Законы против
* * *
Законы против ведьм и т.д.
первого года царствования Якова, глава 12.
Наказание за вызывание духов и колдовство.
Постановлено королем, нашим суверенным господином, господами духовными и мирскими и общинами на нынешнем собрании Парламента, и властью их, что статут, установленный в пятнадцатый год царствования нашей последней суверенной госпожи, наивеликой и наисчастливой памяти королевы Елизаветы, озаглавленный "Акт против колдовства, ворожбы и ведьмовства", будет со следующего дня св. Архангела Михаила относительно всех преступлений, совершенных после того дня, совершенно отменен.
А для лучшего обуздания названных преступлений и более строгого наказания за них, далее постановляется властью вышеупомянутой, что если какое-либо лицо или лица после названного следующего дня св. Михаила Архангела будут пользовать, практиковать или упражняться в каком-либо вызывании злых и злобных духов или колдовстве или будут советоваться, заключать договор, принимать в гости, нанимать на службу, кормить или вознаграждать какого-либо злого и злобного духа с любым намерением или с любой целью, или возьмут какой-либо труп мужчины, женщины или ребенка из его, ее или их могилы или любого другого места, где труп покоится, или кожу, кость или любую другую часть какого-либо трупа, чтобы использовать в любом виде ведьмовства, колдовства, чародейства или ворожбы, или будут использовать, практиковать или упражняться в любом ведьмовстве, ворожбе, чародействе или колдовстве, через что какая-либо персона будет убита, умерщвлена, повреждена, истреблена, иссушена или изуродована в его или ее теле или любой его части, то тогда всякий такой преступник или преступники, их помощники, пособники и советчики, будучи в любом из названных преступлений надлежащим образом и законным порядком осуждены и приговорены, будут подвержены мучительной смерти как злодей или злодеи и потеряют привилегию неподсудности духовенства светскому суду и кладбища.
И далее, с намерением, чтобы всякий вид практики, использования или упражнения в ведовстве, ворожбе, чародействе или колдовстве с этого момента был совершенно искоренен, уничтожен и изведен, постановляется властью настоящего Парламента, что если какая-либо персона или персоны, начиная от следующего дня св. Михаила Архангела и далее, возьмут на себя посредством ведьмовства, ворожбы, чародейства или колдовства сказать или объявить, в каком месте какие-либо золотые или серебрянные сокровища будут или могут быть найдены или окажутся, или намерятся побудить какую-либо персону к беззаконной любви, или посредством чего какая-либо скотина или имущество какой-либо персоны будет уничтожено, растрачено или попорчено, или повредят или сокрушат какую-либо персону в его или ее теле, хотя то не проявится и не будет сделано, чтобы тогда всякая таковая персона или персоны, совершающие такое преступление и являющиеся потому законно обвинеными, пусть за названное преступление будут подвергнуты тюремному заключению на срок в один год без возможности внесения залога или поручительства, и раз в каждую четверть названного года будут в каком-либо городе, где есть рынок, в базарный день или в какое-либо такое время, когда там будет какая-либо ярмарка, поставлены открыто к позорному столбу на 6 часов и будут там открыто исповедовать свои грех и преступление.
А если какая-либо персона или персоны, будучи однажды обвиненными в тех преступлениях, которые вышеупомянуты, вновь сотворят или совершат подобное преступление, то тогда всякий такой преступник, будучи в любом из названных преступлений во второй раз законно и должным образом обвинен и осужден, как сказано выше, пусть будет подвергнут мучительной смерти как злодей или злодеи и потеряют привилегию неподсудности духовенства светскому суду и кладбища, сохранив для жены такой персоны, так как обижать в чем-либо противно этому акту, ее приданое, на которое она имеет право, а также для наследника каждой такой персоны ее или их наследуемое движимое и недвижимое имущество и другие права, как будто не делалось такого лишения имущественных прав предка. Предусмотрено всегда, что если преступнику в любом вышеуказанном случае случится быть пэром Англии, тогда его судебное разбирательство будет проводиться равными ему, как это делается в случаях тяжкого преступления или государственной измены, и никак не по-иному.
