Brutes And Savages (a.k.a. The Arthur Davis Expedition In Brutes And Savages) (1978) (псевдодокументальный)
Режиссер:
Артур Дэвис (Arthur Davis)
Артур
Дэвис, более известный как "Mr. International Showman" в мире
кинодистрибьюторов шестидесятых-семидесятых годов прошлого века был человеком
предприимчивым и не лишенным авантюризма. Сын владельца кинотеатра во Флориде,
Дэвис очень быстро открыл собственное дело, занявшись дистрибуцией европейских
картин (в основном французских и итальянских) в наиболее развитых странах
Азии. К середине семидесятых его компания занималась прокатом как минимум
двадцати фильмов в год (к тому времени он импортировал уже и немецкие,
британские и даже некоторые американские фильмы) в огромном азиатском регионе,
и следующим логическим шагом для Артура стало открытие собственного
кинопроизводства. Решив при производстве своих будущих "шедевров" особенно не
тратиться, Дэвис обратил свой взгляд на феномен итальянского "shockumentary"
фильма "Mondo Cane" (1962) и его последующих продолжений/имитаций (включая в
свое время знаменитые "Лики Смерти"), которые собрали огромные суммы денег,
показывая на экране "необычные" вещи (такие, как ритуалы и жертвоприношения
примитивных народов, насилие над людьми и животными, различные операции,
брутальные казни, сексуальные
практики "народов мира" и все прочее в таком
духе) и были очень популярны во всем мире вплоть до начала восьмидесятых.
Выделив 750.000 долларов личных денег, Дэвис открыл производственный офис
своей новой компании "Factual Reports" в Лондоне и приступил к съемкам
картины, которая в конечном итоге вылилась в "Brutes And Savages".
Чтобы придать своему фильму "high class"
лоск, Дэвис нанял для чтения пафосного текстового сопровождения британского
актера Ричарда Джонсона (Richard Johnson), который обладал сильным и
запоминающимся голосом. Джонсон некогда был известным театральным и
киноактером в Англии, но к середине семидесятых его карьера катилась под гору,
поэтому он принимал любые предложения о работе, а Дэвис даже не удосужился
поместить его имя в титры своей картины! Что же касается музыкального
сопровождения, то тут Дэвис не мог так запросто "кинуть" композитора, в роли
которого выступил признанный гуру "mondo"-фильмов итальянец Риз Ортолани (Riz
Ortolani), написавший в свое время музыку не только к "Mondo Cane", но и к
большинству представителей "mondo" жанра. Его имя почетно идет в начальных
титрах крупным шрифтом, и надо сказать, что его халтурный world-jazz-funk-rock
саундтрэк как нельзя лучше подходит для такого мусора, коим является "Brutes
And Savages" :)
Как это водится, у фильма нет никакой
ярко выраженной четкой структуры, а зрителю просто показывают некие "чудеса
света" в понимании Дэвиса. При этом буквально перед каждым сюжетом нам deadly
serious говорят о том, что группе запрещали снимать, но они все равно засняли
события "скрытыми камерами". При этом просто АБСОЛЮТНО ОЧЕВИДНО, что снималось
все вполне обычным способом, со штатива (и очень редко когда с рук), нисколько
не скрываясь, с крупными планами, сменой ракурсов и перебивками! :) Особенно в
этом смысле порадовал сюжет про музей Ацтекского эротического искусства, где
"по
легенде" снимать категорически запрещено, но наши бравые "документалисты"
пронесли скрытым образом камеры и из-под полы и в жуткой спешке засняли
бессмертные эротические творения ацтеков. При этом перед зрителями заранее
просят прощения за "низкое качество съемки", ибо было "недостаточно освещения"
и все делалось второпях... И что же мы наблюдаем в сюжете? А в сюжете мы
наблюдаем ОТЛИЧНОЕ освещение несколькими источниками света (судя по теням, как
минимум тремя :)) и профессионально заснятые с многочисленных ракурсов и безо
всякой спешки музейные экспонаты, которые не просто стоят на полочках, но нам
их еще и вертят в разные стороны!
