|
|
Вам
встречались группы молодежи с бритыми головами,
в одинаковых черных
джинсах и камуфляжных куртках без воротников, в высоких
армейских ботинках, с нашитым на рукаве флагом
рабовладельческой Конфедерации? Это и есть бритоголовые, или,
иначе – скинхеды
[1]. Сами себя они
называют коротким словом «скины».
О них почти
не пишут, но среди подростков больших городов они – уже
легенда. Взрослые стараются их не замечать, причем не только
рядовые обыватели, но и представители закона. Журналист и
автор криминальных романов Дмитрий Стахов, которого еврейское
происхождение заставляет, естественно, особенно чутко
реагировать на любые проявления расизма, с редким для него
жаром возмущенно рассказывал в 1998 г., как он регулярно
наблюдал на станции метро «Лубянка» одну и ту же картину:
собираются на платформе скинхеды – чтобы начать свою
«ритуальную» охоту на чернокожих, а дежурные милиционеры,
увидев скинов, демонстративно отходят подальше и начинают с
утроенным рвением проверять документы у «лиц кавказской
национальности» и у прочих «лиц» с «недостаточно арийской»
внешностью. Плохо верится, что «нижние чины» московской
милиции поголовно заключили между собой этакое тайное
соглашение о скинхедах. Скорее, есть соответствующий
приказ.
* * *
Самые
первые скинхеды появились в Англии в 1968–1969 гг. С
сегодняшним образом скинхеда – хулиганствующего молодчика,
тупого расиста, фашиста и антисемита – они не имели ничего
общего. Скорее наоборот.
Скинхеды
«первой волны» были субкультурой рабочих районов Британии,
которая возникла как молодежная классовая культура протеста и
против официальной буржуазной культуры и против контркультуры
60-х гг. Подростки из рабочих районов рассматривали британскую
контркультуру как «выпендреж» «маменькиных сынков» из семей
«среднего класса» и из богатых семей – развлечение
состоятельных бездельников, делающих вид, что они выступают
против буржуазного общества. Такое представление о британской
контркультуре было, скажем прямо, близко к
истине.
В
США в 60-е дети «среднего класса» сотнями тысяч уходили из
дома и бросали университеты, чтобы стать хиппи, жить в
сельских коммунах и зарабатывать на жизнь своим трудом (пусть
и «странным»: плетением «фенечек», росписью платков и т.п.). В
США молодежь десятками тысяч шла под полицейские дубинки и
водометы, наполняла собой тюрьмы – в борьбе за прекращение
расовой дискриминации, за гражданские права и против войны во
Вьетнаме. Во Франции и Италии молодые дрались на баррикадах, в
Мексике и Греции десятками гибли под пулями армии и полиции, в
Испании и ФРГ уходили в «городские партизаны» (а в странах
«третьего мира» – в сельские). Но в старой доброй Англии весь
молодежный протест «ушел в свисток». Никаких массовых
молодежных движений в Англии не было, никаких массовых
молодежных организаций – тоже. Я уже не говорю о баррикадах и
партизанах. Всё заменила рок-сцена, «Битлз», «Роллинг Стоунз»,
«Ху» – и огромная армия других рок-групп, пытающихся пробиться
к успеху. Хиппи и байкеры выглядели в Англии ненастоящими–
да они такими и были: жалким подражанием заморскому оригиналу.
Английские хиппи были в основном «пластиковыми хиппи» (то есть
«домашними» хиппи, хиппующими только на уикенд, а всю
остальную неделю живущими обычной конформистской жизнью).
Байкеры (их тогда звали «роккерами») тоже никак не тянули на
отдельную «страшную» субкультуру: парни из high middle class,
достаточно богатые, чтобы купить дорогой тяжелый мотоцикл и
воспользоваться им всерьез раз в году – летом, в период
отпусков, когда британские «роккеры» съезжались куда-нибудь на
взморье: в район Брайтона, Истборна, Борнмута и прочих
курортных мест.
