"Осторожно – сказала шедшая впереди
женщина в оранжевом комбинезоне – осторожно, не
наступите: ядовитая лужа". Сергей Серёгин не
наступил, перешагнул. Ядовитая лужа переливалась
всеми цветами радуги. Красиво. Они шли по городу
уже несколько часов. Женщина шла впереди, Сергей
– за ней, глядя в её коротко стриженный затылок и
слушая её. Женщина говорила не переставая. Куда
они шли – этого Сергей не знал. Он просто шел за
ней. И старался не паниковать.
Странное чувство тошнотворно плескалось
где-то в желудке Сергея Серёгина: чувство, что
жизнь началась только что, секунду назад, что все
его воспоминания искусственно имплантированы
ему, что это отмашка, начало эксперимента, всё
это случилось только что. И тот, кто начал
испытания, наблюдает сверху, пристально глядит в
окуляр. Наводит на резкость, ухмыляется. Кривые
зубы появляются в хищной улыбке из-под коротких
рыжих усов. Началось. Поехало.
Более того – воспоминаний не было! То
есть только что были. Только что Серёгин знал, как
зовут эту женщину в комбинезоне, знал, зачем и
куда они идут, знал, где они, и вообще – знал, был
уверен в своём знании. И вот – на глазах! –
сначала он перестал верить в истинность этих
самых знаний, потом всё стало смешиваться, вянуть,
рассыпаться. Сведения о мире были похожи на
сгоревшую книгу: на пепельных листах темнели
буквы, но хрупкий пепел рассыпался в руках, и вот
уже нет ничего, только прах и гаснущая картинка-воспоминание
на обратной стороне сетчатки.
Сергей старался быть спокойным. "Нужно
думать, - говорил он себе – это мгновенное
помутнение рассудка, это пройдет. Нужно просто
быть спокойным и внимательно следить за тем, что
происходит вокруг. И тогда всё само собой станет
понятно, и всё само собой объяснится. Главное –
не паниковать. Всё будет хорошо. Что-то напомнит о
прошлом, потащит за собой воспоминание, то, в свою
очередь – следующее, и так я пойму всё. А пока
нужно внимательно слушать женщину в оранжевом
комбинезоне".
Они шли по разрушенному городу, по странно
разрушенному городу. Деревья будто бы были обгрызены
титаническими белками. У всех машин были
откручены передние колёса. Окна были выбиты в
хитроумном порядке, так, что получались буквы,
буквы складывались в слова, слова образовывали
ТЕКСТ, только было непонятно – откуда начинать
чтение. Город был разрушен.
В небе быстро летела на запад паутина
облаков. Казалось – сейчас пролетит она, а потом
по небу протащит огромного паука, вцепившегося в
стропы паутины передними ногами и
высматривающего тремя парами черных круглых
глаз маленького тебя. Солнце уже почти село за
горизонт и бронзово бликовало в сохранившихся
кое-где окнах верхних этажей. Вороны
рассаживались на погнутых антеннах в ожидании
представления.
Женщина в оранжевом комбинезоне
безостановочно говорила: "... и тогда
плавильщики устроили забастовку. Требования
были самые абсурдные – бесплатные детские сады,
бесплатный общественный транспорт до места
работы, бесплатные общественые туалеты и – приезд
цирка в город. Правительство согласилось
выполнить только последний пункт, что уже было
огромной уступкой – ведь до этого цирк был
только в столице, и приезд его к нам в некотором
роде выделял наш город из ряда других
промышленных центров. Однако бунтовщикам это
показалось недостаточным, и они продолжили
забастовку".
Слушая женщину в оранжевом комбинезоне,
Сергей не заметил, как они вышли на центральную
площадь разрушенного города. Женщина
остановилась и указала Сергею рукой на стоящий
посередине огромной площади цирк-шапито (Серёгин
автоматически отметил, что у женщины отсутствует
безымянный палец, "отрезали вместе с кольцом
при разводе", - мелькнула у него в голове
абсурдная мысль).
