|
|
(По материалам лекции на семинаре Нового
Университета, 19 марта 1999)
Современный мир отказался от трансцендентного
- слова "душа", "абсолют", "вдохновение" давно ни к чему не
применимы. Поэтому не будем подходить с мерками трансценденции
к современности. Современный человек - человек Поппера:
лишенное индивидуальных черт существо, чье поведение
определяется набором простых экономических и биологических
факторов. Попперовский человек кушает, срет и размножается,
и при этом, сам по себе, развивает производство, военное дело,
науку и культуру. Примерно таким же образом микроскопические
полипы образуют колонии удивительной красоты. В чем же функция
производства, науки и культуры? Впрочем, с производством все
понятно - надо же что-то кушать. Наука имеет две функции: она
повышает производительность труда ("мирная наука") и
эффективность вооружений ("военная наука"); как показывает
история цивилизации последнего столетия, мирная наука есть
побочный продукт науки военной и сама по себе
нежизнеспособна. Толпу броуновских индивидов удерживает в
рамках социального - культура. Культура не имеет никакой
другой функции, кроме полицейской - зачем жрущему и срущему
индивидууму культура? Она ему не нужна - но без культуры,
стыдные инстинкты толпы выйдут на поверхность, и общество
захлестнет волна неразумного разрушения. Культура есть
бесконечная безнадежная война общества - "Старшего Брата" - с
быдлом, гопником: животным, населяющим тело попперовского
человека. Современное производство, военное дело и науку
надо усовершенствовать. Цивилизации Третьего Пути нужны мощные
бомбы, точные пушки и быстрые танки, а также ракеты и
истребители. Культура как сдерживающий механизм не нужна в
обществе, одержимом идеей, глобальным Проектом - нужны
совершенно новые, небывалые формы человеческого общежития. К
чему-то подобному приближалось разве что искусство 1920-х в
России: отметив двадцатилетие партизанской войны против
Культуры, авангардисты Серебряного Века сразу стали одним из
отделов большевистского правительства. Безуслово, русская
Революция 1917-го года была одним из последствий великой
революции в общежитии, подготовленной Серебряным Веком. Чтобы
вывести на улицы толпы рабочих с оружием, требуется тотальный
слом культурного механизма - исполнителем этого социального
заказа стал русский авангард. Менее удачной попыткой
подобной революции был сюрреализм.
Мы, несомненно, варвары - формы
современной цивилизации внушают нам отвращение. Безусловно, мы
ищем свободы, но свободы, основанной на наших глубочайших
духовных нуждах и наиболее бескомпромиссных и жестких желаниях
плоти. Застарелые жесты, поступки, слова старой Европы - ложны
ходят отвратительными кругами.
(манифест сюрреалистов - Революция здесь и навсегда).
Культуру следует
уничтожить. Контр-культура, подполье,
андерграунд суть выражения неточные и неправильные, поскольку
обозначают сразу много вещей. Следует говорить об
анти-культуре - силе, направленной на слом традиционной
культуры и высвобождению низменных, телесных, животных
инстинктов человеческого стада. Анти-культура есть часть
культуры, поскольку пользуется тем же языком - но контекст
анти-культуры несравненно шире. Культура никогда не признается
себе в своей полицейской функции, предпочитая вместо этого
рассуждать бессмысленно о красивых живчиках, форме и
содержании и красота спасет мир. Основной тезис анти-культуры
- это признание и обоснование подлой, полицейской функции
культуры. Одновременно с этим, анти-культура упивается
аморальной субверсивностью, подстрекательностью своей работы.
Анти-культура есть культура животного нигилизма и анархии.
Основателем анти-культуры и крупнейшим идеологом ее были
маркиз де Сад и его гениальный продолжатель Лотреамон. Отрывки
из де-садовских текстов использовались в революционной
пропаганде вплоть до второй половины XIX века. Эссе "Французы,
еще одно усилие, если вы желаете стать республиканцами" из
"Философии в Будуаре" широко распространялось (в том числе и
отдельной брошюрой) во время Революции 1948 года. При всей
дикости соединения графоманской порнографии и политической
риторики, тексты де Сада на удивление целостны и органичны.
Порнография, фокусирующая сознание читателя на телесности и
животности человека, дополняет философские и политические
рассуждения, ведущие к нигилизму и той же самой животности.
