Запретная Книга - русский фэн-сайт Г.Ф.Лавкрафта
Написанное Лавкрафтом | Написанное о Лавкрафте | Приложение

Говард Филлипс Лавкрафт:
жизнь джентельмена из Провиденса.

Семейный портрет.

    Говард Филлипс Лавкрафт родился в 9 часов утра 20 августа 1890 года, в доме своей семьи на Энджелл Стрит 454 ( в те времена еще 194 ) в Провиденсе, штат Род-Айленд. Его матерью была Сара Сьюзан Филлипс Лавкрафт, которая могла проследить свою родословную вплоть до прибытия Джоржда Филлипса в Массачусетс в 1630 году. Отцом был Уинфилд Скотт Лавкрафт, путешествующий торговец из компании Горхэм и Ко, Сильверсмитс, что в Провиденсе. Когда Лавкрафту было три года, у его отца случилось нервное расстройство в гостиничной комнате в Чикаго и отца привезли обратно в больницу Батлера, где он провел 5 лет, прежде чем скончался 19 июля 1898 года. Вероятно, Лавкрафт знал, что его отец был парализован и находился в коме в тот период, но сохранившиеся свидетельства заставляют предположить, что причиной смерти отца Лавкрафта был полупаралич.
     Со смертью отца бремя воспитания мальчика пало на плечи его матери, двух теток, и особенно его дедушки, зажиточного промышленника Уиппла Ван Буррен Филлипса. Лавкрафт был не по годам развитым ребенком: он декламировал стихи в двухлетнем возрасте, читал в три года, и начал писать в пяти- или шестилетнем возрасте. Его первым увлечением были "Арабские Ночи", которые он прочел в пять лет; именно в то время он взял себе псевдоним "Абдул Альхазред", который позже стал автором мифического "Некрономикона". Но в следующем году его арабские интересы затмило открытие греческой мифологии, которое Лавкрафт сделал благодаря "Эпохе Мифов" Булфинча и детским версиям "Илиады" и "Одиссеи". В самом деле, самая ранняя из сохранившихся литературных работ Лавкрафта является парафразом "Одиссеи". Но Лавкрафт к этому времени уже открыл для себя сверхъестественную литературу, и его первый рассказ, несохранившийся "Знатный Соглядатай", можно датировать началом 1896 года. Его интерес к сверхъестественному был взлелеян его дедом, который развлекал Лавкрафта импровизированными сверхъестественными историями в готическом стиле.
     В мальчишеском возрасте Лавкрафт был одинок и часто болел, причем многие болезни были, вероятно, психологическими. Он редко посещал школу на Слейтер Авеню, но много информации получал, читая. В возрасте восьми лет он увлекся наукой, сначала химией, потом астрономией. Он начал выпуск гектографических журналов: "Научная Газета"(1899-1907), и "Род-Айлендский Журнал Астрономии" (1903-07), которые он распространял среди друзей. Когда он поступил в школу для старших классов на Хоуп Стрит, он нашел своих учителей и ровесников близкими себе по духу и обнадеживающими, и завязал много дружеских знакомств с ребятами своего возраста.
     Первое появление Лавкрафта в печати состоялось в 1906, когда он написал письмо, связанное с астрономией в "Воскресный Журнал Провиденса". Довольно скоро после этого он начал вести ежемесячную астрономическую колонку в сельской газете "Потаксет Вэллей Глинер"; позже он вел астрономические колонки в "Провиденс Трибьюн"(1906-08), "Провиденс Ивнинг Ньюс"(1914-18) и в "Эшвилл Газетт Ньюс"(1915).
     В 1904 году смерть дедушки Лавкрафта и последующая потеря из-за плохого управления его собственности ввергли семью Лавкрафта в серьезные финансовые трудности. Лавкрафту и его матери пришлось переехать в маленькую квартиру на Энджел Стрит 598 из их роскошного викторианского дома. Лавкрафт был опустошен потерей места свего рождения, и, вероятно, не раз подумывал о самоубийстве, когда совершал долгие велосипедные поездки, тоскливо глядя на темные воды реки Баррингтон. Однако в 1908 году, за год до окончания учебы, Лавкрафт перенес нервное расстройство, которое вынудило его покинуть школу без диплома без окончании. Этот факт и вытекающий из него провал на вступительных экзаменах в Университет Брауна вызывали чувство стыда у Лавкрафта в более поздние годы, несмотря на то, что он был одним из самых значительных самоучек того времени.
     В период с 1908 по 1913 год Лавкрафт стал настоящим отшельником, едва спасаясь от помешательства следованием своим астрономическим интересам и написанием поэзии. Во время этого периода Лавкрафт находился в слишком близких отношениях со своей матерью, которая все еще страдала от травмы, нанесенной ей болезнью и смертью ее мужа; и мать развила патологические отношения любви-ненависти со своим сыном.
     Лавкрафт вырвался из своего заточения довольно странным путем. Поскольку ему приходилось читать много дешевых журналов того времени, он был приведен в ярость безвкусными любовными историями какого-то Фреда Джексона в журнале "Корабль", и написал письмо, в котором нападал на Джексона. Это письмо было опубликовано в 1913 году и вызвало бурю воэражений со стороны защитников Джексона. Лавкрафт втянулся в горячие дебаты в колонках читательских писем "Корабля" и связанных с ним журналов, и заметки Лавкрафта почти всегда были написаны в манере разухабистых героических куплетов Драйдена и Поупа. Это противостояние было замечено Эдвардом Ф.Даасом, президентом объединенной ассоциации писателей-любителей (Ю-Эй-Пи-Эй), группы писателей, которые издавали свои собственные журналы. Даас предложил Лавкрафту вступить в Ю-Эй-Пи-Эй, и Лавкрафт сделал это в начале 1914 года.