Правда, в
Англии в конце 50-х – начале 60-х появились две «доморощенные»
молодежные «тусовки» – теды
[2] и моды
[3]. Но было их
немного, во всяком случае, по численности теды и моды не шли
ни в какое сравнение не только с позже появившимися хиппи или
панками, но и со скнихедами и байкерами. И теды, и моды были
выходцами из верхушки рабочего класса («рабочей аристократии»)
или из «нижней трети» «среднего класса» (low),
и самым главным для них была их одежда – дорогая и стильная (у
каждого обычно была лишь одна пара). Дети «общества
потребления», они отчаянно завидовали богатым и хотя бы на
уикенд пытались забыть о домашних проблемах, рутинной скучной
работе – и выглядеть богатыми
бездельниками. При этом теды и моды ненавидели друг
друга и регулярно устраивали массовые драки (ну понятно, какое
счастье: порвать теду его единственный драгоценный замшевый
пиджачок с закругленными бортами и кантом a la Эдуард VII
или порвать моду его единственную нейлоновую рубашечку (тогда
– последний писк моды, очень дорогой) – и вывести противника
надолго из игры!).
Скинхеды
презирали и тех, и других – как «предателей своего класса». Их
и били именно как «предателей рабочего класса». Чтобы
подчеркнуть свою классовую принадлежность, скинхеды выработали
собственный стиль одежды: «донки» – теплая грубошерстная
куртка или полупальто с кожаной кокеткой (одежда докеров),
грубые брюки с «вечной стрелкой» («стапресс»), длинный, до
колен, пиджак «зут» и тяжелые прочные высокие ботинки
строительных рабочих и докеров (working shoes – «обувь рабочего класса»), желательно
«Dr. Martens’»,
желательно с носком, армированным сталью. Стильным прическам
«маменькиных сынков» скнихеды противопоставили короткий бобрик
(обычно с бачками) – бритоголовыми их,
собственно, обзывала тогдашняя длинноволосая молодежь
[4].
Самое интересное, что скинхеды «первой волны» любили чернокожих.
Они слушали «музыку черных» – вест-индскую и ямайскую музыку
стилей ска, реггей и рок-стеди (в Англии рок-стеди назывался
«блю-бит»). Любимыми певцами скинхедов были чернокожие:
Дезмонд Декер (ска) и Лорил Эткин (реггей). Именно скинхеды
«открыли» и сделали мировой звездой легендарного певца реггей
Боба Марли. В клубах и на концертах скинхеды толклись
вперемежку с мулатами и неграми – и никаких конфликтов не
было. Выходцы из Вест-Индии жили в тех же кварталах, работали
на тех же заводах, учились в тех же школах, говорили на том же
«кокни»... Даже сама прическа скинхедов была скопирована с
прически чернокожих «руди-бойз» (молодежная субкультура
Ямайки). В отчаянных драках скинхедов с роккерами на рубеже
70-х чернокожие вест-индцы участвовали плечом к плечу с
англосаксами и ирландцами: дети рабочих против детей
буржуазии.
Если кого
скинхеды и не любили – то «паки» (пакистанцев). И не по
расистским соображениям (пакистанцы как раз индоарии). Просто
«паки», в отличие от негров, не работали на заводах, а
практически поголовно занимались торговлей. Они старались
селиться отдельно, постепенно занимая целые кварталы, и не
смешивались с местным населением, твердо придерживаясь
предписаний ислама. Ненависть скинхедов «первой волны» к
«паки» была классической ненавистью фабричных рабочих к
лавочникам.
Году к
73-му скинхеды исчезли: поколение повзрослело, обзавелось
семьями и детьми и, как говорят в таких случаях,
«перебесилось».
* * *
Скинхеды
«второй волны» появились в Англии в конце 70-х гг. Это был
продукт разложения движения панков, с одной стороны, и
экономического кризиса – с другой. Британское общество к тому
времени уже оправилось от шока, который вызвала у чопорных
англичан панк-культура, – и успешно интегрировало эту
культуру, попутно зарабатывая на «панк-протесте» немалые
деньги. Тут как раз увлечение панк-культурой дошло наконец до
рабочих районов – и молодежь из бедных семей стала вытеснять с
панк-сцены детей «среднего класса». Одновременно экономику
страны постиг жестокий кризис, повлекший за собой падение
правительства лейбористов и приход к власти «железной леди»
Маргарет Тэтчер. Пытаясь «оздоровить» экономику по рецептам
«чикагской школы», правительство консерваторов вовсю закрывало
предприятия (пыталось ликвидировать целые отрасли – например,
угледобычу), урезaло или вовсе отменяло социальные пособия.
Безработица выросла до невиданных
размеров.
С
опозданием на 10 лет города Британии стали ареной массовых
молодежных бунтов. Насилие превратилось в повседневность:
неделю за неделей британское
TV
показывало горящие автомашины, разбитые, разгромленные,
подожженные витрины магазинов, истекающих кровью подростков и
полицейских, улицы, затянутые облаками слезоточивого
газа.
