Античная и Средневековая одежда
Cтатья посвящена рассмотрению
основных особенностей античной
и средневековой одежды.
Античная одежда.
Средневековая одежда.
Принципы Средневекового Костюма
Известно, что античная одежда была открытой. Это объясняется как мягкостью средиземноморского климата,
так и этическими принципами эпохи (прежде всего уважением к красоте человеческого тела).
Античная одежда состояла из двух элементов: рубашки и плаща, которые, как правило, обертывались
вокруг тела и закреплялись застежкой на плечах. Правая рука и ноги, обутые в сандалии, оставались открытыми.
Мужчины, как правило, не носили уборов, перчатки тоже, ибо последнии еще не были изобретены.
Стоит заметить также, что драпировка складками составляла важнейший прием украшения античного костюма.
Касаемо рубахи и штанов можно отметить следующее: по видимому, они входят в обиход только в эпоху
Римской Империи (принципат) и под варварским влиянием. Подобные новые принципы легли в основу средневекового
костюма гораздо более закрытого, чем римский. Это отвечало как климатическим условиям, так и изменению
этического идеала: церковь требовала, чтобы люди наглухо закрывали собственное тело.
Люди эпохи Античности уделяли одежде огромное количество времени. Доказательством тому служат сведения,
о том, что многие политические деятели Рима зачастую проводили гораздо большее время за совершенствованием
своего туалета, нежели за управлением государства.
Как было отмечено выше, средневековая одежда отличалась от античной тем, что была более закрыта и аскетична.
Это связано, в первую очередь, с усилившимся влиянием религии.
Основные детали средневекового костюма
таковы: льяная рубашка – камиза или шэнс , штаны , верхняя рубаха , плащ
и мягкая обувь .
Короткие штаны , так называемые брэ , первоначально были простым полотнищем,
которое обертывалось вокруг бедер и закреплялось у пояса. Позднее брэ несколько удлинились: их делали до колен и
даже до лодыжек со специальными завязками внизу. С течением времени поверх брэ стали надевать
другие штаны – шосс . Это были, иными словами, плотные чулки, натягивающиеся отдельно на каждую ногу и прикреплявшиеся
специальными застежками к поясу брэ . Только с XIV века обе половины шосс слились в единый предмет
туалета – штаны современного типа. Шосс могли плотно облегать тело, как трико, но могли быть также относительно
просторными. Шосс носили и женщины. Камиза в ранее средневековье не была нижней рубашкой. Крестьянская
одежда состояла обычно из брэ и камизы , а по некоторым сведениям у крестьян была только одна камиза ,
доходящая до колен, под которую надевали лишь набедренную повязку. Иногда под камизу надевали еще
одну рубаху – блио , которая имела руква (у мужчин рукава были более широкими и длинными).
Плащ был простым
прямоугольным куском материи, который застегивался фибулой (застежкой) на правом плече или на груди. В X - XI столетиях
он был короткий и едва покрывал верхнюю часть тела. Изредка плащи шили вместе с капюшоном. Женщины закутывали голову и
плечи накидкой.
Зимой поверх блио надевали меховую одежду – обычно грубо выделанные овчинные тулупы.
Перчатки и рукавицы родились в связи с нуждами крестьянского быта – при прополке и жатве. Но, постепенно,
они сделались предметами роскоши и обросли
символическими значениями: войти в церковь в перчатках считалось непристойным, пожать руку приятелю, не снимая
перчатки , - оскорбительным. Вручени перчатки означало омаж – установление вассальной зависимости; напротив,
бросая кому-нибудь перчатку , человек выражал призрение. Перчатки также были совершенно необходимы при соколиной
охоте, когда птицу держали на руке. Их изготовляли из оленьей, телячьей и овечьей кожи. Средневековые перчатки не
имели пуговиц.
Плотно сидевшие на руке, они обычно расширялись к предплечью, чтобы покрывать рукава.
В заключении пару слов об обуви.
Она также стала более закрытой, хотя бы по сравнению с римскими сандалиями. Ее шили из мягкой цветной кожи и без твердой подошвы,
носок был удлиненным и заостренным. Такая обувь годилась для дома и верховой езды. По грязным же улицам ходили босиком либо в
деревянных башмаках.
