Смысл
Ринтра ревет и пылает в тяжелом небе:
Жадные тучи дрожат над пучиной.
Кроткий праведник некогда
Проходил по опасной дороге
В долине смерти.
Вместо терниев - розы,
На вереске пустоши
Поют медоносные пчелы.
Теперь не пройти по опасной дороге:
Из каждой сколы и могилы
Забили ручей и река,
И белые кости мертвых
Обагрились от красной глины;
И злодей оставил дорогу покоя
И по опасной дороге
Загнал человека в пустыню.
Ныне в нежном смиренье ползает
Злая змея.
И ярится праведник в голых странах,
Где бродят львы.
Ринтра ревет и пылает в тяжелом небе,
Жадные тучи дрожат над пучиной.
****
Тридцать три года назад с началом нового рая возродился и Вечный Ад. И взгляни: Сведенборг, словно Ангел, сидит на гробе, и слова его - на плащанице. Настало господство Едома, и Адам возвратился в рай; смотри книгу Исайи, главы XXXIV и XXXV. Движение возникает из Противоположностей. Влечение и Отвращение, Мысль и Действие, Любовь и Ненависть необходимы для бытия Человека. Противоположности создают то, что верующие называют Добром и Злом. Добро пассивно и подчиняется мысли. Зло активно и проистекает от действия.
Добро- это Рай. Зло- это Ад.
ГОЛОС ДЬЯВОЛА.
- Все священные книги - причина Ошибочных мнений.
1. Что человек разъят на Тело и Душу.
2. Что Действие, то есть Зло, от Тела; а Мысль, то есть Добро, от Души.
3. Что Бог будет вечно казнить человека за Действия. Но Истина - в Противо-положном:
4. Душа и Тело неразделимы, ибо Тело- частица души и его пять чувств суть очи души.
5. Жизнь- это действие и происходит от Тела, а Мысль привязана к Действию и служит ему оболочкой.
6. Действие - вечный восторг.
****
Обуздать желание можно, если желание слабо: тогда мысль вытесняет желание и правит противно чувству. Подавленное желание лишается воли и становится собственной тенью. Об этом повествует нам "Утраченный Рай" и "Государь", где разум назван Мессией. А первоначальный Архангел, стратег небесного воинства, назван Дьяволом и Сатаной, а дети его - Грехом и Смертью. Тот, кого Мильтон назвал Мессией, в книге Иова - Сатана. Ибо историю Иова приняли обе враждующие стороны. Мысль искренне презирает Желание, но Дьявол нас уверяет, что пал не он, а Мессия, и, пав, устроил Рай из того, что украл в Аду. Смотри Евангелие, где Мессия молит Отца послать ему утешителя, то есть Же-лание, чтобы Мысль его обрела Подтверждение; библейский Иегова не кто иной, как тот, кто живет в пылающем пламени.
Знай, что после Христовой смерти он вновь стал Иеговой. Но Мильтон считает Отца - Судьбой, Сына - Вместилищем чувств, а Духа Святого - Пустотой! Заметь, что Мильтон в темнице писал о Боге и Ангелах, а на свободе - о Дьяво-ле и Геенне, ибо был прирожденным Поэтом и, сам, не зная того, сторонником Дьявола.
ПАМЯТНЫЙ СОН,
Я шел среди адских огней, и мое Вдохновенье казалось Ангелам муками или безумием; а я собирал Пословицы, ибо если реченья народа раскрывают душу народа, то Пословицы Ада говорят о Премудрости Преисподней вернее, чем описания и рассуждения путешественника.
Вернувшись, домой, над бездной пяти чувств, на хмурой отвесной круче над нынешним миром я увидел в тучах могучего Дьявола - он огнем высекал на камне то, что сегодня открыто людскому уму:
Вам, людям, не узнать, что каждой птице на лету
Безмерный мир восторга, недоступный вашим
чувствам.
ПОСЛОВИЦЫ АДА.
Во время посева учись, в жатву учи, зимой веселись
Прокладывай путь и веди борозду над костями мертвых.
Дорога излишеств ведет к дворцу мудрости.
Ничтожество угождает расслабленному богачу по имени Благоразумие.
Бездеятельное желание рождает чуму.
Червь, рассеченный плугом, не должен винить плуг.
Брось в воду того, кто пьет одну воду.
В одном и том же дереве глупец и мудрец найдут не одно и то же.
Кто не способен светить, тот не станет звездой.
Вечность- это любовь, закаленная временем.
Деловитой пчеле недосуг тосковать.
Часы измеряют время безумия, но не мудрости.
