Кузнец
Дворец Тюильри, 10 августа 92 г.
С огромным молотом в натруженных руках,
Хмельной, величественный, нагонявший страх,
Порой хохочущий, как бронзовые трубы,
С высоким лбом кузнец, разглядывая грубо
Людовика, вступил с ним в разговор. Народ
Их окружал в тот день, сновал он взад-вперед,
Одеждой грязною касаясь позолоты,
И бледен был король, как будто от дремоты
Очнувшись, эшафот увидел пред собой.
Покорный, словно пес, с поникшей головой,
Не шевелился он: кузнец широкоплечий
Такие знал слова, такие вел он речи,
Что все оборвалось в груди у короля.
"Ты, сударь, знаешь сам: мы пели тра-ля-ля,
Гоня чужих волов на борозды чужие.
Перебирал аббат монеты золотые
Молитв, нанизанных на четки. А сеньер
Победно в рог трубил, скача во весь опор.
Один хлыстом нас бил, другой грозил пеньковой
Веревкой. И глаза у нас, как у коровы,
Глядели тупо и не плакали. Мы шли,
Все дальше, дальше шли. Когда же грудь земли
Плуг перепахивал, когда мы оставляли
В ней нашу плоть и кровь, то нам на чай давали:
Лачуги наши жгли! У этого костра
Могла себе пирог спечь наша детвора.
О! Я не жалуюсь. Все эти рассужденья
От глупости моей. Предвижу возрожденья.
Не радостно ль смотреть, как с сеном полный воз
В июне катится к амбару? Как принес
Прохладу летний дождь и как в саду и в поле
Благоухает все? Ну разве плохо, что ли,
Глядеть, как колос твой наполнился зерном,
И думать: из зерна хлеб выпекут потом?
А если сила есть, то место есть у горна:
Там молотом стучи и песню пой задорно,
Была ы уверенность, что и тебе пошлет,
Хотя бы толику, бог от своих щедрот...
Короче говоря, старо все это дело!
Но знаю я теперь: мне это надоело!
Когда есть две руки и голова притом,
Приходит человек с кинжалом под плащом
И говорит тебе: "Вспаши мне землю, малый!"
А началась война -- и снова, как бывало,
К тебе стучатся в дверь: "Дать сына нам
изволь!"
Я тоже человек, но если ты король,
Ты скажешь: "Так хочу!" И слышать это тошно.
Уверен ты, что мне твой балаган роскошный
Приятно созерцать, а в нем вояк твоих,
Толпу бездельников в мундирах золотых,
Что пахнут свежестью (то наших дочек запах),
Приятно созерцать ключ от тюрьмы в их лапах.
Смиритесь, бедняки! Во всем король наш прав!
Позолотим твой Лувр, гроши свои отдав!
Ты будешь сыт и пьян. Мы тоже не в обиде:
Смеются господа, у нас на шее сидя!
Нет! Эти мерзости старее всех морщин.
Народ не шлюха вам. Всего-то шаг один --
И вот Бастилию мы в мусор превратили.
Все камни у нее от крови потны были,
И тошно было нам смотреть, как вознеслись
Ее облезлые глухие стены ввысь
И, как всегда, их тень нас покрывает мглою.
Да, гражданин, в тот день ужасное былое
Хрипело, рушилось, когда те стены в прах
Мы обратили вдруг. Любовь у нас в сердцах
Таилась. Сыновей к груди мы прижимали.
И ноздри у людей, как у коней, дрожали.
Могучи и горды, мы шли на шум тюрьмы;
В сиянье солнечном шли по Парижу мы,
И наших грозных блуз никто не сторонился.
Людьми почувствовали мы себя! Струился
У нас по жилам хмель надежды. И бледны
Мы были, государь. Когда же у стены
Тюремной собрались с оружьем наготове,
Не знали ненависти мы, ни жажды крови;
Мощь осознав свою, решили: гнев угас.
Но после дня того как бес вселился в нас!
На улицу поток рабочих хлынул, тени
Сливались и росли, шли толпы привидений
К жилищам богачей, к воротам их дворцов.
Я тоже с ними шел, чтоб убивать шпиков,
Я весь Париж прошел, таща с собою молот,
И что ни улица -- то череп им расколот.
Засмейся мне в лицо -- я и тебя убью...
Король, считать учись, не то казну свою
На адвокатов всю истратишь без остатка!
Мы просьбы им несем -- они их для порядка
Берут и говорят: "Какие дураки!"
Законы стряпая, кладут их в котелки
И варят неспеша, добавив к ним приправы;
А подать новую придумав для забавы,
Нос затыкают свой, когда встречают нас,
Им, представителям народным, режет глаз
Наш неопрятный вид! Штыки страшат их только.
Ну что ж! К чертям их всех! Теперь понять
изволь-ка,
Что сильно надоел нам этот пошлый люд.
Так значит вот каких ты нам настряпал блюд,
В то время как наш гнев, сметая все препоны,
Уже обрушился на митры и короны!"
Тут бархат он с окна сорвал и короля
Заставил глянуть вниз: была черна земля
От толп, кишевших там, от толп, чей вид был
страшен;
Там словно океан ревел, и выше башен
Вздымался этот рев; там блеск железных пик
И барабанов дробь, лачуг и рынков крик
В один поток слились, и в том водовороте
Кровь красных колпаков окрасила лохмотья.
Вот что показывал в открытое окно
Он королю. В глазах у короля темно,
Он бледен, он дрожит... "Сир, это чернь толпится,
Кишит, вздымается -- куда от них укрыться?
Сир, нечего им есть, их нищими зовут.
Там и жена моя, а я, как видишь, тут.
Здесь хлеба в Тюильри жена найти хотела!
Пекарни заперты: до нас ведь нет им дела.
Мне трех детей кормить... Мы чернь... Я знал старух
С глазами мертвыми. Да! Взгляд у них потух,
Когда их сына или дочь у них забрали.
Знал человека я: в Бастилии держали
Его годами. Был на каторге другой.
И оба без вины страдали. А домой
Вернулись, им в лицо швыряли оскорбленья.
Вот так их довели до белого каленья!
И не стерпев клейма, не сбросив тяжесть пут,
Сюда они пришли и под окном ревут.
Чернь! Девушек в толпе ты разглядел? Позорно
Их обесчестили: ведь твой любой придворный
(Не стойки женщины, такой у них уж нрав)
Мог позабавиться, им в душу наплевав.
Красотки ваши здесь сегодня. Чернь все это!
О, Обездоленные! Вы, кому с рассвета
Под солнцем яростным гнуть спину, вы, кому
Работа тяжкая сулит лишь боль и тьму...
Снять шапки, буржуа! Эй, поклонитесь Людям!
Рабочие мы, сир! Рабочие! И будем
Жить в новых временах, несущих знанья свет.
