Урна в Ст.-Гингольфе
В получасе езды от Санкт-Гингольфа, —
за холмами, — находится древний парк, дикий и
покинутый, — не обозначенный ни на одной карте.
Замок, стоявший когда-то посредине его,
вероятно еще несколько столетий тому назад,
разрушился; остатки белых стен, — не выше, чем до
колен человека, — торчат потерянные из дикой
глубокой травы, как побелевшие гигантские остовы
зубов допотопного чудовища.
Равнодушное время все сровняло с
землею, ветер развеял — имена и гербы, ворота и
двери.
А на башни и крыши светило солнце, пока
они медленно и незаметно распадались в прах,
чтобы потом мертвой пылью с испарениями долины
подняться вверх.
Так зовет к себе всепоглощающее солнце
земные предметы.
Глубоко в тени кипарисов сохранилась в
парке от забытых времен выветрившаяся каменная
урна; темные ветки сокрыли ее от непогоды.
Рядом с этой урной я бросился однажды в
траву, слушал раздраженное карканье ворон там, на
верхушках деревьев, и видел, как цветы
становились серьезными, когда тучи простирали
свои руки перед солнцем; и вокруг меня грустно
закрывались тысячи глаз — так чудилось мне —
когда угасал свет на небе.
Долго лежал я так, почти неподвижно.
Грозные кипарисы мрачно стерегли урну,
смотревшую на меня своим обветренным каменным
лицом, как существо без дыхания и сердца, — серо и
бесчувственно.
И мысли мои тихо скользнули в
потонувший мир — полный сказочных звуков и
таинственного звона металлических струн; мне
казалось, что должны прийти нарядные дети, и, стоя
на цыпочках, бросать в урну — своими маленькими
ручками — камешки и сухую листву.
Потом я долго размышлял, почему на этой
урне лежит тяжелая крышка, как каменная, упрямая,
черепная коробка. И какое-то странное чувство
овладело мной, при мысли о том, что воздух и
жалкие сгнившие предметы, сокрытые в ней, так
бесцельно и таинственно изъяты из жизни.
Я хотел двинуться и почувствовал, что
члены мои скованы сном, а пестрые картины жизни
медленно блекнут.
.........................................
И мне приснилось, что кипарисы вновь
стали молодыми и незаметно колеблются от тихого
дуновения ветерка.
В урне отражалось мерцание звезд, а
падавшая на белый, при ночном освещении, луг тень
от голого, исполинского креста, молчаливо и
призрачно торчавшего из земли, была похожа на
вход в мрачную шахту.
Медленно тянулись часы, иногда, на
короткий промежуток времени, блестящие круги
ложились на траву и на мерцающие венчики дикого
укропа, волшебно сиявшего, подобно цветному
металлу, — искры, — бросаемые месяцем между
стволами деревьев, когда он проходил над холмами.
Парк ждал чего-то или кого-то, кто
должен был прийти и, — когда на дорожке, из
сокрытого в полной тьме замка, тихо заскрипел под
тяжестью чьих-то шагов гравий, и ветерок принес
шелест платья, мне показалось, что деревья
выпрямились и хотят нагнуться вперед, чтобы
прошептать пришедшему предостерегающие слова.
Это были шаги молодой матери,
пришедшей из замка для того, чтобы броситься к
подножию креста, с отчаянием охватив его
основание.
Но под тенью креста стоял человек, не
замеченный ею; присутствия его здесь она не
подозревала.
Он, выкравший в сумерки ее спящее дитя
из колыбельки, и ожидавший здесь ее прихода час
за часом, ее муж, привлеченный домой издалека
грызущими подозрениями и мучительными снами.
Он прижал свое лицо к дереву креста и
слушал, затаив дыхание, шепот ее молитв.
Он знал душу своей жёны и сокрытые
побуждения ее натуры и знал, что она придет. К
этому кресту.
Он видел это во сне.- Она должна была
прийти сюда, чтобы здесь искать свое дитя.
Как магнит притягивает железо, как
инстинкт собаки помогает ей найти потерянного
щенка, так та же темная загадочная сила, — будь
это даже во сне, — направит стопы матери...
Шумели листья и ветки, чтобы
предостеречь молящуюся, ночная роса падала ей на
руки. Но она потупила взор, и чувства ее были
слепы в неимеющей названия тоске и заботе о
пропавшем дитяти.
Поэтому она не чувствовала, что крест
был обнажен и не нес на себе того, к кому она
взывала и кто сказал: иди и не греши больше.
А тот, кто вместо него слушал слова ее
муки, хотел быть безжалостным духовным отцом.
И она молилась и молилась, и все яснее
выливалась ее мольба в признании.................
"Не обвиняй меня, господи, и, как простил
женщине прелюбодеяние"..., — тогда громко
застонали старые ветки в муке и страхе и дико
схватили подслушивавшего за крестом и вцепились
в его плащ... порыв ветра промчался по парку.
Последние предательские слова унесло его
порывом, но ненавидящего уха не обманет и буря, и
молниеносно становится достоверным то, что
долгое время было только
подозрением............................