Здоровую пищу не ловят капканом или силком.
В голод твои друзья - мера, число и вес.
Птица на собственных крыльях не взлетит чересчур высоко.
Мертвый не мстит за обиды.
Благородный ставит соседа выше себя.
Упорствуя в глупости, глупец становится мудрым.
Глупость- одежда Лукавства.
Позор- одеяние Гордости.
Тюрьмы строят из камней Закона, Дома терпимости - из кирпичей Религии.
Красота Павлина - слава Божья
Похоть козла - щедрость Божья.
Свирепость льва - мудрость Божья.
Нагота женщины - творенье Божье.
От избытка горя смеются, а от избытка радости плачут.
Львиный рык, волчий вой, ярость бури и жало клинка суть частицы вечности, слишком великой для глаза людского.
Лиса в капкане клянет себя, но не капкан.
Радость обременяет. Горе разрешает от бремени.
Для мужа - львиная шкура, для жены - овечье руно.
Птице гнездо, пауку - паутина, человеку - дружба.
Веселый добрый дурак и хмурый злобный дурак сойдут за умных, держа в руке розги.
Сегодняшняя истина прежде была лишь догадкой.
Крыса, мышь, лиса и кролик видят корни: лев, тигр, лошадь и слон видят плоды.
Пруд копит воду, ручей расточает.
Одной мыслью можно заполнить бескрайность.
Говори откровенно, и лжец от тебя убежит.
Все достойное веры есть образ истины.
Учась у вороны, орел только губит время.
Лиса кормит себя, льва кормит Бог.
Думай утром. Действуй днем. Ешь вечером. Спи ночью.
Тот, кто тебе подчинился, познал тебя.
Как плуг подчиняется слову, так Бог слышит молитву.
Тигры гнева мудрей лошадей поученья.
Знай, что в стоячей воде отрава.
Не узнаешь меры, пока не узнал избытка.
Внимать упреку глупца достойно царя!
Очи огня, ноздри воздуха, губы воды, борода земли.
Слабый мужеством силен хитростью.
Ясень не учит яблоню росту, лошадь не учит льва охоте.
Благодарность приносит обильную жатву.
Если кто-то спасся от глупости, значит, и мы можем.
Душевную благодать нельзя замарать.
Видя Орла, видишь частицу Гения: выше голову!
Гусеница оскверняет лучшие листья, священник оскверняет чистейшие радости.
Чтобы создать цветок, нужна работа веков.
Проклятие сковывает, Благословение освобождает.
Вино - чем старше, тем лучше; вода - чем свежей, тем лучше.
Молитвы не сеют! Гимны не жнут!
Радости не смеются! Печали не плачут!
В мыслях Парение, в сердце Сострадание, в чреслах Красота, в ногах и руках Соразмерность.
Небо - птице, море - рыбе, презренье - презренным.
Ворона хотела, чтобы мир почернел, сова - чтобы он побелел.
В Излишестве - Красота.
Если б лиса поучала льва, он сделался бы хитрым.
Человек выпрямляет кривые пути; Гений идет кривыми.
Лучше убить дитя в колыбели, чем сдерживать буйные страсти.
Где нет человека, природа пустынна.
Люди не примут правды, если поймут ее, но не поверят.
Довольно!- то же самое, что Чересчур!
Поэты древности одушевляли предметы вокруг себя, видели в них Богов или Гениев, звали их по именам и украшали их достоянием гор, лесов, озер, горо-дов, народов, ибо мир они воспринимали шире и глубже, чем мы.
Они пристально изучали гения каждого народа и страны и находили ему место в свите вымышленного божества.
И возникла картина миропорядка; но корыстные люди стремились представить во плоти вымышленные божества, и отрешить их от зримых предметов, и этим самым поработить доверчивых и неразумных, так возникли Священнослужители.
Они создавали обряды из мифов, сочиненных поэтами. И наконец объявили, что все на земле сотворили Боги. И люди забыли, что Все божества живут в их груди.
ПАМЯТНЫЙ СОН.
Пророки Исаия и Иезекииль делили со мной трапезу, и я спросил, как они отва-жились утверждать, что Сам Бог говорил с ними, и не боялись, что неверно по-нятые слова их породят принужденье и ложь.
Исаия ответил: "Я не слыхал Бога ушам и не видел глазами, но чувства мои на-шли бесконечность в каждом предмете, и я уверовал, что голос праведного гне-ва есть глас Божий, и, не думая о последствиях, написал книгу".
Тога я спросил: "Способна ли вера в свою правоту претворить эту веру в Истину?"
