Боль
Я не знаю, что привело меня поздним
осенним вечером в этот бедняцкий квартал на
самой окраине Парижа. Обычно я бесцельно
скитаюсь по убогим предместьям большого города в
поисках приключений и легкой наживы, в то время
как в самом городе появляться мне очень опасно.
Но сегодня неведомая сила неудержимо влекла меня
туда, откуда я ранее бежал, как трусливый пес,
преследуемый и ненавидимый всеми. Да, я тот самый
Марсель Фложе, известный убийца и грабитель,
разыскиваемый всей полицией Французской
республики. Изображения моей физиономии
развешаны по всему городу, и я предполагаю, что
пугливые горожане их уже хорошо изучили. Они
называют меня маньяком, они кричат об этом на
каждом углу, но им никогда не понять мою боль. Она
живет в моей душе, в моем теле, в моей голове, и не
проходит дня, чтобы она не напомнила о себе. И
тогда я выхожу на ночные улицы и убиваю. Как
правило, y не помню лиц убитых мною людей: они как
тени, без прошлого e будущего, промелькнут
застывшей маской и исчезнут где-то в укромных
уголках памяти. Но иногда, в самой глубине души,
куда годами не заглядывает ни один луч света, я
вспоминаю ту, о которой навсегда хотел бы забыть.
Всплывают в памяти безумные серые глаза, крики о
пощаде и страстные мольбы, способные разжалобить
даже камень. Это была молодая девушка, она очень
не хотела умирать, я же не мог рисковать, оставив
ее в живых. Убить для меня всегда было легко,
угрызений совести я никогда не испытывал, но на
этот раз сердце сжалось в предчувствии грядущей
беды. Что-то странное было в этом пепельно-сером
парижском небе, в этой необычайно звонкой
брусчатке мостовой, в ее умоляющем взгляде. У нее
был необычный взгляд, в нем не было ни тени
покорности, как будто она была не жертвой, а
палачом, пришедшим судить меня. Самообладание
меня покинуло, я отбросил свой нож прочь и хотел
отступить от нее, но затем невероятным усилием
заставил себя вернуться и завершить начатое. Она
умирала долго и мучительно, я сжимал пальцами ее
теплое горло и давил, что было сил. От страшной
нагрузки позвонки на ее шее хрустнули, и девичья
голова безвольно откинулась вниз. Рыжей волной
взметнулась вверх копна ее волос, и все
прекратилось. Я не смог оставить ее тело лежащим
на грязной мостовой, словно это была мертвецки
пьяная шлюха, приложив немало усилий, я прислонил
его к стене и посадил так, что могло показаться,
что девушка спит. Тогда я впервые был потрясен
своим поступком: я мог бы просто пройти мимо нее
или даже залихватски улыбнуться приглянувшейся
кокетке. Но нет же, я пошел за ней следом, как
голодный и паршивый пес, только для того, чтобы
затем в укромном месте наброситься и растерзать
невинную душу. Она ведь была явно бедна, скромное
коричневое платье, маленький узелок в худых
изможденных руках и все. Больше ничего! Никакого
повода, но я все же убил ее. Эта чертова старуха
смерть нашептала мне на ухо: «Убей ее!» Стоя над
мертвым телом, я даже не взглянул на содержимое
ее небольшой поклажи, снял только с плеч скромный
белый шарф из тонкого муслина, наверное,
единственный предмет гордости бедной девушки.
Вот и сейчас он со мной, в грязном кармане брюк.
Почему-то я не могу от него до сих пор избавиться,
как будто в этом бездушном куске материи скрыто
что-то сокровенное, пугающее и оттого еще сильнее
притягивающее взгляд.
До моего слуха доносятся шаги,
торопливые, спешащие куда-то. Кто это? Пожилой
бюргер, загулявший до поздней ночи и теперь
спешащий домой к своей старой и сварливой жене?
Или трепещущая от страха, заблудившаяся a ночных
сумерках дама, бегущая прочь от этого гиблого
места? A может быть, это такой же негодяй, как и я,
удирает с места преступления, крепко сжимая в
руках очередную добычу, с таким трудом
отвоеванную в схватке с жизнью. Все это пустые
домыслы распаленного кровью разума.
