The Toolbox Murders (1978)
По кусочкам, по кусочкам... он собрал убийство!
В Главных Ролях:
Кэмерон Митчел (Cameron Mitchell) ...Бен
Кингсли (Ben Kingsley)
Пэмелин Фердин (Pamelyn Ferdin) ...Лори Баллард (Laurie Ballard)
Уэсли Юри (Wesley Eure) ...Кент Кингсли (Kent Kingsley)
Николас Бови (Nicolas Beauvy) ...Джои Баллард (Joey Ballard)
Режиссер:
Деннис Доннели (Dennis Donnelly)
Картина
начинается с серии жестоких убийств девушек в частном жилом комплексе. Убийца
явно действовал безо всякого мотива и во всех случаях совершал свои злодеяния
при помощи инструментов - дрели, отвертки, молотка и даже машинки по забиванию
гвоздей (nailgun)! Однако пятую из своих жертв, пятнадцатилетнюю девушку Лори,
убийца убивать не стал, а увез с собой. Полиция, естественно, не смогла выйти
на след убийцы, и разобраться в этих ужасных событиях решает брат похищенной
девушки, Джои. И вскоре он докапывается до сути происходящего, только еще
раньше эту суть показывают и зрителю, в результате чего фильм на полпути
делает резкий разворот на сто восемьдесят градусов, превращаясь из очередного
слэшера в "психологическое кино о природе безумия"...
На самом деле, фильм этот построен
очень странно - буквально в течение первых пятнадцати минут на голову зрителя
"вываливают" практически все убийства, после чего картина резко тормозит и
начинается довольно тягомотная часть "расследования", после чего также
неожиданно нам показывают убийцу и на протяжении еще получаса рассказывают о
его мотивах и показывают очевидное безумие этого человека. Ну, а концовка
фильма настолько же безумна, насколько безумны поступки и мотивы основных
участников событий...
Этот фильм - очередная сверхдешевка из
эры b-movies конца семидесятых, когда продюсеры наперебой предлагали
американским зрителям все более и более "откровенные" фильмы из жизни простых
маньяков и серийных убийц. И эта картина вполне могла бы затеряться среди
сотен, если не тысяч ей подобных, если бы не некоторые моменты, которые
выделяют ее из общего числа. Моменты эти связаны с актерами и историей ее
создания, разумеется.
Начать, пожалуй, стоит с того, что
практически никто в этом фильме играть нормально не умеет. Особенно это
касается сцен убийств, которые сделаны просто смехотворно, причем плохо
буквально все - и "актерская игра", и "спецэффекты", и монтаж. Однако первый
момент, который выделяет этот фильм из числа тогдашних слэшеров, связан именно
с убийством: сцена, в которой Марианна Уолтер (Marianne Walter, более
известная в мире порно под псевдонимом Kelly Nichols), фотомодель и
порнозвезда, принимает ванну, мастурбирует в ней, после чего чуть ли не пять
минут бегает голая от убийцы с нэйлганом по всей квартире, вошла в анналы
мировой истории slasher/sexploitation кино :) И надо сказать, что это
единственное убийство в фильме, где жертва хоть немного правдоподобно
изображает страх и борьбу за жизнь (правда, вот оргазм она изображает так себе
;)), за что спасибо надо сказать Келли Никольс. Второй аспект этого фильма,
привлекший к нему внимание, - это два актера, играющие роли убийцы и основной
жертвы - ветеран американского кино Кэмерон Митчел, и бывшая "актриса-ребенок"
Пэмелин Фердин. Кэмерон Митчел - ветеран американского кино и телевидения,
снимавшийся в свое время для крупных студий (в частности он имел контракт с
MGM), а под конец своей карьеры соглашавшийся на любую работу, только бы
получить очередной paycheck. В этом фильме он играет убийцу, поехавшего на
почве религиозности и борьбы с "растлением", а также на фоне гибели в
автокатастрофе его единственной дочери. Его безумные речи весьма банальны, и
использует актер одни из самых распространенных клише в показе "опасных
безумцев", но на фоне всего остального это тянет чуть ли не на Оскара. Пэмелин
Фердин, еще ребенком снявшаяся более чем в тридцати фильмах, в свою очередь,
играет его жертву, похищенную девушку Лори, которая также от перенесенных
потрясений потихоньку начинает сходить с ума, но
ее игра при этом весьма
естественна, и актриса передает ментальную трансформацию своего персонажа
очень даже хорошо, безо всяких скидок на в общем-то ужасный уровень всего
фильма.
Удивительно, но при всех своих
недостатках этот фильм не так уж и плох, как может показаться на первый
взгляд, и желания нажать на клавишу "Stop" во время просмотра вовсе не
возникает. Да, в нем ужасные актеры (за некоторым исключением), смехотворные
убийства и банальные диалоги/мотивации, но при этом в нем звучит потрясающая,
очень грустная и безысходная музыкальная тема (ведущую роль в которой
исполняют фортепиано и виолончель), которая придает многим моментам фильма
довольно жуткую атмосферу. Хотя монтаж всей картины в целом оставляет желать
много лучшего, некоторые эпизоды выполнены очень стильно и неожиданно, что
никак не вяжется с банальщиной всего остального материала. Ну и конечно -
концовка, один из самых больших плюсов ленты, концовка очень хороша и
действует на зрителя по-настоящему удручающе!
Большим кассовым успехом в прокате
картина не пользовалась, но незамеченной не прошла, вызвав бурю протеста в
связи с неприкрытым и циничным показом изощренного насилия над женщинами. В
частности, был весьма не рад Кэмэрон Митчелл, на которого наравне с режиссером
сыпалось наибольшее количество упреков в связи с его ролью в этой картине. С
тех пор, надо сказать, немногое изменилось, и до сих пор общество старается
списать все возрастающий уровень насилия на кинематографистов, в то время как
неплохо было бы задуматься о собственной природе... Картина эта явно на
любителя, но тем, кому небезразлично культовое кино, а с течением времени "The
Toolbox Murders" стал небольшим культом, я думаю, будет интересно посмотреть
данный фильм. Что же касается более "мэйнстримовой" аудитории, то для нее это
будет не лучший вариант "домашнего семейного просмотра"...
Сергей Меренков
Photos Copyright Of Their Respective Owners
(c) 1999 Russian
Gothic Project
Design by Chthon (c) 1999
..