moon far away logo

MOON FAR AWAY:

Соловецкое заклятие



Интервью Count Ash
мурманскому фанзину “Gothic”,
1999 год

К: Как я понял, на вашу музыку имеет большое влияние природа, различные мистические места, в частности, Соловецкие острова. Я несколько лет назад был там - и это действительно незабываемые впечатления, но все же, почему именно Соловки?

- Это место находится недалеко от Архангельска. Так получилось, что в первый раз я был там как обычный турист, но это суррогатный способ познания мира. После этого я несколько раз жил там как один, так и с Heleg'ом. Это место очаровывает, там абсолютно уникальная атмосфера и природа, но все это невозможно просто так описать. Я думаю, ты понимаешь, о чем я (воистину так - АК). Кстати, коснулось ли тебя "Соловецкое заклятие" - то, что каждый, побывавший там, мечтает вернуться?

RP: Ты говоришь, что любишь уезжать туда один (здесь я не обязательно подразумеваю Соловки). Что дает тебе это отречение? Каждому индивидууму такие путешествия во внутрь себя, прежде всего (как мне кажется) дают что-то свое - неповторимое. Согласишься ли, что это именно путешествие во внутрь себя прежде. Все окружающее всего лишь благоприятная оболочка, обостряющая мысли.

- Трудно отвечать на подобные вопросы, не впадая в дешевый пафос… как-то все-таки громко звучит это "отречение", "путешествие внутрь", - даже если так оно и есть, но обличенные в слове данные понятия становятся лишь фразами. Вообще, мне кажется, тяга к путешествиям - русская национальная черта: за всеми этими ходоками, "каликами перехожими" стоит очень четкое желание самореализации, познания мира и себя в нем, не так ли? Причем, именно пешие путешествия очень сакрализованы на Руси. Что касается моих пребываний на Соловках - все-таки, наверное, это тяга к более "реальному" бытию, когда каждый день перед тобой стоит проблема собственного существования на фоне достаточно суровой окружающей действительности. Современный человек вообще слишком много думает (интересная мысль - RP.), на мой взгляд.
А в подобных местах открываются некие внерассудочные каналы восприятия, - ты просто живешь и чувствуешь, как бытие буквально льется сквозь тебя, наполняет какой-то чудной полнотой ощущений и переживаний.

AK: Действительно это можно назвать заклятием, т.к. своими мыслями я часто возвращаюсь туда. Побывав там, я оставил там часть своей души...
Ash, некоторые называют вас язычниками, как ты к этому относишься, твои комментарии.

- Вряд ли нас так можно назвать. Вообще, все модные спекуляции - это ужасно. Язычество - этап духовной истории, как Земли, так и каждого этноса в отдельности, который наложил свой отпечаток на любого отдельного человека. В каждом таятся архетипы этого сознания. Их невозможно "забыть", т.к. это часть понятия "человек" вообще. Но сейчас слишком многие пытаются искусственно "вспомнить". Язычество - это мировоззрение, очень целостное, с массой связанных между собой элементов. Не думаю, что можно быть без внутреннего противоречия современным человеком, учившим в школе физику и ездящим на автобусе, грубо говоря, а "для души" быть немного язычником. Видимо, это во многом - образ жизни и путь индивидуального познания.
Я думаю, можно быть язычником в полной мере, честно, лишь уйдя от современной цивилизации, живя в глухом лесу или островах Океании, например, но никак не в Москве или Лондоне. Но в своей музыке мы много экспериментируем с различными этническими звуками и ритуальными ритмами, по этому MOON FAR AWAY часто называют "языческим" коллективом. И я думаю, что нам действительно удается синтезировать различные музыкальные традиции и передавать этот дух.

RP: Давай определяться. Ты говоришь, что вас нельзя назвать язычниками, но не отрицаешь некоей привязанности к языческим же эпосам и экспериментам музыкального плана. Конечно, невозможно быть или стать язычником сейчас.
Все это будет банально в какой-то мере, но... языческое мировоззрение - не решение ли этой проблемы? Чего бы мы там в школе не изучали, все это в такой же мере относительно как и само язычество, как некая вещь, имеющая религиозный окрас.
Я считаю, что не обязательно быть, главное жить, думать и верить в свои силы.

- "Давай определяться"? А зачем? Я не чувствую какой-то внутренней необходимости "открыть" себя к какой-то точно формализованной жизненной платформе. Возможно, когда-то это и придет, но сейчас мне абсолютно комфортно не предпочитать одно в убыток другому, не ограничивать свое восприятие действительности с помощью набора догм и стереотипов.  
Вот мне действительно кажется, что язычником в наше время стать невозможно, - но с другой стороны, я знаю людей, которых я уважаю, кстати, - которые так себя называют. Возможно. Просто есть вещи, которых я не понимаю - или пока не понимаю. Такую возможность я вполне допускаю, так что все в порядке.

АК: Я знаю, что вы имеете контакт с бельгийцами HYBRYDS, которые сделали вещь, под названием "Moon far Away", взяв за основу тему одной из ваших композиций. Расскажи об этом подробнее.

