The Name of the Rose (a.k.a. Der Name der Rose, a.k.a. Le Nom De La Rose) (1986)
Скажите, ради бога, кто останется безнаказанным, совершив убийство? История нечестивого убийства.
В Главных Ролях:
Шон Коннери (Sean Connery) ...Вильям Баскервильский
(William of Baskerville)
Кристиан Слэйтер (Christian Slater) ...Адсо фон Мельк
(Adso von Melk)
Гельмут Квальтингер (Helmut Qualtinger) ...Ремиджио да Вараджайн
(Remigio da Varagine)
Майкл Лонсдэйл (Michael Lonsdale) ...Аббат (The Abbot)
Режиссер:
Жан-Жак Анно (Jean-Jacques Annaud)
"Достигнув предела моей грешной жизни, вся голова уж покрылась сединами, я хочу доверить пергаменту свидетельства о тех удивительных и странных событиях, очевидцем которых мне довелось стать еще юношей, в году от рождества Христова 1327. Пусть наставит меня Господь Бог в мудрости и благодати, чтобы стать верным летописцем того, что произошло в отдаленном аббатстве, на суровом итальянском севере, в аббатстве, название которого и сегодня благочестивый человек не сможет выговорить без содрогания".
Такими словами начинается фильм, поставленный по роману культового итальянского писателя Умберто Эко. В 1207 году Франциск Ассизский, итальянский религиозный деятель, основал братство миноритов. Они отказались от своего имущества и посвятили себя проповеди евангельской бедности. Однако церковь сумела в своих целях использовать казалось бы совершенно антиклерикальное учение Франциска Ассизского, завоевавшее большую популярность среди широких масс народа. В 1220 он отошел от руководства братством, противясь его перерождению при содействии папства в обыкновенный монашеский орден. В 1228 был канонизирован. А францисканцы, одетые в поношенную шерстяную тунику, перепоясанную веревкой, в сандалиях на босу ногу, продолжали странствовать по стране с проповедями и использовались церковью для подрыва влияния еретиков, клеймивших жадность и распущенность духовенства. Уже в 20-х годах 13 века францисканцы на практике отошли от идеала бедности. Благодаря пожертвованиям, дарениям мирян, завещанным имуществам орден превратился в крупного собственника. Это обогащение было легализовано в начале 14 века папством, объявившем имущество ордена принадлежностью церкви, лишь предоставляемой ею францисканцам. Естественно, это вызвало широкую волну протеста среди руководства ордена. Недовольство опасавшегося последствий папства поставило его на грань закрытия. В 1327 году наиболее авторитетные представители духовенства и руководство ордена решили собраться в уединенном месте, дабы прийти к соглашению. Вот, собственно, с этих вполне реальных исторических событий, послуживших идеальным фоном для дальнейшего действия, и начинается сюжетная линия фильма.
Уже немолодой монах-францисканец Вильям Баскервильский (блестяще сыгранный Шоном Коннери) в сопровождении своего юного ученика Энджела, сына барона Мелка, прибывает в средневековый монастырь. Здесь он сталкивается с серией кровавых и загадочных убийств, потрясших своей жестокостью всех его обитателей. Обладающий незаурядным мыслительным аппаратом и богатым опытом в расследовании религиозных дел и широко известный в своей среде как блестящей детектив, Вильям, крайне рациональный и привыкший полагаться
исключительно на разум человек, с
энтузиазмом принимается за расследование. При этом перед глазами зрителя проходит вереница служителей церкви от убогого монаха, поедающего крыс, до фанатичного духовного отца монастыря Йоргена. Таким способом автор очень достоверно и масштабно проводит описание монастырского общества, собственно, как видно, не особенно обремененного грузом совести. Тем не менее, все они считают, что зловещие события, случившиеся в их обители есть дело рук дьявола. Однако реальность оказывается куда сложнее вымысла...
Этот невероятно художественный и красивый фильм - одна из ранних работ сейчас уже очень известного французского режиссера Жан-Жака Анно. Надо сказать, что популярностью он пользуется вполне заслуженно, будучи одним из тех редких режиссеров, которые могут с одинаковым успехом работать в любом жанре, и к какой бы теме не обращались, всегда их произведения вызывают восхищение или же наоборот - сразу же отторгаются публикой, но уж никак не проходят незамеченными. Этого же человека по праву можно назвать международным и абсолютно непредсказуемым автором. Сейчас он обратился к средневековой теме, поставив фильм сочетающий в себе элементы качественного мистического триллера, философской драмы и что немаловажно захватывающей клерикальной мистерии. Показательно, что несмотря на широкие сюжетные возможности, открывающиеся выбором подобной тематики, в сюжете фильма практически отсутствует мистическая подоплека, но несмотря на это религиозная мистика играет одну из важнейших ролей в создании общей атмосферы фильма.