Наблюдения для раскрытия ведьм.
Итак, поскольку ведьмы самые жестокие, мстительные и кровожадные из всех остальных, мировые судьи не могут всегда ожидать прямых свидетельств, принимая во внимание, что все их дела - дела тьмы, и ни один свидетель не присутствует с ними, чтобы обвинить их, а поэтому для лучшего их раскрытия я полагаю полезным поместить здесь некоторые наблюдения, частично из книги о раскрытии ведьм, которые были привлечены к суду в Ланкастере в год от Рождества Христова 1612 и предстали перед сэром Джеймсом Элтемом и сэром Эдвардом Бромели, тамошними придворными судьями, а частично из руководства для присяжных мистера Бернарда.
1. У этих ведьм обычно есть дух, который является им то в одном образе, то в другом, как то в образе мужчины, женщины, мальчика, собаки, кошки, жеребенка, птицы, зайца, крысы, жабы и т.д. И этим своим духам они дают имена, и они собираются вместе, чтобы крестить их. Бер. 107.113.
2. Для этого их названного духа у них есть некая большая или маленькая титька на их теле, через которую он их сосет; а кроме сосания их, дьявол оставляет и другие отметины на их телах - иногда синее пятно или красное, подобно блошиному укусу, иногда плоть вваливается и становится впалой - которые все на время могут скрыться и даже пропасть, но возвратятся опять к своей прежней форме, а эти дьявол делает нечувствительными, и будучи уколотыми - не будут кровоточить, и часто находятся на их половых органах, а потому требуют прилежного и усердного исследования. Бер. 112.219.
Сии первые два - основные пункты для раскрытия и обвинения этих ведьм, ибо они полностью доказывают, что у тех ведьм есть дух и заключенный союз с дьяволом. Бер. 60.
Так что если подозреваемое доказано, это подобно тому, чтобы слышать призывание их духа или разговор с ним, или предложение другим поговорить с ним.
Итак, если они замечены со своими духами или замечены тайно кормящими нечто - это доказательства того, что у них есть дух и т.д.
3. У них часто есть изображения из глины или воска (подобные человеку и т.д., сделанные так, чтобы они могли его заколдовать), найденые в их доме или которые они жарят или зарывают в землю, чтобы как это изображение уничтожалось, так бы мог уничтожаться тот, кто заколдован.
4. Есть и другие основания для подозрений против тех ведьм, как то если они шлют обычное проклятие и злые пожелания, и к тому же угрожают отомстить, и их злые пожелания или некое другое несчастье немедленно осуществляются. Бер. 61.205.
5. Их не высказанное прямо признание, как то когда кто-нибудь обвинит их в причинении вреда себе или своей скотине, они будут отвечать: "Оставте меня в покое" или "Я тебе не причиняла такого вреда". Эти и подобные речи - вариант признания их способности причинить вред. Бер. 206.
6. Их старательный распрос о больном или незванный визит к нему или к ней, а особенно в тот дом, куда им запретили приходить.
7. Их явление больному в его припадках.
8. Больной в своих припадках называет имена подозреваемых или где они находятся или находились, или что они делают, если истинно.
9. Общие сообщения их соседей, особенно если подозревается родственником или слугой, или близким знакомым обвиненной ведьмы.
10. Показание других ведьм, признающих свое ведьмовство и свидетельствующих против подозреваемой стороны, и чтобы у них были духи или отметины, что они были на их собраниях, что они сказали им, какой вред они причинили и т.д. Бер. 212.223.
11. Если труп истекает кровью при прикосновении к нему ведьм.
12. Показание персоны, который был причинен ущерб, о его смерти.