Неизвестность начинает меня сильно раздражать и
я, не мешкая, бегу вслед за удаляющимися в темноте
шагами. Знакомая арка, ныряю в серую тень под
мостом и пулей вылетаю на открытое место. В
глубине площади одиноко светит газовый фонарь,
невдалеке, на стене убогой лачуги, мелькает тень,
и теперь я ясно вижу того, за кем бежал добрых
полквартала. Жалкий старикашка, горбун в черном,
как воронье крыло, плаще. Вот же неудача, с такого
и взять наверняка нечего! Слова досады застывают
на губах, но я все еще продолжаю бежать за ним,
хотя уже как-то нехотя, будто по привычке. Старик
поворачивает направо и исчезает за ближайшим
поворотом, но краем глаз я успеваю заметить его
довольно богатое одеяние под длинным, почти до
земли плащом, черную фетровую шляпу с золотистой
пряжкой, и главное, увесистый саквояж из черной
блестящей кожи, который он тащит с большим
трудом. Огибаю угол дома - и вот она, знакомая
спина с горбом, тащит свою ношу, согнувшись в три
погибели. Так ты, старикашка, далеко не убежишь.
Интересно, что там внутри? Деньги, облигации, или,
может, драгоценности? Блестящие камешки, греющие
душу, и тогда боль отступит, затаится и не будет
пожирать меня день за днем. Но все это вздор,
назад возврата больше нет, позади меня только
смерть, впереди она же, костлявая старуха с
ржавой от крови косой, постоянно бубнит мне на
ухо: «убей, убей, убей». Ну нет, я еще успею пожить.
Вырву не дожеванный кусок мертвечины из ее
зловонной пасти, а дальше... Тысяча чертей! А
дальше мне уже все равно. Ничего не бывает слаще
сегодня, а завтра... завтра может и не наступить,
тем более для такого, как я - всегда живущего
одним днем. Мои руки измазаны человеческой
кровью, она стала для меня как вода и ничего
больше не стоит. Цена крови. Кусок хлеба, когда ты
умираешь с голода, круглый медяк, когда тебе
нужны деньги, косой взгляд чужака на безвестном
перекрестке - и все, ты уже превращаешься в зверя,
и твоя очередная жертва в агонии падает на
мостовую, заливая камни кровью. Постой, старик, не
спеши. Смерть уже пришла за тобой, она уже здесь,
она уже живет во мне, и сегодня y ее не подведу.
Запыхавшийся от бега старик
внезапно остановился и на мгновение замер,
прислушиваясь к чему-то, затем он резко
повернулся, и я смог наконец разглядеть его лицо.
Бог мой! Как же оно безобразно! Сморщенное и
смуглое, как сушеный чернослив, на бесцветных
губах выступили клочья пены, в темноте гневно
вспыхивают белки глаз. Горбун, заметив меня,
взмахивает тростью и, выкрикивая проклятия,
пятится назад. Теперь можно не прятаться, и я
выхожу из тени высокого дома прямо к нему
навстречу. На моем обветренном лице приклеена
дежурная улыбочка - я считаю, любую работу надо
всегда выполнять с улыбкой. Да и не в силах я от
нее больше отделаться, мускулы лица сами
сжимаются в гримасу, больше похожую на маску,
маску смерти. Старик продолжает отступать от
меня, размахивая перед собой своей жалкой
тростью. Он кричит мне: «Оставь меня в покое, я
нищий, больной инвалид». От этих слов я
презрительно сжимаю губы и потешаюсь над ним. Вот
убожество, неужели он думает, что я поверю его
детским россказням и отступлю. «Что у тебя в
саквояже, покажи мне его!» - кричу ему в ответ.
Даже отсюда было видно, как у него мгновенно
побелело лицо, он весь затрясся, как в припадке, и
выкрикнул голосом, полным ненависти и желчи:
«Уйди, отродье! Это мое!» - Старик с удивительным
проворством, не характерным для его преклонного
возраста, побежал от меня прочь к спасительному
проему двери в старой полуразрушенной лачуге,
чьи собратья во множестве обступили извилистую
улочку Сен-Этьен. «Вот дурачина», - промелькнуло в
моей голове, - «Там же никто не живет, кроме
вездесущих крыс и остальной нечисти». Старичок,
задыхаясь, добежал до стены дома и юркнул внутрь
покосившейся двери. Прошла пара секунд, внутри
раздался грохот, из разбитых окон повылезали
испуганные голуби и взмыли в ночное небо, кружась
в темноте над нашими головами. Жалкие потуги
несчастного горбуна спастись немного позабавили
меня. В одно мгновение достигнув края стены, я
прижался щекой к кирпичной кладке и достал из
подкладки сюртука нож. Его лезвие было
достаточно хорошо наточено, для того, чтобы не
оставить беглецу никаких шансов выжить. Меня
охватила настоящая эйфория, наконец утихнет эта
тупая боль, пульсирующая в затылке, насытившись
кровью, она всегда уходит, и я погружусь на
короткие мгновения в невыразимое блаженство. А
главное удовольствие будет в конце - черный
саквояж! Немного замешкавшись, я шагнул в
чернеющий проем двери, и в нос сразу же ударили
запахи запустения и затхлости, такое часто
бывает в таких старых и заброшенных лачугах.
