Deathwatch (2002)
Избавь их от лукавого.
В Главных Ролях:
Джейми Белл (Jamie Bell) ...Чарли Шекспир (Charlie
Shakespeare)
Лоренс Фокс (Laurence Fox) ...Капитан Дженнингс (Captain Jennings)
Торбен Либрехт (Torben Liebrecht) ...Фридрих (Friedrich)
Хьюго Спир (Hugo Speer) ...Сержант Тэйт (Sergeant Tate)
Режиссер:
Майкл Бассет (Michael J. Bassett)
Первая
Мировая. Западный фронт, 1917-ый год. Небольшой отряд английских солдат после
кровопролитного боя на передовой пробирается к своим, но в тумане теряет
дорогу и попадает прямиком к позициям неприятеля. Однако вместо очередной
кровавой схватки отряд находит лишь странную сеть окопов (больше похожую на
причудливый лабиринт с многочисленными подземными ходами), заваленных трупами
(причем большинство солдат, судя по всему, было убито "своими") и нескольких
обезумевших от страха немцев. Одного из них убили на месте, второму удалось
бежать, а третий, выживший, в истерике стал кричать, что надо убираться из
этого места, ибо ничего, кроме гибели, англичане тут не найдут. Командиры,
однако, пленного не послушали и приказали удерживать оборону в этих окопах.
Вскоре спустилась ночь, и начались первые неприятности...
Этот фильм - чрезвычайно удачный дебют
молодого сценариста и режиссера Майкла Бассета, который явно имеет огромное
желание (и, что немаловажно, талант) возродить славное жанровое прошлое
английского кинематографа. Вообще, жанровое кино сейчас на подъеме во всем
мире, а Англия (не только как часть Европы) имеет богатые традиции создания
оного и последнее время "выдает на-гора" все больше и больше отличных жанровых
картин (сразу на ум
приходят два безусловных хита недавнего времени - "Dog
Soldiers" и "28 Days Later"). Не имея больших голливудских бюджетов, но
обладая талантом, чувством стиля и огромным желанием снимать интересное,
"зрительское" кино, англичане выбирают для своих постановок довольно камерные,
но очень захватывающие и эффектные сюжеты. Так произошло и с этим фильмом -
все действие в нем происходит по сути дела в одной локации, окопах неприятеля,
но оторваться от экрана практически невозможно. Бассет создал историю в духе
(или по крайней мере под очевидным влиянием) произведений Лавкрафта, где мы не
видим монстров, но при этом концентрация страха такова, что волосы встают
дыбом от обычного скрипа половицы. Так же и в этом фильме - мы не видим ЗЛА,
обитающего в прОклятых окопах, но это не мешает ему объективно существовать и
творить свои черные дела руками солдат. При этом в некоторых моментах
концентрация саспенса зашкаливает, и фильм местами очень жутко и неуютно
смотреть.
Визуальный ряд картины под стать ее
атмосфере - очень мрачный, выполненный в серых, грязных тонах. Большую часть
фильма льет дождь, вокруг грязь и полуразложившиеся трупы, везде ползают
полчища крыс, а из-под земли иногда доносятся жуткие звуки. "Добро пожаловать
в ад", по-другому и не скажешь. И эта атмосфера фильма действует на зрителя
очень депрессивно, так что даже самая "отвязная молодежь" очень быстро в зале
притихает и до конца фильма люди не издают и звука - целиком захваченные
цепкими лапами этой необычной и исключительно мрачной истории. Истории, надо
сказать, многомерной и неоднозначной, открытой для различных интерпретаций и
заставляющей зрителя задуматься над только что увиденным и, возможно, даже
несколько переосмыслить определенные жизненные взгляды.
Работает на такое глубокое восприятие
фильма не только его замечательное визуальное решение и хороший сценарий, но и
идеально подобранные актеры, которые делают свою работу на сто процентов.
Актеры играют своих персонажей настолько достоверно и точно, что практически
каждый участник
рассказываемых событий становится дорог зрителю, ибо возникает
психологическое сопереживание судьбам героев. Не абстрактных героев комиксов,
а обычных людей, волей судьбы попавших в очень сложную и практически
безвыходную ситуацию, на которую каждый из них реагирует по-своему, и актеры,
этих персонажей играющие, очень достоверно воспроизводят на экране психоэмоциональное взаимодействие своих героев друг с другом. Этому
действительно веришь, потому что в актерской игре и диалогах нет фальши, а
значит и происходящее на экране воспринимается как реальная жизненная
ситуация, в которую может попасть каждый...
Фильм, с моей точки зрения,
сбалансирован идеально. В нем очень постепенно, но неотвратимо, нагоняется
саспенс, который, в конечном итоге, очень сильно влияет на зрителя, загоняя
последнего в чрезвычайно мрачное и депрессивное состояние. Операторская,
актерская и режиссерская работы в картине очень хороши, а звуковая дорожка
смикширована так, что добавляет еще больше жути в и без того непроглядную тьму
фильма. Учитывая, что данная постановка является дебютом, то можно с
уверенностью сказать, что на горизонте английского кинематографа (причем, не
только жанрового) взошла новая яркая звезда, которая, как я искренне надеюсь,
еще долго не погаснет. Одним словом - смотреть всем зрителям, любящим
серьезное, психологически очень эффективное кино, и не боящимся провести
остаток дня в полнейшей депрессии...
Сергей Меренков
Photos Copyright Of Their Respective Owners
(c) 1999 Russian
Gothic Project
Design by Chthon (c) 1999
..