К
середине 80-х целые графства в Англии превратились в «зоны
социального бедствия» (их стыдливо называли «депрессивными
регионами»). Именно в этих «депрессивных регионах» и расцвела
субкультура скинхедов «второй волны». Дети безработных, сами
безработные, подростки из «депрессивных регионов» не видели
никаких перспектив – они знали, что работы нет и не будет,
денег нет и не будет. Единственным развлечением было подраться
с другими такими же – но из соседнего района. Так установился
новый канон одежды скинхеда. В этой одежде все строго
функционально, приспособлено для «стритфайтинга» – уличной
драки: плотные черные джинсы, дешевые, прочные, на которых
плохо видны грязь и кровь; тяжелые шнурованные армейские
башмаки на толстой подошве (или тот же «Dr. Martens’»),
удобные для бега и являющиеся оружием в драке
(профессиональный удар подошвой в живот может быть
смертельным); короткие куртки-«бомберы» без воротника – чтобы
противнику не за что было ухватиться; бритая или стриженая
«под ноль» голова – тоже чтобы противник (или полиция) не
могли схватить за волосы. Ничего лишнего: никаких очков,
никаких значков, никаких сумок, погончиков, клапанов – ничего,
что мешает увернуться из рук противника.
Говоря
иначе, между скинхедами «первой волны» и скинхедами «второй»
не было ничего общего, кроме названия и обуви. Даже социальная
среда, породившая их, была разной: в первом случае – «рабочая
аристократия» и «
low
»,
во втором – деклассированная (из-за массовой безработицы)
среда «депрессивных регионов».
С
конца 70-х в Великобритании активизировались неофашисты.
Национальный фронт и другие ультраправые устраивали уличные
шествия и нападали на «цветных» – азиатов, африканцев,
выходцев из Вест-Индии. Правые обвиняли в свирепствующей
безработице не правительство Тэтчер, а иммигрантов-«цветных»:
мол, понаехали тут всякие, заняли наши рабочие места.
Правительство Тэтчер это устраивало. С ультраправыми никто не
боролся
[5]. Нацистская
демагогия срабатывала. Ряды Национального фронта быстро росли,
Фронт даже выиграл кое-где на муниципальных выборах, потеснив
консерваторов в их традиционных бастионах (только тогда
консерваторы забеспокоились)
[6].
Для
скинхедов неофашисты быстро стали образцом для подражания. С
другой стороны, и неофашисты начали активно работать среди
скинхедов. Фашисты дали деньги на создание скин-клубов.
Самодеятельные скин-группы, тяготевшие к пост-панку, стали
петь песни на откровенно расистские тексты. Излюбленным
лозунгом скинхедов стал лозунг «Сохраним Британию белой!»
(обычно с грубейшими грамматическими ошибками в каждом слове:
«Kip Britin Vait!»). Сформировалось понятие «наци-скин». У
наци-скина появилась собственная чисто скинхедская музыка – в
стиле «ой!»
[7]. Знаменитейшая из
ой!-групп, «Скрюдрайвер», игравшая прежде в стиле панк и
реггей, занялась откровенно фашистской пропагандой. Совместно
с Национальным фронтом и другими фашистскими группами
«Скрюдрайвер» инициировал в Англии два музыкальных фашистских
движения: «Антипакистанскую лигу» и «Рок против коммунизма»
[8].
Тут из
своих квартир вылезли скинхеды «первой волны», озлобленные
тем, что их «доброе имя» каждый день склоняют СМИ, называя
«фашистами»
[9]. На улицах
британских городов развернулись ожесточенные схватки между
«старыми» и «новыми» скинхедами. Особенно кровавые
столкновения (с множеством раненых) происходили в Глазго между
группой «старых» «Спай Кидз» (среди которых было много не
только негров и мулатов, но были даже пакистанцы и индийцы,
что вообще-то большая редкость) и группой «новых» «Комбат
Скинз». Неприглядную роль при этом сыграли британские СМИ,
которые упорно выдавали эти столкновения за «побоища между
противоборствующими бандами наци-скинов». Вообще,
вдохновленная поиском сенсации, магическими «тремя С» (секс,
скандал и страх), британская
mass
media
рекламировала наци-скинов так широко, как никогда не
рекламировалось ни одно молодежное движение в Англии
[10].
