Что же из себя представляет "Молот ведьм" (об авторах)
"Молот ведьм" или "Hexenhammer" (1-е ,,.., 1486г.) - бесспорно, основной и самый мрачный из всех трудов по демонологии. Он был общеобязательным кодексом, объединявшим древние легенды о черной магии с церковной догмой о ереси, открывшим шлюзы потоку инквизиторской истерии столь широко, насколько это вообще мог сделать печатный труд.
Его авторы стремились воплотить в действие библейское указание: "Не оставляй ворожеи в живых" (Исход, 22,18) Руководство для охоты на ведьм переиздавалось, по крайней мере, 13 раз до 1520г. и еще не менее 16 изданий вышло между 1574 и 1669 гг. - многие ранние издания выходили без указания места и времени издания. Известно, по крайней мере, 16 немецких, 11 французских, 2 итальянских и несколько английских изданий (преимущественно поздних - 1584, 1595, 1604. 1615, 1620, 1669 гг.). "Молот ведьм" стал источником вдохновения для авторов всех последующих руководств и удерживал главенствующую позицию даже после появления трудов таких выдающихся авторитетов, как Реми (1595) и дель Рио (1599).
Его значение и место среди книг своего времени было обусловлено несколькими причинами: во-первых, схоластической известностью авторов, доминиканцев Якова Шпренгера (1436-1495) декана Кельнского университета и приора Генриха Крамера (латинизированное Инститорис) (ок. 1430-1505); во-вторых, папской буллой 1484г., которую Крамер получил от папы Иннокентия VIII, чтобы подавить оппозицию, выступавшую против охот на ведьм; и в-третьих, детальной разработкой процедуры судопроизводства над ведьмами, "чтобы как духовные, так и гражданские судьи располагали готовыми приемами пыток, ведения суда и вынесения приговора". Большинство аргументов было заимствовано из трудов доминиканского приора Нидера - "Formicarium" (1435) и "Praeceplorium".
"Молот ведьм" состоит из трех частей. В первой обсуждается необходимость глубокого осознания должностными лицами гнусности колдовства, включающего отречение от католической веры, преданность и поклонение Дьяволу, подношение ему некрещеных детей и плотские сношения с инкубом или суккубом. Неверие в колдовство (с позволения канона Episcopi) являлось ересью. В Библии говорится, что ведьмы существуют, а следовательно "любой кто не верит в установления священного писания является еретиком". Формула отречения (приведенная в части III) для тех, кого серьезно подозревали в ереси (но против кого не было свидетельства под присягой), звучала так: "Я клятвенно отрицаю ту ересь, или, вернее говоря, неверие, которое неверно и лживо утверждает, что на земле не существует ведьм". По данному обвинению законом допускались показания любых свидетелей, поскольку колдовство рассматривалось как высшая форма измены христианскому долгу. Вследствие этого показания о колдовстве разрешалось давать свидетелям, обычно не допускавшимся в суд: преступникам, отлученным от церкви, уличенным в лжесвидетельстве, причем их имена могли оставаться в секрете.
Во второй части устанавливаются три типа злодейств, совершаемых ведьмами и противодействие каждому из них. Здесь же Шпренгер и Крамер подтверждают все истории о деяниях ведьм, договор с Дьяволом, сексуальные отношения с дьяволами, перемещения, превращения, лигатуру, порчу урожая и скота - фактически, самый широкий круг чародейств.
Третья часть (видимо, написанная Крамером, имевшим больший практический опыт) содержала формальные правила для возбуждения судебного иска против ведьмы, обеспечения ее осуждения и вынесения приговора. Здесь же разграничивается юрисдикция инквизиторских, епископских и светских судов, причем два последних суда побуждаются к более активному преследованию ведьм. Причина заключается в том, что ведьмы, которые юридически не могут преследоваться инквизицией как еретики, должны передаваться двум другим судам. В третьей части заканчивается обсуждение приемов допроса свидетелей, а также ареста, заключения и пыток ведьм, и таких практических вопросов как преодоление молчания ведьм - технически ведьму нельзя было осудить без ее собственного признания. Там же устанавливается, что обвиняемый (и его защитники, если таковые имеются) не должны знать имени обвинителя.