Огромный грязно-серый брезентовый шатер
цирка колыхался на ветру, словно всплывающая
медуза. Чудовищный синий клоун, нарисованный на
брезентовом боку - синее выцветает позже всех
других цветов – кровожадно улыбался. У клоуна не
было глаз и зубов – они выцвели. Безглазый
клоун, ощерившийся в беззубой улыбке, приглашал
родителей и их детей на последнее представление.
Сергей и женщина в оранжевом комбинезоне
подошли к цирку и остановились. Дверь в цирк была
сделана из черного металла. Она была огромной, в 3
человеческих роста. Женщина навалилась на дверь,
и та с беззвучным скрипом отворилась. Внутри
цирка колыхалась абсолютная темнота. Темнота
поманила Сергея пальцем и улыбнулась гнилыми
зубами, рассмеялась в лицо.
Люди стояли у двери в цирк молча. Ветер
гонял по площади обрывки газет и целофановые
пакеты. Все газеты были от первого апреля
двухтысячного года. Было тихо. Пахло вяленой
рыбой.
В небе медленно летел серебристый
самолёт. Инверсионный след таял. Пролетая над
городом, летчик перекрестился и трижды сплюнул
через левое плечо, трижды попав в лицо штурману.
Каждый раз, пролетая над городом, пилот поступал
именно так. Он очень боялся, что топливо внезапно
кончится именно в этот момент, и он погубит сотни
жизней невинных жителей. Штурман молча вытер
лицо полотенцем. Глаза его горели ненавистью –
он летал с этим пилотом уже десять лет, и каждый
раз, когда они пролетали над городом, тот плевал
штурману в лицо. Штурман сунул руку во внутренний
карман пиджака, достал тошнотворно тёплый
пистолет и выстрелил в затылок пилоту, после чего
катапультировался. Самолёт завалился на правое
крыло, вошел в штопор и стал падать на город. В
небе расцвел белоснежный парашют. Под куполом
парашюта безвольно болталось тело
застрелившегося штурмана. На самом деле он любил
пилота. Но у пилота была жена и трое детей.
На главной площади города перед
отверстой пастью входа в цирк неподвижно стояли
двое.
Эксперимент продалжался. Тот Кто Смотрит
замер у окуляра.
"Господи, ну что же это за жизнь-то! –
вдруг истошно закричала женщина, заламывая руки
и выпучивая глаза – всю жизнь копила деньги,
мечтала поехать в столицу и сходить в цирк, а тут -
вот тебе! – цирк сам приехал, приехал и что? И? И
что? Что, я вас спрашиваю? Да! Этим глупым
плавильщикам был нужен этот дурацкий бесплатный
детский сад! Не могли они без него! И вот так вот
оно всё кончилось! Сходила в цирк! Сходила,
называется, потешилась! За что же мне всё это?!"
Внезапно она толкнула Сергея Серёгина в
проём и захлопнула дверь. После этого она громко
рассмеялась и стремительно побежала прочь от
цирка. Дома её ждали некормленные дети, и она
бежала быстро, ей нужно было успеть. В
стремительном своём беге перепрыгивала через
машины. Она громко смеялась. Скачки её были
безумны.
Сергей оказался в абсолютной темноте. Он
крутанулся на месте и рванулся назад, к двери.
Точнее туда, где должна была быть дверь. Сделав
несколько шагов он остановился. Двери не было!
Была только темнота. Сергёгин стал медленно
двигаться, широко расставив руки и ощупывая
воздух. Пройдя так метров десять, он споткнулся
обо что-то мягкое. Нагнувшись он ощупал предмет
руками. Это был человеческий труп. У трупа не было
головы. Сдавленно вскрикнув, Сергей побежал, и
вскоре споткнулся об еще один труп. Вскочив на
ноги, он метнулся от страшной находки и опять
упал, врезавшась в кучу трупов, переплетенных
руками и ногами. Трупы образовывали дьявольское
подобие макраме, покрывая своеобразным ковром
пол.
