Vampires: Thirst for Truth (1999) (документальный)
Режиссер:
Рубен Норте
Телеканал Discovery предлагает множество
фильмов обо всем на свете. Грозы, ураганы, пожары, приматы - ничто не избежало
интереса этой компании. Добрались они и до вампиров. Фильм снят по типичной
для Discovery схеме: история явления, документальные кадры, мнения экспертов,
предполагаемое развитие проблемы. Так и тут - с незначительными отклонениями.
В качестве экспертов выступают пожилые дяденьки, зачастую бородатые, словом
выглядящие вполне респектабельно. Это J. Gordon Melton - известный вампировед,
написавший книгу "The Vampire Book", опубликованную у нас под названием
"Энциклопедия вампиров"; David J. Skal - писатель, чью книгу "Hollywood Gothic"
Newsweek Magazine назвал основной книгой о Дракуле ("ultimate book on Dracula");
Donald F. Glut, чья книга "True Vampires of history" была первой попыткой
объединить все истории о реально существовавших вампирах, Radu Florescu and
Raymond McNally, опубликовавшие в соавторстве монументальный труд "In search
of Dracula", посвященный прототипу Дракулы - Владу Цепешу.
Помимо них тему комментируют: священник (Rev. Gregory Coiro (Catholic
Archdiocese, LA)), основатель Общества Брэма Стокера (Leslie Shepard (Founder,
Bram Stoker Society)), а также актеры, гримеры, работавшие на съемках фильмов
о вампирах и многие другие.
Историко-культурная часть монументальна, интересна и познавательна. Здесь нам
рассказывают о первых вампирах (или существах со схожими свойствами) в
человеческой истории, которые оставили след в рисунках древнего Вавилона еще 4
тысячи лет назад. Дальше - подробно о древнегреческой вампирэссе Лэлии,
индуистской богини Кали и других подобных персонажах. Вызывающая доверие
сотрудница еврейской библиотеки рассказывает малоизвестный эпизод из
древнееврейского фольклора, связанный с Лилит. Точнее о причине их ссоры с
Адамом: Лилит хотела равноправия в сексе, но встретила жестокое непонимание со
стороны Адама. Вот и пришлось ей мстить всем его детям, рожденным от следующей
жены. Интересно и то, что в Таиланде вампиры носили голову под мышкой, волоча
свои внутренности за собой, а вампиры Австралии - это гигантские лягушки,
живущие на деревьях и питавшиеся кровью заблудившихся путешественников. Все
эти истории снабжаются красочными рисунками, неразборчивыми фресками,
производя, тем не менее, впечатление правдоподобия. Итог исторической части
подводит явно не верящий в вампиров католический священник из Лос-Анджелеса,
заявляя, что человека всегда волновала борьба добра со злом, сводя таким
образом вопрос о существовании вампиров к вопросу морали и веры.
Следующая часть начинается с эпохального события - опубликования книги Брэма
Стокера "Дракула". Очень даже неплохо рассказана биография писателя и история
написания романа. Слишком сильный упор, правда, сделан на то, что Стокер был
болезненным ребенком и любил играть на старом кладбище. Зато мы узнаем о том,
что при жизни шедевр не принес автору ни славы, ни денег, и умер тот в
безвестности и нищете. Подробно рассказано о прототипе стокеровского Дракулы -
Владе-Пронзителе, который любил насаживать людей на кол, построил несколько
монастырей и таинственно исчез после смерти, а также о его современнице -
Эльжбет Батори, которая за несколько лет умертвила 650 молодых девушек
исключительно в магических целях. Рассказ об этих персонажах сопровождается
пасторальным видеорядом: целомудренная природа Трансильвании, развалины
старинных замков…
Далее авторы фильма рассказывают нам об истории экранизаций и постановок
"Дракулы", делая это, кстати сказать, немного сумбурно. Видеоряд состоит из
отрывков многочисленных фильмов о вампирах, на некоторых из которых авторы
останавливаются подробнее. Подробно рассказывается о преследовании фильма "Носферату"
вдовой Стокера Флоренс за плагиат, немного о Boris Karloff (Black Sabbath) и
Christopher Lee в роли вампира. Но акцент ставится на истории Дракулы - Бела
Лугоши. Мы узнаем о том, что за самую значительную роль в кино он получил
унизительный даже по тем временам гонорар в 3,5 тыс долларов, а закончил тем,
что снимался в фильмах типа "Bela Lugosi meets a Brooklyn Gorilla".
Медлительность речи, которая ассоциируется у нас с вампиром, получалась из-за
того, что Лугоши не знал английского и учил роли наизусть. Самое интересное -
мы узнаем об испанской версии фильма, которая снималась по ночам. Главный
герой надевал костюм и парик Лугоши, а вот Lupita Topvar Kolner, игравшая
главную героиню, снималась в откровеннейшем по тем временам неглиже, что и
принесло ей известность. Упоминается масса фильмов про вампиров 70-х,
воспринимаемых ныне не иначе как трэш, при этом нет ни слова о Дракуле Энди
Уорхола и даже об "Интервью с вампиром". Зато рассказывается об Уильяме
Маршалле - первом чернокожем актере, сыгравшем вампира в фильме "Blakula".
Теглайн фильма был просто убийственный: "Кровный брат Дракулы и даже более
жестокий, чем он". Ценность данной части - уникальные кадры из фильмов,
которые мы никогда не посмотрим, и кадры производства этих киношедевров.
Феномен популярности Дракулы объяснить непросто. Американский священник
объясняет его актуальностью борьбы со злом, Maila Nurmi (знаменитая Vampira)
долго говорит о сексуальности образа вампира. Тут же рассказывается о летучих
мышах вампирах. К сожалению, все рассказчики и эксперты ведут к одному:
"Вампиры - это выдумки, хотя эти выдумки нам чертовски нравятся".
Заключительная часть фильма самая нелепая. Заявляя, что на образе вампира
делается бизнес, авторы фильма рассказывают о комиксах, сувенирах и о "вампиро-готической
сцене". По их словам, это люди от 18 до 25 лет, внешний вид которых - протест
против рутины современного общества. Взрослый голос за кадром убедительно
говорит о том, что образ вампира дает молодому человеку уверенность в себе на
время взросления.
Один эпизод меня в фильме просто потряс. Показывают молодого человека,
музыканта, играющего "вампирский готик-рок". Он рассказывает о том, как важно
для него пить кровь, но тут же добавляет: "Но конечно же я пью кровь только
одного человека, ведь мы живем во времена СПИДа и бог знает чего еще..."
Одним словом, фильм несомненно стоит потраченного на него времени. Он похож на
книгу, вкратце озвученную и сдобренную картинками, причем картинки в этом
фильме - одна из главных его ценностей помимо познавательности. И хоть и
нельзя снять документальный фильм о том, чего нет, общий пафос фильма
деструктивен и потому это кино не рекомендуется к просмотру тем, кто в
существовании вампиров не сомневается. Таким о них ничего больше знать не
надо.
machoutque
Photos Copyright Of Their Respective Owners
(c) 1999 Russian
Gothic Project
Design by Chthon (c) 1999
..