Lust For A Vampire (a.k.a. Love For A Vampire, a.k.a. To Love A Vampire) (1971)
Вампирская похоть не знает границ...
В Главных Ролях:
Ральф Бэйтс (Ralph Bates) ...Джилс Бартон
(Giles Barton)
Майкл Джонсон (Michael Johnson) ...Ричард Лестренж (Richard
Lestrange)
Ютте Стенсгаард (Yutte Stensgaard) ...Миркалла/Кармилла Карнштейн
(Mircalla/Carmilla Karnstein)
Сюзанна Ли (Suzanna Leigh) ...Дженет Плэйфэйр (Janet
Playfair)
Режиссер:
Джимми Сангстер (Jimmy Sangster)
В 1970 году на экраны всего мира вышла картина "Вампиры-Любовники"
(The Vampire Lovers). Этот фильм был вольным пересказом книги Шеридана Лефану "Кармилла"
(J. Sheridan LeFanu's "Carmilla") и стал для легендарной британской студии Hammer Films весьма внушительным финансовым успехом (во многом благодаря весьма экстремальному для того времени показу кровавых оргий и обнаженки). Естественно, после грандиозного прокатного успеха "Любовников" тут же пошел в производство сиквел, но буквально с самого начала дело не заладилось. Изначально к проекту был
приставлен хаммеровский ветеран-профессионал Теренс Фишер
(Terence Fisher), но всего за несколько дней до начала съемок он повредил себе ногу и не смог заниматься режиссурой. Другая хаммеровская звезда - легендарный Питер Кушинг
(Peter Cushing) - также покинул проект из-за внезапной болезни его жены. Сроки поджимали, уже пора было начинать съемки на натуре, а фильм в одночасье лишился не только главной звезды, но и режиссера! В спешке хаммеровские чиновники решили усадить в режиссерское кресло своего давнего сценариста, в свое время написавшего немало "готических" хитов проката ("Проклятие Франкенштейна", "Дракула", "Кровь Вампира", "Мумия" и много чего еще - все его работа) для Hammer
Studios, Джимми Сангстера. Кушинга же по-быстрому заменили Ральфом Бэйтсом - "восходящей звездой" Hammer
Films, призванного, по мысли руководителей студии, со временем занять место двух основных, и весьма высокооплачиваемых, актеров, Питера Кушинга и Кристофера Ли.
На главную женскую роль молодой бисексуальной красавицы-вампирши решено было не приглашать звезду
первого фильма Ингрид Питт
(Ingrid Pitt), так что в этой картине ее место заняла молодая датская эмигрантка, бывшая фотомодель и начинающая актриса Ютте Стенсгаард. Скажем сразу: выбор в ее пользу был обеспечен двумя причинами - тем фактом, что она была замужем за одним из людей, близких к руководству Hammer
Films, а также ее миловидной европейской внешностью. Актерские способности Ютте никого особенно не интересовали, да и действительно, зачем интересоваться такими мелочами, когда у молодой старлетки есть достоинства и поважнее - миловидное невинное личико, мягкие нежные губки, отличная фигура, красивая грудь и бархатистая кожа. Именно оные достоинства должны были привлечь людей в кинотеатры, а уж никак не драматический талант.
Итак, актеры укомплектованы, нового режиссера нашли, и махина кинопроизводства закрутилась. Что же в конечном итоге получилось? Ну, начнем, пожалуй, с сюжета. В небольшую европейскую деревеньку девятнадцатого века приезжает известный писатель "страшных книжек" про вампиров, ведьм и оборотней Ричард Лестренж. В таверне местные жители рассказывают ему про зловещую семью Карнштейн, полуразрушенный замок которой находится на вершине холма, у подножия которого стоит деревня. Якобы семейство Карнштейн - вампиры, и каждые сорок лет они похищают местных девственниц, дабы их кровью поддерживать свое существование. И как раз накануне пропала одна местная девушка. Конечно же, блестяще образованный и просвященный Ричард не верит в подобные сказки и решает сам отправиться в заброшенный замок на вершине холма для того, чтобы удостовериться, что никакие вампиры там не живут. Но в замке он действительно сталкивается с тремя фигурами в длинных плащах..., которые на самом деле оказываются девушками из пансиона благородных девиц, пришедшие в замок на экскурсию с преподавателем искусства и истории, мистером Джилсом Бартоном. Ричард провожает встреченных им девушек до пансиона, где встречается взглядом с недавно приехавшей в пансионат прекрасной девушкой, племянницей графини Херицен
(Countess Herritzen), Миркаллой, и безнадежно влюбляется в нее. Чтобы быть с ней рядом, он устраивается работать в пансионат учителем словесности, но вскоре весьма странные вещи начинают происходить в этом тихом, богоугодном заведении - стали умирать люди...
