Чертовщинка
Зимой в городах творятся всякие
чудеса. Вряд ли это сильно связано с периодом
года. Дело, я думаю, в самой сущности городов,
вернее, той их части, которая до сих пор мало
исследована. По видимому, причину этих пробелов в
наших знаниях следует искать в живущем в нас
двойном страхе. С одной стороны, естественный
страх перед миром рождает суеверия, но, с другой
стороны, - разве не стали мы бояться быть
суеверными? Разве не облачаем мы наши сомнения в
панцирь привычных заклинаний,
имеющих порой не менее ритуальный характер, чем
наскальные рисунки первобытных охотников.
Причину того, что дверь вдруг захлопнулась перед
нашим носом, мы скорее станем искать в "шальном
ветре", нежели в "чьем-то злом умысле".
Итак, страх породил страх. Но стоит лишь
внутренне прислушаться к мгновению,
соединившему внезапное с его объяснением, чтобы
понять, как зыбка грань между нашим мирком и
пустотой, - пустотой страха. Да, мы вполне
научились усмирять буйство ветров, запрягая их в
метры на секунду, но поможет ли это держать все
двери открытыми?
Впрочем, были некоторые, кто
осмеливался говорить о неизведанном вот так -
просто и без оглядки, но все они давно причислены
либо к сумасшедшим, либо к гениям, что, конечно,
одно и тоже. Достаточно вспомнить, к примеру,
Гоголя и его усатых верзил с огромными
кулачищами, безнаказанно разгуливающих по
ночному
городу. Или же Акутогаву, удивленно взирающего на
карусель осенних листьев. Их всех не устраивала
привычная ниточка, связующая причину со
следствием, прошлое с будущим. И чем они
отличаются от нас - простых смертных? Отсутствием
той самой второй составляющей страха? А может,
наоборот, у них была еще и третья составляющая,
заставлявшая их трепетать от одной мысли о том,
что все, что они видят, - сущая правда, правда
единственная и неделимая? Кто знает...
И мы проживаем нашу жизнь, медленно и
невозвратно, посматривая время от времени на
часы и вздыхая каждый о своем. Мы - горожане,
каждый в своем городе. И уже напрасно
вслушиваться в необычные переливы этого слова -
го-ро-жа-не, они мало что напомнят нам, мы почти
оторвались от всех этих милых древностей,
поспешая за пресловутым временем. Мы ушли
слишком далеко, чтобы быть недалекими. Бремя
времени, - Бог эпохи забвения, - тяготит нас,
диктует правила, просветляет мысли, освобождая
их от ненужного, и даже нужного, но нужного лишь
чуть-чуть. Забыли, забываем, забудем, - Его
Глаголы.
Но что это, уж не боимся ли мы? Если да,
то что это за страх? Боимся ли мы темного
будущего, или нас больше пугает наше прошлое,
уходящее в небытие словно призрак в лунную ночь?
О, это не простой страх, он не сжимает сердце, не
перехватывает дыхания, наоборот - им дышишь, им
чувствуешь, им живешь. Это наркотик улиц и
площадей, зимних скверов и летних крыш, доступный
всем... или почти всем. Странные вещи творит он с
людьми. Стоит лишь довериться ему, и вот уже весь
город смотрит на тебя, смотрит в тебя,
вглядывается, вшептывается, впархивает в
распахнутые створки, - и вот он силен, смотрит, но
уже по-другому, с ожиданием, обмануть которое ты
не в силах...
"Ну к чему все это, неужели нельзя проще
меня представить? Вспомнил бы классиков, дал бы
мне имя - "их" имя, благо по этой части они
были мастерами. Возьми любое, ну, например..."
"Нет-нет, что ты, потому и нельзя, что
имен для тебя придумали много, - слишком много для
того, чтобы тебя узнать. И потом, классики нынче
не в моде, скоро все что и останется от них - твои
имена. Я не хочу быть мифотворцем."
"Какое же имя останется от тебя?"
"Мне нравится думать, что от меня ничего
не останется."
"Так значит я обречен на твою смерть?
Зачем же вообще ты меня пригласил?"
"Перестань валять дурака," - сержусь, -
"никто тебя не приглашал," - смотрю на него
проницательно.
На некоторое время воцаряется
молчание, разбавленное лишь тишиной зимних
переулков, - той особенной тишиной, которая не
поддается рутинному описанию, первичной тишиной.
Словно мы добрались до тех первокирпичиков, из
которых собрано, скручено, сморщено наше бытие.
Скользящий звук срывающегося с карниза
сугроба, летящие мгновения невесомости, глухое
падение. Снова тишина.
