Написанное Лавкрафтом |
Написанное о Лавкрафте |
Приложение
Лавкрафт (1890-1937) был
единственным ребенком в семье и вырос
практически без отца (когда мальчику было три
года, отца поместили в больницу для умалишенных).
Почти всю свою жизнь Лавкрафт не
покидал родного города Провиденс в штате
Род-Айленд, за исключением двух лет, которые он
провел (с 1924 по 1926 год) в Нью-Йорке после женитьбы.
Он постоянно находился под опекой своей
неврастеничной и пугливой матери (в 1921 году она
умерла в доме для нервнобольных). Он жил в
унаследованном от деда доме с двумя тетками
жизнью эксцентричного чудака, работал, как
правило, по ночам, а если и днем, то с тщательно
зашторенными окнами; правда, иногда он совершал
многодневные прогулки по девственным лесам
Новой Англии, которые приводили в восхищение
также Юнга и Фрейда во время их совместной
поездки в Америку в 1909 году.
Во многих своих историях Лавкрафт
высказывает предположение, что Землю в
доисторические времена посетили представители
чужой расы ("серое, слизистое-порождение
звезд"), что делает его предтечей теории
пришельцев из космоса, наиболее известным
представителем которой является швейцарский
писатель Эрих фон Деникен.
Современна литературная критика
ставит его "наравне с великими мастерами
американского рассказа ужасов Эдгаром По и
Амброузом Бирсом". Джоржио Манганелли называет
его "не визионером, а хронистом ужаса",
"хронистом глубин подсознания, который находил
удовольствие в изобретении мифологии, или
псевдомифологии, описывая закрытые, тотальные
миры".
Этот иной мир, скрытый от обыденного
сознания, и составлял внутренний мир Лавкрафта,
это был мир его грез, который он называл
"невидимой стороной Луны". Эти миры угрожали и
одновременно притягивали его. "Когда,-пишет
критик Манганелли,-Лавкрафт, как беззастенчивый
и достоверный хронист описывает те чудовищные
лики, которыми наполнено его бытие, он описывает
на самом деле того единственного, уродливого
монстра, в общении с которым у него есть немалый
опыт, а именно- себя самого".
Лавкрафт писал, чтобы оставаться в
"бодрствующем мире", на уровне реальности этого
пространства и этого времени, не спал сутками,
чтобы сознательно избегнуть сна и тем самым
своих сновидений; постоянная работа над словом
дала потрясающий литературный результат-помимо
собственных рассказов, помимо корректуры
бесчисленных присылаемых ему на рецензию
манускриптов, он написал более ста тысяч писем!
То, что Лавкрафт обнаруживал, проникая
внутренним взглядом в темную, "спящую",
алогичную, "женскую" половину нашего мозга, он
делал снова и снова повторяющейся темой своих
великих космических историй ужасов:
бесформенный хаос, за который ратуют вызванные
гением Лавкрафта слепые, безмолвные, мрачные и
бездушные демонические божества мифа Ктулу.
В своих историях Лавкрафт уже выразил
в символической и поэтической форме в настоящее
время живо обсуждаемый в научной среде тезис о
подавлении функции нашего правого полушария
мозга "рационально-логически" ориентированным
левым полушарием.
"Все мои истории, какими бессвязными бы
они ни казались, основываются на исходной
предпосылке или легенде, согласно которой этот
мир был населен иной расой, которая упражняясь в
черной магии, потеряла почву и была вытолкнута из
этого мира, но все еще живет (в правой половине
мозга?) и готова в любой миг оккупировать землю".
Чтобы упорядочить хаос внутри себя,
чтобы придать какую-то структуру всему
бесформенному, угрожающе-засасывающему,
подстерегающему, пожирающему, Лавкрафт
гениально проецирует архетипические составные
части своего гонимого страхом "я" на героев
своих фантастических миров.
Его биографы, например известный автор
фантастических и приключенческих рассказов
Спрег де Камп, считают, что герой многих историй
Лавкрафта Рандольф Картер-это идеализированное
представление автора о себе самом-несколько
оторванным от жизни, очень ученом,
аристократическом холостяке из Бостона, который
владеет древним и "запретным" знанием. Разница
между Лавкрафтом и Картереом в двух весьма
существенных обстоятельствах: у героя
достаточно денег, чтобы вести жизнь джентльмена,
и (любопытная деталь, говорящая о скрытых
желаниях автора) одно время он служил во
французком легионе.
