Ju-on: The Grudge (2003)
В Главных Ролях:
Мегуми Окина (Megumi Okina) ...Рика Нишина (Rika
Nishina)
Мисаки Ито (Misaki Ito) ...Хитоми Токунага (Hitomi Tokunaga)
Миса Уехара (Misa Uehara) ...Изуми Тояма (Izumi Toyama)
Юи Ичикава (Yui Ichikawa) ...Чихару (Chiharu)
Режиссер:
Такаши Шимицу (Takashi Shimizu)
Очередной
всплеск интереса публики к азиатскому кино протащил на экраны Европы и Америки
не только многочисленных фестивальных призеров и бесконечную череду фильмов
самого известного японца Такеши Китано, но также и некоторых представителей
азиатского хоррора, продукта, надо сказать, весьма специфического. У
"знатоков"-то азиатский хоррор давно уже был в почете (в основном из-за
откровенного разгула наикровавейшего насилия, направленного против молодого
женского населения Кореи или Японии и очень хорошо представленного в таких
фильмах, как "Evil Dead Trap", "Organ" или "Entrails Of The Virgin"), но для
широкой публики это все было в диковинку. Кровавые жестокие слэшеры, правда, в
широкий прокат не пошли, а пугать неподготовленного зрителя стали
психологическим хоррором, который зачастую "посильнее Фауста Гете" будет.
Началось все, естественно, со "Звонка", феноменальный успех которого укрепил
прокатчиков в мысли, что азиатский хоррор - жанр востребованный и народ
активно хочет "еще такого кина". Что ж, как говорится, "его есть у меня" :)
В 2000 году молодой японский режиссер
Такаши Шимицу снимает для телевидения историю про привидения под названием "Ju-on",
которая моментально становится очень популярной. Решив, видимо, посвятить
оставшуюся жизнь созданию сиквелов и римейков своего успешного детища, все в
том же 2000 году Такаши выпускает "Ju-on 2", а после небольшого перерыва, в
2003-м на широкие экраны сначала выходит киноримейк телевизионного фильма под
названием "Ju-on: The Grudge", а буквально через пару месяцев и "Ju-on: The
Grudge 2". Дальше - больше, как это случилось в свое время со "Звонком", на
успешный японский хоррор обратили внимание большие голливудские продюсеры, и
нате вам пожалуйста: Такаши Шимицу уже активно трудится в Голливуде над
созданием американизированного римейка своего японского хоррора с Сарой Мишель
Геллар, Клея Дюваль и Биллом Пулманом в главных ролях (Sarah Michelle Gellar,
Clea DuVall и Bill Pullman). А называться очередной "шедевр" будет уже совсем
просто - "The Grudge", и безо всяких там "Ju-on" в начале (видимо, чтобы не
путать известного своей "интеллектуальной мощью" американского зрителя
мудреным японским словом в титрах :)).
Итак, "Ju-on: The Grudge", формально -
римейк телевизионного "Ju-on", фактически же - совсем другой фильм. В
небольшом доме некоего японского пригорода когда-то произошло жестокое
преступление, и теперь любой, кто прикоснется к тайне этого дома, будет не
только проклят навеки, но и физически уничтожен призраками. Семейная
пара,
живущая в этом доме, сестра мужа, его мать, сиделка матери, детектив,
расследовавший когда-то эти убийства, дочь детектива, медсестра, и еще много
кто - все как один полегли от невидимой руки призрака, перед смертью испытав
нечеловеческий ужас. И проклятие живо до сих пор...
