Underworld (2003)
Борьба бессмертных за
господство.
Этой осенью, когда начнется война, чью сторону ты займешь?
В Главных Ролях:
Кейт Бэйкинсэйл (Kate Beckinsale) ...Селин (Selene)
Скотт Спидман (Scott Speedman) ...Майкл Корвин (Michael Corvin)
Майкл Шин (Michael Sheen) ...Люциан (Lucian)
Шейн Бролли (Shane Brolly) ...Крэйвен (Kraven)
Режиссер:
Лен Вайзман (Len Wiseman)
Использование
готического антуража и самих готов в современном голливудском (и, конечно же,
в "независимом") кино давно уже стало общим местом, ибо за последние
пять-десять лет вышло немало коммерческих фильмов, беззастенчиво
эксплуатирующих "готические" темы. Ярким доказательством этого тезиса стал
свежий фильм "Underworld", на постере которого на фоне огромной луны
изображена бледная девушка, затянутая в латекс, в высоких готических "нью-роках",
с развевающимся сзади черным "матричным" плащом и с пистолетом в руках.
Девушку эту зовут Селин, и она - вампирша.
Более шести столетий на земле бушует
невидимая глазу обывателя война. Вампиры сражаются с оборотнями (ликантропами,
или "зверями", как те их презрительно называют) за власть и жизненное
пространство. И хотя в средние века вампиры одержали над оборотнями
внушительную победу, "вопрос" это не решило, поэтому и в двадцать первом веке
застарелый конфликт продолжает существовать, поменялось лишь оружие и методы
борьбы. Если раньше противоборствующие стороны "месили" друг друга "дедовскими
способами", то век технического прогресса привнес в этот увлекательный процесс
существенные коррективы. Теперь вампиры "поливают" оборотней из скорострельных
пистолетов и автоматов серебряными пулями, а те, в свою очередь, отвечают
"детям ночи" прогрессивными
фосфоресцирующими пулями, которые собственным
светом просто-напросто сжигают вампира изнутри. Однако помимо "официальной"
политики открытого противостояния с оборотнями, внутри клана вампиров плетутся
непростые политические интриги, а лидер оборотней, в свою очередь, ведет охоту
за уникальным человеческим экземпляром - потомком древнего прародителя обоих
пород, кровь которого обладает специфическими свойствами. Если у оборотней
получится задуманное, то этот человек станет гибридом вампира и оборотня,
проложив тем самым путь к объединению двух враждующих сторон. Вот только в
ожидаемый ход вещей, как всегда неожиданно, вмешались вампиры...
"The Matrix" meets "Blade" meets "Romeo
& Juliet" meets "American Werewolf In London" - примерно такой фразой можно
охарактеризовать данное кино, в котел которого понакидали все возможные и
невозможные штампы и клише "вампирско-оборотного" жанра и модных современных
технократических боевиков. Боевые сцены - "матричные", оборотни и их
трансформация - "американско-лондонские", общий антураж и место действия - "блэйдовские"
(снимали фильм в Будапеште и Праге), ну и ударная доза "романтических соплей"
- это уже от "Ромео и Джульетты" и прочих фильмов про несчастную любовь и
неравные браки :) В принципе, в таких откровенных гибридах нет ничего плохого,
если они сделаны добротно и со знанием дела, однако у этого фильма есть как
минимум два серьезнейших недостатка, которые не позволяют назвать "Underworld"
особо удачным кино. Первым из них является откровенно слабый, вторичный и
халтурный сценарий. Такое впечатление, что авторы (а над сценарием работали аж
три человека, включая и режиссера) писали его своей левой ногой, периодически
впадая в коллективный маразм. Такого количества "plot holes" и откровенного
бреда, как в этом фильме, надо еще поискать. Действия многих персонажей
непоследовательны и алогичны, их мотивации и цели неочевидны, и даже когда нам
объясняют некоторые вещи открытым текстом, понятнее от этого они не становятся
(или, возможно, просто я такой дебил :)). Вторым же
существенным недостатком
ленты является ее жуткая, я бы даже сказал жутчайшая, затянутость. Два часа
для такого слабого кино это непростительно много, и если бы над фильмом
побольше поработали бы ножницами и сократили бы его хотя бы до приемлемых
полутора часов, выкинув все нудные и скучные диалоги вкупе с откровенно
"притянутыми за уши" сюжетными ходами, то из этого материала вполне можно было
бы соорудить конфетку. Но, увы и ах, этого не произошло, поэтому чуть ли не
половину фильма зритель откровенно скучает, или как в случае с моим сеансом,
беспардонно "стебется" над происходящим на экране. Да и как, позвольте узнать,
не "стебаться" над многими картонными персонажами, их надуманными идиотскими
проблемами, невнятной "историей" и прочими прелестями слабого кино? Как
говорится в многочисленных рекламных роликах каких-либо продуктов, "устоять
невозможно" :)
На самом деле, в этом фильме не все так
плохо, как может показаться на первый взгляд. Режиссер Лен Вайзман проходил
"свои университеты" в качестве ассистента по реквизиту на таких проектах, как
"Stargate (1994)" и "Independence Day (1996)", и, видимо, решил взять на
вооружение лозунг этих фильмов - "style over substance". В связи с этим в его
режиссерском дебюте мы можем видеть отличный art direction и много весьма
эффектных визуальных "фишек", которые использованы им к месту и которые
действительно "работают", даже несмотря на то, что все это зритель уже видел и
не раз в других именитых лентах. Ну да, Вайзман просто "понатырил" почти все
ключевые эпизоды из других, "оригинальных" фильмов, ну так нынче очень трудно
изобрести что-то действительно новое, поэтому грамотная компиляция
