Graveyard Shift (1990)
Стивен Кинг подвел вас к самому краю своими книгами "Сияние" и "Кладбище домашних животных". На этот раз... он толкает вас дальше.
В Главных Ролях:
Дэвид Эндрюс (David Andrews) ...Джон Холл
(John Hall)
Стефен Махт (Stephen Macht) ...Уорвик (Warwick)
Вик Полизос (Vic Polizos) ...Броган (Brogan)
Брэд Дуриф (Brad Dourif) ...Экстерминатор (The
Exterminator)
Режиссер:
Ральф С. Синглтон (Ralph S. Singleton)
Едва ли не лучший ужасник по Стивену Кингу, и вообще из американских. Заглавие рассказа, по которому поставлен фильм - игра слов: по-английски наша четвертая смена (после полуночи) называется зловеще - "кладбищенской". Сюжет может быть отнесен формально к поддержке борьбы за права рабочего класса. Ткацкая фабрика. Обстановка как в наше время на ВПК. Старое здание. Жуткая антисанитария. Не огороженные станки. Директор Уорвик - вор и подонок. Страшная жара, кондиционеров нет, поэтому работают в основном ночью. На фабрике пропасть агрессивных крыс, самая большая из них - какой-то жуткий мутант, ростом с быка, крылья как у летучей мыши, морда - просто класс, от одной морды не уснешь! Эта суперкрыса обитает в подвале и кушает рабочих, выходящих в ночную смену, а мелкие крысы подбирают остатки. (Отметим, что полный портрет этой главной героини зритель увидит лишь в финале фильма; до этого в кадр попадает то огромный коготь, то необъятная пасть с кровавыми клыками). Симпатичный бомж Холл, бывший выпускник колледжа, устраивается на временную работу. У интеллигенции тут же начинаются трения с директором и работягами (чем не Россия?). А все, кем директор недоволен, имеют тенденцию бесследно исчезать. На вопрос, куда они делись, Уорвик многозначительно отвечает: "Они плохо работали".
Фильм не повторяет дословно сюжет Кинга, но сохраняет атмосферу. Все вокруг проникнуто мерзостью и ужасом. Весь фильм снят в темно-красных и сизо-фиолетовых тонах, как бы акварельных. Почти все кадры в помещении сняты с желтым искусственным светом. Во всем фильме есть лишь несколько сцен на воздухе, и то под свинцово-пасмурным небом. Всюду - грязь, мусор. В кофе мухи, в каше какие-то волосы. Иного зрителя может и стошнить. Рабочие фабрики - затравленные, опустившиеся люди,
вызывающие одновременно жалость и отвращение (чего только стоит агрессивный толстяк Броуган). Снято так, что физически ощущаешь пот на лице, жуткую духоту, запах немытых тел, пивной отрыжки и крысиного помета, нестерпимую тяготу долгой ночной смены. На лицах нет улыбок, изредка мрачные ухмылки.
И почти все время в кадре крысы. Кинг знает, чем пугать. Нет на Земле человека, который бы не боялся крыс. Быть съеденным ими - самое страшное, что есть на свете. Самым кошмарным произведением всех времен и народов я бы признал небольшую балладу Саути "Суд божий над епископом" (прекрасный перевод Жуковского). Кинг явно неравнодушен к этой балладе; одна из лучших новелл "Калейдоскопа ужасов" точно копирует ее сюжет (только вместо мышей тараканы). "Ночная смена" умело обыгрывает этот подсознательный страх. Крысы все время следуют за людьми по пятам, держа зрителя в напряжении. Вдобавок, рядом с фабрикой - заброшенное кладбище, с которым ощущается какая-то мистическая связь. С его стороны и появляется чудище.
Единственное светлое пятно в этом непроглядном мраке - девушка Джейн. Лишь на лице Джейн, подружки Холла, на мгновение появляется грустная улыбка - единственная в фильме. О биографии Джейн до фабрики мы узнаем немногое, но ее родной город - Касл-Рок. Поклонники творчества "короля ужаса" знают: Касл-Рок - сказочный город Стивена Кинга, место действия ряда его романов, где с его жителями постоянно случаются жуткие чудеса. Нам как бы приоткрывается дверь в творчество Кинга. Когда девицы отвергают грязные домогательства директора (без этой темы, конечно, американских фильмов не бывает), он ставит их в бригаду по уборке страшного подвала, где пропадают люди. Туда же он включает непокорного Холла и прочих "лишних людей". Персонажи гибнут один за другим. Крысы как бы заодно с директором. Суперкрыса пожирает подругу Джейн, пришедшую ночью на завод, чтобы выкрасть документы, уличавшие Уорвика.
Наконец, наступает апофеоз фильма. Герои находят лестницу в подземный склад (откуда приходит суперкрыса). Уорвик заставляет их спуститься вниз, но выпускник колледжа Холл напоминает, что по правилам, при осмотре помещений должна присутствовать администрация. Директор попадает в собственную ловушку: он тоже вынужден идти. Лестница обваливается, и подвал превращается в кровавую западню. Мы опускаемся вместе с героями на самое дно ужаса. Наконец-то мы видим в полный рост суперкрысу, съедающую всех по очереди. Сохранившие присутствие духа Холл и Джейн находят путь наверх, но сошедший с ума Уорвик убивает Джейн и сам гибнет в безумной схватке со своей былой помощницей - суперкрысой. Холл чудом выбирается наверх, в цех. И тут появляется чудовище. В последний миг изобретательность интеллигента помогает Холлу перемолоть монстра в станке. Очень символичен последний кадр, где крысы-прихвостни поедают останки своего вождя.
SEMEN
Photos Copyright Of Their Respective Owners
(c) 1999 Russian
Gothic Project
Design by Chthon (c) 1999
..