Frailty (2001)
Ни одна живая душа не может
быть спокойна.
Я опасен лишь для демонов... Ты ведь не демон, правда?
Спасутся только невинные.
В Главных Ролях:
Билл Пэкстон (Bill Paxton) ...Папа Микс (Dad
Meiks)
Мэтью МакКоннахи (Matthew McConaughey) ...Адам Микс (Adam Meiks)
Пауэрс Бут (Powers Boothe) ...Агент ФБР Уэсли Дойл (FBI Agent Wesley Doyle)
Мэтью О'Лири (Matthew O'Leary) ...Юный Фентон (Young Fenton)
Джереми Самптер (Jeremy Sumpter) ...Юный Адам (Young Adam)
Режиссер:
Билл Пэкстон (Bill Paxton)
Билл
Пэкстон в основном известен широкому кругу зрителей как успешный и талантливый
актер, друг Джеймса Кэмерона и завсегдатай многих его фильмов, в которых ему
доставались главным образом забавные роли. Актерская профессия, однако,
зачастую жестока, и с годами многие артисты начинают поглядывать в
режиссерскую сторону, рассматривая удобное кресло на съемочной площадке с
гордой надписью "Director" как способ продолжения своей кинематографической
карьеры. У одних это получается хорошо, у большинства же "не очень", а
некоторые умудряются удачно совмещать актерство с достижениями на режиссерском
поприще. Случай Билла Пэкстона - из последних.
В техасскую штаб-квартиру ФБР поздно
ночью вызывают детектива, ведущего расследования серийного маньяка по прозвищу
"Карающая десница". В кабинете агента Дойла ждет молодой человек, с места в
карьер заявивший, что знает, кто убийца. "И кто же?" - недоверчиво
поинтересовался Уэсли Дойл. "Мой брат", - последовал ответ. А дальше парень
рассказал историю своей семьи, как он с папой и братом жил в небольшом домике
в Техасе, и как однажды ночью их разбудил отец и сообщил, что только что его
посетил ангел, и что семья их была избрана Богом для специальной миссии -
уничтожения демонов на земле. Сначала Бог привел его к трем священным орудиям
уничтожения - огромному топору,
перчаткам и короткому обрезку трубы, а вскоре
после этого отец получил и первый список демонов, в котором были, разумеется,
имена людей, живущих в окрестных городах... Вскоре отец приступил к выполнению
возложенного на него ответственного поручения, привлекая к этому и братьев,
младший из которых, Адам, полностью доверял ему, в то время как старший, Фентон, всеми силами пытался помешать и убедить отца перестать убивать людей.
Но папа никогда не убивал людей - он лишь уничтожал демонов, на которых
указывал ему господь, и которые выглядели и вели себя как обычные люди, и лишь
прикосновение его непокрытых рук с головой выдавало их дьявольскую злую
сущность. Фентон не мог вынести всего этого, и, чтобы остановить кровавую
вакханалию, ему пришлось убить собственного отца... Но святое дело продолжил
младший брат, и теперь повзрослевший молодой человек везет детектива Дойла,
чтобы показать ему место захоронения многочисленных жертв религиозного
маньяка. Но быть может...
Этот фильм, по сценарию Брента Ханли (Brent
Hanley), продюсировала канадская Lions Gate Entertainment, компания, которая
буквально за последние несколько лет стала очень заметным игроком на жанровом
кинорынке, скупив многих конкурентов и активно занимаясь театральной и
видеодистрибуцией жанрового кино на территории Северной Америки, не забывая
при этом и о собственном производстве. Выделив на постановку 11 миллионов
бюджета и столько же на маркетинг картины, продюсеры Lions Gate не отказали
Биллу Пэкстону, изначально предполагавшемуся на роль отца, в реализации его
режиссерских амбиций и доверили ему режиссуру картины. Результат этого
решения, надо сказать, превзошел буквально все ожидания, и Билл Пэкстон
проявил себя не только как хороший актер (а роль отца, пожалуй, одна из самых
сильных в его карьере), но и как великолепный режиссер, у которого, без
сомнения, есть огромный талант. "Порок" невозможно отнести к некоему одному
жанру, ибо фильм настолько самобытен (в плане использования разных жанровых и
кинематографических приемов) и затрагивает столь много тем, что его
классификация "одним словом" не передаст и малой доли реального положения дел.
Это и семейная драма, повествующая о постепенном разложении "ячейки общества"
на фоне
прогрессирующего безумия (хотя безумия ли?) отца. И запутанный триллер
в лучших традициях Хичкока с неожиданными сюжетными поворотами и туманными
полунамеками-подсказками на истинное положение дел. И "готический" фильм со
множеством "мрачных картинок", депрессивной атмосферой и напряженными
пугающими моментами. Ну и, конечно же, это психологический хоррор, фильм, в
котором практически нет крови, но который тем не менее пугает очевидной
реалистичностью происходящего и серьезным психологическим прессингом, который
оказывается на зрителя практически на протяжении всей картины. Я не назову
фильм шедевром, но, черт возьми, эта лента ОЧЕНЬ близка к этому определению, и
уж совершенно точно это один из лучших режиссерских дебютов, когда либо мною
виденных!
