Vampires: Thirst for Truth (1999) (документальный)

Vampires: Thirst for Truth Video Cover

Режиссер:

Рубен Норте

Телеканал Discovery предлагает множество фильмов обо всем на свете. Грозы, ураганы, пожары, приматы - ничто не избежало интереса этой компании. Добрались они и до вампиров. Фильм снят по типичной для Discovery схеме: история явления, документальные кадры, мнения экспертов, предполагаемое развитие проблемы. Так и тут - с незначительными отклонениями. В качестве экспертов выступают пожилые дяденьки, зачастую бородатые, словом выглядящие вполне респектабельно. Это J. Gordon Melton - известный вампировед, написавший книгу "The Vampire Book", опубликованную у нас под названием "Энциклопедия вампиров"; David J. Skal - писатель, чью книгу "Hollywood Gothic" Newsweek Magazine назвал основной книгой о Дракуле ("ultimate book on Dracula"); Donald F. Glut, чья книга "True Vampires of history" была первой попыткой объединить все истории о реально существовавших вампирах, Radu Florescu and Raymond McNally, опубликовавшие в соавторстве монументальный труд "In search of Dracula", посвященный прототипу Дракулы - Владу Цепешу.
Помимо них тему комментируют: священник (Rev. Gregory Coiro (Catholic Archdiocese, LA)), основатель Общества Брэма Стокера (Leslie Shepard (Founder, Bram Stoker Society)), а также актеры, гримеры, работавшие на съемках фильмов о вампирах и многие другие.

Историко-культурная часть монументальна, интересна и познавательна. Здесь нам рассказывают о первых вампирах (или существах со схожими свойствами) в человеческой истории, которые оставили след в рисунках древнего Вавилона еще 4 тысячи лет назад. Дальше - подробно о древнегреческой вампирэссе Лэлии, индуистской богини Кали и других подобных персонажах. Вызывающая доверие сотрудница еврейской библиотеки рассказывает малоизвестный эпизод из древнееврейского фольклора, связанный с Лилит. Точнее о причине их ссоры с Адамом: Лилит хотела равноправия в сексе, но встретила жестокое непонимание со стороны Адама. Вот и пришлось ей мстить всем его детям, рожденным от следующей жены. Интересно и то, что в Таиланде вампиры носили голову под мышкой, волоча свои внутренности за собой, а вампиры Австралии - это гигантские лягушки, живущие на деревьях и питавшиеся кровью заблудившихся путешественников. Все эти истории снабжаются красочными рисунками, неразборчивыми фресками, производя, тем не менее, впечатление правдоподобия. Итог исторической части подводит явно не верящий в вампиров католический священник из Лос-Анджелеса, заявляя, что человека всегда волновала борьба добра со злом, сводя таким образом вопрос о существовании вампиров к вопросу морали и веры.

Следующая часть начинается с эпохального события - опубликования книги Брэма Стокера "Дракула". Очень даже неплохо рассказана биография писателя и история написания романа. Слишком сильный упор, правда, сделан на то, что Стокер был болезненным ребенком и любил играть на старом кладбище. Зато мы узнаем о том, что при жизни шедевр не принес автору ни славы, ни денег, и умер тот в безвестности и нищете. Подробно рассказано о прототипе стокеровского Дракулы - Владе-Пронзителе, который любил насаживать людей на кол, построил несколько монастырей и таинственно исчез после смерти, а также о его современнице - Эльжбет Батори, которая за несколько лет умертвила 650 молодых девушек исключительно в магических целях. Рассказ об этих персонажах сопровождается пасторальным видеорядом: целомудренная природа Трансильвании, развалины старинных замков…

Далее авторы фильма рассказывают нам об истории экранизаций и постановок "Дракулы", делая это, кстати сказать, немного сумбурно. Видеоряд состоит из отрывков многочисленных фильмов о вампирах, на некоторых из которых авторы останавливаются подробнее. Подробно рассказывается о преследовании фильма "Носферату" вдовой Стокера Флоренс за плагиат, немного о Boris Karloff (Black Sabbath) и Christopher Lee в роли вампира. Но акцент ставится на истории Дракулы - Бела Лугоши. Мы узнаем о том, что за самую значительную роль в кино он получил унизительный даже по тем временам гонорар в 3,5 тыс долларов, а закончил тем, что снимался в фильмах типа "Bela Lugosi meets a Brooklyn Gorilla". Медлительность речи, которая ассоциируется у нас с вампиром, получалась из-за того, что Лугоши не знал английского и учил роли наизусть. Самое интересное - мы узнаем об испанской версии фильма, которая снималась по ночам. Главный герой надевал костюм и парик Лугоши, а вот Lupita Topvar Kolner, игравшая главную героиню, снималась в откровеннейшем по тем временам неглиже, что и принесло ей известность. Упоминается масса фильмов про вампиров 70-х, воспринимаемых ныне не иначе как трэш, при этом нет ни слова о Дракуле Энди Уорхола и даже об "Интервью с вампиром". Зато рассказывается об Уильяме Маршалле - первом чернокожем актере, сыгравшем вампира в фильме "Blakula". Теглайн фильма был просто убийственный: "Кровный брат Дракулы и даже более жестокий, чем он". Ценность данной части - уникальные кадры из фильмов, которые мы никогда не посмотрим, и кадры производства этих киношедевров.

Феномен популярности Дракулы объяснить непросто. Американский священник объясняет его актуальностью борьбы со злом, Maila Nurmi (знаменитая Vampira) долго говорит о сексуальности образа вампира. Тут же рассказывается о летучих мышах вампирах. К сожалению, все рассказчики и эксперты ведут к одному: "Вампиры - это выдумки, хотя эти выдумки нам чертовски нравятся".

Заключительная часть фильма самая нелепая. Заявляя, что на образе вампира делается бизнес, авторы фильма рассказывают о комиксах, сувенирах и о "вампиро-готической сцене". По их словам, это люди от 18 до 25 лет, внешний вид которых - протест против рутины современного общества. Взрослый голос за кадром убедительно говорит о том, что образ вампира дает молодому человеку уверенность в себе на время взросления.

Один эпизод меня в фильме просто потряс. Показывают молодого человека, музыканта, играющего "вампирский готик-рок". Он рассказывает о том, как важно для него пить кровь, но тут же добавляет: "Но конечно же я пью кровь только одного человека, ведь мы живем во времена СПИДа и бог знает чего еще..."

Одним словом, фильм несомненно стоит потраченного на него времени. Он похож на книгу, вкратце озвученную и сдобренную картинками, причем картинки в этом фильме - одна из главных его ценностей помимо познавательности. И хоть и нельзя снять документальный фильм о том, чего нет, общий пафос фильма деструктивен и потому это кино не рекомендуется к просмотру тем, кто в существовании вампиров не сомневается. Таким о них ничего больше знать не надо.
machoutque
Rating - 4 Rating - 4 Rating - 4 Rating - 4

Photos Copyright Of Their Respective Owners

(c) 1999 Russian Gothic Project
Design by Chthon (c) 1999

..