Результатом
этих уличных столкновений «старых» с «новыми» стало появление
двух скин-движений – с одной стороны, наци-скинов («новых»), с
другой – «ред-скинз», «красных скинов» («старых»). «Ред-скинз»
почти полностью восприняли новую, более удобную, одежду
наци-скинов и внешне отличаются от них только нашивками с
портретами Ленина, Че Гевары, Нельсона Манделы или с
названиями своих организаций и левацких групп, на которые они
ориентируются. Часто «ред-скинз» носят шнурки красного цвета –
чтобы сразу отличать своих от врагов. Крупнейшая организация
«ред-скинз» –
SHARP
(
Skin
Heads
Against
Racist
Prejudice
)
[11]
,
почему часто всех «ред-скинз» называют
еще и «шарпами».
«Ред-скинз» сегодня активно действуют в Англии, ФРГ, Франции,
США, Польше, Испании (в Стране Басков). Крупнейшие
международные объединения «ред-скинз» помимо
SHARP
–
SLO
(
Skinheads
Liberation
Organization
)
[12] и RASH (
Red Anarchist Skin Heads ). О «ред-скинз» западные СМИ
избегают говорить, а вот о наци-скинах говорят и пишут много и
часто.
* * *
В
первой половине 80-х наци-скины появились в Скандинавии,
Голландии, ФРГ, Австрии, США, Канаде, Австралии. В середине
80-х – во Франции, Бельгии, Дании и Швейцарии. Правда, в США
первые скинхеды завелись еще в 70-е. Расистами они не были –
были смешанные по расовому составу группы, были группы
скинхедов-белых, скинхедов-негров, скинхедов-пуэрториканцев,
скинхедов-евреев, скинхедов-латиноамериканцев. Все мирно
уживались и долго недоумевали, почему в СМИ о скинах говорят
как о фашистах. Но году к 1984-му и в США появились группы
наци-скинов.
Американские исследователи единодушно отмечают, что
наци-скины в США были порождены американскими же СМИ,
настойчиво рекламировавшими
«подвиги» британских
скинхедов-фашистов. Особенно пагубную роль сыграли
TV
,
молодежные музыкальные журналы, а также газеты «Бостон глоб» и
«Вашингтон пост».
В
1986 г. нацистская организация «Белое арийское сопротивление»
во главе с Томасом Митцгером, насчитывавшая 2 тысячи членов,
поставила себе задачей создать в США мощное движение
наци-скинов. Митцгер послал своих людей в Англию учиться у
Национального фронта. Те вернулись – и вскоре в крупных
городах США появились многочисленные, связанные между собой
группы наци-скинов.
В
Европе форпостом движения наци-скинов стала ФРГ. В ФРГ банды
наци-скинов, как правило, уже сознательно формировались
неофашистскими организациями – зачастую из групп футбольных
фанатов. Хулиганствующие болельщики, дети благополучных
бундесбюргеров, во-первых, и сами были проникнуты «глубоко
национальными» настроениями
[13], а во-вторых, уже
успели увидеть и услышать по
TV
много «завлекательного» об англо-саксонских скинах. В
результате германские наци-скины сразу заявили о себе как о
крайне агрессивной и гиперполитизированной
силе.
Если
британские или американские наци-скины были известны
избиениями чернокожих и азиатов, то немецкие скинхеды сразу
прославились убийствами.
Жертвами западногерманских скинов были, как правило, турки и
курды – гастарбайтеры (иностранные рабочие), которых в ФРГ в
80-е насчитывалось (вместе с семьями) до 3,5 миллионов.
Бывали, впрочем, также случаи убийств тунисцев, цыган, тамилов
и пакистанцев. В Баварии даже имело место нападение на
итальянца (выходца из Сицилии) – скины облили его бензином и
подожгли. Регулярными стали нападения на турецкие и курдские
культурные и молодежные центры, бары и кафе. Интересно, что
наци-скины никогда не
нападали на местные отделения турецкой профашистской Партии
националистического действия (ПНД)
[14].
Очень
быстро германское скин-сообщество превратилось в самую
«политически грамотную» скин-тусовку в мире. Германские
наци-скины неоднократно устраивали массовые акции чисто
политического (неонацистского, а не стихийно
расистского) характера: во Франкфурте-на-Майне они нападали на
профсоюзные митинги и демонстрации, в Дуйсбурге громили
штаб-квартиры местных антифашистских организаций, в Гамбурге
однажды устроили многочасовую осаду Дома молодежи района Хамм,
в котором, помимо немцев, собирались греки, португальцы и
югославы (то есть вовсе не негры и не азиаты). Лозунги «Зиг
хайль!» и «Смерть Рот-фронту!» стали у германских наци-скинов
излюбленными.