- HYBRYDS очень интересная и известная в Европе группа, они работают на стыке ethnic/ritual/ambient. Мы знакомы больше двух лет, в свое время они оказали MFA большую поддержку.
А в марте 1997 года они выпустили свой CD "Ein Phallisher Gott", на котором был трэк "Moon far Away", который был сделан на основе нашей вещи "Elevsinia" с первого демо "The Slovisha's Songs". Получилось очень странно:
ремейк песни был издан раньше, чем она сама (наш CD вышел лишь в июле).

АК: Я слышал, что вы сотрудничаете с языческим театром. Что это за театр и в чем заключается это сотрудничество?

- Да, это так. Я и Anea принимаем участие в деятельности театра "Словутница", но уточню - это не чисто языческий коллектив, а скорее фольклорный; мы восстанавливаем и воспроизводим в своих выступлениях различные ритуалы и праздники поморских крестьян. Все это основывается на серьезных этнографических исследованиях, в т.ч. и экспедициях.
В будущем, я думаю, мы сделаем альбом, частично на материале, собранном совместно со "Славутицей".

RP: Расскажи, пожалуйста, подробнее о вашей работе с театром "Словутница". В чем она заключается? Каковы идеи? Что за исследования и экспедиции? Серьезно, очень интересно.

- Этот коллектив существует с 92-го года. Мы с Anea участвуем в его деятельности уже около четырех лет. Цель данного театра - реставрация старинных поморских традиций и обрядов, включая праздники годового круга, костюмы, музыкальные инструменты и конечно песни и танцы. Почти каждый праздник ставится в музее древнего зодчества под открытым небом Малые Карелы, а так же на других площадках. Экспедиции обычно летом, я лично собирал фольклор в верховьях Онеги - занятие очень увлекательное, кстати.
А вообще мы с Anea выступаем с театром достаточно часто, ездим на фестивали и т.д.

RP: Вот еще что интересно. Я разговаривал с людьми, которые ходят в экспедиции по Кольскому полуострову. Они рассказывали, что в некоторых местах просто чувствуется некая мистическая аура от которой (всегда по разному) становится то страшно. то наоборот очень легко и торжественно. Случалось ли подобное с вами, т.е. испытывали ли вы что-либо подобное?

- Да, это реальные вещи. Говорить о них не буду, т.к. это как охотничьи байки - слышали все, но что бы в это поверить, нужно с этим столкнуться.
Но действительно, в подобных местах твориться масса всего непонятного.

АК: Вас не интересуют живые выступления. Как ты можешь объяснить это?

- Мне не нравится атмосфера концерта, серьезная музыка воспринимается в одиночестве и при хорошем звучании.

АК: Можешь ли выделить достойные команды нашей сцены и вообще твое мнение о нашем, т.н., "андерграунде"?

Говоря о нашей сцене, ты, видимо, имеешь в виду "тяжелые" команды, - меня эта музыка не очень интересует. Нравятся ярославские TANQUAM, они наши большие друзья. Я горд тем, что могу сказать это, т.к. их музыка великолепна. Очень хороши OLE LUKKOE, также понравилось последнее демо CANONIS, но, в общем, в России мало групп, близких по духу MFA, видимо, готика слишком уж чужда русскому сознанию.

АК: Ха, судя по вашему подходу к делу, можно провести параллели между MFA и Thy REPENTANCE (гиги = 0, Соловки = Урал). Что скажешь?

- Да, возможно в этом мы и похожи. Концертная деятельность для меня связана с невообразимой суетой, ничем не оправданной. Что касается источника вдохновения, для нас это далеко не только Соловки, музыка для нас - больше культурологический эксперимент. Соловки - это реализация архетипа "дома".
У каждого человека он [архетип] свой. А у нас он выражен вот таким образом. Кстати, на нашей странице в сети Интернет (www.gothic.ru/MFA) есть раздел, который называется "Соловецкие острова глазами MFA". Он состоит из наших с Helеg'ом фотографий и пояснений к ним. Там все гораздо лучше разъяснено.
А на Урале я не был, к сожалению...

АК: Как я понял, ты считаешь, что в России мало банд, близких вам по духу. Чем ты объясняешь это?

- Мне кажется, русские люди, в основной своей массе, склонны к более прямолинейной музыке и искусству вообще.

АК: Вы делаете отличную музыку и называете ее готик, но в моем понимании "готик" - это SISTERS OF MERCY, BAUHAUS, SIOUXIE & TНЕ BANSHEES и т.д. и т.п. Твои комментарии.

- Вышеназванные группы занимают в современной классификации место лишь одного из ответвлений жанра и относятся к goth-rock'у. Готика же вообще включает в себя массу течений, иногда очень отличных друг от друга. Термин "готик" является как бы общим знаменателем таких стилей, как dark wave, medieval, etherial, apocalyptic folk и т.д. И кстати, звучание тех групп, которых ты назвал, уже не является определяющим для жанра, хотя гитарная готика и сейчас радует массой интересных групп - ROSETTA STONE, FAITH AND THE MUSE. В общем, видимо, у тебя несколько "металлерское" понимание этого течения (или у тебя слишком "электрическое" - АК).