Он ответил: "Все поэты стоят на этом, и некогда вера сдвигала горы, но не многим дано уверовать".
Тогда Иезекииль сказал: "Философия Востока учила первоосновам восприятия мира: одни народы избрали одну основу, другие - другую; мы, иудеи, учили, что первооснова - Поэтический Гений (я пользуюсь вашими словами), а другие вторичны; пророчествовали, что все убедятся в первичности нашего Бога,
Поэтического Гения; этого жадно жаждал наш великий поэт Царь Давид; ибо желал побеждать врагов и удерживать царства Поэзией; мы любили нашего Бо-га и отвергали богов сопредельных народов, и невежды решили, что мы хотим покорить все народы.
Наша вера сделалась жизнью: народы чтут иудейские книги и молятся иудей-скому богу - кого же нам покорять?"
Я слушал их с удивлением и поверил в их правоту. После трапезы я попросил Исаию вернуть миру утраченные книги; он сказал, что ни одна важная книга не утрачена. То же сказа Иезекииль.
Потом я спросил Исаию, что заставило его три года ходить нагим и босым. Он ответил: "То же, что нашего друга грека Диогена".
Тогда я спросил Иезекииля, отчего он ел навоз и так долго лежал на левом и правом боку? Он ответил: "Я желал, чтобы люди поняли смысл бесконечности; то же делают и индейцы Америки; да и честен ли тот, кто противится своему гению или совести ради мига покоя и удовольствия?"
Истинна древняя вера в то, что мир в конце шести тысяч лет погибнет в огне, - так сказали мне в Аду.
Ибо когда Херувим с пламенеющим мечом оставит стражу у древа жизни, все творение испепелится и станет святым и вечным, как ныне греховно и ленно.
Путь же к этому - через очищение радостей плоти.
Для начала докажем, что душа и тело неразделимы; и я буду вытравливать мыс-ли мои на металле кислотами, кои в Аду спасительны и целебны, ибо они разъедают поверхность предметов и обнажают скрытую в них бесконечность.
Если б врата познания были открыты, людям открылась бы бесконечность.
Но люди укрылись от мира и видят его лишь в узкие щели своих пещер.
ПАМЯТНЫЙ СОН.
В печатне Ада я видел, как знания переходят от поколения к поколению.
В первой комнате Человек-Дракон выметал мусор с порога, куда его выносили другие Драконы.
Во второй - вдоль стен выгибался Змей, и его украшали серебром, золотом и каменьями.
В третьей - Орел с воздушными крыльями утверждал бесконечность Ада, а во-круг него Люди- Орлы высекали дворцы в беспредельных скалах.
В четвертой - Львы огненным жаром дыхания превращали металлы в тягучие жидкости.
В пятой Безымянные существа проливали эти металлы в шестую.
В шестой - их вбирали Люди, расставленные по полкам, как книги.
****
Создавшие мир и ныне как будто окованные цепями мира. Гиганты суть причи-ны жизни и источники действий; но цепи- всего лишь хитрость слабых, покор-ных умов, которым достало силы сопротивляться силе; как гласит пословица: слабый мужеством силен хитростью.
Бытие создает Изобилие и Поглощение; Поглощение мнит, что держит в цепях Изобилие, но на деле берет ничтожную долю того, принимая ее за целое. Но Изобилие истощится, если избыток его восторгов не будет тонуть в морях поглощения. Кто-то спросит: " Разве не в Боге одном Изобилие?" Я отвечу: " Бог существует и действует только в людях". Сторонники Изобилия и сторонники Поглощения живут на земле и вечно враж-дуют: кто старается их примирить, убивает жизнь. Их старается примирить Религия.
Заметь: Иисус Христос не соединял, но разделял, и в Притче об агнцах и козли-щах он говорит: "Не мир пришел Я принести, но Меч".
Мессия, он же Сатана, он же Искуситель - не допотопная Древность, но нынеш-няя наша Сила.
ПАМЯТНЫЙ СОН.
Ангел сошел ко мне и сказа: "О жалкий безумец! О мерзкий! О гибнущий! Жиз-нью своей ты себе уготовил в вечности огненную преисподнюю".
Я ответил: "Покажи мне мою судьбу, и мы вместе решим, чей жребий лучше, мой или твой".
Он повел меня сквозь конюшню, и церковь, и склеп, и в конце была мельница; мы прошли из нее в пещеру, и томительно долго спускались извилистым подзе-мельем, и вот увидели под собой пустоту, бескрайнюю, как опрокинутые небе-са, и на корнях растений повисли над пустотой; я сказал: " Бросимся в пустоту и посмотрим, есть ли в ней провидение, - если не хочешь, я брошусь один".