Да! Стуком молота приветствуя рассвет,
Откроет Человек секрет причин и следствий,
Стихии усмирит, найдет истоки бедствий
И оседлает Жизнь, как резвого коня.
О горн пылающий! Сверкание огня!
Исчезнет зло! Навек! Все то, чего не знаем,
Мы будем знать. Подняв свой молот, испытаем
То, что известно нам! Затем, друзья, вперед!
Волнующей мечты увидим мы восход,
Мечты о том, чтоб жить и ярко и достойно,
Чтоб труд был озарен улыбкою спокойной
Любимо женщины, забывшей слово "грязь",
И чтобы, целый день с достоинством трудясь,
Знать: если Долг завет, мы перед ним в ответе.
Вот счастье полное! А чтоб никто на свете
Не вздумал нас согнуть иль наградить ярмом,
Всегда должно висеть ружье над очагом.
Наполнил запах битв весь воздух, всю природу.
О чем я говорил? Принадлежу я к сброду!
Еще живут шпики и богатеет вор...
Но мы -- свободные! И есть у нас террор:
Мы в нем воистину велики! Вел я речи
Здесь про высокий долг, о жизни человечьей...
Взгляни на небосвод! -- Для нас он слишком мал,
Нам было б душно там и тесно! Я сказал:
Взгляни на небосвод! -- Опять в толпу уйду я.
Великий этот сброд собрался, негодуя,
И тащит пушки он по грязным мостовым...
О! Кровью пролитой мы их отмыть хотим.
И если наша месть и крик негодованья
У старых королей вдруг вызовет желанье
Своими лапами швырнуть огонь и гром
На Францию -- ну что ж! Расправимся с дерьмом!"
Он вскинул на плечо свой молот. Смерил взглядом
Толпу огромную, которая с ним рядом
Хмелела, и тогда по залам и дворам,
Где бушевал Париж, где задыхался, -- там
Вдруг трепет пробежал по черни непокорной:
Кузнец своей рукой великолепно черной,
Хоть потом исходил пред ним король-толстяк,
Швырнул ему на лоб фригийский свой колпак.
Офелия
По глади черных вод, где звезды задремали,
Плывет Офелия, как лилия бела,
Плывет медлительно в прозрачном покрывале...
В охотничьи рога трубит лесная мгла.
Уже столетия, как белым привиденьем
Скользит Офелия над черной глубиной,
Уже столетия, как приглушенным пеньем
Ее безумия наполнен мрак ночной.
Целует ветер в грудь ее неторопливо,
Вода баюкает, раскрыв, как лепестки,
Одежды белые, и тихо плачут ивы,
Грустя, склоняются над нею тростники.
Кувшинки смятые вокруг нее вздыхают;
Порою на ольхе гнездо проснется вдруг,
И крылья трепетом своим ее встречают...
От звезд таинственный на землю льется звук.
II
Как снег прекрасная Офелия! О фея!
Ты умерла, дитя! Поток тебя умчал!
Затем что ветра вздох, с норвежских гор повеяв,
Тебе про терпкую свободу нашептал;
Затем что занесло то ветра дуновенье
Какой-то странный гул в твой разум и мечты,
И сердце слушало ночной Природы пенье
Средь шорохов листвы и вздохов темноты;
Затем, что голоса морей разбили властно
Грудь детскую твою, чей стон был слишком тих;
Затем что кавалер, безумный и прекрасный,
Пришел апрельским днем и сел у ног твоих.
Свобода! Взлет! Любовь! Мечты безумны были!
И ты от их огня растаяла, как снег:
Виденья странные рассудок твой сгубили,
Вид Бесконечности взор погасил навек.
III
И говорит Поэт о звездах, что мерцали,
Когда она цветы на берегу рвала,
И как по глади вод в прозрачном покрывале
Плыла Офелия, как лилия бела.
Вороны
В гнетущий холод, в непогоду,
Когда в селениях вокруг
Молитвы умолкает звук,
Господь, на скорбную природу,
На эту тишину и глушь
Ты с неба воронов обрушь.
Войска, чьи гнезда ветер хлещет,
Войска, чей крик печально-строг,
Вы над крестами у дорог,
Над желтизною рек зловещих,
Над рвами, где таится ночь,
Слетайтесь! Разлетайтесь прочь!
И над французскими полями,
Где мертвецы хранят покой,
Кружитесь зимнею порой,
Чтоб жгла нас память, словно пламя.
О крик тревожный черных стай,
Наш долг забыть нам не давай!
Но майских птиц с их чистым пеньем
Печалью не вспугни своей:
Оставь их тем, кто средь полей
Навеки нашим пораженьем,
Не знающим грядущих дней,
Прикован к немоте корней
Подарки сирот к Новому году
I
Мглой комната полна, и осторожно в ней
Звучит шушуканье печальное детей.
Две детских головы за занавеской белой,
От грез отяжелев, склоняются несмело.
Снаружи стайка птиц друг к другу зябко льнет,
И крылья не влекут их в серый небосвод;
Проходит Новый год со свитою туманной;
Влача свой снежный плащ и улыбаясь странно,
Он плачет и поет, охвачен дрожью он.
II
Как будто окружил их мрак со всех сторон,
Как будто ночь вокруг, два малыша смолкают
И словно голосу далекому внимают,
И часто вздрагивают, слыша золотой
Предутренний напев, что в шар стеклянный свой
Стучит и вновь стучит, отлитый из металла.
Промерзла комната. Валяются устало
Одежды траурные прямо на полу;
Врывается сквозняк в предутреннюю мглу,
Своим дыханием наполнив помещенье.
Кто здесь отсутствует? -- вы спросите в смущенье.
Как будто матери с детьми здесь рядом нет,
Той, чьи глаза таят и торжество и свет.
Забыла ли она вечернюю порою
Расшевелить огонь, склонившись над золою?
Забыла ли она, свой покидая дом,
Несчастных малышей укрыть пуховиком?
Неужто не могла их оградить от стужи,
Чтоб ветер утренний к ним не проник снаружи?
О греза матери! Она, как пух, тепла,
Она -- уют гнезда, хранящего от зла
Птенцов, которые в его уединенье
Уснут спокойным сном, что белых полн видений.
Увы! Теперь в гнезде тепла и пуха нет,
И мерзнут малыши, и страшен им рассвет;
Наполнил холодом гнездо суровый ветер...
III
Теперь вы поняли: сироты эти дети.
Нет матери у них, отец их далеко,
И старой женщине-служанке нелегко
Заботиться о них. Одни в холодном зданье
Они встречают день. И вот у них в сознанье
Воспоминания теснятся, и опять,
Как четки, можно их весь день перебирать.
Чудесен был рассвет, суливший им подарки!
А ночью были сны таинственны и ярки,
И каждый, что хотел, то и увидел в них:
Игрушки, сладости в обертках золотых;
И в танце это все кружилось и сверкало,
То появлялось вновь, то снова исчезало.