Фильм этот, надо сказать, снят весьма странно. По большому счету, на протяжении полутора часов ничего, кроме пространных разговоров и вялых общих сцен не происходит, в то время как в финальную пятиминутку запихнули чуть
ли ни все действие :) О том, что вампирские персонажи (коих в фильме всего четыре - молоденькая красавица Миркалла, ее тетка - графиня Херицен (кстати, актриса Барбара Джеффорд
(Barbara Jefford), исполняющая эту роль, местами просто поразительно похожа на молодую Нонну Мордюкову!), ее супруг, граф, коего она представляет всем как своего личного доктора, ну и еще их слуга) - это вампиры, догадаться можно лишь по характерным черным плащам с красным подбоем да по инфернальной прическе графа. Фирменные вампирские клыки на протяжении всего фильма практически не появляются, и лишь в нескольких коротких эпизодах нам их демонстрируют - возникает впечатление, что создатели решили "не париться" и выдали
искусственные клыки актерам лишь для одного съемочного дня, в течение которого и отсняли все необходимые сцены. Вообще, со спецэффектами явно решили "не париться" тоже - в начале фильма есть момент воскрешения Кармиллы, когда кровью только что зарезанной девственницы орошают ее скелет. Так вот, мало того, что "девственница", которой якобы только что перерезали горло, лежит на задних планах абсолютно нетронутой, и это очень хорошо видно, так создатели даже не позаботились о том, чтобы нормально скрыть прозрачные пластиковые трубки по бокам скелета, через которые подавали кровь, которая якобы начала выплескиваться из вновь заработавшего сердца Кармиллы. Причем подробная панорама ее "скелета" весьма долгая и детальная, снизу еще дали белую
подсветку, так что марля, которой для приличия прикрыт скелетик становится полностью прозрачной и зритель может видеть в мельчайших деталях все пластиковые трубки с красной жидкостью внутри :)
Но это все технические детали. Поговорим теперь об актерской игре и фильме вообще. Как это ни удивительно (учитывая обстоятельства, при которых снимался данный фильм и общий спад качества продукции Hammer Films этого периода, ускоренными шагами идущей к своему закату), но некоторые актеры действительно очень хорошо играют свои роли в этом фильме. Из мужчин я хотел бы отметить Майкла Джонсона и Ральфа Бэйтса: Майкл замечательно справился с ролью эдакого образованного ловеласа, опьяненного внезапной любовью, а Ральф Бэйтс хорош в образе фанатичного исследователя
потустороннего и темных сил, жаждущего получить хоть частичку магической силы, пусть и ценой услужения вампирам. Из женщин же я бы отметил работу Сюзанны Ли в роли молодой наставницы Дженет Плэйфэйр (кстати, говорящая фамилия:
"Playfair" означает "играй честно" - и этот персонаж действительно "принципиальный правдолюб" в фильме, "сдавший" полиции свою непосредственную начальницу) и Хелен Кристи
(Helen Christie) в роли владелицы пансиона, мисс Симпсон
(Miss Simpson), всеми силами пытающейся замять надвигающийся скандал и "сохранить лицо" своего заведения. Но по соседству с хорошими актерскими работами в этом фильме можно видеть совершенно ужасные. Это касается Майка Рэйвена
(Mike Raven), исполнителя роли графа Карнштейна - на протяжении всего фильма он только и делает, что с непроницаемым лицом "сверкает глазами" да кривит губы в презрительной ухмылке. При этом слов у него вообще практически нет, а то немногое, что есть, произносится с непередаваемым "мрачным" пафосом безумно наигранно и ненатурально. Исполнительница роли Миркаллы/Кармиллы, очаровательная Ютте, конечно же, никакими актерскими талантами также не блещет. Все, что она умеет делать - это либо выпучивать мило подведенные глазки, имитируя "вампирский гипноз" своей жертвы, либо сладострастно закатывать их, имитируя удовольствие и оргазм. И все :) Нет, ну и еще она может элегантно ходить туда-сюда в ночной рубашке... ;)