Он ответил: "Смирись, юнец, когда расступится тьма, мы и отсюда увидим твой жребий". И я остался сидеть на изогнутом корне дуба, а он держался за мох, свисающий с обрыва.
Мы рассмотрели бескрайнюю Бездну, яростную, как дым горящего города; вни-зу бесконечно далеко от нас светило черное солнце; вокруг черных лучей его вращались, ловя добычу, черные пауки, зловещие твари, рожденные тлением; они летели, или, вернее, плыли, в бездонных глубинах, и воздух был так насы-щен ими, что, казалось, из них состоит: это Дьяволы, и зовут их Силами возду-ха. Я спросил моего спутника, в чем же мой вечный жребий. Он ответил: "Быть в середине меж черными и белыми пауками".
Но из середины меж черными и белыми пауками вырвались туча и пламя, и глубь почернела, как море, и покатилась с ужасным ревом; черная буря все скрыла от глаз, лишь на востоке с неба спадал водопад из крови с огнем, и на расстоянии нескольких брошенных камней появилась и вновь погрузилась во мрак чешуя чудовища; и возник над волнами яростный гребень дракона, он поднимался, как золотистый гребень горы; и две сферы алого пламени разогна-ли тучи и дым: мы увидели пурпурную и зеленую голову Левиафана, полоса-тую, как голова тигра; мы увидели его пасть над клокочущей пеной и жабры, струившие кровь в черную глубину; он устремился к нам с неистовым гневом.
Друг мой Ангел бежал на мельницу; я остался один, и видение вдруг исчезло; я сидел у приятной реки в лунном свете и слушал арфу и песню: "Не склонный к переменам ум - стоячая вода, в воображении его - нечистых гадов рой".
Я пришел на мельницу к Ангелу; он удивился мне и спросил, как я спасся. Я ответил: " Ты показал мне плоды своей метафизики: когда ты бежал, я остал-ся в лунном свете возле реки и слушал пение. Ты показал мне мой вечный жре-бий, а я покажу тебе твой". Он засмеялся, но я обхватил его, и мы полетели на запад сквозь ночь выше тени земной и опустились на солнце, и я облачился в белое, и, захватив тома Сведенборга, покинул страну сияния, и миновал все планеты, и мы прилетели к Сатурну: я отдохнул и ринулся в бездну между Са-турном и неподвижными звездами.
Я сказал: "Твой жребий - в этих пределах, если здесь предел". И вновь перед нами была конюшня и церковь, и я подвел ангела к алтарю и раскрыл Библию, - о чудо это был вход в подземелье, и я погнал по нему Ангела к семи кирпичным домам и ввел в один дом; мартышки и обезьяны в нем, скалясь, бросались друг на друга, насколько пускали их цепи, сильные, ухватив слабых, отгрызали им ноги и руки, обладали беспомощными телами и тут же их пожирали; и мы от смрада сбежали на мельницу, и я принес с собой скелет, который был 2Аналитикой" Аристотеля.
Ангел сказал: "Стыдись, ты показал мне свой бред".
Я ответил: " Мы оба показали друг другу свой бред, но я не буду попусту спо-рить с тобой, ибо твой труд-"Аналитика".
В Противоборстве суть истинной Дружбы.
****
Я всегда замечал, что Ангелы почитают мудрыми только себя, их самомнение- плод постоянного умствования.
И Сведенборг хвастает тем, что все сочиненное им ново, а на деле оно- Свод выжимок из старых книг.
Человек водил обезьяну, ибо был немного умнее ее, но он возгордился и почел себя много умнее семи мудрецов. Таков Сведенборг: он показал греховность церквей и ложь лицемеров и возомнил, что он один на земле вырвался из сетей религии.
Во-первых, Сведенборг не открыл ни одной новой истины. Во-вторых, его со-чинения - старая ложь.
И вот причина: Сведенборг беседовал с ангелами, которые любят религию, но тщеславие не позволило ему беседовать с дьяволами, которые ее ненавидят.
Поэтому Сведенборг повторяет чужие мнения и исследует лишь небеса - но не больше.
И всякий посредственный человек способен из книг Парацельса и Якоба Беме произвести десять тысяч томов равной ценности со Сведенборгом, а из книг Шекспира и Данте - бесчисленное их множество.
Но, так поступив, пусть не скажет, что превзошел своих учителей, ибо он всего лишь держит свечу при солнечном свете.
ПАМЯТНЫЙ СОН.