Как было весело, проснувшись в ранний час
И протерев глаза, почувствовать тотчас
Вкус лакомств на губах... Уж тут не до гребенки.
День праздничный пришел -- и вот горят глазенки,
И можно босиком направиться к дверям
Родителей, вбежать в их комнату, а там
Уж поцелуи ждут, улыбки, поздравленья,
И ради праздника на радость разрешенье.
IV
О, сколько прелести в словах таилось их!
Как изменилось все в жилище дней былых!
Потрескивал огонь, горя в камине жарко,
И комната была озарена им ярко,
И отблески огня, то дружно, то вразброд,
По лаку мебели водили хоровод.
А шкаф был без ключей... Да, без ключей... Как
странно!
К себе приковывал он взгляды постоянно,
Он заставлял мечтать о тайнах, спящих в нем,
За дверцей черною, что заперта ключом;
И слышался порой из скважины замочной
Какой-то смутный гул во мгле его полночной.
Сегодня комната родителей пуста,
Луч света под дверьми сменила темнота,
Нет больше ни ключей, ни жаркого камина,
Ни поцелуев нет, ни шалости невинной.
О, новогодний день печально встретит их!
И слезы горькие из глаз их голубых
На щеки падают, и шепот раздается:
"Когда же мама к нам издалека вернется?"
V
В дремоту малыши погружены сейчас.
Вам показалось бы, что и во сне из глаз
Струятся слезы их... Прерывисто дыханье...
Ведь сердцу детскому так тягостно страданье!
Но ангел детства стер с ресниц их капли слез,
И сны чудесные двум детям он принес,
И столько радости в тех сновиденьях было,
Что лица детские улыбка озарила.
Им снится, что они, на руку опершись
И голову подняв, глазенками впились
В картину розового рая: он пред ними
Играет радужными красками своими.
В камине, весело горя, огонь поет...
Виднеется в окне лазурный небосвод...
Природа, пробудясь, от солнца опьянела...
Земля, его лучам свое подставив тело,
Трепещет, чувствуя их поцелуев жар...
А в доме -- свет, тепло... Развеялся кошмар...
Не видно на полу одежды этой черной...
Злой ветер перестал выть у дверей упорно...
И словно властвует здесь воля добрых фей...
Крик рвется из груди двух радостных детей...
Вот материнская кровать... Там что-то блещет,
На ярком серебре луч розовый трепещет,
И украшения сверкают и горят,
Мерцает перламутр и рядом с ним гагат;
И там на золоте начертаны упрямо
Слова заветные, слова "ДЛЯ НАШЕЙ МАМЫ!"
Декабрь 1869
Первый вечер
Она была полураздета,
И со двора нескромный вяз
В окно стучался без ответа
Вблизи от нас, вблизи от нас.
На стул высокий сев небрежно,
Она сплетала пальцы рук,
И легкий трепет ножки нежной
Я видел вдруг, я видел вдруг.
И видел, как шальной и зыбкий
Луч кружит, кружит мотыльком
В ее глазах, в ее улыбке,
На грудь садится к ней тайком.
Тут на ее лодыжке тонкой
Я поцелуй запечатлел,
В ответ мне рассмеялась звонко,
И смех был резок и несмел.
Пугливо ноги под рубашку
Укрылись: "Как это назвать?"
И словно за свою промашку
Хотела смехом наказать.
Припас другую я уловку:
Губами чуть коснулся глаз;
Назад откинула головку:
"Так, сударь, лучше... Но сейчас
Тебе сказать мне что-то надо..."
Я в грудь ее поцеловал,
И тихий смех мне был наградой,
Добра мне этот смех желал...
Она была полураздета,
И со двора нескромный вяз
В окно стучался без ответа
Вблизи от нас, вблизи от нас.
1870
Предчувствие
Глухими тропами, среди густой травы,
Уйду бродить я голубыми вечерами;
Коснется ветер непокрытой головы,
И свежесть чувствовать я буду под ногами.
Мне бесконечная любовь наполнит грудь.
Но буду я молчать и все слова забуду.
Я, как цыган, уйду -- все дальше, дальше в путь!
И словно с женщиной, с Природой счастлив буду.
Март 1870
Бал повешенных
На черной виселице сгинув,
Висят и пляшут плясуны,
Скелеты пляшут Саладинов
И паладинов сатаны.
За галстук дергает их Вельзевул и хлещет
По лбам изношенной туфлею, чтоб опять
Заставить плясунов смиренных и зловещих
Под звон рождественский кривляться и плясать.
И в пляске сталкиваясь, черные паяцы
Сплетеньем ломких рук и стуком грудь о грудь,
Забыв, как с девами утехам предаваться,
Изображают страсть, в которой дышит жуть.
Подмостки велики, и есть где развернуться,
Проворны плясуны: усох у них живот.
И не поймешь никак, здесь пляшут или бьются?
Взбешенный Вельзевул на скрипках струны рвет...
Здесь крепки каблуки, подметкам нет износа,
Лохмотья кожаные сброшены навек,
На остальное же никто не смотрит косо,
И шляпу белую надел на череп снег.
Плюмажем кажется на голове ворона,
Свисает с челюсти разодранный лоскут,
Как будто витязи в доспехах из картона
Здесь, яростно кружась, сражение ведут.
Ура! Вот ветра свист на бал скелетов мчится,
Взревела виселица, как орган, и ей
Из леса синего ответил вой волчицы,
Зажженный горизонт стал адских бездн красней.
Эй, ветер, закружи загробных фанфаронов,
Чьи пальцы сломаны и к четкам позвонков
То устремляются, то вновь летят, их тронув:
Здесь вам не монастырь и нет здесь простаков!
Здесь пляшет смерть сама... И вот среди разгула
Подпрыгнул к небесам взбесившийся скелет:
Порывом вихревым его с подмостков сдуло,
Но не избавился он от веревки, нет!
И чувствуя ее на шее, он схватился
Рукою за бедро и, заскрипев сильней,
Как шут, вернувшийся в свой балаган, ввалился
На бал повешенных, на бал под стук костей.
На черной виселице сгинув,
Висят и пляшут плясуны,
Скелеты пляшут Саладинов
И паладинов сатаны.
Венера Анадиомена
Из ржавой ванны, как из гроба жестяного,
Неторопливо появляется сперва
Вся напомаженная густо и ни слова
Не говорящая дурная голова.
И шея жирная за нею вслед, лопатки
Торчащие, затем короткая спина,
Ввысь устремившаяся бедер крутизна
И сало, чьи пласты образовали складки.
Чуть красноват хребет. Ужасную печать
На всем увидишь ты; начнешь и замечать
То, что под лупою лишь видеть можно ясно:
"Венера" выколото тушью на крестце...