Лотреамон добавил к де-садовскому социальному нигилизму и
порнографии третий элемент - пассионарное религиозное чувство
и мистицизм. Действительно, от осознания скотской,
биологически-механической природы человека всего шаг до
попытки эту природу преодолеть. Преодоление животной природы
возможно только через религиозный опыт - экстремальный
мистицизм это кредо последовательного адепта анти-культуры.
Экстатический эротизм де Сада следует, интерпретировать таким
же образом, несмотря на педалируемый маркизом
анти-клерикализм. Массовую культуру часто обвиняют в культе эротики и
насилия, в забвении общечеловеческих ценностей, в растлении
малолетних. На самом деле, только это и извиняет ее
существование, делает ее интересной и достойной увековечения
- более достойной, по крайней мере, чем раздувшаяся от
собственной важности культура галерей, музеев и академий.
Массовая культура есть наиболее примитивная, циничная,
чудовищная форма оболванивания масс. Десять Российских
Гуманитарных Университетов, двадцать Фондов Сороса вместе
взятых не сравнятся ни в бюджете, ни в степени произведенного
оболванивания с одним боевиком Чака Норриса. Но для достижения
такой эффективности, голливудским торговцам образами пришлось
обратиться к незатронутой ранее области культурных архетипов,
пластов табуированного языка и мышления. Опровержение
устоявшихся веками табу и моральных ценностей привело к
небывалому возрождению человека скотского. Иногда кажется,
стоит лишь подтолкнуть рушащуюся пирамиду пуританской морали,
подрытую годами либеральных реформ - и она обрушится,
подгребая под себя и либералов и разжиревшее под их контролем
телевизионное быдло. Но это только кажется. В коммерческом разгуле показной телесности и насилия очень
мало призывов громить магазины и насиловать женщин - иначе
все бы немедленно кинулись грабить магазины и насиловать.
Грабить магазины и насиловать женщин не по правилам, только и всего. Человек Будущего, этот белозубый
американец, олыбающийся с экрана голливудских боевиков - то
самое Скотское Быдло, об освобождении которого заботился де
Сад. Оказалось, что стать скотским быдлом - недостаточно для
того, чтобы освободиться. На том уровне тотального контроля,
на котором существует нынешняя цивилизация, никаких моральных
абсолютов не нужно - их и не осталось. Кто теперь вспоминает о
категорическом императиве? Слезинка ребенка беспокоит сегодня
только прыщавых технократов в штормовках, целевую аудиторию
озабоченных этическими вопросами бр. Стругацких. В области
этики, кока-колонизация Европы и мира отбросила человечество в
первобытное прошлое. Об этом никто и не жалеет. Моральные
абсолюты есть нечто несовременное и несовместимое с
либеральными ценностями. Добро отрастило себе бронированные
кулачища и никак не отличается от зла. Милосердие и жестокость
равно неосуществимы. Благодарность и неблагодарность
оборачиваются порабощением. Слова "правда" и "ложь" давно не
имеют никакого смысла. Есть только "Система": набор
произвольных правил общежития, ограничений, проплаченных
зелеными бумажками - и призрак вседозволенности, нагло
ухмыляющийся над толпой идиотов в париках и униформах.
"Мы несомненно варвары - формы современной
цивилизации внушают нам отвращение. Безусловно, мы ищем
свободы, но свободы, основанной на наших глубочайших духовных
нуждах и наиболее бескомпромиссных и жестких желаниях плоти.
Застарелые жесты, поступки, ложь старой Европы ходят
отвратительными кругами." - писали сюрреалисты в
манифесте "Революция здесь и навсегда".
Двадцатый век был веком небывалой "мягкой" тирании
промывания мозгов, тирании клистирной трубки телевизора,
тирании общечеловекокультуры - и веком окончательного
уничтожения трансцендентного начала в культуре и в жизни.
Естественно, что анти-культурное начало в этом веке
доминировало - практически любого интересного артиста можно
отнести к анти-культуре или андерграунду. Говорится, что
антикультура есть паразит, придаток, маргинальная глава на
теле культуры; в наше время, непонятно, кто и у кого -
маргинальная голова. Говорится, что носители контр-культуры
суть маргиналии, а условный центр представлен нобелевскими
лауреатами и лидерами продаж - вездесущей номенклатурой
культурного бизнеса. Придурки! "Power comes from a barrel of a
gun" - отвечает носителям стыдливой условности Председатель
Мао. Либералы скукоживаются под вздохи антисептических ветров.
Реальность побеждает условность, и через запятнаные покровы
столетия проступает звериный лик Вседозволенности.
|