В
апреле 1985 г. скинхеды печально прославились во время съезда
неонацистской Германской партии земли Северный Рейн –
Вестфалия. Скины, осуществлявшие охрану съезда, напали на
демонстрантов-антифашистов и зверски избили несколько десятков
человек. 76-летний еврей, узник нацистских концлагерей, был
затоптан до смерти.
Расцвет
скинхедского террора в ФРГ 80-х объяснялся, помимо прочего,
тем, что традиционно консервативная в Западной Германии
судебная система (в верхних эшелонах судебной власти сидели
люди, работавшие еще при Гитлере) проявляла к наци-скинам
откровенное снисхождение: судьи тогда были помешаны на
«красном терроре» – городских партизанах из подпольной «Роте
Армее Фракцион» (РАФ), тем более, что боевики РАФ, в отличие
от скинхедов, систематически поджигали здания судов, взрывали
автомашины судей и даже застрелили нескольких высших
представителей германской юстиции (генерального прокурора ФРГ
Бубака, председателя Верховного суда Западного Берлина фон
Дренкмана и др.).
Единственный
случай, когда в ФРГ 80-х скинхеды были осуждены за убийство
иностранца, пришелся на лето 1986 г. Тогда земельный суд
Гамбурга приговорил пятерых скинов к тюремному заключению
сроком от 1 до 10 лет за зверское убийство в декабре 1985 г.
на автобусной остановке 26-летнего турка Рамазана Авси. Суд
состоятся только потому, что турецкая община Гамбурга,
контролировавшаяся рядом антифашистских и левых организаций,
смогла при поддержке местных антифашистов (и даже местной
панк-тусовки) организовать кампанию протеста против убийства
Р. Авси. Кампания была бурной, и дело доходило до массовых
побоищ на улицах, в ходе которых полиции приходилось
противостоять не только разъяренным туркам, но и съехавшимся
специально со всей округи панкам, анархистам и даже
приверженцам Рабочей партии Курдистана (которые, как известно,
турок не очень любят). Но и по делу Р. Авси приговор был
вынесен не за убийство, а за «драку со смертельным
исходом».
Власти
обратили внимание на наци-скинов только в 1987 г. – по
требованию церковного руководства. Поводом послужил погром,
устроенный скинхедами в августе того года в 20-тысячном
баварском городке Линдау во время церковного праздника в
городском соборе св. Стефана. Причиной нападения на собор и
верующих был отказ городского совета Линдау предоставить
муниципальный зал для проведения съезда неонацистской
организации «Союз немецкого народа». В результате возникшего
скандала (международного – в дело вмешался Ватикан) полиция
несколько «поприжала» наци-скинов.
Однако
после падения Берлинской стены и включения ГДР в состав ФРГ
движение наци-скинов пережило в Германии новый расцвет.
«Восточные земли» ФРГ (бывшая ГДР) после интеграции оказались
в глубочайшем экономическом кризисе – и повторилась британская
история: озлобленные, отчаявшиеся, лишенные всяких надежд на
лучшее будущее безработные восточногерманские подростки
массами вербовались в скин-группы и вымещали свою злобу и
отчаяние на иностранцах. За счет наци-скинов из «восточных
земель» неонацистские группировки ФРГ удвоили, утроили, а
некоторые и удесятерили свою численность. Германские
неофашисты стали считаться во всем мире «спецами» по работе с
молодежью, а Германия 90-х печально прославилась поджогами
общежитий иммигрантов.
После
краха «Восточного блока» скинхеды появились в Польше, Чехии,
Венгрии, Хорватии, Словении, Болгарии. Особенно много
наци-скинов в Чехии и Хорватии. Здесь жертвами их террора
обычно становятся цыгане. В Чехии насилие скинхедов над
цыганами стало постоянным фоном общественной жизни. Однажды
наци-скинам удалось устроить даже форменный цыганский погром,
а 20 цыган погибли страшном смертью – были облиты бензином и
сожжены заживо. В Хорватии дело дошло до того, что из страны,
спасаясь от скинхедского террора, бежали практически все
цыгане (впрочем, в Хорватии наци-скинам покровительствовал
президент Туджман, известный своими симпатиями к фашизму)
[15].