В другом герое историй
Лавкрафта-бывшем художнике, опустившемся до
пожирателя трупного мяса, Ричарде Аптоне
Пикмане-без труда можно увидеть внушающее страх
писателю животное начало, "человека-зверя".
Король сновидений Куран, который в
стране грез навсегда придумал себе кусочек
викторианской Англии и взамен за это вынужден
был в реальном мире дать умереть своему земному
телу после приема большей дозы наркотиков,-еще
одна ипостась Лавкрафта-его желание после
нынешнего смертного бытия попасть в рай чистого
духа.
При анализе новелл Лавкрафта
бросается в глаза, что в потоке его повествований
женский элемент существа почти полностью
отсутствует, а если и появляется, то лишь в образе
губящих, сталкивающих героев в пропасть злых
вампиров и ведьм.
Более или менее нейтральное описание
женской сущности находим лишь при упоминании о
каменном сфинксе или иных загадочных существах
(полулюдях-полуживотных), либо когда автор
рассказывает о кошечке, спящей у ног героя.
В той мере, в которой Лавкрафт очищает
свои сновидческие мифы от всего женского, в той
мере он заставляет женский принцип-разумеется,
только в негативно описываемых ситуациях-в
вечном противнике, отраженном в образе и душе
своих героев, противостоять "трансвестическому
богу Ниарлатотепу". Ниарлатотеп олицетворяет
бесформенный, неупорядоченный хаос, из которого
могут родиться любые страшные формы и фигуры.
Этот безотчетный ужас, который По
символизирует в виде Мальстрема или водопада,
проглотившего Гордона Пима, по Лавкрафту
гнездится в безднах Вселенной, в бездонных
глубинах, где "в чумном облаке в центре
бесконечности восседает демонический Азатот
(как его последнее, совершенно не
структурированное прежнее ego), он бродит в
непостижимо темных покоях по ту сторону времени
и вечно подстерегает свою жертву".
В ключевой новелле "Загадочный Кадат
и его сновидения", пожалуй, самой блистательной
из ранних рассказов, в которой темные миры
сновидений Лавкрафта и демонические образы мифа
Ктулу счастливым образом соседствуют с
причудливыми фантазиями "Тысячи и одной ночи"
Дюнзани, возводимыми Лавкрафтом в своего рода
"космическую порнографию",-все приходит к
конфронтации противоречий и их алхимическому
разрешению.
Картер-рыцарь, отправившийся на
поиски Грааля, который полагает найти в
загадочном городе заката солнца, где живут боги
Земли,-надолго опускается в подземные глубины
другого "я" Пикмана и здесь вступает в союз со
стоголовым Гулом и ночным чудовищем Гонтом,
похожим на летучую мышь. С их помощью он
побеждает агентов и сторонников Ниарлатотепа и,
наконец,-без своей страшной свиты-вступает как
"свободный и могучий властитель всех
мечтателей" в замок Кадат, высеченный из оникса.
Таким образом, Лавкрафт заставляет
своего героя Картера пройти тот путь, который
наметил Алистер Кроули для всех искателей
истины. Путь в небо ведет через ад! Или, как
выразился Манганелли, "ад-это основная карта,
по которой читаешь масштабы Вселенной".
Этот будто бы предполагаемый
антагонист Картера-Ниарлатотеп,-который в
маске "молодого фараона", "со всем волшебным
очарованием, исходящим от темного бога, или
падшего архангела", примиряется с искателем
типа Фауста Картером, отсылая его назад в
принадлежащий ему мир людей, где уже давно
неплохо живется богам, хорошо замаскированным и
уставшим от холодной вечности их мраморных
дворцов.
Получив такой совет, Картер (а
возможно, и сам Лавкрафт?) должен был выдержать
еще самое трудное испытание-он должен был
избавится от искушения ринуться в бездну
безумия, где человек освобождается от всех своих
обязанностей и от себя самого и где он полностью
отдается дьявольскому Азатоту, и перестать
прислушиваться к зову "омерзительных барабанов
и пустому, монотонному вою флейт"!
Набрано по изданию "Энциклопедия
символов", В.Бауэр, И.Дюмоц, С.Головин, Москва
"Крон-Пресс" 1995 специально для Dark Mood
Literature. Fazgir
|