Funny Games (1997)

Funny Games Poster    Funny Games Video Cover

В Главных Ролях:

Сюзан Лотар (Susanne Lothar)                                  ...Анна (Anna)
Улрих Мюхе (Ulrich Muhe)                                        ...Георг (Georg)
Арно Фриш (Arno Frisch)                                            ...Пауль (Paul)
Фрэнк Гиринг (Frank Giering)                                   ...Питер (Peter)
Стефан Клапчински (Stefan Clapczynski) ...Жоржи (Schorschi)

Режиссер:

Михаэль Ханеке (Michael Haneke)

   Покупая кассету, я обратил внимание на огромное количество восторженных отзывов, коими была, буквально испещрена, вся коробка: "Кинематографический шедевр ужаса" - Кимберли Ньюман, Hollywood Reporter; "Самый шокирующий фильм Европы" - Андрей Плахов, Коммерсантъ; "Смотрите, если отважитесь" - Дэвид Стеритт, Film Scouts; "Ужас нечеловеческий..." - Андрей Плахов, Коммерсантъ. Наличие двух престижных наград ("Серебряный Хьюго" за режиссуру на фестивале в Чикаго, Специальный приз жюри в Фантаспорто) и номинация на "Золотую пальмовую ветвь" Каннского фестиваля 1997 года, вселяло дополнительный оптимизм. Можно было подумать, что этот фильм - нечто настолько экстраординарное и выдающееся, нечто, действительно способное шокировать до глубины души, что, вставляя кассету в видеопроигрыватель, я, соответственно, и настроился увидеть именно подобный шедевр. Скорее всего - это была моя ошибка. После просмотра я еще долго недоумевал, почему столь, не сказать, чтобы заурядному, нет, но, однако, абсолютно не революционному и на самом деле, просто добротному фильму на неизбитый сюжет, досталось столь много "элитарных" эпитетов. Конечно, в нем есть несколько неожиданных режиссерских "фишек" и оригинальных приемов, но назвать это чем-то из ряда вон, тоже не получается... Однако начнем по порядку.
   Сюжетная основа фильма такова: Австрийская семья, благосостояние которой, явно выше среднего, приезжает в свой загородный дом для того, чтобы провести летний отпуск на лоне природы, покататься на яхте, порыбачить, да и просто отдохнуть, благо есть приятные соседи, с которыми можно коротать длинные летние вечера за праздной болтовней и шашлыками... Георг, его жена Анна - обоим около сорока, и их сын Жоржи, как они его ласково называют, лет одиннадцати - счастливая семья, привыкшая получать от жизни лучшее и не думать ни о чем дурном... Однако пришел их час испытать "альтернативную реальность"...
   Через некоторое время после приезда, когда Георг с сыном спускали яхту на воду, в дверях кухни, где готовила мясо Анна, появился приятный молодой человек в белыхDeadly Meeting перчатках и, представившись племянником соседей, попросил 4 яйца. С этого момента череда неумолимых событий не заставила себя ждать: 4 яйца разбились, и Пауль (так его звали) попросил еще 4, сбросив как бы случайно, радиотелефон в, наполненную водой, раковину. Выйдя с новой порцией яиц, он через некоторое время вернулся, в сопровождении своего друга, в таких же белых перчатках, который интеллигентно объяснил Анне, что на Пауля набросилась их собака, и яйца снова разбились... К концу этого разговора, когда взбешенная Анна пыталась силой выпроводить незваных гостей, появился Георг с сыном, попытавшийся разобраться в ситуации - но без результата, если, конечно, не считать результатом, сломанное Питером при помощи клюшки для гольфа, колено Георга. Таким образом, вся семья стала участниками "Забавных Игр", устроенных молодыми приятелями Питером и Паулем, и невольными участниками спора, что в течение ближайших 12 часов никто из них не выживет...