     Он опубликовал 13 выпусков своей собственной газеты "Консерватор"(1915-23), поэзию и эссе в больших количествах в других журналах. Позже Лавкрафт стал президентом и официальным редактором Ю-Эй-Пи-Эй, и был некоторое время президентом конкурирующей Национальной Ассоциации писателей-любителей. Этот опыт, должно быть, и спас Лавкрафта от бессмысленного затворничества; как он сам однажды сказал: "В 1914, когда добрая рука любительства была протянута мне, я был так близок к состоянию растительной жизни, как только может быть близко к этому состоянию любое животное... С приходом в мою жизнь Юнайтед я возродился к жизни; получил обновленное чувство существования вместо ощущения себя излишним бременем, и нашел сферу, в которой я мог чувствовать, что мои усилия не абсолютно бессмысленны. В первый раз я осознал, что мои неуклюжие шаги наощупь в искусстве были чем-то немного большим, чем слабыми криками, потерянными в мире, который меня не слушает".
     Именно в среде любителей Лавкрафт возобновил написание художественной литературы, которое он прекратил в 1908. В.Пол Кук и другие, отметив хорошие задатки, показанные Лавкрафтом в таких ранних работах, как "Зверь в Пещере"(1905) и "Алхимик"(1908), настояли на том, чтобы Лавкрафт вновь взял в руки художественное перо. Лавкрафт последовал этому совету, и быстро написал летом 1917 года "Склеп" и "Дэгон" . Затем Лавкрафт поддерживал постоянный, но слабый поток художественных произведений, и вплоть до 1922 года поэзия и эссэ оставались доминирующим видом его литературного самовыражения. Лавкрафт также втянулся в постоянно растущую сеть переписки с друзьями и коллегами, и в конечном счете стал одним из самых величайших и плодовитых людей, писавших письма в 20 веке.
     Мать Лавкрафта, в связи с ухудшением ее душевного и физического состояния, перенесла нервное расстройство в 1919 и была помещена в больницу Батлера, откуда ей, как и ее мужу, так и не удалось выбраться живой. Ее смерть 24 мая 1921 года, тем не менее, была результатом неумелой операции на желчном пузыре. Лавкрафт был разбит потерей своей матери, но сумел восстановиться и через несколько недель присутствовал на конвенции журналистов-любителей в Бостоне 4 июля 1921 года. Именно там он впервые встретил женщину, которая затем стала его женой. Соня Харт Грин(и) была русской еврейкой и была старше Лавкрафта на семь лет, но они оба находили друг друга очень близкими по духу, во всяком случае, в начале. Лавкрафт посещал Соню в ее квартире в Бруклине в 1922 году, и новость об их свадьбе 3 марта 1924 года не была сюрпризом для их друзей, но, должно быть, очень удивила двух теток Лавкрафта, Лилиан Д.Кларк и Энни Филлипс Гэмвелл, которые узнали эту новость из писем, присланных им после церемонии. Лавкрафт переехал в квартиру Сони в Бруклине, и будущее молодой пары казалось безоблачным: Лавкрафт был уверенно стоящим на ногах писателем, благодаря тому, что знаменитый журнал "Ужасные Истории" ("Weird Tales"), основанный в 1923 году, приобрел несколько из его ранних работ; Соня продавала шляпы и владела прибыльным магазинчиком на Пятом Авеню в Нью-Йорке. Но почти сразу же на семейную пару обрушились неприятности: магазинчик обанкротился, Лавкрафт упустил шанс стать редактором журнала-компаньона "Ужасных Историй" из-за того, что они настаивали на переезде Лавкрафта в Чикаго, и здоровье Сони сдало, вынудив ее провести некоторое время в психиатрической больнице в Нью-Джерси. Лавкрафт попытался найти работу, но мало кто хотел нанимать тридцатичетырехлетнего человека без опыта работы. 1 января 1925 года Соня уехала в Кливленд, чтобы работать там, а Лавкрафт переехал в однокомнатную квартиру рядом с нездоровым районом Бруклина Ред-Хуком.
     Несмотря на то, что у Лавкрафта было много друзей в Нью-Йорке - Фрэнк Белкнап Лонг, Рейнхарт Клейнер, Самуэль Лавмен, он был все больше и больше подавлен своей изоляцией и массами "иностранцев" в районе. Его проза перестала быть ностальгической ("Заброшенный Дом"(1924), написанный в Провиденсе), и стала унылой и мизантропической ("Кошмар в Ред-Хуке"(1924) и "Он"(1924), которые ясно показывают его чувства к Нью-Йорку). В начале 1926 Лавкрафт решил вернуться в Провиденс, по которому он неистово скучал. Но как Соня входила в эти планы ? Похоже, что никто не знал ответа на этот вопрос, и меньше всех знал ответ сам Лавкрафт. Несмотря на то, что он продолжал признавать свою любовь к ней, он не сопротивлялся, когда его тетки помешали Соне приехать в Провиденс, чтобы начать работать; они считали неприемлимым брак их племянника и какой-то торговки. Их брак, в сущности, закончился, и развод в 1929 году был неизбежен.