Вы скажете: как можно произносить
такие слова, как "валять дурака", в такой
ситуации? Здесь бы затаиться, остановить дыхание,
и...
"Ты еще долго намерен нести чепуху? У
меня, конечно, есть чувство юмора (я, вообще,
юморист известный), но с терпением у меня хуже,
так и знай."
"Я не знаю, право, с чего начать.
Наверное, с главного. Да, с главного... Вот... В этом
мире..."
"Начни с другого."
Его тон становился привычно
назидательным, - впрочем, о чем я пишу? Вряд ли его
тон, как и, вообще, что либо его, может быть для
кого-нибудь привычным. Надо собраться, взять себя
в руки и просто сказать!
"Дело в том, что я несчастен..."
Чей это голос дрогнул, чьи слова
остались висеть в пустоте, словно не зная, куда им
лететь, - вверх ли, вниз, а может и вовсе вернуться?
Да, пожалуй, вернуться...
"В чем же твое несчастье?"
"Не знаю. Наверное, в неведении?" -
полувопросом на вопрос.
Нечто пробежало по его лицу, кончики
губ на мгновение ожили, в пустоте глаз впервые
что-то затеплилось.
"Расскажи мне, что происходит? И зачем
происходит? Куда девается то, что произошло?
Наконец, - когда произойду я?"
"Ты хочешь знать то, что уже знали
другие?"
Плевать мне на других, то есть...
конечно, не совсем и плевать, но причем здесь
другие? Мои вопросы - мои ответы.
"Твои вопросы? Вы мало читаете, молодой
человек."
Говорят, это плохая примета, когда он
переходит на Вы.
"Да нет, я все понимаю, и читал, хоть и
мало, но внимательно. Но я хочу сам, и с начала. Что
же мне делать, если я не нахожу этого начала там,
где закончили они?"
Мои реплики начинали вызывать в нем
все больший интерес. Он потирал руки, вскидывал
вверх брови на некоторых словах, нервно
облизывал кончиком языка свои тонкие губы.
"Значит, трудно без начала?" - лукавым
голосом.
"Да как же без него?"
Он громко хохотнул, но тут же оборвал
себя, сдерживаясь с видимым трудом.
"И что же твой разум тебе подсказывает в
такой ситуации?" - кивает головой, словно
пытаясь этим движением помочь моим мыслям.
Что я мог ответить? Он заставлял меня
говорить то, что я сам ожидал услышать от него.
"Разум велит мне жить так, как не хочет
жить мое сердце. Я не могу идти, не зная куда, не
могу жить чужими ответами. Во мне живет какой-то
неведомый страх, - страх того, что время
обманчиво, что оно стянет меня своими ремнями,
сведет на нет то,
что еще теплится в моих наивных иллюзиях. Я боюсь
того, что все пройдет само собой. Мой разум
смеется над моими же вопросами. Я должен сделать
что-то, то есть..."
"То есть?" - вторит эхом, не скрывая
нетерпения услышать мой ответ.
"Выхода нет..."
"Нет..."
"... я должен начать там, где..."
"Где..."
"...они начинали..."
"Начинали..."
"...и..."
"И?!..." - его голос срывается где-то
наверху, нижняя губа заметно трясется,
возбуждение мешает ему дышать.
"... и пройти этот путь самому."
Удивительны эти зимние ночи. Ощущение
какого-то пьянящего безвременья, словно завтра
никогда не наступит. Во всем торжественная
безысходность, - в холодном воздухе, в бледно
мерцающем снеге, в черных призраках домов. Только
представить
себе: есть только я и фонари, уходящие в пустоту, -
и больше ничего, нигде, бездна, черная дыра...
Он осунулся, весь потемнел так, что я
мог с трудом различать его очертания. Ни лица, ни
рук теперь не было видно. Осталась лишь смутная
тень, ускорявшая свой невидимый шаг.
"Почему ты молчишь?"
"Извини, но я лишен лицемерия: если мне
скучно, то это видят все. И вообще, заболтался я
тут..."
"Но ведь ты так ничего и не сказал?"
"А что же ты хочешь услышать? Ты и без
меня все знаешь," - на слове "все" он почти
побежал, будто действительно куда-то торопился.
"Постой, как же... Ты ведь говорил, много,
раньше, другим..."
"Ну, вот видишь, - говорил!" - почти
заплакав от раздражения. - "Как же я могу
говорить то, что уже говорил? Ты, наверное, сам
этого не хочешь?"
Нет, это чепуха какая-то! Да куда же он
бежит... Надо его остановить как-то!
"А как же я?! Что мне теперь делать? Мое
несчастье..."
