|  |  |   
                         
                       
                        
                        Человек, который 
                  позволяет себе грубое обращение с животными, и не терпит 
                  грубости к людям, вовсе не человек. Он – приторно-сладкое 
                  желе, расползающееся по щекам толстого капризного ребенка. Я 
                  много раз видел, как люди растекались в 
                  отвратительно-добродетельной улыбке и превращались в сахарный 
                  раствор бледно-желтого оттенка. Что с ними потом случалось 
                  никто не знает. Хотя, я и не интересовался.Как обычно, 
                  первые слова шепотом. Потому что потом вообще ничего не будет 
                  слышно.
 Ну? И о чем ты говоришь?
 - Что с этим-то 
                  делать?
 И с размаху бьешь деревянной рукой по ведру.
 Я 
                  не знаю ни тебя, ни этого – с ведром на голове. Что-то 
                  припоминаю, но остановить разогнанное сознание не могу. Пустые 
                  кадры заслоняют ощущение знакомства.
 Как и что вы здесь 
                  делаете? И почему в таком виде? Меня это уже не касается. А на 
                  самом деле все как обычно не так. По-другому. Именно то, чем 
                  здесь занимаются, и главное на данный момент. Я ошибаюсь, а ты 
                  снова с силой ударяешь по ведру.
 - Какова черта он тут 
                  делает?
 - Этот? - Я внимательно осматриваю сидящего на полу 
                  человека. Лица не видно: его закрывает ведро. В общем-то, 
                  вообще ничего не видно. Просто сидящий на полу человек. И 
                  ничего больше.
 Все? В который раз ты с размаху бьешь по его 
                  ведру. Почему по «его ведру»? Наверное, потому что сейчас мы 
                  отождествляем его голову с ведром, в которое оно, надеюсь, 
                  помещено. Шутка, в каком-то смысле? А может быть, у него и нет 
                  головы. Разноцветный цирковой клоун откусил ее за несколько 
                  секунд до моего появления. Откусил и прикрыл отсутствующие 
                  части тела ведром. Достаточно просто, чтобы показаться 
                  шуткой.
 Я опять слышу дребезжание ведра. Оборачиваюсь и 
                  вижу, как ты потираешь отбитую руку. Почему-то с 
                  удовольствием. Или с удовлетворением. Сейчас это не важно, 
                  ведь дело совершенно не в этом.
 - А в чем? – спрашиваешь ты 
                  и протягиваешь мне второе ведро.
 Неважно где ты его взял. 
                  Меня это не интересует. Но по твоему взгляду я понимаю, ты 
                  хочешь, ты требуешь, чтобы я надел его себе на голову. 
                  Возможно, даже сел в таком виде рядом с этим человеком.
 - 
                  Так в чем же дело? – не унимаешься ты, все настойчивее 
                  протягивая ведро.
 - А ни в чем, - говорю я, беру из твоих 
                  рук ведро и надеваю его на голову человека поверх уже 
                  надетого.
 Ты разочарованно отворачиваешься, засовываешь 
                  руки в карманы.
 - Что ты хочешь этим сказать?
 - Что ты 
                  хочешь этим сказать?
 Мы произносим слова одновременно и в 
                  упор смотрим друг на друга (ты уже успел повернуться).
 - 
                  Как обычно… - Начинаешь ты, не выдерживая и отводя взгляд в 
                  сторону. Я не успеваю спросить «что – как обычно?», а ты 
                  перебиваешь меня, заканчивая, - первые слова шепотом?
 Как 
                  обычно, первые слова шепотом? А как их еще произносить? Первый 
                  раз за сегодня я улыбаюсь.
 Ты снимаешь оба ведра с головы 
                  сидящего, и я уже готов увидеть его лицо. Но – фокус? Лица 
                  нет. Поначалу, даже непонятно, почему. Это матрешка и вместо 
                  головы у нее ведра. Снимая их, ты освобождаешь дополнительную 
                  часть ее тела – ведро поменьше. Сплошные ведра разных 
                  размеров. Нет мыслей, нет эмоций, нет восхищения. Нет предела. 
                  Нет предела вложенным друг в друга ведрам. Пожалуйста, плюньте 
                  именно сюда.
 - Может быть, куда-нибудь его засунуть? – и 
                  вопросительно смотришь на меня.
 - Кого – его?
 - Ведро, - 
                  отвечаешь ты и, держа вложенные одно в другое ведра за ручки, 
                  размахиваешься и бьешь ими по оставшемуся на человеке 
                  маленькому ведру.
 Наверно, уже хватит. Я имею в виду - на 
                  сегодня. Твоя своеобразная манера общения производит все 
                  больше шума. Разве не так?