* * *
[1]
От англ. skin head
– бритая голова, дословно: кожаная голова ( здесь и далее – примечания
автора).
[2]
Собственно, «тедди-бойз» и «тедди-гёлз», от Teddy –
уменьшительное от имени Эдвард; имелся в виду британский
король Эдвард VII (правил в 1901–1910 гг.); теды подражали в
одежде моде времен короля Эдварда.
[3]
От англ. modern – современный; название
подчеркивало, что теды (враги модов) – «несовременные».
[4] То есть это было
презрительное прозвище, «дразнилка»; подобно импрессионистам,
скинхеды приняли оскорбительное прозвище в качестве
самоназвания.
[5] Британские
антифашисты только при нынешнем правительстве Тони Блэра
добились возобновления положенного консерваторами под сукно
скандального «дела Али – Пича» (дела об убийстве боевиками
Национального фронта в лондонском районе Ист-Энд пакистанца
Альтоба Али и о последовавшем вскоре там же убийстве
полицейскими участника митинга протеста против фашистского
террора – британского учителя Блэра Пича).
[6] Например, в Лондоне
Национальный фронт отнял у консерваторов 13% голосов, увеличив
число своих сторонников с 0,8 до 15% избирателей (в некоторых
кварталах столицы Национальный фронт получил 20%).
Консерваторы по этому поводу даже провели расследование в
партии в поисках «тайных пособников» Национального
фронта.
[7] «Ой!» на
кокни – это окрик со спины, что-то вроде нашего «Эй,
мужик!».
[8] Это был
прямой ответ на создание левой контркультурной средой движения
«Антинацистская лига» и рядом левонастроенных рок-групп («Пинк
Флойд», «Клэш», «Том Робинсон Бэнд» и др.) движения «Рок
против расизма».
[9] Надо иметь в
виду, что в Англии не исчезает полностью ни одна молодежная
субкультура. Те, кто знает, где искать, и сегодня могут вам
показать в Лондоне тедов (формально исчезнувших к середине
60-х): в закрытых залах пабов и ресторанчиков 60-летние
тщательно молодящиеся мужчины в замшевых пиджачках и бархатных
брючках-дудочках с набриолиненными коками на головах
встречаются по уикендам и делятся воспоминаниями о днях
молодости.
[10]
Британские СМИ неоднократно уличались в навязывании
обществу образа скинхеда-фашиста. Например, из года в год
британские газеты писали, что брайтонские скины скандируют на
стадионах «Зиг хайль!», хотя на самом деле те скандировали
«Си-галс!» («Чайки», название брайтонской футбольной команды).
Однажды скинхеды «первой волны» даже подали в суд на Би-Би-Си:
компания сделала заставкой сериала о расистах картинку с
бушующими скинами под лозунгом «Раса – вот наша религия!».
Оказалось, что снимок был сделан на концерте черного
певца Лорила Эткина, а «беснующиеся расисты» были
всего-навсего его поклонниками!
[11]
«Скинхеды против расистских предрассудков» (англ.).
[12]
«Скинхедская освободительная организация» (англ.). СЛО примечательна тем, что в
ней очень много скинхедов – социал-демократов и либералов
(есть и такие). Аббревиатура SLO сознательно обыгрывает
созвучное сокращение названия Организации освобождения
Палестины (ООП) – PLO (Palestine Liberation
Organization).
[13] Например, в
западноберлинский клуб болельщиков «Гертафрешен» в полном
составе входила неонацистская группа «Циклон-Б», а гамбургский
клуб «Львы» контролировался неофашистской организацией
«Национальные активисты» Михаэля Кюнена, неоднократно судимого
за причастность к организации террористических актов.
[14] ПНД – по-своему
знаменитая организация. Боевые отряды ПНД называются «Серые
волки». «Серый волк» Мехмед Али Агджа осуществил 17 мая 1981
г. покушение на папу римского Иоанна-Павла II.
[15] Это Туджману принадлежит
фраза «Слава богу, моя жена не сербка и не жидовка» и это в
Хорватии восстановлены флаг, герб и гимн фашистского
Хорватского Независимого Государства, созданного гитлеровцами
во время II Мировой войны, а также и «почетное гражданство»
тех лет (в результате Гитлер является «почетным гражданином»
Хорватии № 1, а Гиммлер – «почетным гражданином» Загреба).
|