Однажды я видел, как Ангел сидел на облаке и перед ним восстал Дьявол во пламени и сказал: "Поклоняться Богу - значит чтить его дары в людях, отдавать каждому должное и больше других любит великих людей: кто завидует и воз-водит хулу на великих, тот ненавидит Бога, ибо во Вселенной нет Иного Бога".
Ангел сделался синим, но совладал с собой, и сделался желтым, белым и нако-нец, розовым, и с улыбкой ответил:
"О творец Кумиров! Разве Бог не Один? Разве он во плоти не являлся Иисусом Христом? Разве Иисус Христос не дал нам десять заповедей? Разве прочие лю-ди не безумцы, грешники и ничтожества?"
Дьявол ответил: " Растолки безумца в ступе с пшеницей, и безумие отлетит от него. Раз Иисус Христос был самым великим человеком, ты должен любить его больше, чем всех остальных человеком. Подумай, как он дал свои десять запо-ведей. Разве не насмехался он над субботой и Богом субботы? Разве не убивал он тех, кто убиты во имя его? Разве не отвратил закон от блудницы? Разве не лжесвидетельствовал, когда не стал защищать себя перед Пилатом? Разве не со-блазнялся, когда молился об учениках и когда повелел им отрясти прах от ног, выходя из дома того, кто принял их? Я говорю: добродетель всегда нарушает заповеди. Иисус- добродетель и действовал от души, а не по законам".
И тут я увидел, как Ангел стал Дьяволом и ныне мой лучший друг: мы часто вместе читаем Библию и находим в ней инфернальный или дьявольский смысл, и мир его узнает, если того заслужит.
И еще у меня есть Библия Ада, и смысл ее мир узнает, хочет он того или нет.
Томление - общий закон для Льва и Вола.
ПЕСНЬ СВОБОДЫ.
1. Возопила Вечная Женственность! Весь мир услыхал ее.
2. Но брег Альбиона безмолвен; луга Америки далеки!
3. Зыблются тени Пророчества по озерам и рекам, взывают через Атлантику: разрушь темницу, о Франция!
4. Золотая Испания, рви оковы ветхого Рима!
5. И ты, Рим, брось ключи свои в бездну, да канут в вечность!
6. Зарыдай и склони почтенную седину
7. Ибо новорожденный ужас взяла Женственность в слабые руки и указала:
8. На бескрайних нагорьях сиянья, за океаном - новорожденное племя восстало пред оком мрачного короля.
9. На хмурых снегах и грозных виденьях вороньи крылья взвились над пучи-ной.
10. Но рука с занесенным копьем горит, рухнул щит; взметнулась рука алчно-сти к вспыхнувшим волосам и отбросила в звездную ночь новорожденное диво
11. Пламя, пламя с небес!
12. Ввысь, ввысь глядите! Увидь, что творится в мире, о горожанин Лондона! Брось считать золотые монеты, о Иудей, вернись к библейскому ладану и вину! О Африканец! О черный Африканец! ( Лети, крылатая мысль, расширь ему разум.)
13. Руки и волосы в пламени, словно вечернее солнце, скрылись в западном мо-ре.
14. Нарушен вечный сон древней стихии, с ревом она уносится прочь:
15. Рухнул алчный король, тщетно крыльями бил он; седые его советники, грозные воины, дрогнувшие ветераны средь шлемов, щитов, колесниц, ко-ней, слонов и знамен, крепостей, луков и стрел.
16. Мечутся, падают, гибнут! Погребены под руинами в подземельях Уртоны;
17. Всю ночь под руинами; иссякло мрачное пламя, толпятся они вкруг угрюмо-го Короля.
18. В огне и громе ведет он орды бесплодной пустыней, провозглашает десять вороньих заповедей, но в черном унынии из-под век косится он на восток,
19. Где в златопером облачке утра сын пламени
20. Разгоняет тучи, исчерченные проклятьями, воздвигает столп закона на пра-хе, выпускает из подземелий ночи коней вечности и возглашает:
ИМПЕРИЯ УМЕРЛА! ОТНЕНЫ СГИНУТ И ЛЕВ И ВОЛК!
ПРИПЕВ.
О Жрецы вороньего утра, теперь чернота ваша не смертоносна, не хулите ж сынов веселья! О приемные братья Ворона, - вас он, тиран, именует свободны-ми, - не воздвигайте стен, не скрывайте крышами небеса! О бледный церковный разврат, сойди с пути вольных желаний девства!
Ибо все живое Священно.
1790-1793.
Перевод А.Сергеева OCR: Ломиэн Написать нам Обсуждение |