"Зов Ктулху".

    Когда Лавкрафт вернулся в Провиденс 17 апреля 1926 года и поселился на Барнес Стрит 10 к северу от Университета Брауна, он не похоронил себя так, как в период с 1908 по 1913 год; скорее наоборот, последние 10 лет его жизни были периодом расцвета его человека и как писателя. Его жизнь не изобиловала важными событиями - он много путешествовал по различным старинным городам восточного побережья ( Квебек, Новая Англия, Филадельфия, Чарльзтон, Сант-Августин ), написал лучшие свои произведения, такие как "Зов Ктулху"(1926), "В горах безумия"(1931) и "Тень Безвременья"(1934-35); он продолжил поражающую своими чудовищными размерами переписку - Лавкрафт нашел свою нишу, нишу писателя сверхъественной литературы из Новой Англии и человека, любящего писать письма.
     Он вырастил карьеры многих молодых писателей ( Август Дерлет, Дональд Уондрей, Роберт Блох, Фриц Лейбер ); он проявлял интерес к политческим и экономическим проблемам, в годы Великой Депрессии он поддержал Рузвельта и стал умеренным социалистом; он не уставал получать знания по философии, литературе, истории и архитектуре. Но последние два- три года его жизни были трудными для Лавкрафта.
    В 1932 году его любимая тетя Миссис Кларк умерла, и в тридцать третьем Лавкрафт вместе с другой своей тетей Миссис Гэмвэлл переехал на Колледж Стрит 66 ( сейчас это дом на Проспект Стрит 65 ). Его поздние рассказы, длинные и сложные, стало трудно продавать, и чтобы удержаться на плаву, Лавкрафту приходилось в основном пересматривать и исправлять истории, поэзию и нехудожественные произведения.
     В 1936 году Роберт Говард, один из близких друзей Лавкрафта по переписке, совершил самоубийство, и это обстоятельство выбило Лавкрафта из колеи. К этому времени болезнь, которая позже станет причиной смерти Лавкрафта - рак кишечника, дошла до такой степени, которую вряд ли можно было бы излечить. Лавкрафт попытался перенести все более страшные боли зимой 36-37 года, но, в конце концов, 10 марта 1937 года он попал в больницу имени Джейн Браун, где умер пять дней спустя. Его похоронили 18 марта на участке земли, принадлежавшем семье Филлипсов на кладбище Свэн-Пойнт.
     Похоже, что видя приближающуюся смерть, Лавкрафт представлял себе полное забвение своих работ: при его жизни так и не было опубликовано ни одной его настоящей книги ( не считая опубликованного сырым рассказа "Тень над Иннсмаутом"(1936)), и его истории, эссэ и стихи были разбросаны по несчетному количеству любительских и дешевых журналов. Но дружеские отношения, завязанные Лавкрафтом в основном по переписке, помогли ему: Август Дерлет и Дональд Уондрей решились сохранить рассказы Лавкрафта, издав достойную книгу в твердой обложке, и основали для этих целей издательство "Эркхэм Хаус"; они опубликовали "Аутсайдер и другие рассказы" в 1939 году. "Эркхэм Хаус" напечатал еще много томов, и в конечном счете они стали доступны в твердом переплете и были переведены на дюжину языков.
     Сегодня, спустя более чем сто лет со дня его рождения, его истории, эссэ, поэзия и письма широко доступны, и многик ученые исследовали глубинные особенности его творчества и мыслей. Впереди у них еще много открытий, но уже сейчас можно с уверенностью сказать: благодаря достоинствам, присущим произведениям Лавкрафта и усердию всех тех, кто поддержал его, Лавкрафт занял небольшую, но почетную нишу в своде американской и мировой литературы.

С.Т.Джоши.