Трупы были везде. "Это и есть те самые
плавильщики, - понял Сергей, – их так и оставили в
цирке. О боже!". Сергей неподвижно замер в
темноте, прислушиваясь. Было тихо. Только где-то
справа кто-то тихо играл на гитаре блюз. "Видимо,
это песня мертвых плавильщиков – подумал Сергей,
- мертвые плавильщики всё еще живы".
Сергей сидел на корточках в темноте, его
глаза были широко раскрыты. Было так темно, что он
забыл моргать и глаза его сохли. Плавильщики тихо
играли блюз. Вот вступили звякающие клавиши в
стиле Рея Чарльза. Добавилась губная гармошка.
Контрабас повёл свою линию, акцентируя сильные
доли. Заплакала слайд-гитара. Перкуссия
ненавязчиво подсказала ритм. Блюз колыхнулся и
потёк, как мёд из опрокинутого кувшина.
Было абсолютно темно. Темнота
пробиралась сквозь поры кожи внутрь. Растворяла
тело Серёгина как азотная кислота. Сергей стал
забывать, как это – видеть. Он растворялся в
темноте. Реален был только блюз мертвых
плавильщиков.
Вдруг темноту разорвала ослепительная
беззвучная вспышка. Ослепленный Сергей
зажмурился, в глаза будто насыпало песка, его
руки метнулись к глазам, чтобы защитить их от
света, но не нашли головы, пролетев через неё.
Паника охватила Сергея.
Его невидимые руки метались в темноте,
как две сумасшедшие слепые птицы, навсегда
потерявшие свои гнёзда, не нащупывая ничего, не
в силах даже найти друг друга. Серёгин ничего не
чувствовал и не видел. Он закричал, но крик был
беззвучен. Не было ничего кроме темноты.
И тут Сергей спасительно понял, что всё
происходящее на самом деле ему только снится, эта
мысль его очень порадовала, однако уже через
секунду уверенность стала таять, и вот уже
исчезла. На самом же деле, все происходящее
действительно было сном, который снился Сергею
Серёгину в ночь после его тридцатого дня
рождения, однако гораздо более важным было то,
что вся жизнь Сергея – точнее то, что он считал
своей жизнью - была не более чем потоком
образов, промелькнувшим за тридцать восемь
огненных секунд в мозгу у лабораторной крысы,
которую неопытной рукой вскрывала студентка
первого курса биофака Лиза Пантелеева.
Зазвенел звонок и практикум по анатомии
позвоночных закончился. Лиза встала, вытерла
окровавленные руки о лабораторный халат, сняла
халат, убрала его в свой рюкзачок, закинула
рюкзачек на плечо и уверенным шагом вышла из
аудитории.
Лиза спешила – в шесть у неё было
назначено свидание с её молодым человеком –
Сергеем Серёгиным. Общественный транспорт ходил
плохо – центральные улицы города были
заблокированы бастующими плавильщиками.
Приходилось добираться окольными путями.
Плавильщики выдвигали правительству абсолютно
абсурдные условия: они требовали бесплатных
детских садов, бесплатного общественного
транспорта до места работы, бесплатных
общественых туалетов и – приезда цирка в город.
Правительство согласилось выполнить только
последний пункт, что уже было огромной уступкой
– ведь до этого цирк был только в столице, и
приезд его в город в некотором роде выделял его
из ряда других промышленных центров. Однако
бунтовщикам это казалось недостаточным, и они
продолжали забастовку.
Поговаривали, что если бунтовщики не
пойдут на попятную, то на следующей неделе в
город введут полицию.
Но Лизу это не волновало. Она любила
Сергея Серёгина и уверенно смотрела в будущее.
Лиза знала, что наша жизнь – это только
отражение настоящей жизни, знала, что всё
понарошку, и ей не было страшно. Она знала, что мы
– только отражение, знала, наша жизнь не в наших
руках, что мы не можем её измненить, что все
причины – там, за зеркалом, и поэтому ничего
с нами не может случиться.
Одного не знала Лиза Пантелеева. Она не
знала, что зеркало давно разбито, и теперь мы
живём сами по себе и навсегда в ответе за себя.