Все без исключения актерские работы в
фильме великолепны, но особенных похвал заслуживают молодые артисты,
исполняющие роли братьев Микс в молодости. Мэтью О'Лири замечательно играет
сына, крепко любящего своего отца, но понимающего, тем не менее, что папа в
своем религиозном рвении зашел уже слишком далеко и его надо каким-либо
образом остановить. Билл Пэкстон, в свою очередь, прекрасно играет любящего
своих сынов отца, которому однажды ночью явился ангел с непростым заданием от
Бога. Старший Микс при этом отнюдь не одержим, он вполне вменяем и легко может
отделить плохое от хорошего (показателен в этом плане один из диалогов с
маленьким Адамом), но против очевидных для него фактов и божественного
вмешательства он идти не может, поэтому и берется за эту грязную работу,
своими руками верша справедливое божественное правосудие...
Впечатляющие визуальные образы - к
примеру, такие, как мрачные эпизоды ночного розового сада, превращенного
семьей Миксов в зловещее кладбище - заслуга выдающегося оператора-постановщика
Билла Батлера (Bill Butler), на счету которого работа над такими фильмами, как
"Челюсти" или "Омен-2". Мрачное же музыкальное сопровождение принадлежит перу
молодого композитора Брайана Тайлера (Brian Tyler), начавшего свою карьеру для
кино и телевидения совсем недавно (в 1997 году), но за плечами которого уже
более сорока звуковых дорожек, многие из которых были написаны для серьезных и
"больших" фильмов.
Критика картину восхвалила, и
оформление DVD, к примеру, просто усыпано восторженными цитатами различных
авторитетных источников (понятно, что это один из маркетинговых ходов, дабы
продать побольше копий фильма, но в данном случае все эти цитаты правдивы).
Особо отметили фильм и множество престижных международных фестивалей, в
результате чего "Порок" собрал четыре номинации (в категориях "Лучший
сценарий", "Лучшая режиссура" и "Лучшее исполнение главной роли") и две
награды - за сценарий и режиссуру. Прокатные же показатели, как очень часто
бывает с хорошими и серьезными картинами, оказались для студии не столь
впечатляющими - всего 13 миллионов долларов с полутора тысяч экранов.
"Порок", безусловно, является одним из
лучших фильмов 2001 года и более чем впечатляющим режиссерским дебютом Билла
Пэкстона, и посмотреть его стоит хотя бы из-за этого. Но реальная ценность
фильма, конечно, не в признании критики и фестивальном успехе, а в самой его
сути, в том, что это очень самобытный и необычный психологический фильм,
поднимающий немало интересных и "сложных" тем, на которые у зрителя наверняка
не всегда найдутся ответы. Кино для думающей аудитории.
Сергей Меренков
Памятные цитаты:
Отец: Тебе страшно?
[Фентон кивает.]
Отец: Чего ты боишься?
Фентон: Тебя.
Отец: Я опасен лишь для демонов... Ты ведь не демон, правда?
Отец: Нельзя так перемешивать вещи, сынок. Убивать людей плохо, а уничтожать
демонов - хорошо. Не беспокойся: Бог ниспошлет тебе твой собственный список
демонов, когда ты подрастешь.
Фентон: Отец убивает людей, а ты ему помогаешь!
Адам: Не-а! Мы выполняем волю божью! Я папе расскажу!
Отец: Делай как я учил тебя - сначала шею.
Фентон: Порой правда озадачивает рассудок.
Адам: Ты поедешь за новым демоном для нас, да, пап?
Фентон: Но это же имена людей!
Отец: Снаружи они выглядят как обычные люди, но внутри...
Отец: Не плачь по ней, сынок. Она была не человек.
Фентон: Но папа, это же нелепо.
Отец: Я знаю, что это так выглядит, сынок, но это правда.
Отец: То, что должно быть сделано, должно быть сделано. Как скажешь, сынок,
это должно быть сделано?
[читая список демонов, который якобы был послан Адаму]
Отец: А это не тот ли Трэвис, который достает тебя в школе?
Адам: Ага, он демон!
Отец: Мы не убиваем людей. Мы уничтожаем демонов.
Адам Микс: Я знаю, кто убийца.
Агент Уэсли Дойл: Окей, допустим я поверил - ну и кто же?
Адам Микс: Вы еще не выслушали меня, а уже подвергаете сомнению мои слова.
Адам Микс: Он мой отец. Я любил его даже тогда, когда он сошел с ума.
Адам Микс: Я ненавидел папиного бога, я убежал бы, если б не брат. Я не мог
оставить его одного.
Фентон: Он может заставить меня выкопать яму, но не может заставить меня
молиться, ясно?
Отец: Видишь, что мне пришлось из-за тебя сделать? Мне пришлось убить
человека...
Фентон: Я тебя не заставлял! Ты сам это сделал! Ты психованный!
Отец: Ты мой сын, и я люблю тебя больше всего на свете. Но знаешь, Фентон... Я
ведь боюсь тебя...
Отец: Думал, никто никогда не узнает? Бог все видит!
[Отец берет топор.]
Отец: От гнева Господня не спрячешься!
Адам: Так нечестно! Я вижу только демонов, а Фентон увидел Бога!
Агент Уэсли Дойл: Тебе это с рук не сойдет!
Адам Микс: Господь защитит меня.
Отец: Я все еще не знаю, для чего эти перчатки...
Photos Copyright Of Their Respective Owners
(c) 1999 Russian
Gothic Project
Design by Chthon (c) 1999
..