Пиар-компания этого фильма, надо
сказать, была поставлена на высоте. Кучи восторженных рецензий, отзывы
"простых зрителей" в интернете с трогательными признаниями типа "после
просмотра этого фильма я не мог заснуть три дня", многочисленные сравнения со
"Звонком" и прочая рекламная шелуха того же рода, безусловно, сделали свое
дело, и народ пойдет на этот фильм в кинотеатры и... наверняка будет жестоко
разочарован! Ибо такого банального, наивного и ужасно скучного фильма еще
поискать. Все в детстве, наверное, были в пионерлагере, ну или хотя бы слышали
историю про "черную-черную руку в черном-черном доме, стоящем в черном-черном
лесу", так вот, этот фильм как раз про это самое :) И сделан он в точно таком
же пионерском ключе - пугалка для впечатлительных детей младшего школьного
возраста. Буквально с первых же кадров режиссер изо всех сил пыжится, чтобы
создать на экране мрачную и нервную атмосферу некоего таинственного дома с
темным прошлым, вовсю для этого использует возможности звукового формата Dolby
Digital, медленное движение камеры, неожиданные "пробежки" призрака и
наверняка науськивает актеров сидя в своем кресле, чтобы те побольше
"пугались". А актер что, он человек подневольный, и бедные девушки (а
большинство персонажей этого фильма женские) усиленно "пугаются", причем
никаких явных причин для страха нет, ибо ничего "такого" не происходит, и со
стороны все это выглядит полнейшим идиотизмом, будто все экранные персонажи
как один страдают неизлечимой формой маниакального психоза и манией
преследования, отягощенной галлюцинациями от выпитых "колес" :) Я, конечно,
понимаю, традиции японского театра и все такое, но у нас же не немой
кинематограф, не надо нам давать ТАКУЮ экспрессию и ТАК неадекватно
реагировать на совершенно обычные вещи! Не знаю, как японцы, но европейцы
сочтут актерскую игры в этом фильме, мягко говоря, "неубедительной", и это
сильно раздражает. Но это еще, как говорится, цветочки, а "ягодки" заключаются
в том, что, по сути дела, нам показывают одну и ту же историю СЕМЬ РАЗ ПОДРЯД!
Вот от этого действительно у любого крыша может поехать, сидеть, и семь раз к
ряду наблюдать как призраки "мочат" свою очередную жертву без каких-либо
особых вариаций! После третьей или четвертой "истории" ты начинаешь тихо
ненавидеть создателя и тоскливо ожидать, когда же вся эта "байда" закончится,
а она все не кончается и не кончается, и девяносто две минуты (хронометраж
фильма) превращаются в сто девяносто две! Это поистине невыносимо, и до конца
этого "кина" наверняка досидят лишь самые стойкие из зрителей, или же те, кто
благополучно заснул еще в середине :) Крови тут нет, саспенса нет, хорошей
актерской игры нет, даже тревожной музыки - и той нет, ибо минималистичные
фортепьянные импровизации особо интересными и "атмосферными" мелодиями так же
не отличаются. Да о чем вообще можно говорить, когда у фильма и сюжета-то
практически нет - кто убивал, зачем убивал, чего призракам было надо, почему
они "мочили" всех подряд (даже людей, которые абсолютно никакого отношения к
свершившейся когда-то трагедии не имели и вообще были персонажами "абсолютно
левыми"), и что вообще на экране происходит (а обычно там ничего не происходит
:)) - на все эти вопросы ответа вы не получите, как ни старайтесь. Японцы,
итить их, что с них возьмешь? - своя, особая культура, нам, европейцам, не
понять... :)
Не скажу за всех, но лично мне этого
кина, вероятно, уже никогда не понять. Не знаю, возможно, я смотрел его не в
то время и не в том месте, и если запереться глубоко ночью одному в своей
комнате, выключить свет, погромче выкрутить ручку ресивера, чтобы по полной
прочувствовать хороший пространственный микс DD 5.1 дорожки, зарыться поглубже
в одеяло и активно начинать бояться с самых первых титров - то возможно да,
тогда вы и "не сможете спать три ночи", но у меня на этот счет большущие
сомнения. Уж слишком все это кино пропитано дешевой (в прямом и переносном
смыслах) "пионерией", которая адекватно будет воспринята лишь детишками
десятого отряда. Ну, а взрослые мальчики и девочки из первых отрядов пусть
лучше идут на танцы-шманцы-обниманцы на дискотеку, как-никак пятнадцать лет
уже, период полового созревания, им не до призраков... ;)
Сергей Меренков
Памятные цитаты:
Охранник: Так, Вы говорите, в женском туалете? (Надевает фуражку.) Сейчас пойду, посмотрю, что там. Побудьте здесь.
Photos Copyright Of Their Respective Owners
(c) 1999 Russian
Gothic Project
Design by Chthon (c) 1999
..