Вампирская мифология в этом фильме также весьма странна. Ну, начнем хотя бы с того, что вампиры спокойно разгуливают себе днем, нисколечко солнечного света не опасаясь. В летучих мышей и туман они тоже не превращаются, да и глупости все это. Зато "по классике" они боятся распятия, и убить их может либо осиновый кол в сердце, либо отсечение головы. Смысл подобной картины, в которой именно "вампирскому экшену" не уделяется абсолютно никакого внимания, а все свободное время отдано вялому выяснению отношений различных персонажей и показам нехитрого быта женского пансиона, казалось бы, заключается именно в
"exploitation" аспекте - покажите нам
сладострастные ночи домашних девочек, лесбийские игры, совместное купание или, на худой конец, хоть обнаженных сисочек побольше... Но нет - и в плане обнаженки в картине нет практически ничего, и хотя все девушки обычно "рассекают" в весьма легких, воздушных одеждах, реальных моментов с показом молодых обнаженных девичьих телес всего пара-тройка, да и то - на несколько секунд, и только грудь. И за что тогда зрителю платить деньги, спрашивается? Так бы хоть на девичьи достоинства посмотреть можно было бы, а тут - сомнительное удовольствие выслушивать длинные диалоги многочисленных персонажей и наблюдать за весьма скучными перипетиями пребывания Миркаллы в девичьем пансионе. Да и идиотизм ситуаций, в которых принимают участие персонажи фильма, также поражает - бессмертные вампиры не нашли для себя лучшего места для трапезы, чем пансион для благородных девиц, где каждая девушка на виду и на счету, а ее пропажа поднимет грандиозный шум и скандал (что, естественно, и случилось). В финале вся семья СПЕЦИАЛЬНО собирается в своем полуразрушенном замке, не взирая на то, что к нему с большим шумом идут вооруженные местные жители с явным намерением "порешить" чету Карнштейнов. Миркалла, вместо того, чтобы отсидеться в пансионате, в котором никто и не думал ее искать, мило бредет на семейный пикничок в замок, как раз перед самым приходом разъяренной крестьянской толпы. Одним словом, поступки и мотивация персонажей этого фильма - бред чистой воды, не для рационализаторского анализа. Хотя кто их, вампиров, разберет, может, у них логика такая :)
Как вы уже, наверное, поняли - фильм этот далеко не шедевр. И даже со скидкой на эру семидесятых и проблемы,
преследовавшие создателей - картина очень и очень слабая. Неудивительно, что к такому же выводу пришли и критики, и зрители, у которых данный опус успеха не имел и очень быстро сошел на нет в ограниченном прокате, не принеся студии ничего, кроме убытков и ухудшения репутации. Забавный факт - сам режиссер, после первого публичного просмотра своей картины в одном из кинотеатров Лондона, от стыда за свое творение просто, что называется, "сполз на пол" - такого дерьмища даже он сам от себя не ожидал :) Но несмотря на весь негатив, истинным любителям кинематографа, а особенно поклонникам Hammer Films и вообще европейского кино семидесятых, с этим фильмом все же стоит как минимум ознакомится, ибо есть в картине и некоторые положительные моменты - например, молодое тело Ютте Стенсгаард, или кадры соблазнительных пышногрудых деревенских девушек в красивых народных нарядах, или, в конце концов, некоторые действительно хорошие актерские работы. Ну и фирменная хаммеровская красная-красная кровь, конечно... Жаль только, что в этом фильме ее совсем немного, хотя название и не подразумевало обратного :)
Сергей
Меренков
Так же, Вы можете ознакомиться с рецензиями на другие фильмы этого режиссера:
The Horror Of Frankenstein (1970) - Ужасы Франкенштейна-
Photos Copyright Of Their Respective Owners
(c) 1999 Russian
Gothic Project
Design by Chthon (c) 1999
..