 - Где твоя деревянная рука? – 
                  спрашиваю я.
 - Что? – Не понимаешь ты. - Что ты имеешь в 
                  виду?
 - Деревянная рука. Где она сейчас?
 И смотрю 
                  непосредственно в твои глаза. Не в переносицу, не в лоб – в 
                  глаза. В оба глаза одновременно и непосредственно. Убойный 
                  взгляд, так тобой и незамеченный. Достаточно обидно, чтобы 
                  показаться правдой.
 - Деревянная рука? – Ты растерянно 
                  качаешь ведра, отводишь взгляд и теперь смотришь на пол. – 
                  Которой я вначале бил по ведру?
 Я киваю.
 - Та, что 
                  весела справа? Покрашенная в зеленый цвет?
 Я снова киваю. 
                  Мои любимые животные движения, когда итак ничего не понятно и 
                  слова только путают. Я беру и просто киваю независимо от твоих 
                  слов и движений. Как у меня это получается? Все объяснения 
                  чудовищно невразумительны. А что, собственно, вы от меня 
                  хотите. Кивайте, дураки, просто кивайте.
 - Так это не моя 
                  рука? – спрашиваешь ты, свободной рукой задирая рукав.
 - Не 
                  твоя рука, - проговариваю я: медленно и по слогам. – Но что с 
                  ней случилось? Где она сейчас? Чем занимается?
 - Не знаю. – 
                  Тяжело вздыхаешь. - Может быть, у него? В смысле, рука – у 
                  него. – И поворачиваешься к сидящему на полу.
 Я вижу, как 
                  ты готовишься снова ударить его, но останавливаю тебя, 
                  произнося нужные слова:
 - Разумеется. Сейчас мы его 
                  осмотрим.
 Мы подходим к человеку вплотную. Ты уже 
                  собираешься взять его за руку, когда я пресекаю твое движение 
                  и отталкиваю назад. Ты падаешь, роняя ведра. Гремя, они 
                  некоторое время катаются по полу, но потом останавливаются и 
                  больше уже не двигаются. А я все смотрю на них и не могу 
                  оторваться. Что делать в такой ситуации. Кивайте, дураки, 
                  просто кивайте.
 - В чем дело? – спрашиваешь ты, смотря на 
                  меня снизу вверх.
 - Тебе не кажется, что это нужно спросить 
                  у тебя. – И через двухсекундную паузу. - В чем дело?
 Ты 
                  поднимаешь ведра, ставишь их дном вниз. Одно рядом с другим. 
                  Какого черта ты тянешь?
 - Да, ты прав, - а ведра стоят, как 
                  ни в чем не бывало, как будто ничего не произошло. Как будто 
                  вообще ничего не происходит.
 - Ведра, - говорю я. – Обрати 
                  внимание на эти ведра.
 - А что с ними, - ты недоверчиво 
                  осматриваешь их, пытаясь предугадать мой ответ.
 - Разве ты 
                  не заметил? Ведь они ненастоящие.
 - Да-да, - медленно 
                  произносишь ты, подходя, но не дотрагиваясь до ведер. – И 
                  правда – они ненастоящие.
 - Но почему? – не останавливаюсь 
                  я.
 - Не знаю. Не могу сейчас объяснить. Это интуитивно 
                  понятно, но не поддается объяснению.
 - Довольно странно. Ты 
                  так не считаешь?
 - Не важно.
 - Что неважно? – и всем 
                  видом показываю, насколько это серьезно. Всем видом жду 
                  ответа.
 - Не нужно притворяться, - говоришь ты. – Ведь мы 
                  даже незнакомы толком. – И напряженно улыбаешься, демонстрируя 
                  мне дергающиеся кончики губ.
 - А это как раз и не важно. – 
                  Спокойно говорю я. - Ты так и не ответил на мой вопрос.
 - 
                  Про ведра?
 - Нет, - отвечаю я, понимая, что окончательно 
                  теряю ход беседы. Вообще, ситуации.
 Ты переворачиваешь одно 
                  из ведер, ставишь дном вверх и садишься сверху. Достаешь из 
                  кармана сигарету, закуриваешь. Кто сейчас ждет ответа 
                  определить уже нельзя. Потому что с самого начала нужно было 
                  записывать все вопросы в блокнот и всегда быть в курсе. Или 
                  кому-то это кажется слишком громоздким? Кивайте. Так вы 
                  выглядите не слишком глупо.
