Примечание переводчика
Не столь давно я обнаружил у себя текст, который вы сейчас имеете возможность
лицезреть. Будучи человеком, интересующимся творчеством Howard Phillips
Lovecraft, я нашёл этот текст весьма любопытным и познавательным, зная же, что
многие мои соотечественники, увы, незнакомые с английским языком, разделяют моё
увлечение, я принял решение перевести данный труд. В некоторых местах я позволил
себе сделать необходимые ссылки, а в некоторых - небольшие стилистические
изменения, что не нанесло ущерба смыслу. Также я посчитал возможным дополнить
некоторую информацию (в результате чего, первая часть была намного расширена).
Я бы не стал доверять всему, что здесь написано, однако в этой работе
чувствуется наличие определённых, довольно глубоких, знаний. Что также
немаловажно, автор не пытается создать, если можно так выразиться, Loveceraft
Mythos, что, увы, отличает большую часть публикаций, посвящённых этому писателю,
и что, в свою очередь, привело к возникновению различного рода неоправданных
спекуляций на этой почве (чего стоит масса "Некрономиконов", появившихся в
Internet). Алексей Полстовалов.
Некрономикон
Данная работа является пересмотренной и расширенной версией моего эссе по
Necronomicon Mythos. Моя первая статья, написанная по памяти (у меня тогда не
было с собой моих книг), содержала несколько незначительных ошибок. Те, что
сумел обнаружить, я исправил, но я не могу дать гарантии, что эта версия
является совершенной.
Содержание: Часть 1: Necronomicon Mythos Согласно ГФЛ.Часть 2: Necronomicon и Древняя Арабская магия.
Часть первая. Necronomicon Mythos согласно ГФЛ.
Эта часть представляет собой краткий обзор некоторых основных идей ГФЛ,
относительно Necronomicon и мифов, с ним связанных. Она предназначена для читателей, не знакомых с творчеством ГФЛ, и является, своего рода, введением. Сегодня - Necronomicon является, возможно, наиболее таинственной3 книгой (реальной или вымышленной) по мифологии и волшебству в мире. "Сочинён Abdul Alhazred'ом, безумным поэтом из Sanaa, в Yemen'e, кто, как сказано, жил во времена Всех Халифов, в году семисотом от рождества христова. Он посетил руины Вавилона, исследовал подземные тайны Мемфиса, он провел десять лет, в одиночестве в великой южной пустыне Аравии - Roba el- Khaliye, известной древним как 'Пустынное Место', а также 'Dahna' или, как её называют современные Арабы 'Красной Пустыне', населённой духами зла и монстрами смерти. Об этой пустыне много странных и невероятных чудес сказываются теми, кто якобы проникал туда. Последние годы жизни Alhazred провёл в Дамаске, где и был написан Necronomicon (Al Azif) был написан... Многое рассказывают о его безумии. Он утверждал, что видел легендарный Irem4 или город Столбов, а под развалинами некоего неназванного города в пустыне - обнаружил отвратительную летопись и открыл тайны расы более древней, чем род человеческий". Позже Al Azif был переведен на Греческий, и получил греческое название Necronomicon (название это, определённо, не латинское, как часто полагают). Это название переводится как "Книга (или лик) Обычаев Мертвых"; при этом "Necro" - в переводе с греческого - Мертвый, а "Nomos" - устои, обычаи или правила, (так же, как в слове "астрономия"). Название Necronomicon ни в коем случае не переводится, как "Книга Мертвых Имён" (как неоднократно ошибочно утверждал Колин Уилсон). Для того чтобы оно переводилось таким образом, это должен был бы быть Греко-латинский гибрид, а кроме того, ГФЛ сам ясно подтвердил, что правильным является первый перевод. Ещё позднее (вероятно в 1200 году), Necronomicon был переведён на Латинский, но при этом, греческое название сохранилось. Далее, в шестнадцатом столетии латинский текст попал в руки доктору Джону Ди. И последний сделал единственный известный перевод Necronomicon. Necronomicon содержит темные тайны относительно истинной природы Земли и Вселенной. Согласно