Человек средневековья придавал одежде не меньшее значение, чем его потомки. Вопрос о том, как одеваться,
переплетался в его представлении с проблемами морали и социального статуса, что связано с сословным характером общества
той эпохи.
Принципы Средневекового Костюма:
Прежде всего, нужно отметить, что в раннее средневековье принципы костюма – мужского и женского,
знатных лиц и простанародья,
мирян и духовенства – были одинаковы, и их отличали скорее качество материала и
применение украшений, нежели формы кроя. Требовалось время, чтобы половые и социальные градации отразились и
были закреплены в одежде.
Разграничение началось прежде всего с цвета. Простому народу было запрещено носить яркие цвета, он должен был
довольствоваться серым, черным, коричневым. Знатные люди одевались в зеленое, синее, красное. В одежде нобелей
сказывалось также качество тканей и, особенно, орнаментировка .
Постепенно обособляется литургическая одежда: духовенство стало носить костюм, отличный от платья мирян,
сложившийся, по-видимому, под византийским влиянием.
Более серьезные перемены стали заметны в XII веке. В первую очередь, изменился костюм феодального сословия.
Короткие одежды, удобные для движения, стали заменяться длинным костюмом. Удлинились носки туфель, длиннее стали
прически, рубашки и плащи, которые иногда даже волочились по земле.
Изменения объясняются осознанием классом феодалов своего особого места в общественной системе.
Кроме того, к XII веку значительно расширился ассортимент ткани. Появился шелк, хлопчатая бумага. Более активно
стали применять лен и шерсть. Научились добиваться высокосортных материй.
С XII века домотканные одежды сохраняются лишь в крестьянском обиходе – феодалы и городская верхушка предпочитают
ткани, изгтовленные профессиональными ремесленниками.
Третьей чертой новой моды было усиление в ней орнаментальных мотивов: блио не только украшалось вышивкой, но его
кроили таким образом, чтобы ворот был открытым и позволял видеть орнамент на нижней рубахе – шэнс.
Особое внимание стали уделять поясу: раньше блио носили с напуском и оно прикрывало пояс, но позже конструкция рубахи
создавалась так, чтобы как можно сильнее обтянуть фигуру. Тем самым, пояс открывался из-за чего эта часть одежды, собственно,
и стала важным декоративным элементом. Как правило, пояс проходил вокруг талии и завязывался узлом спереди, так что
оба его конца ниспадали к ногам.
Аристократизм моды XII века особенно отразился на женском туалете:
шэнс и блио ниспадали до пят, оставляя открытыми лишь
острые концы мягких туфель из цветной кожи. Блио обтягивало торс, а начиная от бедер, книзу, было сшито из другого куска
материи и составляло, по сути дела, зародыш юбки. Рукава, узкие сверху, начиная от локтя стремительно расширялись, ниспадая
чуть ли не до земли. Ворот и обшлага были украшены вышивкой. «Юбка» и широкие части рукавов – плиссированы. Блио
перепоясывалось поясом из шелка, полотна, шерсти или кожи. Одежда подчеркивала фигуру и вместе с тем свободно
развивалась.
Впрочем, уже на рубеже XII - XIII веков аристократическая мода сменяется новым типом костюма. Шелковая парча сохранялась
лишь для самых торжественных случаев в быту высшей знати; зажиточный горожанин, как и рыцарь, облачается теперь
в сукно, подчас отороченное мехом. Иными словами, одежда становится более городской и функциональной, нежели одежда
XII века, предназначенная больше для дома.
Так, свободный полет краев одежды, столь типичный для предыдущего периода, теперь исчезает, напротив, возникает обычай
зашивать в полы рубахи монеты, чтобы придать линиям напряженность и неподвижность; рубахи укорачиваются,
а рукава сужаются.
Важным нововедением XIII века явилась котта. С тех пор, блио оставалось лишь домашней одеждой. Так, уезжая из дома, человек
почти всегда надевал шерстянную котту, плотно сидевшую на груди, с узкими рукавами. Поверх же котты носили сюрко– безрукавку
из дорогой материи, с разрезами по бокам для удобства движений.