RP: С другой стороны ты подчеркиваешь ваше отношение к готической культуре. Конечно, ты можешь сказать, что, мол, это наша - журналистская забота с определением стилей и т.д. Я не стал бы Вас относить ни к той, ни к другой направленности. (просто для меня, как и для Сани Готика - это прежде всего Готический рок) MFN нечто более интересное и эзотеричное! Музыка Индивидуума или что-то в этом роде.

- Вообще я уже отвечал на подобный вопрос Александру, повторюсь, под словом "готика" я подразумеваю особый подход к музыке, своего рода творческий оккультизм. А готик-рок - лишь вершина айсберга, некая часть (причем наименее серьезная) всей готик-субкультуры. Вообще, готик-рок во многом дискредитирован группами типа: PARADISE LOST и THEATRE OF TRAGEDY, которые сейчас всячески подчеркивают свою принадлежность к готам. Так что trend и сюда добрался и активно эксплуатирует все внешние признаки данной субкультуры. А поскольку такие группы отлично раскручены - они, о ужас (!) внезапно оказались лицом всей готики вообще.
Что касается MOON FAR AWAY , я действительно ощущаю нас gothic-проектом изначально, а потом уже все другие напластования.

RP: Или словно название компании, выпустившей ваш первый CD - Экзотика. Каковы у Вас сейчас отношения с данным лэйблом? У меня сложилось впечатление, что данная контора уже не существует? Так ли это. Дело в том, что я пытался заказать у них ваш CD, но ни на мой факс, ни на e-mail, они так и не ответили...

- Нет, "Экзотика" активно функционирует и выпускает все новые диски, в основном, правда, более авангардно-электронной направленности, но это всегда очень качественная и интересная музыка. Из последних релизов "Экзотики" могу порекомендовать проект ВОЛГА - аутентичный русский фолк на жесткой acid основе, а так же сборник "Расскажи Чайковскому новости" - в числе прочих, ОЛЕ ЛУКОЙЕ, ROMOWE RIKOITO и новая вещь MOON FAR AWAY. На "Экзотике" наконец появился постоянный e-mail: [email protected]. По этому адресу любой их релиз (в том числе и MFA) можно заказать без проблем.

АК: Один из ваших трэков вышел на "Dark Age" compilation, где были так же представлены такие известные команды как ILDFROST, ARCANA, OBSCURA и HAGALAZ RUNEDANCE. Каким ветром вас туда занесло?

- Мы связались с людьми из Arborlon Music после выходя I и II-й частей их компиляций. Концепция этих CD's показалась мне близкой и я знал, что готовится III-я часть трилогии. Мы отослали им эксклюзивный трэк, и он пришелся им по вкусу. Вот и все. Также есть интервью в их же журнале "Black". Это культовое издание, посвященное goth/post-industrial сцене в таком культурологическом контексте. У него, кстати, довольно приличный тираж - 5000 экз. Правда, дело осложняется немецким языком, так что в России его стоит заказывать лишь самым ярым поклонникам языка Новалиса и Шпенглера.

RP: Как любая электронная группа вы, наверное, не любите говорить о готовности своих новых вещей и о сроках реализации новых альбомов. Я не знаю почему, но я заметил такую вещь у электронщиков, надеюсь, вы исключение и ты расскажешь нам о новых проектах.

- Мы не электронщики, поэтому вполне могу сообщить, что в сентябре завершен новый альбом MOON FAR AWAY "Sator" и, возможно, к выходу твоего номера, он выйдет в свет, но точных сроков, все-таки, сказать не могу, ровно, как и имя лэйбла.
Уже ведется работа над новым проектом, и это, видимо, будет программа на материале "Славутницы". Облаченном в свойственные MFA музыкальные формы.

RP: Продвигаются ли ваши дела на западе? Есть ли реальные шансы записать и выпустить новый альбом именно где-то "там" и нужно ли это Вам лично?

- Интерес западных фирм вылился в участие MFA в нескольких CD-сборниках. Так что, видимо, наша активность на этом фронте будет усиливаться. Конечно, лучше выпускать и распространять нашу музыку на ее "исторической родине" (Я имею в виду, прежде всего Европу, конечно).

RP: Что-то добавишь? Думаю, а точнее знаю, что читатели моего (отнюдь не только готического, но и металлического журнала) не делают разницы между MFN и своими метал любимцами. Я знаю, что им нравится та "экзотика", что делают MFА. Пару слов им.

- Я знаю, что действительно музыка MOON FAR AWAY находит отклик и среди фэнов "тяжести", и это мне нравится. Думаю, музыка - такая субстанция, которая растворена в мире и присутствует во многих вещах - в шуме ветра, голосе человека, шуме падающих камней и т.д. и, кстати, не обязательно в том. Что обычно называют "музыкой". Я могу только пожелать всем слышать настоящую музыку - не важно, в каком звучании это выражается - в метал, готик, этно и т.д. В любом случае, музыка либо есть, либо ее нет, и присутствует лишь набор звуков и шумов... Удачи!

А.Кузнецов (осень 1999)
R.Possessed (зима 1999)

 


(c) 1998-2002 Russian Gothic Project



..