Вдруг, словно утомившись от долгого
ожидания, он, не дав мне закончить, схватился за
мою руку. Я, будто проснувшись от какого-то
тяжелого сна, невольно огляделся.
Мы стояли в безлюдном пространстве,
освещаемые одиноким фонарем. Кроме этого фонаря,
вокруг были лишь темнота и запах. Неприятный
запах сырости, отбросов и... еще чего-то. Видимо,
разговорившись, мы вышли на городскую свалку.
Странное беспокойство владело мной
несколько мгновений, пока я, наконец, не осознал,
что стою на одной ноге. Взглянув вниз, я
почувствовал, как капельки холодного пота, одна
за другой, стекают по лбу: моя левая нога
находилась у самого края гигантского рва, тогда
как правая была уже занесена над пропастью,
готовая отмерить последний шаг. Дно рва
скрывалось в темноте, оставляя жуткое ощущение
бездны под ногами.
Внезапно, - то ли от радости чудесного
спасения, то ли просто от мысли, что я был всего в
шаге от смерти, - сладкая истома разлилась по
моему телу, преходя в нервную дрожь. Это странное
чувство настолько захватило меня в считанные
секунды, что я не
мог больше ни о чем думать, я погрузился в себя,
отдаваясь без остатка чему-то, чего я не знал
никогда раньше. Казалось, что я вижу себя
насквозь, - всего себя, каждую свою точечку, -
слышу каждую мелочь, - от скрипа натянутых
сухожилий, до шевеления
волос. Я был моим телом, - мелко дрожащим,
неловким, но - моим и, потому, сильным и вечным. И, в
то же время, я был вне его, где-то там, внизу, в
черноте, я плакал и смеялся, ждал и верил, помнил,
забывая, жил, обгоняя собственные мысли, -
различая чьи-то голоса, эхом доносившие до меня
из темноты лишь один вопрос:
"Где сейчас твое несчастье?"
Непомня себя, в ужасе я обернулся,
словно разбуженный пронзительной догадкой.
Удивительное зрелище предстало моим глазам.
Теперь, в свете фонаря, я увидел своего
собеседника полностью. Малейшие детали стали
доступны моему взору. Картина была столь
реалистична, что возникало сомнение в ее
реальности. Вновь и вновь, словно зачарованный, я
скользил по нему взглядом сверху вниз, снизу
вверх. И вдруг...
Я увидел то, что по идее автора должно
стать кульминацией этого сумбурного рассказа.
Впрочем, вспоминая все детали происшедшего, я
порой сомневаюсь во многих вещах,
представлявшихся тогда очевидными. В последнее
время я вообще стал много сомневаться...
Тогда же, в тот последний момент, лишь
одно стояло у меня перед глазами, будто
наваждение: НА ОДНОЙ ИЗ ЕГО НОГ БЫЛ НАПЯЛЕН
РВАНЫЙ, ВЕСЬ В ПЯТНАХ, СМЕНИВШИЙ ИСКОННО БЕЛЫЙ
ЦВЕТ НА НЕОПРЕДЕЛЕННЫЙ, БАШМАК, СПЕРЕДИ КОТОРОГО
ВЫГЛЯДЫВАЛ ГОЛЫЙ ПАЛЕЦ НОГИ, С ОТТОПЫРЕННЫМ ОТ
НАБИВШЕЙСЯ ГРЯЗИ НОГТЕМ. Он словно ждал этого
моего взгляда, выставляя ногу далеко вперед и
глядя на меня с нескрываемой усмешкой. Всем своим
видом он давал понять, что спектакль состоялся.
Я с трудом вспоминаю все, что произошло
потом. В памяти всплывают лишь мое тяжелое
дыхание (видимо, я куда-то бежал), мой лепет про
какие-то вечные вопросы и его скрипучий смех,
сменяемый время от времени навязчивым шорохом,
закладывавшим уши, похожим на коверканные слова:
что-то вроде "дыши", или "крыши", или
"выше", а может все вместе взятое. Очнулся я
уже дома. Теплая привычная тишина любимой
комнаты нарушалась лишь знакомым ходом часов. За
окном шел снег, мягкими хлопьями ложась где ему
вздумается, залетая в открытую
кем-то форточку, чтобы умереть в чуждом ему мире...
Вы спросите, что же после этого стало
со мной? Пожалуй, ничего особенного, - та же жизнь,
те же иллюзии и... те же вопросы. Лишь иногда, по
ночам, в оттепель, когда ослабевший снег падает с
крыш, и деревья, волнуемые ветром, призывно
царапают своими жалкими ветвями в мое окно, губы
шепчут знакомое: дыши, дыши...
(c) Виталий Гурский Написать нам Конференция |