Necronomicon'у, некогда, Землёй управляли Старейшие - могущественные существа из других миров или измерений. ГФЛ в рассказе "Ужас в Данвиче" приписывает эту цитату Necronomicon'у: "Не должно думать, что человек является древнейшим или последним властителем Земли, или что привычный ход жизни и сущность невозможно разделить. Старейшие были, Старейшие существуют, Старые не будут пребывать в тех местах, которые известны нам, но между ними, Они ходят безмолвные и изначальные вне измерений, и нам невидимы. Yog-Sothoth знает врата. Yog-sothoth - и есть эти врата. Yog-Sothoth - это ключ и страж врат. Прошлое, настоящее, будущее едины в Yog-Sothoth. Он Знает, где Старейшие совершили прорыв в прошлом, Он знает Где Они прорвутся вновь. Он знает, где Они ступали по земным полям, и где Они все ещё ступают, и почему человек не может созерцать Их, там, где Они ходят. Лишь по запаху Их может узнать человек, что Они поблизости, но каков Их облик не может знать никто, подобия их - в тех, кого Они сами породили на земле; и таких существует множество видов - от тех, кто полностью повторяет образ человека, до тех, чья форма незрима и неосязаема, что и составляет Их сущность. Они бродят невидимые и непотребные в пустынных местах, где произносились Слова, и раздавался вой Обрядов во время их сезонов<...> Yog-Sothoth - ключ к вратам, посредством которого сочетаются сферы. Там, где некогда властвовали Они, ныне правит человек; и скоро Они будут править там, где теперь властвует человек. После лета наступает зима, после зимы приходит лето. Они ожидают, терпеливые и могущественные, ибо снова они будут здесь править." В Necronomicon'е ПОСТОЯННО встречаются намёки, на то, что существует некий культ или группа культов, где поклоняются Старейшим и стремятся помочь им подчинить своей власти землю. Одним из средств, практикуемых для достижения этой цели, является порождение существа, потомка человека и Старейшего, который, войдя в земную жизнь и умножившись по планете, будет ждать возвращения Старейших на уготованное им место. Некоторыеответвления культа почитают божество, именуемое Cthulhu. Cthulhu - это драконо-подобный "бог" с лицом, которое представляет собой массу щупальцев, он мёртв, но спит в пропасти (в Тихом океане). Не ясно, является ли Cthulhu в самом деле одним из Старейших. В одном месте Cthulhu назван Двоюродным Братом Старейших. В другом, божество именуется их первосвященником; оба высказывания могут подразумевать то, что Cthulhu не в полной мере является подобием Старейших. Служители культа ищут возможности поднять Cthulhu, чтобы возвестить приход того дня, когда Старейшие будут управлять миром. Когда Cthulhu восстанет, люди станут дикими и свободными по ту сторону добра и зла. Однако, если Cthulhu поднимется из океана лишь частично - во время, неподходящее для того, наблюдаются чудовищные вспышки безумия. Центр культа Cthulhu "находится в непроходимых пустынях Аравии, где покоится Irem, Город Столбов скрытый и неприкосновенный". В этом культе уделяется особое внимание сновидениям, которые, как утверждают, могут иногда содержать мысли этого "божества". Имеется множество других важных богов, упоминаемых в Necronomicon'е. К одной из разновидностей божеств относятся так называемые Другие Боги, которые, похоже, и есть истинные Боги (в отличие от Старейших и Cthulhu, которые, как представляется, просто являются могущественными сущностями). Среди Других Богов наиболее значимыми являются Yog-Sothoth 5 и Azathoth. Yog-Sothoth созвучен со ВСЕ-временем и ВСЕ-пространством. В произведении "Врата серебряного ключа" Лавкрафт (и его соавтор E. Хоффман Прайс) описывают Yog-Sothoth'а следующим образом (пер. Е. Любимовой): "Безграничное Бытие воплощало Все-в-Одном и Одно-во-Всем <...