто общаться и попить пивка с каждым, кто того захочет, даже во время концерта. Импровизации на тему ритмичного ритуального индастриала вперемешку с известными номерами пришлись по душе всем присутствующим, а напоследок из толпы выскочили два волосатых типа и под аккомпанемент Лины металлическим рыком прорэповали одну вещь.
Подвёл черту колдмитовскому фестивалю на WGT ORDO ROSARIUS EQUILIBRIO. В зале находились десятки клонов Thomas Pettersson, в одежде и с прическами, копирующими своего кумира. Шоу с факелами, легким налётом садо-мазо и песни в стиле apocalyptic darkfolk (в котором ROSARIUS просёк фишку) были неплохими, но несколько однообразными. За ударными был замечен Fredrik Bergstrom из NO FESTIVAL OF LIGHT.
По окончании, в 24:00, я рванул на главную арену фестиваля в парк Agra, где начинали выступать хэдлайнеры BLUTENGEL. Народу было так много, что протиснуться вперед не было никакой возможности, и я, отслушав песни три из глубины зала и толком ничего не увидя, решил уйти на открывшийся в соседнем зале «чёрный» рынок, где провёл незаметно для себя еще пару часов, после чего вернулся в отель.
Сожаления по поводу не увиденного 1 июня: MILA MAR.
2 июня.
Сказалась усталость от первого дня. Первый концерт для меня – HAUJOBB в 18:30, опять в Werk II. Откровенно говоря, не предполагал, что будет исполняться программа, практически целиком состоящая из одних старых хитов времён 93-96 гг., времён, когда они еще играли “electro/industrial”. Такие шлягеры, как “Eye over you”, “Yearning”, “Maternal instinct” вписаны золотом в индустриальную библию. Сыграно было всё даже несколько жёстче, чем в оригинале. Запомнился мне и пританцовывающий персонаж средних лет, стоящий рядом со мной и одетый явно не по-летнему для и без того душного помещения: в тёплой меховой куртке, ватных штанах и, самое главное, в противогазе. Видимо, большой фан их песни “Kilo-cycle respirator”.
У HAUJOBB приняли эстафету древние шведские электропанки CAT RAPES DOG, играющие с середины 80-х годов, весьма культовые на Западе. Постоянные изменения в составе к добру не привели, к сегодняшнему дню из первоначального состава остался лишь один человек. Любимица публики – вокалистка Annelie Bertilsson – давно променяла их на AND ONE, где тоже, однако, долго не задержалась. Сейчас, после их выступления, у CAT RAPES DOG с полным правом можно отобрать приставку «электро» - обычные гитарные панки. А без электронной начинки не звучат даже ихние суперхиты типа “Trojan whores”, хотя аудитория принимала шведов достаточно тепло.
К 22:30 я уже был на главной сцене WGT в Agrahalle, где презентовался культовый человек по фамилии VELJANOV, промоутирующий свой новый (2-ой по счету) соло альбом “The Sweet Life”. Пока что он больше известен по дуэту DEINE LAKAIEN, но чувствуется, что в скором времени VELJANOV может затмить славой коллектив, с которого всё начиналось. Новая работа, состоящая сплошь из хитов стилей darkwave & dark pop, записана в кооперации с одним из самых влиятельных продюсеров Британии Dave Young, который в своё время делал имена DAVID BOWIE, KILLING JOKE, ELEMENT OF CRIME. Его песни, преимущественно баллады, переполнены меланхолией, страстным желанием и любовью. Фанаты были на седьмом небе! Chthon, например, являющийся большим поклонником творчества VELJANOV, вообще мог на этом концерте попасть в историю. Имея аккредитацию фотографа, он имел доступ в загончик, отделяющий сцену от зала. Оттуда, находясь в непосредственной близости к артисту, он и делал снимки своего кумира. Это могло произойти в тот момент, когда VELJANOV приблизился к самому краю сцены, а Chthon находился как бы под ним. Но вот певец переставляет ногу и его здоровенный тяжёлый чёрный ботинок приземляется (так, что с пола поднимаются клубы пыли) в считанных миллиметрах от руки дизайнера gothic.ru. А жаль, очень обидно, что сие знаменательное событие не случилось: не каждому удаётся заполучить в автограф раздавленные идолом свои фаланги пальцев. На бис ALEXANDER VELJANOV перепел хит PET SHOP BOYS “Always on my mind”.