Все тело движется, являя круп в конце,
Где язва ануса чудовищно прекрасна.
В провалах зелени поет река чуть слышно,
И весь в лохмотья серебристые одет
Тростник... Из-за горы, сверкая, солнце вышло,
И над ложбиною дождем струится свет.
Там юноша-солдат, с открытым ртом, без каски,
В траву зарывшись непокрытой головой,
Спит. Растянулся он на этой полной ласки
Земле, средь зелени, под тихой синевой.
Цветами окружен, он крепко спит; и, словно
Дитя больное, улыбается безмолвно.
Природа, обогрей его и огради!
Не дрогнут ноздри у него от аромата,
Грудь не колышится, лежит он, сном объятый,
Под солнцем... Две дыры алеют на груди.
Октябрь 1870
Позор
Покуда нож в его
Мозгах, в их липкой массе,
С удара одного
Все мысли не погасит,
(О, надо бы еще
И нос ему и губы
Отсечь! Пришел расчет!
Живот вспороть ему бы!)
Да, надо! Ведь пока
Мозг не пронзят клинками,
Не отобьют бока,
Кишки не бросят в пламя,
Ребенок, что всегда
Помеха всем и бремя,
Лгать будет без стыда
И предавать все время;
Загадит все кругом,
Как дикий кот... О боже!
Когда умрет -- о нем
Вы помолитесь все же.
ОЗАРЕНИЯ
ДЕТСТВО
I
О, этот идол, черноглазый и желтогривый, безродный, бездомный, - и все же он благороднее любых мексиканских или фламандских сказаний; владенья его - дерзновенная лазурь и зелень - бегут по отмелям, которым не знавшие паруса волны дали свирепо звучащие имена - греческие, славянские, кельтские.
На опушке лесной - где цветы, что растут лишь во снах, распускаясь, звенят и сияют - девочка с апельсиновым ртом; сжаты колени перед льющимся с поля светоносным потопом; наготу осеняют, пронзают и скрывают радуги, травы, море.
Дамы, что кружатся по террасам над
морем, инфанты и великанши, спесивые негритянки в
желто-зеленом мху, словно ожившие драгоценности
на жирной почве лужаек и садиков талых,- юные
матери и старшие сестры со взорами паломниц;
султанши с царственной поступью и в своевольных
нарядах, чужестраночки и тихо страдающие особы.
Что за скука - час "милого тела" и
"милого сердца"!
II
Вот она, маленькая мертвица за порослью роз. - Усопшая юная мама сходит с крыльца. - Коляска кузена скрипит по песку. - Братец (он в Индии!) ближе к закату, на поле гвоздики. - А стариков схоронили навытяжку возле развалин стены, поросших левкоем.
Листьев рой золотой вьется вокруг генеральского дома. Все семейство на юге. - Отсюда по бурой дороге можно дойти до пустой харчевни. - Замок назначен к продаже; ставни сорваны с окон. Священник, должно быть, унес ключи от церкви. - Сторожки в парке пусты. Ограда так высока, что над нею видны только шумливые кроны. Впрочем, там не на что и смотреть.
Поля подступают к деревушкам, где не поют петухи, не звенят наковальни. Запруду спустили. О придорожные распятия, мельницы среди безлюдья, островки на реке и скирды!
Гудели цветы колдовские. Его баюкали косогоры. Пробегали звери сказочной стати. Облака собирались над морем, сотворенным из вечных горючих слез.
III
Есть такая птица в лесу - ее пенье тебя остановит и в краску вгоняет.
Есть часы, что вовеки не бьют.
Есть логово с выводком белых зверюшек.
Есть пологий собор и отвесное озеро.
Есть повозочка, брошенная на лесосеке, а бывает, что она, вся в лентах, несется себе вниз по тропинке.
Есть табор бродячих комедиантов - его иногда замечаешь сквозь придорожную поросль.
И наконец, когда тебе нечего есть и пить, найдется кто-нибудь, чтобы выставить тебя вон.
IV
Я святой, я молюсь на террасе - так мирно пасется скотина до самого Палестинского моря.
Я ученый в сумрачном кресле. Ветки и струи дождя хлещут в окна библиотеки.
Я путник на большаке, проложенном по низкорослому лесу. Журчание шлюзов шаги заглушает. Я подолгу смотрю, как закат меланхолично полощет свое золотое белье.
Я с радостью стал бы ребенком, забытым на молу среди моря, мальчишкой-слугой, бредущим по темной аллее, касаясь неба челом.
Тропинки все круче. Холмы покрываются дроком. Вохдух недвижен. Как далеко до птиц и горных ключей! Если дальше идти, наверняка доберешься до края света.
V
Как бы мне снять, наконец, эту могилу, выбеленную известкой, с цементными грубыми швами - глубоко-глубоко под землей!
Вот я сижу за столом под яркой лампой, сдуру перечитывая старые газеты и пустые книжонки.
На страшной высоте над моим подземным укрытием коренятся дома, клубятся туманы. Грязь красновато-черна. Чудовищный город, ночь без конца.
Чуть пониже - сточные трубы. По бокам - лишь толща земного шара. Быть может, в ней лазурные бездны, колодцы огня. В тех плоскостях, должно быть, и сходятся луны с кометами, сказанья с морями.
В часы отчаянья воображаю шары из сапфира, из металла. Я - властелин тишины. С чего бы подобью отдушины вдруг забрезжить над сводом?
О мое богатство! Мой мир красоты! О чудовищные
фанфары, от
которых я не отпрянул! Волшебная дыба! Ура в честь
небывалого дела и чудесного тела и в честь
первого раза! Это
началось под смех детворы, это и кончится так же.
Яд
останется в нашей крови даже тогда, когда
умолкнут фанфары и
снова мы будем во власти былых дисгармоний. А
теперь,
достойные всех этих пыток, лихорадочно соединим
воедино
сверхчеловеческое обещание, данное нашему телу и
нашей душе,
и это безумье! Изящество, знанье, насилье! Нам
обещано было,
что дерево зла и добра закопают во мрак и что
изгнано будет
тираническое благородство, чтобы мы за собой
привели очень
чистую нашу любовь. Это началось с отвращенья и
кончилось
беспорядочным бегством всех ароматов, потому что
мы не могли
ухватиться за вечность.
Смех детей, осторожность рабов, строгость
девственниц, ужас
лиц и предметов отсюда,-- благословенны вы все за
воспоминанье о ночи бессонной. Началось это с
мерзости,
кончилось ангелом льда и огня.
Опьяненное бдение свято, хотя бы за маску,
которую нам
даровало. Метод, мы утверждаем тебя! И не забудем,
что ты
вчера прославлял всех сверстников наших. Верим в
яд. Жизнь
умеем свою отдавать целиком, ежедневно.
Наступило время Убийц.