> Оно заключало в себе не только время и пространство, но и весь универсум с его безмерным размахом, не знающим пределов, и превосходящим любые фантазии и расчеты математиков и астрономов." Прошлое, настоящее, будущее сочетаются в Yog-Sothoth. Едва ли не большей значимостью отличается Azathoth. Свидетельством того, что Azathoth, по меньшей мере, равнен могуществом Yog-Sothoth является тот факт, что Azathoth - это "Бог ВСЕГО", в то время, как Yog-Sothoth - сочетает "Все-в-Одном, Одно-во-Всем " Azathoth - "элементарный ядерный хаос", в "сердце бесконечности". Именно Трон Azathoth испускает никуда не направленные волны, "чьё случайное совмещение дарует любой хрупкой вселенной свой извечный порядок". Крайне примечательным является то, что концепция Azathoth очень тесно связана с новейшими разработками в области Квантовой Физики. Можно также обнаружить определённые параллели между трактовкой Хаоса у ГФЛ с идеями, выдвигаемыми в новой математике хаоса. Azathoth - этот элементарный ядерный хаос, испускающий случайные волны, которые управляют вселенной, действует по принципу, составляющему противоположность Yog-Sothoth, который охватывает пространства вечности. Тогда как, Yog-sothoth бесконечно велик, Azathoth, кажется в высшей степени компактным "квантовым" Хаосом в сердце бесконечности. В своей работе "Справочник Лавкрафта", исследователь его творчества Филип А. Шреффлер заявляет, что агентами Yog-Sothoth и Azathoth были соответственно "бесконечное расширение и бесконечное сжатие". Nyarlathotep, Могущественный Посыльный - Сердце и душа Других Богов. Воля Других Богов становится известной на земле посредством Nyarlathotep. Именно с его помощью должно происходить всё движение Azathoth. У Nyarlathotep тысяча форм. Его называют Ползущий Хаос. Shub-Niggurath Черный Козел Лесов принадлежит к разряду "извращенных богов плодородия". Shub-Niggurath также называют Козлом с тысячей отпрысков. Судя по тому, как часто упоминается это имя, Shub-Niggurath является очень важным божеством в Necronomicon mythos. Определённо, имеется некая связь между культом Shub-Niggurath и древними культами Козла. Помимо Cthulhu, Старейших и Других Богов, в Necronomicon упоминаются и многочисленные существа, принадлежащие к менее значительным расам - это такие создания, как, например, shoggoth'ы. Shoggoth 6 - бесформенный сгусток "протоплазматических пузырей". Они были созданы Старейшими, чтобы служить им и могут принимать любую форму, требующуюся для выполнения того или иного задания. Непокорные рабы, со временем они становились всё более разумными, в конечном счёте, обретя свою собственную волю. Иногда, согласно ГФЛ, Shoggoth'ов можно увидеть в видениях, вызываемых действием наркотика. Существует ещё и раса Глубоководных, это существа-амфибии, имеющие облик, сочетающий в себе отличительные признаки рыб, лягушек и человека. Глубоководные почитают бога, называемого Dagon. Последний напоминает гигантского Глубоководного. Dagon и Глубоководные, похоже, каким-то образом связаны с Cthulhu. Кроме того, в Necronomicon встречается описание ghoul 7 - монстров, пожирающих трупы; гульи чрезвычайно похожи на человека, однако лица их омерзительны и напоминают собачьи морды. Если обстоятельства сложатся определённым образом, человек может быть превращён в гулью. На этом позвольте мне закончить свой краткий обзор Necronomicon'а и мифов, связанных с ним. Его ни в коей мере нельзя назвать исчерпывающим, однако общей информации здесь вполне достаточно для того, чтобы понять, о чём пойдёт речь во второй части работы. Часть вторая. Necronomicon и древняя арабская магия. Много лет назад, когда я только начал изучать творчество Лавкрафта, я прочитал о том, с какой любовью относился он к арабскому мифу. Lovecraft сам признавал тот факт, что использовал арабскую мифологию в качестве источника во многих произведениях, в том числе, и в своих письмах. Я не мог понять, почему "учёные", анализирующие сюжеты Лавкрафта, не потрудились исследовать эту область. Решив, что, вероятно, причиной тому была этно-центрическая предубеждённость этих авторов, я взялся