Внутри помещения было темновато, сквозь дырявую
крышу пробивалось несколько лучей света и они
скупо высвечивали какие-то предметы, сваленные в
огромную кучу посреди комнаты. Возле стены на
дощатый пол падал свет из окна, и можно было даже
различить толстый слой пыли, накопившейся за
долгие годы. Я приподнял свой нож повыше и,
осторожно ступая своими тяжелыми ботинками по
скрипучему полу, двинулся вперед.
Прошло несколько секунд. В этот
момент где-то в углу я почувствовал небольшое
движение, зябкая волна холода обдала тело и
исчезла так же неожиданно, как и появилась.
Удовлетворенно ухмыльнувшись, я медленно
развернулся и резким движением прочертил ножом
сгустившуюся за спиной тьму, надеясь достать
острым, как бритва, лезвием ножа шею старика, но
нож, не встретив никакого сопротивления, просто
просвистел в воздухе. Замерев от неожиданности, я
потерял драгоценные мгновения, и вдруг что-то
звякнуло, и в спину, пониже лопатки, впилась
тонкая стальная игла. Боль была невыносимой, но я
успел дернуться всем своим телом вперед, избежав
таким образом неминуемой гибели. Из сумрака
комнаты вынырнуло искаженное ненавистью,
багровое лицо старой развалины. Его глаза
закатились, он стоял почти не двигаясь, с
торжествующе поднятой вверх рукой. В тонких
паучьих пальцах былa зажатa черная трость, из
отверстия которой на меня смотрело длинное e
тонкое острие пики. Не мешкая, я схватил его за
ворот плаща и швырнул на пол, пыльный и вонючий.
«Ты хотел убить меня?» - хохоча, кричал я ему.
Старик безвольным мешком валялся на полу e не
пытался даже защищаться, он лишь ядовито улыбaeny,
обнажив свою огромную беззубую пасть, и даже,
по-моему, потешался надо мною. Я начал методично и
исступленно молотить его ногами, он же почти не
издавал звуков, только хрипел. Немощное тело
ритмично подрагивало до тех пор, пока не затихло
совсем. Я нагнулся к нему, пытаясь определить, жив
он или нет, изуродованное до неузнаваемости лицо
было залито кровью, один глаз вытек, но второй! Он
смотрел на меня, будто живой, наполненный
яростным огнем и ненавистью. E тому же он медленно
вращался, приводя меня в крайнее изумление. Рука
сама дернулась к карману брюк, и на свет божий я
извлек свой талисман - тонкий муслиновый шарф.
Затем я обвил им шею жертвы, сделав, по
обыкновению, надежную петлю. И, наконец, удавил
старую гадину. В этом теперь не было теперь
никаких сомнений: лицо посинело и распухло,
уцелевший глаз больше не сверкал в темноте, и
теперь казалось, что он всего лишь крепко
зажмурился. До того, как я это осознал, моя
импровизированная петля лопнула, разорвавшись
на два лоскута. Выбросив обрывки шарфа, я, завалиa
тело старика старой мебелью и мусором, а затем,
немного передохнув, принялся за поиски черного
саквояжа, несомненно, запрятанного стариком
где-то рядом. В комнате, как уже говорилось ранее,
царил полный мрак, но это дело было легко
поправимо. Пара спичек и огромная куча хлама с
погребенным под ней стариком, запылав огромным
факелом, высветила мельчайшие подробности
убогого интерьера, в пляшущих отсветах пламени
мелькали почерневшие от старости стены, пузатые
шкафы с распахнутыми настежь дверцами и еще
что-то, не поддающееся никакому описанию. В
дальнем углу, под перевернутым столиком со
сломанными ножками, я увидел предмет своего
вожделения и поисков: пухлый саквояж, призывно
блестящий большими золочеными ручками. Я поднял
его, и, ощутив немалую тяжесть, почувствовал
подступающую нечаянную радость, будто я нашел то,
что искал всю жизнь, все долгие двадцать шесть
лет жизни в холоде и постоянных лишениях.