Сожаления по поводу не увиденного 2 июня: AURORA SUTRA, IN THE NURSERY, SUICIDE COMMANDO, POUPPEE FABRIKK.
3 июня.
Опять Werk II – два словака K.I.F.O.T.H. (Kneel In Front Of The Executioner) в лице: mir Colon (вокал) и K-head (машины) – сенсация последних двух лет. О них заговорили после второго альбома “Spectaclebreakers” на Out Of Line, выполненного в жанре EBM старой школы по канонам :WUMPSCUT:, SUICIDE COMMANDO. Свежий диск “Fundamentum divisionis” подтвердил, что они приняты в высший дивизион электроэстеблишмента. Очень скромные простые ребята – быстро отыграли самое лучшее и ушли. Вот такая вот молодежь подрастает в Словакии.
После них на сцену вышел немолодой, невысокий, но коренастый человек в черном длинном плаще. Это был Magthea из легендарных HYBRYDS. Он был один, без Yasnaia; стало ясно, что вокала сегодня не будет. Magthea представил на суд слушателей три композиции минут по 15 каждая, представляющих собой цикл звуковых медитаций, коллаж из потихоньку убыстряющихся амбиентно-ритуальных пульсаций. К концу программы музыка HYBRYDS довела толпу до состояния исступления. Таким безумным овациям, которые устроила публика бельгийскому музыканту, могли бы позавидовать даже самые мажорные поповики нашего времени типа Ricky Martin или Britney Spears.
Сразу же после HYBRYDS, но в другом зале, начал свою работу MONOLITH aka Eric Van Wonterghem, в прошлом участник известных KLINIK и INSEKT. Он делал примерно то же самое, только в стиле ритмичного индастриала, старался завести народ, но высот, продемонстрированных только что Magthea, он, конечно, не достиг.
Прежде чем двинуть на DAS ICH & ILLUMINATE в парк “Parkbuhne”, я успел захватить кусок выступления бельгийского STIN SCATZOR, играющего minimal electro industrial в традициях конца 80-х. Но музыка не заинтриговала, а попытка превратить выступление в перформанс методом пения из-за решетчатой двери (грубо приклеенной скотчем к большим кускам полиэтилена, которые приклеены к боковым стенам), тоже особо никого не впечатлила.
В зелёном парке “Parkbuhne” стояла жуткая готическая очередь желающих посмотреть на DAS ICH. Показав аккредитационные доспехи мужланам из security, последние беспрекословно пропустили россиян. В целом же нынешнее шоу мало отличалось от прошлогоднего, только чуть дольше. Всё тот же худющий, за год не поправившийся ни на грамм, получеловек-полусмерть Stefan Ackermann, с обнаженным торсом и в трениках. Всё те же выдающиеся хиты, сделавшие DAS ICH королями навеки. Единственный минус – это то, то шоу было сильно подмочено (дождём). 90% готов пораскрывали свои зонты, из-за которых было ни хрена не видно. Ackermann пытался было развести тучи руками, но больше чем на 10 минут успокоить ливень ему не удалось. Из-за дождя не было и перерыва – выступление DAS ICH плавно перетекло в выступление ILLUMINATE. Напоследок исполнив вместе знаменитый гимн “Gottes tod”, Kramm & Ackermann покинули сцену, недаром, что в этом году хэдлайнеры – именно ILLUMINATE, а не они. Позиционирующиеся в Германии как №1 в romantic darkwave, иллюминатовцы исполнили действительно море красивых баллад вкупе с красочным перформансом в виде готического балета. Так они промоутировали свой новый альбом “Ein Neuer Tag”, спродюсированный, к слову сказать, всё тем же Бруно Краммом.
