Cube 2: Hypercube (2002)
Милости просим в новое
измерение страха.
Вы не поверите, что ждет вас в четвертом измерении.
Долгожданное продолжение культового хита.
То, что вы видели до этого, поразило ваше воображение... Теперь же внутри
вселенной возможностей
появилась иная реальность, где переплетаются пространство и время...
В Главных Ролях:
Кари Матчет (Kari Matchett) ...Кейт Филмор (Kate
Filmore)
Герант Вин Дэйвис (Geraint Wyn Davies) ...Саймон Грэйди (Simon Grady)
Грейс Линн Кунг (Grace Lynn Kung) ...Саша (Sasha)
Мэтью Фергусон (Matthew Ferguson) ...Макс Райслер (Max Reisler)
Нил Крон (Neil Crone) ...Джерри Вайтхолл (Jerry Whitehall)
Барбара Гордон (Barbara Gordon) ...Миссис Пэйли (Mrs. Paley)
Линдси Коннел (Lindsey Connell) ...Джулия (Julia)
Режиссер:
Анджей Секула (Andrzej Sekula)
В 1997-м
году низкобюджетный канадский фильм "Куб" стал, по сути дела, "независимой
киносенсацией", благодаря своим многочисленным достоинствам и необычности
моментально превратившись в культ. Оригинальный "Куб" был самодостаточным
кинопроизведением с глубокой философской концепцией и сверхталантливым
исполнением,
которому вовсе не нужно было никакое "продолжение". Однако суровые реалии
шоубизнеса диктуют свои законы, и в начале двадцать первого века появились
первые слухи о планирующемся сиквеле, которые многие поклонники фильма
восприняли крайне негативно, справедливо полагая, что "Куб" надо оставить в
покое и больше к этой теме не возвращаться, ибо создать нечто лучшее, чем
фильм Винченцо Натали (Vincenzo Natali), попросту невозможно. Честно говоря,
будучи в безумном восторге от оригинала, я также крайне негативно отнесся к
появлению на видео (театральный прокат фильм имел лишь в некоторых европейских
странах, пойдя прямиком на видео во всем остальном мире) "Куба 2", но
природное любопытство взяло верх, и фильм был мною куплен. И каково же было
мое
удивление, когда продолжение оказалось, что называется, "на уровне"!...
В абсолютно идентичных друг другу
кубических помещениях, соединенных меж собой системой шлюзов, оказалась
запертой небольшая группа людей. Все они, на первый взгляд, люди абсолютно
разные и друг с другом никак не
связанные,
однако по мере их совместного путешествия по бесконечным кубическим комнатам
начинают "вырисовываться" весьма занимательные подробности и факты, говорящие
о том, что все они оказались в Кубе не просто так. Однако истинная причина их
появления в столь странном месте большинству из них неведома, кроме...
Хочется сказать сразу - "Куб 2" (или
точнее, "Куб в квадрате", как написано в титрах) получился отличным
фантастическим кино, которое можно смело рекомендовать всем без исключения
зрителям, включая и поклонников первого "Куба". Просто вторым не нужно его
сравнивать с оригиналом, ибо по сути дела это два абсолютно разных фильма, и "сиквелом"
эту картину можно считать лишь номинально. Из "Куба" авторы этой ленты взяли
лишь базовую концепцию - группа совершенно разных (на первый взгляд) людей
оказывается в системе соединяющихся меж собой кубических комнат. Однако если
первый
фильм обладал глубокой философской концепцией и по сути дела являлся скорее
психологическим триллером, нежели фантастикой, то создатели второго фильма,
наоборот, сознательно отбросили всю философскую и психологическую составляющие
оригинала, сосредоточившись на научно-фантастическом и конспирологическом
аспектах. В "Кубе в Квадрате" отличий от оригинала больше, чем совпадений.
Поговорим об оных отличиях отдельно.