"классических наработок" тоже имеет право на существование, - как говорится,
нет таланта придумать нечто свое, так хоть чужое грамотно используй. И Лен
использовал, причем местами весьма грамотно, получив в результате достаточное
количество стильных и эффектных эпизодов (в сопровождении не менее модного и
хитового "ню-металла" и популярной жесткой электроники). Нельзя, однако,
сказать, что в фильме совсем нет оригинальных идей - кое-что новенькое в жанр
все же привнесли. В основном я говорю о фосфоресцирующих пулях. На моей памяти
такое оружие еще нигде не использовалось (в то время как серебряные пули уже
давно чистой воды банальщина) и здесь применено впервые. Ну, и стоит также
обратить внимание на
"подачу" двух конкурирующих кланов. Вампиры в данном
фильме представлены как утонченные аристократы, которые живут в шикарных
особняках, разъезжают на дорогих и стильных европейских машинах, и все как
один одеваются в готических магазинах типа X-Tra-Х или Black Rose. Проще
говоря, вампиры - это готы :) Но именно в рядах "готической аристократии"
постоянно идет взаимная грызня, скрытые политические интриги и борьба за
власть, которая в конечном итоге показывает истинное беспринципное и жестокое
лицо вампирского "белого человека", подонка, который пойдет на все и "уберет"
всех ради достижения своих собственных интересов. Клан оборотней, с другой
стороны, показан как загнанное в подполье "сопротивление", которое ведет
справедливую борьбу против своих угнетателей, и ряды которых сплочены перед
лицом единой опасности. Там нет внутриполитических дрязг и разлада, и по сути
дела как организация, их клан стоит на голову выше вампирской аристократии. Ну
и, конечно, нельзя упустить из виду политкорректную мораль "сей басни" - людям
(в данном случае - вампирам и оборотням) нужно преодолеть межрасовые
предрассудки и объединится для всеобщего блага и процветания, чему наилучшим
стимулом будут смешанные браки! :)
Лен Вайзман имеет все шансы через пару
картин сделать действительно интересное и грамотно сбалансированное кино. Все,
что ему нужно освоить, так это получше управляться с монтажными ножницами (в
нынешних реалиях - монтажной системой AVID :)) и не жалеть резать "по живому",
убирая из фильма все ненужные фрагменты, чтобы создать идеальный баланс "action"
и "romantic" сцен. Но по-любому, опыт создания этой картины не прошел для него
даром, ибо после съемок он обручился с исполнительницей главной роли Кейт
Бэйкинсэйл, которая в одночасье превратилась из милой медсестрички с авиабазы
"Перл Харбор" в крутую латексную action-диву вампирского происхождения :)
Фильм имел средний бюджет в 22 миллиона
долларов и в прокате Штатов собрал около 52 миллионов, что является неплохим
результатом. Мировой прокат ленты до сих пор продолжается и проходит также
весьма недурно, уже положив в карманы продюсеров дополнительные двадцать
миллионов. Можно лишь гадать, будет ли у фильма продолжение, но если оно
будет, то у зрителей есть одно большое пожелание к создателям - увидеть
ликантропов женского пола, а то действительно, не все же обнаженным мужикам в
волчьем виде, тряся гениталиями, по экрану бегать ;) Стоит также отметить, что
за неделю до официального выхода фильма в прокат на производственную и
дистрибьюторские конторы Lakeshore Entertainment, Screen Gems и Sony Pictures
был подан иск о нарушении авторских прав от компании White Wolf Inc. и
писательницы Нэнси Коллинс (Nancy A. Collins). Истцы насчитали как минимум
семнадцать случаев "тяжких нарушений копирайта" и больше семидесяти (!)
косвенных совпадений между фильмом и ролевыми играми White Wolf "Vampire: The
Masquerade" и "Werewolf: The Apocalypse", основанными на "вселенной The World
of Darkness". Коллинс, в свою очередь, утверждает, что вообще весь сюжет
фильма основан на ее рассказе "The Love of Monsters", опубликованном White
Wolf в 1994-м году и действие которого также разворачивается во "вселенной The
World of Darkness". Результат судебных разбирательств на данный момент
неизвестен... :)
Готы весело шагают на большом экране.
Это уже никого не удивляет и не шокирует. "Дети ночи" уже давно закрепились в
Голливуде, и я думаю что "Фабрика Грез" еще не скоро прекратит эксплуатировать
"готические" образы и антураж, да и самих готов. Кому интересно посмотреть на
одну из последних реализаций "готики в массах" - милости просим в кино.
Остальным же, по большому счету, особенно можно не беспокоится... ;)
Сергей Меренков
Памятные цитаты:
Селин: Они умирают, если не вынуть серебряные
пули из их тел.
Майкл Корвин: И что вы делаете с ними потом?
Селин: Стреляем в них снова.
Селин: Это были не оборотни. Это был ты! Ты убил всю мою семью, и рассчитывал
на мою преданность?!
Виктор: Да! Я отобрал их у тебя, но дал взамен намного больше. Разве это не
полноценный обмен? Я подарил тебе бессмертие!
Селин: Взамен жизни твоей родной дочери? Твоей плоти и крови?
Виктор: Я любил ее! Но то, что зрело в ее утробе, было предательством нашего
рода! Я должен был помешать этому. И я вынужден сделать это еще раз.
[Эрика помогает Селин сбежать]
Селин: Почему ты помогаешь мне?
Erika: Вот еще. Я помогаю себе.
[Врач уточняет, что случилось с Майклом]
Врач: Вас укусил человек?
[Майкл обнажает рану]
Врач: Может быть, это была собака?
Майкл Корвин: [злобно] Я сказал – человек!
Photos Copyright Of Their Respective Owners
(c) 1999 Russian
Gothic Project
Design by Chthon (c) 1999
..