После пришлось поторопиться в Agra на выступление британских экспериментаторов COIL. Интерес подогревался тем, что они до прошлого года не выступали live 15 лет. Выпуск диска “Constant shallowness leads to evil” сподвиг их отменить своё же табу. Все участники группы вышли на сцену в каких-то серых больничных робах (как позже оказалось, светоотражающих, из-за чего фото и не получились), наполовину измазанными как бы в крови, и представление началось. Музыку, которую они предложили собравшимся, и музыкой-то в обычном понимании этого слова, назвать нельзя. Очень жёсткий мощный power electronics с хорошей порцией нойза и гневным кричащим вокалом John Balance. Большую часть времени под специально смонтированный для шоу фильм, они раскачивали огромные мигающие лампы, бились в здоровый железный щит то ногами, то башкой, и к концу этого необыкновенного концерта, у меня лично не было сомнений, что передо мной сбежавшие пациенты психушки. При исполнении песни “I am the green child” на сцену вышли два совершенно голых молодых человека, истекающих кровью, но с большими букетами цветов, которые Balance отобрал у них, со злостью искромсал и выкинул в публику. Надо сказать, что многие просто не ожидали такого радикального концерта, затыкали уши, противясь зловещему напору звука, и даже убирались восвояси, словно обгадившиеся маленькие ковбои Хаггис. Я же осознал величие COIL и пал ниц (правда, уже в номере отеля).
Сожаления по поводу не увиденного 3 июня: FRONT 242, OES, ENDRAUM, IN STRICT CONFIDENCE.
4 июня.
– последний день на фестивале, последний день работы «чёрного» рынка – надо успеть сделать последние покупки. Между делом, в той же Agra, смотрим выступление молодых синтипопперов NEW CONCEPT. Очень неплохо, но на диске они слушаются получше. К 20:00 едем в Werk II на презентацию новой группы и их первого концерта – KRAMM. Чей это проект, объяснять никому не надо. Не совсем понятно, зачем нужно было патриарху готического движения Бруно Крамму заварить эту синтипопо-дарквейвовую кашу и носиться по сцене будто мальчонка? Неужто деньги?! Хотя ничего не скажешь, сделано всё хитово, динамично и явно будет иметь успех на танцполях, но преданным фанатам DAS ICH стало грустно.
А потом в Agra был CAMOUFLAGE. Они предоставили возможность поностальгировать над старинными хитами “The great commandment”, “Love is a shield”, “Suspicious love”, но в современной обработке. Кто-то этим фактом был раздражён, кто-то вспоминал младые годы, когда кроме CAMOUFLAGE и DEPECHE MODE ничего не было, и тайком смахивал слезу. Закрывать фестиваль было доверено местным героям AND ONE. Но вместо ожидаемого исполнения суперхитов, трое членов группы вдруг превратили своё выступление в какое-то стебалово, в китч, где поёт кто хочет и как хочет. Вобщем придуривались, как могли, а на закуску выдали какую-то импровизационную какофонию. Уже будучи в Москве, я узнал от коллеги по перу Wraith, который был корреспондентом на прошлом Doomsday (где AND ONE тоже были одними из хэдлайнеров), что такой сорт выступлений для них – норма, а по-другому они, типа, и не умеют!
Сожаления по поводу не увиденного 4 июня: DANCE OR DIE.
Вот и завершился юбилейный X. Wave-Gotik-Treffen. Слава Всевышнему и организаторам за то, что не случилось такой катастрофы, как в прошлом 2000 году, а не то, в случае чего, члены RGP были твёрдо намерены учинить акт самосожжения прямо на главной сцене: чтоб знали наших! Вообще надо признать, что организовано всё было чётко, на подобающем уровне, концерты начинались и кончались по расписанию, лучше, чем обычно, обстояло дело с едой, сортирами и туалетной бумагой.
5 июня, поздно ночью, члены Russian Gothic Project, уставшие как вымотанные псы, гружёные как челноки, но довольные поездкой, были опущены с небес на землю, прямо в объятия Родины. И в короткий срок сделали для вас этот отчёт.