Ну, первое, что сразу бросается в глаза
- измененный дизайн Куба. Теперь это одинаковые помещения хайтековского
дизайна, залитые ровным белом светом, с "обновленным шлюзом", открывающимся
простым нажатием ладони. В оригинале дизайн шлюза, равно как и стенок Куба,
был иным (представляющим собой как бы "внутренности" знаменитой шкатулки
Лемаршана из сериала "Восставший из Ада"), причем каждая из комнат обладала
собственным
цветом
(желтым, зеленым, красным, синим и т.д.), что весьма влияло на настроения
попадавших в нее людей (опять же - сильная психологическая составляющая,
которой в новом фильме нет). Нету в новом кубе и смертельных ловушек, которые
были серьезной помехой для обитателей первого фильма, так же как нет и
стандартной "тюремной робы" на участниках событий - в новом фильме все они
оказываются в кубе в собственной одежде и с некоторыми личными вещами (к
примеру, с ножом). Хотя "новый куб" и лишен смертельных ловушек, очевидно, что
он не стал местом более безопасным, ибо теперь это "гиперкуб", существующий в
четырех измерениях вместо классических трех. Грубо говоря, внутри пространства
куба сосуществуют множество параллельных реальностей, которые порождают очень
интересные пространственно-временные феномены (к примеру, различную гравитацию
в разных комнатах куба, замедленное или убыстренное течение времени,
моментальную телепортацию кубических комнат и много чего еще). В связи с такой
новой концепцией появились и новые опасности, основная из которых -
теоретическая нестабильность
системы, благодаря чему вся эта труднопредставимая структура рано или поздно
обречена на коллапс...
Все вышеприведенное является
"техническими" отличиями, в то время как основное внимание стоит обратить на
отличия "творческие", ибо именно в творческих подходах сиквел в корне
отличается от оригинала, что, на мой взгляд, со стороны создателей было
наиболее верным решением. Поняв, что было бы глупо пытаться переплюнуть
оригинал, играя "на его же поле" психологического триллера с глубоким
философским подтекстом, авторы сиквела сместили акценты на фантастический
аспект истории, выполненной в конспирологическом ключе. Если в первом фильме
не дается никаких ответов на вопрос "Кто создал Куб и для чего?", то в сиквеле
ответы на данный вопрос есть, пусть и в туманной форме - здесь у Куба есть
вполне конкретное предназначение, и создан он вполне конкретными структурами.
Если в первом фильме сам Куб являлся лишь эффектной ареной для разыгрывания
психологической драмы, то в
сиквеле
именно Куб и его необычные свойства представляют наибольший интерес, в то
время как попавшие туда люди не представляют собой ничего особо интересного и
им нисколечко не сопереживаешь, соответственно, никакого особо психологизма
нет и в помине. Учитывая данный факт, вполне очевидным становится то, что
особое внимание авторы должны были уделить не актерской игре (которая, надо
отдать должное, находится на очень хорошем уровне) и созданию психологического
напряжения, а техническому исполнению ленты (читай - спецэффектам) и концепции
"вселенной гиперкуба".
