18 декабря 1912 г. в Москве в издании Г.Кузьмина и
С.Долинского тиражом 600 экз. вышел из печати альманах
"Пощечина общественному вкусу" с одноименным манифестом. Из
семи авторов сборника (Д.
Бурлюк,
В.Хлебников,
А.Крученых,
В.Маяковский, Б.Лившиц, Н.Бурлюк,
В.Кандинский) манифест "в защиту нового искусства" подписали
четверо первых. В феврале 1913 г. в Москве вышла полемическая
листовка "Пощечина обещственному вкусу". Ниже приведен текст
манифеста 1912 г.:
ПОЩЕЧИНА ОБЩЕСТВЕННОМУ ВКУСУ
Читающим наше Новое Первое Неожиданное. Только мы -
лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в
словесном искусстве. Прошлое тесно. Академия и Пушкин
непонятнее гиероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского,
Толстого и проч. и проч. с парохода Современности. Кто не
забудет своей первой любви, не узнает последней. Кто же,
доверчивый, обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду
Бальмонта? В ней ли отражение мужественной души сегодняшнего
дня? Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с
черного фрака воина Брюсова? Или на них зори неведомых красот?
Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг,
написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми. Всем
этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Ремизовым,
Аверченкам, Черным, Кузьминым, Буниным и проч. и проч. - нужна
лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным. С
высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество! Мы
приказываем чтить права поэтов: 1). На увеличение словаря
в его объеме произвольными и производными словами
(Слово-новшество). 2). На непреодолимую ненависть к
существовавшему до них языку. 3). С ужасом отстранять от
гордого чела своего из банных веников сделанный вами Венок
грошовой славы. 4). Стоять на глыбе слова "мы" среди моря
свиста и негодования. И если
пока еще и в наших строках остались грязные клейма ваших
"здравого смысла" и "хорошего вкуса", то все же на них уже
трепещут впервые зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного
(самовитого) Слова.
[1] - Имя Александр входило в псевдоним Крученых под
манифестом в Пощечине общественному вкусу и в сборнике Трое,
потом поэт стал использовать свое настоящее имя Алексей или
заглавную букву А. Иногда (например, в
Декларации слова как такового) он ставил
имя Александр в скобках после Алексея.
Библиография: В.Ф. Марков "История русского футуризма",
СПб., 2000; "Литературные манифесты от символизма до наших
дней", М., 2000.