   Михаэль Ханеке, во всех своих предыдущих работах, всегда поднимал тему насилия, Hard Conversationпорождаемого экраном, но в своем последнем фильме он пошел еще дальше. В нем зритель уже не является просто пассивным свидетелем, но и, как бы соучастником того, что твориться на экране, благодаря использованному приему "общения со зрителем". Во многих ключевых сценах фильма, Питер обращается ко зрителю, заигрывает и подшучивает над ним, а так же саркастически замечает: "Вы ведь не рассчитываете на Happy End, не так ли?". И действительно, рассчитывать на happy end в этом фильме не приходится. Хотя насилие и не показывается в явном виде, - все жестокие убийства остаются за кадром, оно, буквально ощущается кожей. А невозмутимость и обыденность, с которой основные участники спора проделывают это со своими жертвами, цинично и весело комментируя происходящее, только оттеняет это, и создает разительный контраст в мозгу у зрителя. Сбежать от них невозможно - все что остается - это только умирать, и смотреть, как умирают твои близкие.
   Одной из основных, и, пожалуй, самых интересных особенностей фильма является "прокрутка" действия с помощью дистанционного пульта управления. В самом начале фильма, Анна прокрутила время долгой поездки машины до дома и остановила пленкуPeter holding boy... именно тогда, когда автомобиль въезжал в ворота их загородного дома. Позже, этим средством воспользовался Питер, дабы отмотать назад убийство своего напарника Пауля, и успеть перехватить у Анны ружье, прежде чем она выстрелит. Все - тупик - выхода нет, уйти от смерти невозможно, равно как и невозможно уже ничего изменить. И именно здесь мы сталкиваемся с теми мыслями, которые, по моему мнению, заложил режиссер. Он показал всю слабость обывателей, среднестатистических бюргеров, неспособных не то что противостоять какой-либо опасности и отвоевать себя право на жизнь, но и просто не способных выйти из рамок собственного тесного мирка. У Анны даже и не возникло мысли, что в реальности "Забавных Игр" она уже сто раз могла бы взять свой пульт и перемотать все действие назад до того момента, когда они только подъезжали к своему дому и изменить сюжет - развернуться и уехать восвояси. Она прокрутила время вперед в кабине автомобиля, Couple having fun...чтобы сократить поездку, но оказалась неспособной сообразить, что то же самое можно сделать и назад, пока еще не было поздно. Увы, обыватель, зажатый в рамки стереотипов и стандартизированной жизни просто неспособен вырваться из них, и сделать какие-то вещи, в накатанную схему не вписывающиеся. А вот молодые "спорщики" могли... Как ангелы смерти в белых перчатках явились они в размеренную жизнь обывателей, чтобы освободить их от серого, неинтересного и предсказуемого существования, чтобы обновить общество, все в больших количествах производящего новых зомби с мертвым мозгом и творческими началами, ходячего мяса, способного лишь размножаться и выполнять стандартные жизненные функции, не обременяя себя чем-то большим, не желая думать ни о чем, что выходит за рамки устоявшихся схем и размеренной жизни. Эта идея, по-моему, проходит красной нитью через весь фильм,Just the conversation about antimaterial... скорее всего, повергая подобных обывателей, "добропорядочных граждан", в шок, и, заставляя их выключать видеомагнитофоны и уходить из залов кинотеатров, но понятная и вполне принимаемая людьми думающими и социально активными. Уверен, что этот фильм пугает обывателя, но вселяет надежду в людей, живущих (или, хотя бы пытающихся жить) вне узких рамок повседневности, что, может быть, еще не все потеряно?
   Анной, Георгом и Жоржи пари проиграно, - Жоржи валяется со снесенной из дробовика головой недалеко от отца, с простреленной грудью, а Анна, которую продержали в живых дольше всего, медленно опускается на дно озера, по волнам которого скользит яхта с двумя молодыми людьми, непринужденно беседующими о коммуникационных проблемах между веществом и антивеществом. Вот борт яхты касается пристани соседей, и, теперь уже Питер непринужденно спрашивает: "Извините, у Вас не найдется немного яиц?"...
Сергей Меренков
Rating - 4 Rating - 4 Rating - 4 Rating - 4

Памятные цитаты:

- Почему вы нас сразу не убьете?
- Вы же не хотите, чтобы все закончилось так быстро?

Photos Copyright Of Their Respective Owners

(c) 1999 Russian Gothic Project
Design by Chthon (c) 1999

..