Аргументы, содержащиеся в почти четверти миллиона слов, представляют собой фантастическое принесение логики и здравого смысла в жертву заранее сложившейся богословской концепции. Например, слову "женщина" (femina) приписывается происхождение от [вера] и minus [малый], а "дьявол" (diabolus) - от dia [два] и bolus [смерть], т.е. "убивающий душу и тело". Даже в первой части игнорируются разумные аругменты. Так, объявляются еретиками те, кто "верят в существование демонов, кроме как в воображении масс, которые и приписывают свои собственные лжеучения дьяволу. Разные облики, рисующиеся уму, возникают как плод сильного воображения, Человеку лишь кажется, что он видит бесов или ведьм". Затем авторы "Молота ведьм" продолжают: "Все это противоречит истинной вере, утверждающей, что ангелы, низринутые с неба, превратились в бесов, что поэтому они, обладая большей силой, чем мы, могут также и достигнуть большего, чем можем сделать мы". Хотя Чарлз Уильямс называет этот силлогизм "почти первоклассным", Ли характеризует интеллектуальный уровень книги следующим образом: "Ее жалкий стиль своим однообразием напоминающий бесцельную, сбивающую с толку бесконечную ходьбу с места на место, представляет собой блуждание мысли, неспособной к концентрации и готовой следовать за любой навязчивой идеей".
Как апологеты демонологии, так и независимые мыслители подчеркивают, что было бы нелогично и неверно осуждать представления XVIв. с точки зрения современных критериев. Конечно, в этом они правы, но, тем не менее, гуманистический, научный и разумный подход уже в то время был присущ мыслящим людям, по праву и долгу совести осуждавшим демонологов и мракобесов, отбросивших развитие цивилизации на несколько сотен лет назад.
Крамер начинал свою деятельность в Тироле, где возбудил к себе сильную враждебность со стороны местного населения. Чтобы обосновать охоту за ведьмами, он уговорил одну распутницу спрятаться в печи, притворившись, что там поселился дьявол. Ее голос обвинил многих людей, которых Крамер жестоко пытал. В конце концов епископу Бриксенскому удалось изгнать Крамера, но он уже получил награду за свои труды от эрцгерцога Сигизмунда (которому Молитор посвятил свой труд в 1489г.)
Совместный труд двух друзей-инквизиторов одобрен официальным письмом богословского факультета Кельнского университета от 1487г., и это тоже освещает его с весьма неожиданной стороны. Дело в том, что это одобрение обманчиво, поскольку (как заметил Хансен), его подписали лишь четыре профессора из всего университета, и их поддержка ограничивается заявлением, что части I и II не противоречат католическому вероучению, и что часть III заслуживает доверия благодаря приведенным в ней свидетельствам. Еще четыре профессора вместе с университетским педелем дополнительно одобрили положение против священников, неосторожно отрицающих колдовство. Тем не менее, их заявление не появлялось в кельнских изданиях до 1494г., пока не умер педель, после чего оно было подшито и в более ранние издания, предназначенные для продажи вне Кельна. В результате все пришли к выводу, что письмо - подделка, прибавляющая престиж книге. Коллеги Шпренгера по университету не отслужили заупокойную мессу после его смерти 6 декабря 1495г. Это упущение могло быть вызвано тем, что он завещал свое имущество за пределы Кельна, но, с другой стороны, могло быть обусловлено и его академической непорядочностью. Авторы "Молота ведьм" стремились любыми средствами добиться обязательного сожжения ведьм. Особенно примечательно то, что протестанты, повсюду противостоявшие инквизиции, считали "Молот ведьм" авторитетом и законом во всем, что касалось ведьм.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ЧАСТЬ I
О трех силах, составляющих колдовство, а именно: о дьяволе, о колдуне и о божьем попущении.
Глава 1. Существует ли колдовство?
Глава 2. Действует ли дьявол совместно с колдуном?
Глава 3. Могут ли быть порождены люди инкубами и суккубами?
Глава 4. Какими демонами совершается инкубат и суккубат?
Глава 5. Откуда берет начало преумножение чародейств?
Глава 6. О ведьмах, предающихся демонам
Глава 7. Могут ли ведьмы возбуждать в сердцах людей любовь или ненависть?
Глава 8. Могут ли ведьмы препятствовать способности к деторождению или любовному наслаждению, о каковом колдовстве идет речь в булле?
Глава 9. Придают ли ведьмы людям облики животных?
Глава 10. Что надо думать о волках, которые крадут и пожирают как взрослых людей, так и мальчиков? происходит ли это тоже через посредство ведьм и наваждения?