Весь этот блестящий набор превосходных
ингредиентов смотрелся бы далеко не столь монументально, если бы немаловажным элементом в общей концепции
построения картины не оказалась бы (что безусловно очень приятно) визуальная часть ленты. Не знаю, удастся ли мне хоть сколь-нибудь близко описать ее, но все же постараюсь. Прежде всего, тонкий оттенок философичности налагает свой неизгладимый отпечаток и на визуальное восприятие, естественно, не без помощи утонченной работы превосходного художника Данте Ферретти, придавшего картине неповторимый терпкий вкус итальянского символизма. Немаловажно и то, что абсолютно все действие происходит в стенах вполне реального средневекового монастыря, не уступающего по антуражу ни одному своему знаменитому предшественнику. А вся эстетика монастырской жизни, да и вся жестокая реальность эпохи инквизиции, восстановленная во всей своей ужасающей полноте, передана не просто достоверно, но и как мне кажется под наиболее удачным углом зрения, что естественно придает событиям неповторимое очарование: туман, низко стелющийся над землей, древний монастырь, жуткие подземелья и переходы в лучших средневековых традициях, жестокие ловушки и извилистые лабиринты, запретные библиотеки с распущенными монахами, тайные отравления и жестокие убийства, инквизиция, мрачные кладбища и могилы, развевающиеся одеяния жрецов, темные сводчатые залы с колоннадами, забранными ажурными решетками, воздушные перекрытия, изящные рельефы и скульптурные композиции, мрачные колонны поддерживающие высокие сводчатые потолки, гулкое эхо и монотонный стук шагов когда кто-то идет по пустынным залам темного собора;
периодические осенние пасмурные пейзажи мрачного неба, затянутого равнодушными серыми облаками, на фоне которого как-то особенно выделяется монастырь стоящий на холмах, занесенных снегом и монашеское пение, разносящиеся над бескрайними просторами пустынных холмов - своеобразный монолог режиссера, за которого говорит камера, запечатлевшая изумительную красоту горной страны и людей, оскверняющих ее вековую гармонию. Все это сопровождается тревожной минорной музыкой. Постепенно складывается достаточно страшная и мрачная атмосфера...
Философская часть фильма тоже на уровне. Он заставляет задуматься о многих вещах, на которые не обращаешь внимания в повседневной жизни, о проблемах, которым уже много тысяч лет и которые сейчас уже не в первый раз всплывают на поверхность. Помимо всего прочего, это фильм о людях в монашеских сутанах - о жрецах и их грехах, об их влиянии на культуру, и о том, на что они готовы пойти, дабы остаться незапятнанными в глазах друг друга, об их нравственном облике и инквизиции, о церкви и ее влиянии на массы, о
звероподобной забитой черни, в которую превратилось население молитвами святых отцов, о ханжестве и лицемерии монастырской жизни и еще о многих и многих вещах, познакомиться с которыми просто необходимо любому мыслящему человеку. Попутно разворачивается история столкновения двух инквизиторов (францисканца Вильяма Баскервилльского и бенедектинца Бернардо Гуи)
заканчивающаяся, что случается крайне редко, справедливым возмездием. Фильм содержит очень много ярких антиклерикальных моментов, но вместе с тем он очень неоднозначный. Режиссер очень точно отметил решающую роль ордена доминиканцев в выполнении функций инквизиции и прочих действиях церковно-политического характера, но вместе с тем ему явно свойственно идеализировать францисканцев, опрометчиво упуская из внимания тот факт, что их, казалось бы, явно антиклерикальное учение тоже было создано ради увеличения мощи и влияния определенной части духовенства. Орден всегда был одним из решающих орудий политического влияния папства и по сей день остается мощным орудием клерикализма. В конечном счете, существование бога не ставится под сомнение, и утверждается, что этот монастырь - не вполне обычная для тех дней закономерность, а скорее досадное исключение - обитель, ставшая пристанищем дьявола.
Отдельно стоит упомянуть блестящую игру актерского состава. Несмотря на обилие действующих лиц, все они индивидуальны, а их душевное состояние, отношение к происходящему выражены очень естественно. В фильме не может быть неясностей даже для самого неподготовленного зрителя: взаимоотношения действующих лиц предельно понятны и конкретны. Такие подробности делают канонический сюжет чрезвычайно занимательным для зрителя и приближают его к реальной жизни средневекового общества. Особенно же запомнился Шон Коннери в роли Вильяма Баскервилльского. Я и раньше видел Коннери в некоторых ролях, не связанных с жанром
action, и если честно, он никогда не производил на меня особенно сильного впечатления, но этим фильмом он в полной мере доказал, что его актерский талант не ограничен никакими рамками. Картина безусловно заслуживает самого пристального внимания, прежде всего потому, что наряду с огромным эстетическим удовольствием призывает к размышлениям над вопросами, к которым не может остаться равнодушным ни один культурный человек. Настоятельно рекомендуется к просмотру. Поверьте, она того стоит!
Kai
Памятные цитаты:
Вильям (глядя на падающие отбросы): Очередное щедрое подаяние церкви.
Энджел: Может быть, это место забыто Богом?
Вильям: А где ты видел место, где Бог мог бы чувствовать себя как дома?
Йорген: Знание приносит печаль. Чем меньше знает человек, тем спокойнее душа его...
Францисканцы: Да, но аббат и его коллеги убеждены, что здесь поселился дьявол!
Вильям: Единственное свидетельство присутствия дьявола заключается в том, что все хотят видеть его здесь.
Йорген: Я предупреждаю тебя. Ты слишком идеализируешь разум. Ты приносишь несчастье всем, находящимся в этом аббатстве!
Энджел: Может быть, книги слишком хрупкие, вот их и хранят здесь?
Вильям: Нет-нет, просто в них содержится та мудрось, которая противоречит принципам веры наших братьев-монахов. Сомнения - враг веры.
Бернардо: Вопрос не в том, был ли беден Иисус, вопрос заключается в том, должна ли быть бедной церковь?
Монах: 11 лет я жил здесь и только и делал, что набивал себе пузо, только и делал, что обворовывал голодных и без того крестьян...
Вильям: Но что беспокоит тебя в смехе?!
Йорген: Смех убивает страх, а без страха не может быть веры. Смех - это творение дьявола!
Йорген: Эта книга прямое доказательство того, что можно смеяться над Богом. Если допустить эту книгу в мир, то мир отвернется от Господа!
Photos Copyright Of Their Respective Owners
(c) 1999 Russian
Gothic Project
Design by Chthon (c) 1999
..