Дрожащими от волнения руками я поднес его к
пылающему костру, и расстегнув металлическую
застежку, служившую ему замком, смог, наконец,
заглянуть внутрь. «Что это!? Черт побери!» - взвыл
я севшим от потрясения голосом. Внутри в
беспорядке были свалены блестящие хирургические
инструменты: острые скальпели, ножницы и пилы
разного размера, таким арсеналом можно было
перерезать немало народу, но разве ради этого
проделал я столь долгий путь? Вскочив на ноги, я в
приступе ярости перевернул этот чертов саквояж
вверх дном, и принялся методично вытряхивать
содержимое на пол. Сверху водопадом сыпались
различные предметы медицинского назначения, они
со звоном разлетались по полу, и неожиданно среди
этого грохота я услышал тихий шлепок, будто
что-то мягкое стукнулось об землю. Отбросив
опустевший саквояж, я, прищурившись, так как с
детства страдал слабостью зрения, принялся
осматривать вывалившееся добро, и почти сразу же
обратил внимание на белый кулек, смотанный из
несколько раз сложенного дешевого сукна. Именно
он служил источником того подозрительного звука,
что привел меня вновь в коленопреклоненное
состояние. «А может, тут он спрятал свое золото»? -
безумная мысль не оставляла меня в покое ни на
секунду. Я начал нетерпеливо разворачивать
таинственный кулек, виток за витком, пока не
размотал его полностью. И тут весь страх,
копившeйся во мне с момента рождения, вышел в один
момент на волю, я огласил притихшие окрестности
самым ужасным, леденящим сердце и заставляющем
застывать кровь в жилах, животным криком ужаса.
Уж на что у меня крепкие нервы, но представшую
картину описать без эмоций было невозможно.
Передо мной лежала моя законная добыча, то, зачем
следовал я по ночным улицам города, то, чего я
вожделел этой холодной ночью - новорожденный
младенец, с еще не обрезанной пуповиной, весь в
кровавых ошметках и высохшей слизи, судя по
багровой полосе на шее, удавленный совсем
недавно, именно удавленный, уж я-то знаю в этом
толк. На маленьком посиневшем тельце запекшейся
кровью, его собственной кровью, были нарисованы
каббалистические знаки - звезда в круге и три
волнистые линии. Младенец явно готовился к
участию в сатанинском обряде, и был так изрисован
неспроста. Убитый мною грязный старикашка
наверняка работал в городе врачом и принимал
тайные роды у богатых дам, заодно делая
незаконные аборты, так как церковь запрещала
умерщвлять детей во чреве матери. Куда он нес
этого несчастного ребенка в столь поздний час,
как вор пробираясь по узким улицам Парижа, этот
вопрос оставался для меня без ответа. Я никогда
не ведал жалости, но в этот момент в моей давно
омертвевшей душе что-то надломилось, исчезло и
растворилось, погружаясь в бездну помутневшего
сознания. Смерь больше не шептала мне на ухо
своих кровавых советов, в голове поселилась
мертвящая пустота и я, как безумный, начал
метаться по комнате, крича и воя: «Боже, не оставь
меня, не оставь меня здесь одного!». И я вновь
увидел эти огромные серые глаза, укоряющие и
милосердные одновременно, они преследовали меня
повсюду, они были на стенах, они смотрели на меня
сквозь слепые проемы многочисленных окон, они
звали меня туда, откуда больше нет возврата. Я
стоял и кричал, до кровавой пены у рта, а потом
свалился на пол и начал колотить разбитыми,
окровавленными кулаками по полу, шепча все время
лишь одно слово: «Прости». Я не мог больше видеть
этих глаз, меня всего выворачивало наизнанку,
сердце замирало, и казалось, что я уже мертв и
парю над собственным телом, скрюченным и
изуродованным, будто неведомая сила разорвала
его изнутри, сплющила голову, выдавила из глаз
кровавые слезы. Они стекали по моему лицу и затем
капали на пол, смешиваясь с грязью и пылью. Крови
было много, очень много, наверное, столько же,
сколько я пролил за всю свою жизнь, она
собиралась в небольшие лужицы и в каждой из них
на меня смотрели безумные глаза мертвой девушки,
вопрошая и вопия: «Не ты ли убил малых сих?»