Фразы
Когда этот мир однажды будет сведен к одному
только темному
лесу, предназначенному для четырех наших глаз
удивленных,--
к одному только пляжу для двух сохраняющих
верность детей,--
к одному музыкальному дому для нашего светлого
чувства,-- я
вас отыщу.
Будь здесь только одинокий старик, прекрасный,
спокойный и
окруженный "неслыханной роскошью",-- я
склонюсь перед вами.
Воплоти я все ваши воспоминанья,-- будь я той, кто
смогла бы
связать вас по рукам и ногам,-- и я задушу вас.
Оживляя приятный вкус туши, черная пыль моросит
на мою
бессонную ночь.-- Я приглушаю свет люстры,
бросаюсь в
кровать и, повернувшись лицом к темноте, вижу вас,
мои
девушки, мои королевы!
Серое хрустальное небо. Причудливый рисунок
мостов: одни
прямые, другие изогнуты, третьи опускаются или
под углом
приближаются к первым, и эти фигуры
возобновляются в
озаренных круговоротах канала, но все настолько
легки и
длинны, что берега, отягощенные куполами,
оседают,
становятся меньше. Одни из этих мостов до сих пор
несут на
себе лачуги. Другие служат опорой для мачт, и
сигналов, и
парапетов. Пересекаются звуки минорных аккордов,
над
берегами протянуты струны. Виднеется красная
блуза, быть
может, другие одежды и музыкальные инструменты.
Что это?
Народные песни, отрывки из великосветских
концертов, остатки
уличных гимнов? Вода -- голубая и серая, широкая,
словно
пролив.
Белый луч, упав с высокого неба, уничтожает эту
комедию.
Справа -- летний рассвет пробуждает листву, и
дымку, и
шорохи в парке; слева -- откосы покрывают
фиолетовой тенью
колеи непросохшей дороги. Вереница феерических
зрелищ! В
самом деле: повозки, куда погрузили деревянных
зверей в
позолоте, и шесты, и пестрые ткани; галоп двадцати
цирковых
пятнистых коней; дети и взрослые на своих
удивительных
странных животных; -- двадцать повозок,
украшенных флагами и
цветами, словно старинные или сказочные кареты,
двадцать
повозок, полных детьми, выряженными для
пригородной
пасторали. Даже гробы под ночным балдахином,
гробы,
вздымающие эбеновые плюмажи и летящие вслед за
рысью голубых
и черных кобыл.
Это -- озаренный отдых, ни лихорадка, ни
слабость, на
постели или на поле.
Это -- друг, ни пылкий, ни обессиленный. Друг.
Это -- любимая, ни страдающая, ни причиняющая
страданий.
Любимая.
Мир и воздух, которых не ищут. Жизнь.
Так ли это все было?
И сновидение становится свежим.
II
Возврат освещения к сводам. Отделяясь от двух
оконечностей
зала, от их декораций, соединяются гармоничные
срезы. Стена
перед бодрствующим -- это психологический ряд
разбиваемых
фризов, атмосферных полос, геологических
срывов.--
Напряженные, быстрые сны скульптурных
чувствительных групп с
существами всех нравов, среди всевозможных
подобий.
III
Ковры и лампы ночного бденья шумят, словно
волны вдоль
корпуса судна и вокруг его палуб.
Море ночного бденья -- словно груди Амелии.
Гобелены до половины пространства, заросли
кружев,
изумрудный оттенок, куда бросаются горлицы
бденья.
Плита перед черным камином, реальное солнце
песчаного
пляжа: о, колодец всех магий! На этот раз --
единственная
картина рассвета.
Мистическое
На склоне откоса ангелы машут своим шерстяным
одеяньем среди
изумрудных и металлических пастбищ.
Огненные поляны подпрыгивают до вершины холма.
Слева --
чернозем истоптан всеми убийствами и всеми
сраженьями, и
бедственный грохот катится по его кривизне.
Позади же
правого склона -- линия востока, линия движенья.
И в то время, как полоса наверху картины
образована из
вращающегося и подскакивающего гула раковин
моря и ночей
человека,
Цветущая кротость неба и звезд и всего
остального
опускается, словно корзина, напротив откоса,--
напротив лица
моего,-- и образует благоуханную голубую бездну.
Заря
Летнюю зарю заключил я в объятья.
На челе дворцов ничто еще не шелохнулось. Вода
была мертвой.
Густые тени не покидали лесную дорогу. Я шел,
пробуждая от
сна живые и теплые вздохи; и драгоценные камни
смотрели, и
крылья бесшумно взлетали.
Первое, что приключилось -- на тропинке, уже
наполненной
свежим и бледным мерцаньем,-- это то, что какой-то
цветок
мне назвал свое имя.
Я улыбнулся белокурому водопаду, который за
пихтами
растрепал свои космы: на его серебристой вершине
узнал я
богиню.
Тогда один за другим я начал снимать покровы. На
просеке,
размахивая руками. В долине, где я возвестил о ней
петуху. В
городе она бежала среди колоколен и куполов, и я,
словно
нищий на мраморных набережных, гнался за нею.
На верхней дороге, близ лавровой рощи, я ее окутал
покровами
и на миг почувствовал ее огромное тело. Заря и
ребенок упали
к подножию рощи.
При пробужденье был полдень.
Цветы
Со своей золотой ступеньки,-- среди шелковистых
шнурков,
среди серых газовых сканей, зеленого бархата и
хрустальных
дисков, темнеющих, словно бронза на солнце,-- я
вижу, как
наперстянка раскрылась на филигранном ковре
серебра,
зрачков и волос.
Крупицы желтого золота, рассыпанные по агату,
колонны из
красного дерева, поддерживающие изумрудный
купол, атласные
букеты белого цвета и тонкие прутья рубина
окружают водяную
розу.
Как некий бог с огромными голубыми глазами и со
снежными
очертаньями тела, море и небо влекут на мраморные
террасы
толпу молодых и сильных цветов.
Вульгарный ноктюрн
Одно дуновенье пробивает брешь в перегородках,
нарушает
круговращенье изъеденных крыш, уничтожает огни у
очагов,
погружает в темноту оконные рамы.
У виноградника, поставив ногу на желоб, я
забираюсь в
карету, чей возраст легко узнается по выпуклым
стеклам, по
изогнутым дверцам, по искривленным виденьям.
Катафалк моих
сновидений, пастушеский домик моего простодушия,
карета
кружит по стертой дороге, и на изъяне стекла
наверху
вращаются бледные лунные лица, груди и листья.
Зеленое и темно-синее наводняет картину.
Остановка там, где
пятном растекается гравий.
Не собираются ль здесь вызвать свистом грозу, и
Содом, и
Солим, и диких зверей, и движение армий?
(Ямщики и животные из сновиденья не подхватят ли
свист,
чтобы до самых глаз меня погрузить в шелковистый
родник?)