Мужские котто и сюрко были короткими – до середины икр, под ними носили брэ и шосс, обтягивающие ногу. К брэ прикреплялись
необходимые предметы. Строгость силуэта в какой-то мере компенсировалась многцветностью одеяний.
Женские котта и сюрко были длинными, до пят; так называемое открытое сюрко, которое состоятельные дамы надевали к обеду
и уже не снимали весь вечер, украшалось длинным шлейфом, волочившемся по земле, и большими вырезами под рукавами, подчас
с меховой опушкой. Специальной женской формой котта была сюркени, плотно облегающая грудь.
С начала XIV века в моду входит платье с вертикальной цветовой гранью; соответственно и шосс были двухцветными: левая половина
одного цвета – правая – другого.
Женщины в XIII веке отказались от плиссировки, орнаментальных поясов, обилия вышивок, но зато ввели в употребление кружева.
О верхней одежде до нас дошли сравнительно скудные сведения. Известно, что в средневековую эпоху носили два типа плащей:
открытый спереди или сбоку, завязываемый шнурком, и гарнаш.
Только с XII века входят в употребление пуговицы – из кожи, кости, металла. До этого времени отдельные элементы средневекового
туалета скреплялись завязками и застежками, имевшими помимо функционального еще и декоративное назначение. Распостраненное
применение пуговицы нашли только в закрытом костюме XIII века: узкий ворот сюрко застегивался на несколько пуговиц или
скреплялся застежкой-аграфом.
Так в самом общем виде выглядит эволюция средневекового костюма.
Остается сказать лишь о восприятии человеком своего наряда. Опять-таки, учитывая широкое распостранение
религии, почти что каждый должен был носить платье, соответствующее его положению и ни в коем случае не оскорбляющее
общественную нравственность.
Из этих строк также следует, что костюм определял принадлежность человека как к классу и сословию, так и к социальной группе.
Свои особенности в одежде имели университетские / цеховые корпорации, городской патрициат, представители свободных
профессий (врачи, например, носили замшевые перчатки и береты), монахи и рыцари (отличающий признак последних – шпоры).
Недаром одежда – одна из постоянных тем средневековых миниатюр, что говорит о том, что она чрезвычайно заботила общество
тех далеких времен.
Приложение
Кратко о Средневековых Прическах и Головных Уборах
В приложении поверхностно рассматривается эволюция прически с античных времен до начал XIV века.
История утверждает, что древние римляне стриглись коротко и брили лицо. Что касается средневековой прически, то она
постоянно колеблется между римской модой и старым германским обычаем, согласно которому длинные волосы – признак
знатности. До середины XII века, например, мужчины брили подбородок и щеки, иногда оставляя усы, а волосы стригли
коротко. С середины же XII века начинают вновь носить длинные волосы и отпускать бороду, что в какой-то мере отвечает
длинным одеждам XII столетия. Но эта прическа не продержалась долго: развитие массивного горшковидного шлема заставило
рыцарей отказаться от ношения бороды. В соответствии с укорочением и упрощением одежы и волосы стали носить
короче – сзади завивая, а спереди выстригая челку.
Женщины отпускали длинные волосы, разделенные прямым пробором на две части и заплетенные в две косы.
С XIII века длинные косы – редкость: девушки носят волосы, волной ниспадающие на плечи, замужние дамы, напротив,
убирают волосы, скрывая их под платком или шляпой.
Говоря о головных уборах, стоит заметить, что до XII века мужчины и женщины перевязывали волосы головной повязкой.
Впрочем, уже с XIII века входят в употребление разные виды головных уборов: чепец, который иногда надевали под
шапку; шляпка с полями; мягкий берет; полусферический калотт. Капюшон, который до конца XII века был составной
частью крестьянского плаща, в XIII столетии стал особой формой головного убора и сделался очень модным – ведь
он удачно соответствовал общему типу «подвижного» костюма этой эпохи. Широко внедряется также ношение драгоценных
камней: знатные дамы украшали ими и прически и пояса.
Таковы основные положения, которые могут быть высказаны в соответствии с поставленной темой.
All right (c) Claire 2005.
(c) 2006 Russian Gothic
Project
Design by Chthon
(c) 1999
..