Avalon (2001)
В Главных Ролях:
Мальгорзата Форемняк (Malgorzata
Foremniak) ...Эш (Ash)
Владислав Ковальский (Wladyslaw Kowalski) ...Гейммастер
(Game Master)
Джерзи Гудейко (Jerzy Gudejko) ...Мерфи (Murphy)
Дариуш Бискупски (Dariusz Biskupski) ...Бишоп (Bishop)
Режиссер:
Мамору Ошии (Mamoru Oshii)
Этот фильм представляет интерес не только тем фактом, что это очередной солипсический триллер из серии "что есть настоящая реальность", и даже не тем, что он снят японцами в Варшаве (действительно, что может быть ирреальней для японской аудитории, чем польские актеры, разговаривающие на своём родном языке?), а скорее личностями создателей этого фильма.
Avalon - первый фильм после шестилетнего перерыва снятый Mamoru Oshii - режиссером культового аниме Ghost In the
Shell, мало того - в работе над "Авалоном" приняла участие чуть ли не вся команда, работавшая над
"Ghost in the Shell", включая автора сценария Kazunori Ito и композитора Kenji Kawai (кроме музыки к Ghost in the
Shell, известному и благодаря саундтрэкам к Ring и Ring 2). Кроме того, над сценарием работал и Neil Gaiman - автор культового в готической субкультуре комикса
Sandman, да и вообще человек, сделавший научно-фантастические комиксы полноценным видом литературы - в 1991 году Sandman
#19 получил премию World Fantasy Award, став первым в истории комиксом, получившим литературную премию. Все эти "фантастические" монстры собрались вместе, чтобы сделать не менее фантастическое кино.
В недалёком будущем становится очень популярной боевая игра "Авалон" - в общем-то, похожая на любую из современных военных экшн-игр, за исключением полного реализма происходящего и одного прискорбного факта -
игроки, дошедшие до хитрого секретного уровня Special
A, впадают в кому и валяются как овощи на больничных койках. Лучший игрок-одиночка - боевая девушка
Ash, выглядящая будто реальное воплощение рисованного персонажа Major Motoko Kusanagi
(Ghost in the Shell), одержима идеей пройти тот самый загадочный уровень Special
A. Она выясняет условия, которые необходимы для прохождения оного - собирает команду, и, что характерно, уровень этот проходит, но оказывается, что это был лишь ключ к новому уровню - уровню "Реальность"...
Фильмы на тему "реальна ли наша реальность" уже давно пора выделить в отдельный жанр - начиная от эстетских "Открой глаза"
(Abre los Ojos), до коммерческих "Матрицы" (Matrix) и "13 этаж"
(The Thirteenth Floor). Было уже и несколько фильмов с фабулой - "наша жизнь - компьютерная игра", самые известные из которых - "Нирвана"
(Nirvana) (1997) с Кристофером Ламбертом и "Экзистенц"
(eXistenZ) (1999) Дэвида Кроненберга. Но даже в этой пёстрой компании "Авалон" стоит особняком - в первую очередь из-за оригинального визуального решения, большая часть фильма практически черно-белая, нарочито размытая, c характерным для артового кино видеорядом. Подстать картинке и само действие, которого, по сути, и нет: Эш живёт только в игре, лишь в ней она действует, лишь в ней происходят события; вне игры "реальность" пугающе монотонна и однообразна - каждый раз в трамвае с Эш едут одни и те же люди, каждый раз её радостно встречает собака, каждый раз она, выходя из игрового зала, пинает одну и ту же банку. Поэтому выход на "новый уровень" - это даже не азарт игрока, одержимого желанием пройти игру до конца, это осознанная необходимость вырваться из порочного круга, даже если этим выходом будет существование в коме. По сути, фильм содержит картину трех разных миров, мир игры - динамичный, живой, суровый, выбрасывающий в кровь адреналин. Мир, в котором "живёт" Эш - мир скучный, где эта скучность даже визуально показана за счёт "долгих кадров", блёклый, обыденный, рутинный. Есть и третий мир, - о котором я в этой рецензии умолчу, иначе придётся открыть интригу картины.
Фильм, прямо скажем - не для всех, в том смысле, что, очевидно, найдутся и те, кто назовут "Авалон" безусловным шедевром, как и те, что ужаснутся новому творению Mamoru Oshii и предпочтут еще раз пересмотреть
"Ghost in the Shell". Лично я скорее встану на сторону вторых: еще раз пересматривать "Авалон" у меня нет ни малейшего желания, а "Призрака в Доспехах" я уже смотрел раз пятнадцать, и что характерно, не надоедает. "Авалон" очень хорош с визуальной стороны, но вот сюжет и сама концепция откровенно слабы, и этот большой минус подчистую убирает все остальные плюсы.
coroner
Так же, Вы можете ознакомиться с рецензиями на другие фильмы этого режиссера:
Ghost In The Shell (1995) - Призрак В Доспехах-
(c) 1999 Russian
Gothic Project
Design by Chthon (c) 1999
..