Исхлестанных плеском воды и напитков, не хотят ли
заставить
нас мчаться по лаю бульдогов?
Одно дуновение уничтожает огни очагов.
Тревога
Возможно ли, чтобы Она мне велела простить
постоянную гибель
амбиций,-- чтобы легкий конец вознаградил за годы
нужды,--
чтобы день успеха усыпил этот стыд за роковую
неловкость?
(О пальмы! Сверканье брильянта! -- О сила! Любовь! --
Выше
славы любой, выше радости всякой! Как угодно,
повсюду --
демон, бог -- это Юность моя!)
Чтобы случайности научной феерии и движения
социального
братства были так же любимы, как возврат к
откровенности
первой?
Но в женском обличье Вампир, который превратил
нас в милых
людей, повелевает, чтобы мы забавлялись тем, что
он нам
оставил, или в противном случае сами бы стали
забавней.
Мчаться к ранам -- по морю и воздуху, вызывающему
утомленье;
к мукам -- по молчанью убийственных вод и
воздушных
пространств; к пыткам,-- чей смех раздается в
чудовищно
бурном молчанье.
Чудовищность во всех ее проявленьях врывается
в страшные
жесты Гортензии. Ее одиночество -- эротический
механизм, ее
усталость -- динамичность любви. Во все времена
она
находилась под наблюдением детства, эта пылающая
гигиена
рас. Ее двери распахнуты перед бедою. Там мораль
современных
существ воплощена в ее действии или в страстях. О
ужасное
содрогание неискушенной любви на кроваво земле,
под
прозрачностью водорода! Ищите Гортензию.
Ночь в аду
Я проглотил изрядную порцию яда.-- Трижды
благословенный
совет, который я получил! -- Неистовство этой
страны сводит
мне мускулы, делает бесформенным тело,
опрокидывает меня на
землю. Я умираю от жажды, задыхаюсь, не в силах
кричать. Это
-- ад, это вечная мука! Взгляните: поднимается
пламя! Я
пылаю, как надо. Продолжай, демон!
Мне привиделось обращенье к добру и счастью:
спасенье. Могу
ли описать я то, что увидел? Воздух ада не терпит
гимнов.
Были миллионы прелестных созданий, сладостное
духовное
единство, сила, и мир, и благородство амбиций,
всего не
расскажешь.
Благородство амбиций!
И это все-таки -- жизнь. Если бы только проклятие
стало
вечным! Проклят человек, который хочет себя
искалечить, не
так ли? Я думаю, что оказался в аду, значит, я в
самом деле
в аду. Все получилось по катехезису. Я раб своего
крещений.
Родители, вы уготовили мне несчастье, и себе его
уготовили
тоже.. О невинный бедняк! Ад не грозит язычникам.--
И
все-таки это -- жизнь. Позднее утехи проклятия
станут
глубже. Одно преступление -- быстро! -- и пусть я
рухну в
небытие, именем человеческого закона.
Но замолчи, замолчи!.. Это стыд и укор: Сатана,
который мне
говорит, что огонь омерзителен и что гнев мой
чудовищно
глуп. Довольно с меня подсказанных заблуждений,
поддельных
ароматов, всяческих магий и мальчишеской
музыки.-- И
подумать только, что я обладаю истиной, что вижу
справедливость: мое суждение здраво и твердо, я
готов
достичь совершенства... Гордость.-- Кожа на моей
голове
иссыхает. Пощады! Господи, мне страшно. Меня мучит
жажда,
ужасная жажда. О, детство, травы, дожди, озеро на
каменистом
ложе, свет луны, когда на колокольне било
двенадцать... в
полночь дьявол забирается на колокольню... Мария!
Пресвятая
Дева!..-- Ужасна моя глупость.
Там, вдали, разве не находятся души, желающие мне
добра?
Придите! Подушка у меня на лице, и они не слышат
мой голос,
они -- только фантомы. А потом, никто не думает о
своем
ближнем. Не приближайтесь ко мне. От меня исходит
запах
паленого!
Бесконечны образы галлюцинаций. Вот чем я всегда
обладал:
больше веры в историю, забвение принципов. Но об
этом я
умолчу -- чтобы не стали завидовать поэты и
визионеры. Я в
тысячу раз богаче, будем же скупы, как море.
Ах, вот что! Часы жизни остановились. Я -- вне этого
мира.--
Теология вполне серьезна: ад, несомненно, внизу,
небеса
наверху.-- Экстазы, кошмары, сон в гнездах из
пламени.
Сколько козней в открытом поле! Сатана,
Фердинанд, мчится
вместе с семенами диких растений... Иисус шагает
по багряным
колючим кустарникам, и они не гнутся. Иисус шагал
по
рассерженным водам. Когда он стоял на скате
изумрудной
волны, наш фонарь осветил его белые одеяния и
темные пряди.
Я сорву покровы с любой тайны, будь то религия или
природа,
смерть, рожденье, грядущее, прошлое, космогония,
небытие. Я
-- маэстро по части фантасмагорий.
Слушайте!
Всеми талантами я обладаю! -- Здесь нет никого, и
кто-то
здесь есть: мои сокровища я не хотел бы расточать
понапрасну.-- Хотите негритянских песен или
плясок гурий?
Хотите, чтобы я исчез, чтобы в поисках кольца
погрузился в
пучину? Хотите, стану золото делать, создавать
лекарства.
Доверьтесь мне! Вера излечивает, ведет за собой,
дает
облегченье. Придите ко мне,-- даже малые дети
придите,-- и я
вас утешу. Да будет отдано вам это сердце,
чудесное сердце!
Труженики, бедные люди! Молитв я не требую; только
ваше
доверие -- и я буду счастлив.
-- И подумаем о себе. Это заставляет меня почти не
сожалеть
о мире. Мне повезло: я больше почти не страдаю. Моя
жизнь
была только сладким безумьем, и это печально.
Ба! Прибегнем ко всем невообразимым гримасам.
Безусловно, мы оказались вне мира. Ни единого
звука. Мое
осязанье исчезло. О мой замок, Саксония, мой
ивовый лес!
Вечер, утро, ночи и дни... Я устал!
Мне следовало бы иметь свой ад для гнева, свой ад
-- для
гордости и ад -- для ласки; целый набор
преисподних.
От усталости я умираю! Это -- могила, я отправляюсь
к
червям, из ужасов ужас! Шутник-Сатана, ты хочешь,
чтобы я
растворился среди твоих обольщений. Я требую!
Требую удара
дьявольских вил, одной только капли огня.
О! К жизни снова подняться! Бросить взгляд на эти
уродства.
Этот яд, поцелуй этот, тысячу раз будь он проклят.
О
слабость моя, о жестокость мира! Сжалься, господи,
спрячь
меня, слишком я слаб! -- Я спрятан, и я не спрятан.
Огонь поднимается ввысь, с осужденным вместе.