13. Допрос и признание детей (способных отвечать) или слуг ведьмы, особенно относительно первых шести наблюдений о подозреваемой: ее угрозы и проклятия заболевшему, ее распросы о больном, ее похвальба или радость по поводу мучений больного; также если они заметят ее призывающей или кормящей какого-либо духа или разговаривающей с ним и тому подобное, или услышат ее предсказание этого несчастья или рассказ о ее способности причинить вред, или о ее переносе в то или иное место и т.д.
14. Их собственное добровольное признание (которое превосходит все иные доказательства) о вреде ими причиненном или о вручении своих душ дьяволу и о духах, которые у них есть, сколько, как они их называют, и как те приходят к ним.
15. Кроме того, при аресте любых подозреваемых обыскать также старательно их дома на предмет изображений из глины или воска и т.д., отрезанных волос, костей, порошков, колдовских книг, талисманов и на предмет емкостей или мест, где могут быть спрятаны их духи, запах коих мест будет мерзостно зловонным.
Теперь показываем тебе далее некоторые знаки, чтобы узанть был ли больной заколдован:
1. Когда здоровое тело будет внезапно охвачено болезнью и т.д. без возможного основания или проявления природной причины и т.д. Бер. 169.
2. Когда с двоими или более случатся похожие странные припадки разного вида.
3. Когда пораженный болезнью во время своих припадков истинно говорит многие вещи, которые та ведьма или другие отсутствующие персоны делают или говорят и тому подобное.
4. Когда больные будут делать много странного или говорить многие вещи такого рода, а выйдя из припадка ничего о том не ведать.
5. Когда там неестественная сила, такая что сильный мужчина или двое не будут способны удержать ребенка или слабую персону в постели.
6. Когда больной изблевывает булавки, иголки, гвозди, угли, свинец, солому, волосы или тому подобное.
7. Когда больной будет видеть некоторое явление призрака, и вскоре после этого с ним будет случаться некий вред. Бер. 173.
Заметь, для лучшего устранения этих ведьм нужно действовать старательно как при их допросе судьями, так и при предании их суду на основании обвинительного акта, чтобы то покоилось непосредственно на существенных позициях и т.д. Как то:
Что ведьма (или подозреваемая) совершила вызывание некого духа.
Что они советовались или заключили договор с их духом.
Что они просили их духов что-либо сделать.
Что они кормили или вознаграждали их духов.
Что они убили или изувечили и т.д. некую персону и т.д.
И не предавать их суду за то, что они ведьмы и т.д., в общем, без конкретных деталей.
Различие между колдовством, ведьмовством и ворожбой и т.д. таково: а именно, у колдунов и ведьм есть личный контакт с дьяволом или злым духом, чтобы осуществить свое намерение, см. 1 Цар. 28.7. Колдуны верят, что посредством определенных ужасных слов они могут вызвать дьявола и заставить его трепетать, и они верят, что оградив себя кругом (который, как говорят, не может предотвратить проход мыши) они внутри него укрыты и убережены от дьявола, которого они собираются призвать, а вызвав дьявола они ищут через молитвы и призвание могущественных имен Бога заставить дьявола сказать или сделать то, что колдун ему приказывает.
Ведьма скорее заключает дружественный и добровольный союз или соглашение междут собой и дьяволом или духом, чтобы он был его или ее слугой, а взамен ведьма отдает (или предлагает) дьяволу свою душу, кровь или другой дар.
Также колдун вступает в союз по любопытству, чтобы знать тайны или чудесные действия, а ведьма по чистой злобе, чтобы причинять вред и мстить.
Ворожея, чародей или волшебник - у тех нет личного контакта с дьяволом, но (без всякого явления) делают и исполняют вещи (по крайней мере, на вид) через определенные суеверные и церемониальные формы слов (называемые заклинаниями) ими произносимые или через препараты, травы или другие вещи, применяемые сверх обычного естества и через помощь дьявола и договоренность, заключенную с ним.