Глава 11. О повивальных бабках-ведьмах, предупреждающих различными способами зачатие во чреве матери, производящих аборты и посвящающих новорожденных демонам.
Глава 12. Необходимо ли божье попущение при колдовстве?
Глава 13. Разъяснение вопроса об обоих попущениях бога, по всей справедливости совершенных им, а именно: дьявол, виновник всякого зла, впал в грех. прародители тоже впали, вследствие чего чародеяния ведьм с полным правом допускаются богом
Глава 14. Рассматривается ужас колдовства. Весь материал заслуживает того, чтобы им пользовались в проповедях
Глава 15. Объясняется, что ведьмы околдовывают как невинных, так и грешников.
Глава 16. Объясняется высказанная истина сравнением чародеяний с другими видами суеверий.
Глава 17. Семнадцатый вопрос объясняет пятнадцатый путем сравнения тяжести преступления ведьм с любым грехом демонов
Глава 18. Указание, как надо проповедовать против пяти возражений мирян, которые пытаются доказать, что бог не дает дьяволу и ведьмам власти производить подобные чародеяния
ЧАСТЬ II
Вторая часть "молота ведьм" трактует о способах околдования и о том, как таковое можно снять. Она содержит только два главных вопроса, которые, однако, обсуждаются в нескольких главах.
Кому колдун не может вредить?
Может ли кто-либо быть настолько охраняем ангелом-хранителем, что не бывает околдован ведьмами ни одним из ниже приведенных средств?
Глава 1. О различных способах, коими демоны через посредство ведьм привлекают и соблазняют невинных для умножения нечестия
Глава 2. О средствах выполнения святотатственной профессии ведьм
Глава 3. О способе, коим ведьмы переносятся с места на место
Глава 4. О способе, коим ведьмы предаются демонам и инкубам
Глава 5. Об общем способе, коим ведьмы посредством церковных таинств выполняют свои лиходейства, и о способе, коим они имеют обыкновение задерживать производящую силу и насылать другие лишения на все твари, за исключением небесных тел.
Глава 6. О способе, коим ведьмы имеют обыкновение задерживать силу деторождения.
Глава 7. О способе, коим ведьмы лишают мужчин полового члена.
Глава 8. Каким образом ведьмы придают людям облики зверей?
Глава 9. Как демоны проникают в тела и головы людей, не причиняя им ранений, когда они производят обманы чувств?
Глава 10. О способе, коим демоны с помощью чародейств телесно берут человека в обладание. 13. Глава 11. О способах, коими ведьмы могут наслать всякого рода болезни с помощью колдовства.
Глава 12. О способе, коим ведьмы насылают другие болезни, и главным образом, на людей.
Глава 13. О способе, коим повивальные бабки причиняют величайшие вредительства, убивая детей или посвящая их демонам.
Глава 14. Как ведьмы наводят различную порчу на домашний скот?
Глава 15. Как ведьмы производят градобитие и грозу и направляют молнии на людей и животных?
Глава 16. О трех видах колдовства, свойственного мужчинам, разбираемых в трех разделах и в последнем из них - о стрелках из луков.
Второй главный вопрос этой второй части: о способах устранения или излечения околдования, чему предпосылается разрешение одного затруднения.
ЧАСТЬ III
Глава 1. Церковные средства против инкубов и суккубов.
Глава 2. Средства врачевания для тех, чья способность к соитию околдована.
Глава 3. Средства врачевания для обуреваемых чрезвычайной любовью иди чрезвычайной ненавистью из-за околдования.
Глава 4. Средства врачевания для тех, у которых, вследствие обмана чувств, устранены детородные органы, а равно и для тех случаев, когда людям придаются личины зверей.
Глава 5. Средства врачевания тех, которые стали одержимыми вследствие околдования.
Глава 6. Средства врачевания экзорцизмом против насланных болезней и указания, как экзорцировать одержимых.
Глава 7. Средства против градобития и при лечении околдованных домашних животных.
Глава 8. Некоторые сокровенные средства против некоторых тайных искушений дьявола. Часть III Cледует третья часть всего сочинения, рассматривающая способы искоренения или, по крайней мере, наказания ереси подлежащим духовным или светским судом и содержащая тридцать пять вопросов; общий вступительный вопрос предшествует им. Каково продолжение процесса.
Следует третья часть сей последней части: как этот религиозный процесс достойным образом заканчивается заключительным приговором.