Бред I
Неразумная дева
Инфернальный супруг
Послушаем исповедь одной из обитательниц ада:
"О божественный Супруг, мой Господь, не
отвергай эту исповедь
самой грустной твоей служанки. Я погибла. Пьяна.
Нечиста. О,
какая жизнь!
Прощенья, боже, прощенья! Я молю о прощенье!
Сколько слез!
Сколько слез потом еще будет!
Потом я познаю божественного Супруга. Я родилась
покорной
Ему.-- Пусть тот, другой, теперь меня избивает!
Теперь я на самом дне жизни. О мои подруги! Нет, не
надо
подруг... Никто не знал такого мученья, такого
безумья! Как
глупо!
О, я страдаю, я плачу. Неподдельны мои страданья.
Однако все
мне дозволено, потому что я бремя несу, бремя
презрения
самых презренных сердец.
Пусть услышат наконец-то это признание -- такое
мрачное,
такое ничтожное,-- но которое я готова повторять
бесконечно.
Я рабыня инфернального Супруга, того, кто
обрекает на гибель
неразумную деву. Он -- демон. Не приведение и не
призрак. Но
меня, утратившую свое целомудрие, проклятую и
умершую для
мира,-- меня не убьют! Как описать все это? Я в
трауре, я в
слезах, я в страхе. Немного свежего воздуха,
господи, если
только тебе это будет угодно!
Я вдова...-- Я была вдовой...-- в самом деле, я была
когда-то серьезной и родилась не для того, чтобы
превратиться в скелет...-- Он был еще почти
ребенок... Меня
пленила его таинственная утонченность, я забыла
свой долг и
пошла за ним. Какая жизнь! Подлинная жизнь
отсутствует. Мы
пребываем вне мира. Я иду туда, куда он идет; так
надо. И
часто я, несчастная душа, накликаю на себя его
гнев. Демон!
Ты же знаешь, господи, это не человек, это Демон.
Он говорит: "Я не люблю женщин. Любовь должна
быть
придумана заново, это известно. Теперь они желают
лишь
одного -- обеспеченного положения. Когда оно
достигнуто --
прочь сердце и красота: остается только холодное
презрение,
продукт современного брака. Или я вижу женщин со
знаками
счастья, женщин, которых я мог бы сделать своими
друзьями,--
но предварительно их сожрали звери,
чувствительные, как
костер для казни..."
Я слушаю его речи: они превращают бесчестие в
славу,
жестокость -- в очарование. "Я принадлежу к
далекой расе:
моими предками были скандинавы, они наносили
себе раны и
пили свою кровь.-- Я буду делать надрезы по всему
телу,
покрою всего себя татуировкой, я хочу стать
уродливым, как
монгол; ты увидишь: улицы я оглашу своим воем. Я
хочу
обезуметь от ярости. Никогда не показывай мне
драгоценностей: извиваясь, я поползу по ковру.
Мое
богатство? Я хочу, чтобы все оно было покрыто
пятнами крови.
Никогда я не буду работать..."
Не раз, по ночам, когда его демон набрасывался на
меня, мы
катались по полу и я с ним боролась.-- Нередко,
пьяный, он
предстает предо мною ночью, на улицах или в домах,
чтобы
смертельно меня напугать.-- "Право же, мне
когда-нибудь
перережут глотку: отвратительно это!" О, эти
дни, когда ему
хотелось дышать преступленьем!
Иногда он говорит -- на каком-то милом наречье -- о
смерти,
заставляющей каяться, о несчастьях, которых так
много, о
мучительной их работе, о разлуках, которые
разбивают сердца.
В трущобах, где мы предавались пьянству, он
плакал, глядя на
тех, кто нас окружал: скот нищеты. На улицах он
поднимал
свалившихся на мостовую пьяниц. Жалость злой
матери
испытывал к маленьким детям. Как девочка перед
причастьем,
говорил мне ласковые слова, уходя из дома.-- Он
делал вид,
что сведущ во всем: в коммерции, в медицине, в
искусстве.--
Я шла за ним, так было надо!
Я видела декорацию, которой он мысленно себя
окружал: мебель,
драпировку, одежды. Я награждала его дворянским
лицом и
другими чертами лица, Я видела все, что его
волновало и что
для себя создавал он в воображенье. Когда мне
казалось, что
ум его притупился, я шла за ним, как бы далеко он
ни заходил
в своих действиях, странных и сложных, дурных и
хороших: я
была уверена, что никогда мне не будет дано войти
в его мир.
Возле его уснувшего дорогого мне тела сколько
бессонных
ночей провела я, пытаясь понять, почему он так
хочет бежать
от реального мира. Я понимала -- не испытывая за
него
страха,-- что он может стать опасным для
общества.--
Возможно, он обладает секретом, как изменить
жизнь? И сама
себе возражала: нет, он только ищет этот секрет.
Его
милосердие заколдовано, и оно взяло меня в плен.
Никакая
другая душа не имела бы силы -- силы отчаянья! --
чтобы
выдержать это ради его покровительства, ради его
любви.
Впрочем, я никогда не представляла его себе
другим: видишь
только своего Ангела и никогда не видишь чужого.
Я была в
душе у него, как во дворце, который опустошили,
чтобы не
видеть столь мало почтенную личность, как ты: вот
и все.
Увы! Я полностью зависела от него. Но что ему было
надо от
моего боязливого, тусклого существования? Он не
мог меня
сделать лучше и нес мне погибель. В грустном
раздражении я
иногда говорила ему: "Я тебя понимаю". В
ответ он только
пожимал плечами.
Так, пребывая в постоянно растущей печали и все
ниже падая в
своих же глазах, как и в глазах всех тех, кто
захотел бы на
меня взглянуть, если бы я не была осуждена на
забвение
всех,-- я все больше и больше жаждала его доброты.
Его
поцелуи и дружеские объятья были истинным небом,
моим
мрачным небом, на которое я возносилась и где
хотела бы
остаться,-- нищей, глухой, немой и слепой. Это уже
начинало
входить в привычку. Мне казалось, что мы с ним --
двое
детей, и никто не мешает гулять нам по этому Раю
печали. Мы
приходили к согласию. Растроганные, работали
вместе. Но,
нежно меня приласкав, он вдруг говорил: "Все то,
что ты
испытала, каким нелепым тебе это будет казаться,
когда меня
здесь больше не будет. Когда не будет руки,
обнимавшей тебя,
ни сердца, на котором покоилась твоя голова, ни
этих губ,
целовавших твои глаза. Потому что однажды я уеду
далеко-далеко; так надо. И надо, чтобы я оказывал
помощь
другим; это мой долг. Хотя ничего
привлекательного в этом
нет, моя дорогая". И тут же я воображала себя,--
когда он
уедет,-- во власти землетрясения, заброшенной в
самую темную
бездну по имени смерть. Я заставляла его обещать
мне, что он
не бросит меня. По легкомыслию это походило на
мое
утверждение, что я его понимаю.