 - Все, о чем мы сейчас говорили 
                  можно описать этой притчей. – Говорю я, а ты вынимаешь изо рта 
                  сигарету и внимательно меня слушаешь, смотря в сторону. – Два 
                  старца-мудреца, всю жизнь прожившие в горах, до последнего дня 
                  обращались друг с другом весьма почтительно и никогда не 
                  ссорились. Перед самой своей смертью, а они готовились умереть 
                  вместе, в их дом залетел огромный черный орел, тут же 
                  превратившийся в мальчика и детеныша волчицы. Мальчик подошел 
                  к кроватям умирающих и вручил одному из старцев волчонка. 
                  «Заботься о нем или, когда вырастет, он съест тебя» - сказал 
                  мальчик старцу. Но тот взял щенка за переднюю лапу, 
                  размахнулся и изо всех сил бросил. Волчонок ударился о стену и 
                  упал на пол, напугано скуля. «Я очень стар и сегодня умру» - 
                  сказал старик – «Этот детеныш не успеет вырасти и превратиться 
                  в волка. Природа перехитрила его, сделав так, чтобы я умер 
                  раньше, чем он сможет отомстить мне». Сказав это, старик 
                  закрыл глаза и умер. Продолжая скулить, волчонок подполз к 
                  кровати, запрыгнул наверх и вцепился клыками в горло второго 
                  старца. Кашляя кровью, старик сказал - «Мой друг всю жизнь 
                  почтительно относился ко мне и, даже умирая, не совершил 
                  поступка, который бы огорчил меня. А этот подаренный ему 
                  неразумный детеныш волчицы, ничего не зная о нас, перегрыз мне 
                  горло. Я разочарован в Мире и умираю с твердой верой в 
                  необходимость отшельничества.» Старец умер, а мальчик и 
                  волчонок превратились обратно в огромного орла, который сразу 
                  после этого улетел.
 - Ты довольно умен, раз знаешь эту 
                  притчу, - говоришь ты, стряхивая пепел с сигареты. – Но 
                  все-таки не умеешь ее рассказывать. Ведь ты неправильно 
                  закончил.
 Я приглядываюсь к сидящему на полу человеку и 
                  понимаю, что он уже несколько минут двигается, пытаясь снять с 
                  головы ведро. Но, так как у него нет рук, не может ничего 
                  сделать. У него даже нет ног, и он не может встать и стряхнуть 
                  с себя ведро. Туловище стоит на полу, прислоненное к стене, с 
                  надетым сверху ведром. Оно даже шевелится, но это не может ни 
                  к чему привести.
 Ты замечаешь мой взгляд и говоришь:
 - 
                  Вот-вот. Теперь ты сам понимаешь свою ошибку.
 Но я не 
                  понимаю свою ошибку и даже не знаю, что ты имеешь в виду. Я 
                  мотаю головой, ничего не говоря. Всегда просто мотайте 
                  головой. Или кивайте. Делайте энергичнее.
 Ты бросаешь 
                  сигарету в стоящее рядом ведро и выпускаешь изо рта струю 
                  дыма.
 - Нет, друг, - говоришь ты, - тебе все ясно. Ты меня 
                  не обманешь. Своим позерством ты итак уже отнял много времени. 
                  И сейчас вернешь его. По крайней мере, я попробую тебя 
                  заставить.
 - Каким образом? – спрашиваю я, действительно не 
                  понимая о чем речь.
 Ты встаешь с ведра и подходишь к 
                  прислоненному к стене туловищу.
 - Ведь это твое туловище? – 
                  спрашиваешь ты, тыча деревянной рукой в грудь.
 - Да, 
                  конечно.
 Я снимаю с головы ведро и откидываю в 
                  сторону.
 - Конечно, мое туловище. Но что это меняет?
 - 
                  Ты воспользовался силой притчи, чтобы скинуть с себя ведро, не 
                  имея рук.
 - Это так, - говорю я, - но ведь притчу 
                  рассказывал ты.
 Ты смотришь на меня как на сумасшедшего 
                  минут десять. А после я понимаю, что все это время 
                  разговаривал со своим отражением в зеркале.
 Это не самое 
                  страшное – разговаривать со своим отражением. Гораздо 
                  серьезнее – то, что вот уже несколько дней стоит в углу моей 
                  комнаты. Ведро дном вверх. А под ним – раздавленная дохлая 
                  кошка, вся в зеленой краске и мухах. Как она попала сюда? Как 
                  раз это меня беспокоит в последнюю очередь. Уже все равно. А 
                  вам? Кивайте, дураки, просто кивайте.
 Первые слова всегда 
                  шепотом – я ни одного из них так и не расслышал. Стою на месте 
                  и киваю.
   |