И опять мертвая тишина вокруг.
Молящаяся у креста упала, — недвижно,
словно скованная сном.
Тогда тихо, тихо повернулась каменная
крышка, и белые руки человека засветились во
тьме, когда они медленно и беззвучно, подобно
страшным паукам, ползли по краю урны.
Ни звука во всем парке. Парализующий
ужас крался в темноте. Линия за линией опускались
и исчезали каменные винтовые нарезки.
И вдруг, сквозь чащу, крошечный луч
месяца осветил орнамент на урне и создал на
отшлифованной капители горящий ужасный глаз,
смотревший в лицо мужчины вытаращенным коварным
взглядом..
.........................................
Ноги, подгоняемые ужасом и страхом,
мчались через лес и треск хвороста вспугнул
молодую мать.
Шум стал слабее, потерялся вдали и
замер.
Но она не обращала на это внимания и
прислушивалась в темноте, с остановившимся
дыханием, к какому-то незаметному, еле слышному
звуку, родившемуся как бы из воздуха и достигшему
ее уха. Разве это не был тихий плач? Совсем рядом с
ней?
Неподвижно стояла она и
прислушивалась, прислушивалась с закушенными
губами, ее слух стал острым, как у зверя; она
задерживала дыхание до того, что начинала
задыхаться и все-таки дыхание, вырывавшееся из ее
рта, казалось ей шумом бури; сердце гудело, и
кровь в жилах бурлила подобно тысяче подземных
ключей. Она слышала как скребутся гусеницы в коре
деревьев и незаметно колеблются травинки.
И загадочные голоса зарождающихся,
неродившихся еще мыслей, от которых зависит
судьба человека, — невидимо сковывающие его волю
— и все-таки тихие, гораздо более тихие, чем
беззвучное дыхание растущих растений, звучали
чуждо и глухо в ее ушах.
А между ними плач, болезненный плач,
обволакивающий ее, звучащий над ней и под ней, — в
воздухе, — в земле.
Ее дитя плакало, — где-то там, — здесь,
— ее пальцы сжимались от смертельного ужаса, —
бог поможет ей найти его.
Совсем, совсем близко от нее должно оно
быть, бог хочет только испытать ее, — конечно!
Вот плач послышался ближе и громче,
безумие машет своими черными крыльями и
затемняет ими небо, — весь ее мозг — один
единственный, истерзанный слуховой нерв.
Минуту, еще минуту сострадания, о боже,
пока она найдет свое дитя. Полная отчаяния, она
бросается вперед на поиски ребенка, но шум первых
же шагов ее поглощает тонкий звук, путает слух и
приковывает ногу к прежнему месту. Беспомощная,
она останавливается, недвижная как камень, чтобы
не потерять следа.
Снова она слышит свое дитя, оно зовет
ее, но вот лунный свет прорывается через парк и
сверкающими потоками низвергается с верхушек
деревьев, и украшения на урне светятся, как белый
перламутр.
Резкие тени кипарисов указывают:
здесь, здесь поймано твое дитя, разбей камень.
Скорей, скорей, пока еще не задохнулось; но мать
не видит и не слышит.
Отблеск света обманул ее; в
беспамятстве бросается она в чащу, до крови
царапает руки о терния, и шарит в кустах, как
беснующийся зверь.
.........................................
Ее жуткие вопли несутся по парку.
И белые фигуры приходят из замка и
рыдают, и держат ее руки и, полные сострадания,
уносят ее.
Безумие покрыло ее своей мантией и она
умерла в ту же ночь. Ее дитя задохнулось, и никто
не нашел маленького трупа; урна хранила его, пока
он не превратился в пыль.
Старые деревья стали болеть с той ночи
и медленно засохли. Только кипарисы охраняют
трупик и до сегодняшнего дня.
Никогда больше они не сказали ни слова
и от горя оцепенели и стали неподвижными.
А деревянный крест они молча прокляли,
пока не пришла буря с севера, не вырвала его и не
повергла ниц. Урну она в своем бешенстве тоже
хотела разбить, но бог не позволил этого; камень
не всегда справедлив, а этот был не более жесток,
чем человеческое сердце.
.........................................
Что-то тяжелое давит мне на грудь и
заставляет меня проснуться.
Я смотрю вокруг себя, поднебесное
пространство наполнено преломленным светом.
Воздух жарок и ядовит.
Кажется, что горы испуганно сдвинулись и
ужасающе отчетливо каждое дерево. Отдельные
белые полосы пены мчатся по воде, гонимые
таинственной силой; озеро черно; как разинутая
пасть бешенной исполинской собаки лежит оно подо
мной.
Вытянувшееся фиолетовое облако,
какого я никогда еще не видал, парит со страшной
неподвижностью, высоко парит над бурей и, как
призрачная рука, схватывает небо.
Сон об урне еще душит меня, и я
чувствую, что это рука урагана там наверху — и
его далекая, невидимая рука нащупывает и ищет на
земле сердце, оказавшееся более твердым, чем
камень.
OCR Birdy Написать нам Конференция |