Ах, я никогда не ревновала его. Я верю, что он меня
не
покинет. Что с ним станется? У него нет знаний, он
никогда
не будет работать. Лунатиком он хочет жить на
земле! Разве
для реального мира достаточно только одной его
доброты и его
милосердия? Временами я забываю о жалком своем
положении: он
сделает меня сильной, мы будем путешествовать,
будем
охотиться в пустынях и, не зная забот и страданий,
будем
спать на мостовых неведомых городов. Или однажды,
при моем
пробужденье, законы и нравы изменятся --
благодаря его
магической власти,-- и мир, оставаясь все тем же,
не будет
покушаться на мои желания, радость, беспечность.
О, полная
приключений жизнь из книг для детей! Ты дашь мне
ее, чтобы
вознаградить меня за мои страдания? Нет, он не
может. Он
говорил мне о своих надеждах, о своих сожаленьях:
"Это не
должно тебя касаться". Говорит ли он с богом?
Быть может, я
должна обратиться к богу? Я в самой глубокой
бездне и больше
не умею молиться.
Если бы он объяснил мне свои печали, разве я
поняла бы их
лучше, чем его насмешку? Напав на меня, он часами
со мной
говорит, стыдя за все, что могло меня трогать в
мире, и
раздражается, если я плачу.
"Посмотри: вот элегантный молодой человек, он
входит в
красивый и тихий дом. Человека зовут Дювалем,
Дюфуром,
Арманом, Морисом, откуда мне знать? Его любила
женщина,
этого злого кретина: она умерла и наверняка
теперь ангел
небесный. Из-за тебя я умру, как из-за него умерла
та
женщина. Такова наша участь -- тех, у кого слишком
доброе
сердце..." Увы! Были дни, когда любой человек
действия
казался ему игрушкой гротескного бреда, и тогда
он долго
смеялся чудовищным смехом.-- Затем начинал вести
себя снова,
как юная мать, как любящая сестра. Мы были бы
спасены, не
будь он таким диким. Но и нежность его --
смертельна. Покорно
иду я за ним.-- О, я безумна!
Быть может, однажды он исчезнет, и это
исчезновение будет
похоже на чудо. Но я должна знать, дано ли ему
подняться на
небо, должны взглянуть на успение моего
маленького друга".
До чего же нелепая пара!
Бред II
Алхимия слова
О
себе. История одного из моих безумств.
С давних пор я хвалился тем, что владею всеми
пейзажами,
которые только можно представить, и находил
смехотворными
все знаменитости живописи и современной поэзии.
Я любил идиотские изображения, намалеванные над
дверьми;
декорации и занавесы бродячих комедиантов;
вывески и
лубочные картинки; вышедшую из моды литературу,
церковную
латынь, безграмотные эротические книжонки,
романы времен
наших бабушек, волшебные сказки, тонкие детские
книжки,
старинные оперы, вздорные куплеты, наивные ритмы.
Я погружался в мечты о крестовых походах, о
пропавших без
вести открывателях новых земель, о республиках,
не имевших
истории, о задушенных религиозных войнах, о
революциях
нравов, о движенье народов и континентов: в любое
волшебство
я верил.
Я придумал цвет гласных! А -- черный, Е -- белый, И --
красный, У -- зеленый, О -- синий. Я установил
движенье и
форму каждой согласной и льстил себя надеждой,
что с помощью
инстинктивных ритмов я изобрел такую поэзию,
которая
когда-нибудь станет доступной для всех пяти
чувств. Разгадку
оставил я за собой.
Сперва это было пробой пера. Я писал молчанье и
ночь,
выражал невыразимое, запечатлевал
головокружительные
мгновенья.
Песня самой высокой башни
Пусть наступит время,
Что любимо всеми.
Так терпел я много,
Что не помню сам;
Муки и тревога
Взмыли к небесам;
И от темной жажды
Вены мои страждут.
Пусть наступит время,
Что любимо всеми.
Брошенное поле
Так цветет порой
Ароматом воли,
Сорною травой
Под трезвон знакомый
Мерзких насекомых.
Пусть наступит время,
Что любимо всеми.
Я полюбил пустыню, сожженные сады, выцветшие
лавки
торговцев, тепловатые напитки. Я медленно брел по
вонючим
улочкам и, закрыв глаза, предлагал себя в жертву
солнцу,
этому богу огня.
"Генерал, если старая пушка еще осталась на
твоих
разрушенных укреплениях, бомбардируй нас
глыбами засохшей
земли. Бей по стеклам сверкающих магазинов, бей
по Салонам!
Вынуди город пожирать свою пыль. Окисью покрой
желоба!
Наполни будуары вспыхнувшим порохом!"
О мошка, опьяневшая от писсуара корчмы,
влюбленная в сорные
травы и растворившаяся в луче!
Прощанье
Осень уже! -- Но к чему сожаленья о вечном солнце,
если ждет
нас открытие чудесного света,-- вдали от людей,
умирающих в
смене времен.
Осень. Наша лодка, всплывая в неподвижном тумане,
направляется в порт нищеты, держит путь к
огромному городу,
чье небо испещрено огнями и грязью. О, сгнившие
лохмотья, и
хлеб, сырой от дождя, о опьяненье, о страсти,
которые меня
распинали! Неужели никогда не насытится этот
вампир,
повелитель несметного множества душ и
безжизненных тел,
ожидающих трубного гласа? Я снова вижу себя
покрытым чумою и
грязью, с червями на голове, и на теле, и в сердце;
я вижу
себя распростертым среди незнакомцев, не имеющих
возраста и
которым неведомы чувства... Я мог бы там умереть...
Чудовищные воспоминания! Ненавистна мне нищета!
И меня устрашает зима, потому что зима -- это время
комфорта.
-- Иногда я вижу на небе бесконечный берег,
покрытый
ликующими народами. Надо мною огромный корабль
полощет в
утреннем ветре свои многоцветные флаги. Все
празднества, и
триумфы, и драмы я создал. Пытался выдумать новую
плоть, и
цветы, и новые звезды, и новый язык. Я хотел
добиться
сверхъестественной власти. И что же? Воображенье
свое и
воспоминанья свои я должен предать погребенью!
Развеяна
слава художника и создателя сказок!
Я, который называл себя магом или ангелом,
освобожденным от
всякой морали,-- я возвратился на землю, где надо
искать
себе дело, соприкасаться с шершавой реальностью.
Просто
кестьянин!
Может быть, я обманут? И милосердие -- сестра
смерти?
В конце концов я буду просить прощенья за то, что
питался
ложью. И в путь.
Но ни одной дружелюбной руки! Откуда помощи
ждать?
Ввод текста Birdy Написать нам Конференция |