Скалдин
Алексей Скалдин – писатель необычный и почти
абсолютно неизвестный. Автор сборника
символистских стихов, получившего рецензию
самого Николая Гумилева, но рецензию, увы,
целиком негативную, и романа со странным
названием “Странствия и приключения Никодима
Старшего”. Сейчас мне почему-то пришло в голову,
что это название смутно соотносится с другой
странной книгой - “Повесть о приключениях Артура
Гордона Пима”. Обе о путешествии beyond, хотя во
многом они и совершенно различны.
Скалдин родился в 1885 году в Тверской губернии в семье крестьянина. В пятнадцатилетнем возрасте попал в Петербург, работал в крупной фирме рассыльным – мальчиком на побегушках, занимался в университете, со временем стал директором в своей фирме. На единственно доступной мне фотографии Скалдин чем-то напоминает начинающего банкира Птицына из “Идиота” Достоевского – бритая интеллигентная голова, уверенный, но не старо-купеческий, скорее новый “буржуазный” взгляд.
В 1910-х годах Скалдин сближается с литературно-мистическими кругами Петербурга, становится посетителем так называемой “башни” Вячеслава Иванова, которого досужие языки записывали кто в масоны, кто в мартинисты, кто в штейнерианцы. Есть равные основания полагать, что в этих кругах Скалдин искал “посвятительного знания”, так и считать, что Скалдин, скорее всего, сам каким-то образом изначально знал многое из того, о чем любили рассуждать и строить догадки круги мистической петербургской богемы. Любопытно, что Скалдин, по воспоминанием современников, в этих кругах “появлялся, но пропадал надолго”. Практический успех наряду с явным интересом к сферам иррациональным позволяет строить догадки, не использовал ли Скалдин, как и Майринк, которого обвиняли “в использовании колдовства в банкирском деле”, некоторые свои знания в коммерческой практике.
Скалдин знакомится с Блоком, который с большим уважением отзывается о нем (“у нас очень долго просидел Скалдин - совершенно новый и очень интересный человек”), пишет для журнала символистов “Труды и дни”, печатается в журналах “Аполлон”, “Сатирикон”. Пишет стихи. Без особой удачи. Более удачной получилась проза.
“Странствия и приключения Никодима Старшего” - это, если попытаться рассказать в двух словах, роман о такой “банальной” вещи как превращение человека в беса. В чем-то напрашиваются параллели с романом Сологуба “Мелкий бес”, хотя бес у Скалдина, несомненно, гораздо более “крупный”.
Мне гораздо более интересной видится странная на первый взгляд параллель с романом Пелевина “Generation П”, где описывается процесс “инициации” героя в культ тайных поклонников Ваала и Иштар, генераторов виртуальной реальности и творцов “общества спектакля”. В конце романа Пелевина главный герой становится “мужем Иштар”, так и в романе Скалдина уже не абстрактная, но реальная “госпожа NN” играет роль такой дамы-посветительницы для Никодима, который также как Татарский у Пелевина должен неожиданно для себя самого занять брешь в строю неких темных сил.
Романы Скалдина и Пелевина удивительно похожи по своей структуре, кроме того, я совершенно уверен, что Пелевин читал “Странствия и приключения Никодима Старшего”. К слову, Виктор Пелевин, ко всему прочему, в начале 90-х переводил такого автора как Артур Мэйчен.
В книге Скалдина присутствуют абсурдистские приемы, вошедшие в обиход сюрреалистов в Европе гораздо позже, некоторые драматические методы, как внешнее отсутствие мотиваций, впрочем, отсутствие, скорее всего, кажущееся, ведь герои Скалдина действуют подчас по свой мотивировке – мистической, мифологической.
Роман “Странствия и приключения Никодима Старшего” был издан и поступил в продажу где-то “между 6 и 13 ноября 1917 года”, поэтому, отчасти, литературоведы любят утверждать, что он подводит своего рода черту под русской дореволюционной литературой. “Приключения Никодима” никогда не переиздавались при Советской власти, но вот удивительно, в сентября 1991 года (1991 – две симметричные десятки – знак полноты и конца еще одного цикла) в журнале “Юность” неожиданно вновь печатают этот роман. Опять наступает время растворения, диссолюции и опять роман Скалдина появляется на свет. И где? В “Юности”, которая мало того, что по духу совершенно противоположна Скалдину, но и глупеет с каждым номером, печатая вместе с “…Никодимом” пошловатую и гнусно-пропагандистскую (в духе времени) “Московскую сагу” Аксенова.
Уже позже роман вышел в дешевом бумажном издании и, кажется всё. Книга канула в лету до очередной “бури равноденствий”.
Прочесть роман “Странствия и приключения Никодима Старшего” вернее всего можно, если найти где-нибудь в кладовке подшивку Юности за 91-ый год, где она пылится подобно проклятым манускриптам в рассказах Лавкрафта, “где их никто не брал и не берет”.
Велик соблазн придать тексту Скалдина вульгарно политическую окраску – что в романе он якобы описал и предсказал приход “бесов-большевиков”. Именно так, кстати, и сделали конъюнктурщики из “Юности”. Но я думаю, все здесь гораздо сложнее, глубже и страшнее.
Что же произошло с Алексеем Скалдиным после Октябрьской революции?
Один из приятелей Скалдина описывает, как в
темном и холодном Петрограде 1918-го Скалдин
демонстрировал ему магические опыты с
вызыванием духов. Позже он живет в Царском Селе,
переименованном в Детское. Позже в конце 20-х
пишет книжки для детей (!) - “Чего было много”,
“Колдун и Ученый” и другие. В 1933-ем Скалдин за
“симпатии к народничеству” отправляется в
ссылку в Алма-Ату. Он живет еще 10 лет, но об этих
годах уже абсолютно ничего не известно…
WG (Владимир Сулейкин) Написать нам Обсуждение |