В начальных титрах этого фильма идет
следующая "отмазка" - "All scenes whether actual or simulated represent actual
truth." Вот то, что все показанное на экране "simulated" - в этом лично у меня
нет никакого сомнения, ну а что касается "actual" - то это может относиться
только к сценам "из жизни животных", и то - с большой натяжкой :) Когда
беззастенчивое вранье подается с таким серьезным видом, то можно лишь
поаплодировать создателям этого фильма, ибо нужно сильно постараться, чтобы
сделать "документальную" ленту настолько очевидно топорно-постановочной :)
Особенно в этом смысле порадовал самый первый сюжет про некое африканское
племя и его ритуалы. Мало того, что "Африка" для этого сюжета явно снималась
где-то на южном побережье Соединенных Штатов (Калифорния? %)), так еще и
"женщины дикого племени", помимо выбритых подмышек и красного лака для ногтей
на руках и ногах (!) под своими "набедренными повязками" НОСЯТ ЧЕРНЫЕ
ТРУСИКИ!!! Вот уж действительно - "примитивные племена", жалко пустой коробки
от прокладок "CareFree" в кадр случайно не попало :) Еще одна сцена, которая
шокирует своим очевидным идиотизмом, также связана с "ритуалами" этого
"племени". Вроде как чтобы мальчик стал мужчиной - ему нужно перейти вброд
неширокую речку, кишащую крокодилами. И вроде бы как наша съемочная группа
была приглашена на этот ритуал. Первый из троих парней перешел речку без
проблем, но на второго напал крокодил... И этот момент надо видеть, чтобы в
него поверить... ТАКОГО по своей убогости резинового
крокодила я еще не видел
нигде, и даже надувная кукла разумного крокодила из эпизода "Гостьи из
будущего" выглядит по сравнению с этим как динозавры Спилберга! При этом
постоянно идет переключение ракурсов с общего плана, на котором в мутной
речной воде от псевдокрокодила "отбивается" "абориген", на планы крупные, где
"крокодил" откусывает нечастному руки и ноги ЯВНО В БАССЕЙНЕ с кристально
чистой и прозрачной водой! После такого эпизода у любого челюсть отвиснет,
только не от ужаса, а от шока, что подобное можно показывать на полном серьезе
:) Все остальные сюжеты сняты с подобной же долей "достоверности", и мы можем
наблюдать бедность Латинской Америки, "секретные" заготовки коки,
"примитивные" свадебные и религиозные ритуалы, "народные игры", открытую
операцию на мозге (в аутентичности даже этих кадров у меня есть большие
сомнения), многочисленные вставки "из жизни дикой природы" и ОЧЕНЬ много
насилия над животными. Что в этом кино абсолютно точно настоящее - так это
убийства животных, так что "зеленым" данный фильм смотреть не рекомендуется.
Все остальное же - смехотворные постановки.
Снят фильм был в 1975-м году, но
полностью доведен до ума лишь в 1977-м. Естественно, такого рода кино всегда
было лакомым кусочком для цензоров, поэтому в большинстве стран мира фильм
вышел в порезанном 92-х минутном виде. В Штатах же картина и вообще вышла на
экраны немногочисленных "grindhouse cinemas" и драйв-инов лишь в 1982-м году,
где прошла совершенно незамеченной. Но Артура Дэвиса это уже не волновало, ибо
в 1980-м он продал свою дистрибьюторскую контору собственным же служащим и
начал новую карьеру в торговле недвижимостью...
Как любопытный артефакт своего времени,
картина безусловно интересна, но как фильм смотреть ее довольно тяжело, ибо
лента слишком затянута и в ней практически нет действительно интересных
моментов. Конечно, в хорошей компании за парой-тройкой упаковок пивка будет
весьма весело смотреть "Brutes And Savages", смеясь над очевидным
топорно-постановочным идиотизмом многих "документальных" моментов, ну и
коллекционерам всяких редкостей наверняка будет интересно добавить ленту в
свою коллекцию мусора. Для прочих же применений этот фильм не предназначен...
Сергей Меренков
Photos Copyright Of Their Respective Owners
(c) 1999 Russian
Gothic Project
Design by Chthon (c) 1999
..