Что ж, создателям сиквела было намного
проще реализовать все свои технические задумки (что они с блеском и
проделали!), ибо, в отличие от первого "Куба" (снятого всего за триста тысяч
долларов), на руках у них был приличный бюджет. Продюсировал фильм канадский
"независимый мэйджор" Lions Gate
Films, известный своей ориентацией на интересное и необычное кино и, зная
культовый статус (да и коммерческий успех) оригинального "Куба", денег на
сиквел выделил вполне достаточно, что позволило создателям не быть особенно
стесненными в реализации своих творческих задумок. Снимал фильм (как в прямом
смысле - оператором, так и в переносном - в качестве режиссера) не последний в
киноиндустрии человек Анджей Секула, особенно прославившийся как
оператор-постановщик и снявший, в частности, две первые картины Тарантино -
"Бешеные Псы" и "Криминальное Чтиво". Как это нередко случается, талантливый
оператор-постановщик Секула оказался к тому же и прекрасным режиссером, сделав
"Куб 2" практически безупречным фильмом как с технической, так и с творческой
точек зрения. Картина прекрасно сбалансирована и смотрится с неослабевающим
интересом от начала и до самого конца, в котором господин Анджей подкинул
конспирологам немного
пищи
для размышлений. Многочисленные спецэффекты в этом фильме выполнены
исключительно качественно, ибо компьютерные фрагменты во многих эпизодах
неотличимы от реальных декораций, и сказать, что нечто есть компьютерная
графика, можно лишь в очевидных моментах, в то время как большинство сцен с
полной или частичной компьютерной обработкой изображения зритель ни за что не
отличит от "настоящих". "Не подкачало" в смысле профессионализма и прекрасное
звуковое оформление фильма, все шесть каналов которого задействованы по полной
программе, буквально погружая зрителя в звуковую составляющую альтернативной
вселенной гиперкуба. Ну, и в заключение хотелось бы отметить замечательную "title
sequence", в которой концентрации творческих идей и профессионализма
исполнения хватило бы на иной полнометражный проект!
Подводя итоги, стоит пожелать, чтобы те
люди, которые посмотрели и полюбили первый "Куб", не отказывались бы от
просмотра его сиквела. Нужно лишь сразу понять, что это практически два разных
фильма, объединенные лишь
"кубической" концепцией и названием, хотя, безусловно, было бы намного проще
для "независимого и объективного восприятия", если бы этот фильм не
позиционировался маркетологами как "прямое" продолжение шедевра Натали, а
рекламировался бы просто как отличная фантастика с необычной концепцией.
Собственно, данный фильм и является прекрасным образцом "умной" научной
фантастики с оригинальной идеей, прекрасной ее реализацией и
конспирологическим подтекстом "для людей знающих" ;) Кстати, на "Гиперкубе"
Lions Gate не успокоилась, и уже вовсю кипит работа над "приквелом" под
названием Cube Zero, который планируется к выходу в 2004-м году. Режиссер у
этого проекта уже другой, и что в итоге из всего этого получится, пока тоже
непонятно, но в любом случае, после столь качественного "продолжения", лично у
меня скепсиса по поводу очередной серии будет уже гораздо меньше - а вдруг и
вправду тема еще не до конца исчерпана?...
Сергей Меренков
Памятные цитаты:
Кейт Филмор: Должно быть, этот парень бегает
очень быстро - он исчез.
Джерри Вайтхолл: В каждой комнате по шесть дверей, но сколько бы дверей я не
прошел, я оказываюсь в одних и тех же трех комнатах.
Джерри Вайтхолл: Я пытался составить план этого места. И пришел к выводу...
Саймон Грэйди: ...что это невозможно.
Джерри Вайтхолл: Так и есть.
Макс Райслер: Как будто комнаты быстро перемещаются и меняются местами.
Джерри Вайтхолл: Должна же быть какая-то логика! Идешь в одном направлении, а
оказываешься там же, откуда ушел.
Кейт Филмор: Ладно, допустим, мы в гиперкубе. На этой диаграмме нарисован
выход?
Джерри Вайтхолл: Ммм, нет. Понимаете, гиперкуба не существует в реальности.
Пока это только теоретическое понятие.
Джерри Вайтхолл: 60 659 комнат?
Кейт Филмор: Это место огромно.
Миссис Пэйли: О, да! В гиперкубе может быть 60 миллионов комнат!
Кейт Филмор: Ты кто?
Саймон Грэйди: Я это. Старый добрый Саймон. Помнишь меня, а? Я так долго ждал
возможности поквитаться с тобой.
Кейт Филмор: Но ведь это было несколько секунд назад!
Саймон Грэйди: Не будь глупой, Кейт. Ты прекрасно знаешь, что здесь время идет
по-другому.
Photos Copyright Of Their Respective Owners
(c) 1999 Russian
Gothic Project
Design by Chthon (c) 1999
..