Сего последнего вида вещуны, которые гадают и предсказывают будущие вещи по полету, пению или кормлению птиц; а на те вопросы, которые они задают, они получают ответ через дьявола (или через его помощь) и т.д., они получают ответ либо через голос, либо через смотрение в стекла, кристалы или кольца, изображения персон или вещей, о которых спрашивают.
Я теперь прибавляю признание матушки Лейкленд из Ипсвича, которая была привлечена к суду и обвинена как ведьма и подверглась смерти через сожжение в Ипсвиче, Суффолк во вторник 9 сентября 1645.
Названная матушка Лейкленд была очень верующей, постоянно внимавшей Слову многие годы, а вот однако и ведьмой (как она призналось) в течение почти двадцати лет. Дьявол впервые пришел к ней между сном и пробуждением и говорил с ней загробным голосом, говоря ей, что если она будет служить ему, она ни в чем не будет нуждаться. После частых искушений, она дала ему согласие; тогда он вонзил свой коготь (как она призналась) в ее руку и ее кровью написал договор. (Посмотри на коварство дьявола - он не принуждал ее отвергнуть Бога и Христа, как он это делает с другими, потому что она была очень верующей, и он мог потерять свою добычу принуждая ее к этому). Тогда он предоставил ей трех чертенков, двух маленьких собачек и крота (как она призналась), которые использовались ею в качестве слуг. Она заколдовала своего мужа (как она призналась), из-за чего он впал на время в великие мучения и, наконец, умер. Затем она послала одну из своих собачек к некоему мистеру Лоуренсу в Ипсвиче, чтобы мучить его и отнять у него жизнь; она также послала одну из них к его ребенку, чтобы мучить его и отнять у него жизнь, что и было сделано с обоими. И все это (как она призналась) было потому, что он спросил ее о 12 шиллингах, которые она у него одолжила, и не по какой иной причине.
Она далее призналась, что она послала своего крота к служанке некоей миссис Дженингс в Ипсвиче, чтобы мучить ее и отнять у нее жизнь, что и было сделано. И то не по какой иной причине, кроме как потому что названная служанка не хотела одолжить ей иголку, которую она хотела взять у нее, и спросила у нее шиллинг, который она была должна названной служанке.
Затем она далее призналась, что она послала одного из своих чертенков к некоему мистеру Билю в Ипсвиче, который раньше был учителем ее старшего сына, и поскольку он не пожелал совокупиться с ней, она послала и сожгла новый корабль (который еще никогда не выходил в море), капитаном которого он должен был стать, и послала также мучить его и отнять у него жизнь, но он однако все еще жив, но в весьма великих муках, и как было истинно предположено докторами и хирургами, пользовавшими его, он чахнет и гниет, и половина тела у него сгнила, пока он еще жив.
Несколько и иных вещей она соделала, за кои все она была законом приговорена к смерти, и, в частности, быть сожженной, поскольку от нее была смерть ее мужа, как она призналась, коей смерти она соответственно и подверглась.
А в смерти ее есть одна весьма замечательная вещь, которую следует отметить. В тот же день, когда она была сожжена, кусок плоти, что-то по форме вроде собаки, который вырос на бедре названного мистера Биля с того самого времени, когда она впервые послала своего чертенка к нему, бывший очень твердым, но не могущий быть убранным ни какими средствами, какие бы не использовались, исчез сам собою без всякого вмешательства. А другая болячка, которая в тот самый момент, когда она впервые послала своего чертенка к нему, возникла сбоку на его животе в виде свища, из которого текло и который не мог быть вылечен ни какими способами, какие бы не использовались, моментально начал излечиваться, и есть большая надежда, что он вскоре поправится, ибо его болячки быстро исцеляются, и к нему возвращается его сила. Он пребывал в сих мучениях на протяжении полутора лет и был вынужден ходить опустив голову до колен, его мучения были столь велики.
На картинке - первая страница переведенного отрывка.
(c) Перевод Антон Григорьев Написать нам Обсуждение |