Первые лучи солнца коснулись
черепичных крыш и водосточных труб парижских
кварталов, горизонт порозовел, и огнедышащее
солнце вступило в свои права, прогнав из всех
углов и глубоких подвалов последние прячущиеся
тени прошедшей ночи. Я очнулся от глубокого сна и
открыл глаза, солнечный зайчик заскользил по
дощатому полу и, не задерживаясь, упорхнул прямо
на потолок. Эта ночь принесла мне избавление от
кошмара, длившегося всю мою жизнь. Теперь я
твердо знал, что мне надо делать, я слышал тихий
женский голос, он успокоил меня и придал мне
новые силы. Он сказал, что я должен испить эту
горькую чашу до дна. И еще он шепнул напоследок:
«Это твой путь. Твой путь от начала и до конца. Иди
и смотри, сердце подскажет тебе дорогу». С трудом
поднявшись с колен, я подошел к мертвому
младенцу, лежащему на грубых пеленах, ставших его
погребальным саваном, нагнулся и, не
подворачивая лишней ткани, взял на руки. Затем с
силой прижал к своей груди окоченевшее за ночь
тельце и решительно шагнул в проем двери. Я шел по
пустынной улице навстречу своей судьбе, в лицо
бил свежий утренний ветер, окровавленная ткань
пелен развевалась подобно одинокому парусу в
бушующем море. Немногочисленные прохожие в ужасе
отшатывались от столь пугающей картины, ибо не
могли не видеть, что столь нежно прижатый к груди
младенец убит, и убит столь омерзительным
образом, что кровь стыла в жилах. Немолодая
крестьянка с визгом отшатнулась от меня и
побежала куда-то в глубину улицы, гулко стуча
башмаками по булыжной мостовой. Сквозь клочья
утреннего тумана начал прорисовываться знакомый
силуэт собора Парижской Богоматери, именно к
нему устремил я стопы свои, он был моей целью.
Войдя сквозь огромные резные ворота внутрь, я
побежал к алтарю, ибо опасался , что меня
попытаются остановить. И мои опасения оказались
не напрасны: наперерез мне бросилось сразу
несколько жандармов, которые, несомненно, узнали
меня. Сзади напирала небольшая толпа, которая в
немом изумлении следовала за мной по всему пути
следования. Доносились удивленные возгласы и
крики проклятия, направленные в мой адрес.
Священник в белом подряснике, увидев меня,
протестующе взмахнул руками, но было поздно. Я
подбежал к алтарю и, опустив на вышитую золотом
скатерть престола мертвое тело младенца, упал на
колени. Теперь моя судьба была в руках божьих и я
смог наконец закрыть глаза.
Нестерпимо болят кисти рук, они
связаны прочной бечевой и сильно затекли,
отовсюду доносится шум, людской гомон и
нетерпеливые крики. Сквозь прочные прутья клетки
я могу наблюдать за бушующим человеческим морем.
Сегодня меня будут казнить. Кажется, весь Париж
собрался посмотреть, как мне отрубят голову. Я не
откажу вам в удовольствии, милосердные горожане
и горожанки, одной смертью больше, одной меньше -
какой это, по сути, пустяк в годы революций и
катастроф, капля в море, травинка в поле. Меня
выводят из неудобной маленькой клетки, и я
вынужден зажмурить глаза, скрываясь от палящего
солнца. Оцепенение первых секунд проходит, и
теперь я могу рассмотреть эшафот. Вот и
гильотина, какая же она огромная и устрашающая,
кривой нож ловит ускользающие лучи солнца и
играет всеми цветами радуги, он, наверное, хорошо
заточен, удар - и ты уже без головы. От этих мыслей
мне становится немного не по себе, но я держусь
мужественно, нельзя падать духом даже возле
плахи, к тому же в отличие от многих моих
предшественников, расставшихся с головой с
помощью примитивного топора, этот способ
довольно гуманен и не требует особого мастерства
от палача. А то ведь как раньше бывало: попадется
неопытный палач и не может с первого раза
отрубить несчастной жертве голову, бывает, по три
раза бьет топором по шее, пока не перерубит
позвонки и сухожилия. Теперь во всем виден
прогресс. Меня подводят к деревянной колоде, и
палач с силой надавливает мне на плечи и шею. Я с
тупой покорностью опускаюсь на колени и кладу
голову на деревянную колоду, он ловким движением
опускает сверху металлический обруч, и этот
железный хомут зажимает шею так, что невозможно
даже немного пошевелить головой. Многоголосая
толпа в ожидании развязки ненадолго умолкает и
наступает зловещая тишина, я вижу только дно
корзины, специально накрытое алой материей,
чтобы не было видно брызг крови. По чьему-то
точному расчету голова казненного должна упасть
на ее дно, и я с напряжением жду того момента,
когда холодное и острое лезвие коснется моей шеи,
разорвет позвоночник и отсечет последний лоскут
кожи, соединяющий меня с целым миром, в котором я
всегда был изгоем, который не любил меня и
который никогда не сможет простить меня.
Сергей Саблин 14-15 Октября 2000 г.
(c) syntax Написать нам Обсуждение |