разобрать арабские источники ГФЛ самостоятельно. Практически сразу же я обнаружил, что большинство основных тем, по крайней мере, частично заимствованы из арабской мифологии. Я даже выяснил, что многие топонимические данные, имена и названия, используемые Лавкрафтом напрямую связаны с арабскими мифами и магией. Лавкрафт был необычайно эрудированным библиофилом, чья любовь к арабской мифологии была известна с детства. Он также был близким другом человека, считавшимся одним из лучших знатоков арабской мифологии. Кроме того, его многочисленные друзья разделяли его страсть. Возможно, с помощью этих друзей, он мог стать обладлателем книги в чём-то сходной с Al Azif (Necronomicon) по содержанию, если не с идентичным названием. Многим подобное заявление покажется малоправдоподобным, в особенности, если оно не будет должным образом подкреплено убедительными доказательствами. Я сам являюсь одним из этих людей. Причина, по которой я считаю себя в праве предполагать это - моё убеждение в том, что оно вполне доказуемо. Позволю себе выразить надежду, что вы разделите мою веру, ознакомившись с моей работой. Присутствием арабского мифа и магии в творчестве ГФЛ, можно объяснить то, почему его истории выглядят столь убедительно. Таким образом мы можем подобрать ключ к мистической силе Necronomicon'а и мифов с ним связанных. В данном контексте, не имеет значения, был ли арабский материал включен автором благодаря случайному совпадению или же умышленному заимствованию. Сам факт того, что древний и могущественный мифический материал присутствует у Лавкрафта, помогает объяснить это ощущение странной квази-реальности. А теперь я более детально разберу некоторые из аспектов, отмеченных выше, связывающих сведения, даваемые в Necronomicon'е ГФЛ с реальными арабскими мистическими и магическими традициями. По утверждению ГФЛ, Necronomicon был написан Abdul Alhazred'ом, называемым "Безумный Поэт". Alhazred посетил затерянный город "Irem Столбов" (центр культа Cthulhu) и столкнулся там с многими необычными и магическими явлениями. Лавкрафт расположил Irem в Rub al Khali. Уже состарившись, Alhazred записал всё, что он знал в своей книге поэзии "Al Azif" (позже получившей название Necronomicon). В арабской магии Irem играет очень важную роль. По арабски название этого города звучит как "Irem Zhat al Imad" (Irem Столбов). Арабы полагают, что Irem был построен Джинном по повелению Shaddad, Бога племени Ad. Согласно легенде, племя Ad, было могущественной расой, что-то вроде "Nephilim" (гигантов) иудеев. По некотороым версиям этого мифа, город был выстроен ещё до рождения Адама. Muqarribun (Арабские маги) обладают значительными верованиями, относительно Irem, и его значимости. Muqarribun, чьи традиции предшествуют Исламу, полагают, что Irem - это скорее некое место, находящееся на другом уровне действительности, нежели физический город вроде Нью-Йорка или Токио. (Почему Irem так важен для Muqarribun и как они используют это знание, более полно я объясню позднее). "Столбы" в названии "Irem Столбов" имеют тайное значение. У арабских мистиков, столб - это кодовое понятие, обозначающее "старший" или "древний". Таким образом, "Irem Столбов" действительно можно воспринять как "Irem Старейших." (Примечательно, чьл иные "исследователи" творчества Лавкрафта ошибочно утверждают, что Irem был создан ГФЛ, точно также, как и Necronomicon - лишь как часть его вымышленного мира). В арабской легенде Irem расположен в Rub al Khali, и Лавкрафт указывал на это иестоположение. У Muqarribun, Rub al Khali также имеет "тайный" смысл (кстати, искусство шифровки и дешифровки "тайных" значений в арабских мистических или магических письменах называется Tawil). Rub al Khali переводится как, "ПУСТЫННАЯ Местность". В этом случае, "Пустынный" относится к ПУСТОТЕ и является тем же, что и AIN в кабалистической традиции. Rub al Khali - это "секретная" дверь, ведущая в Пустоту в арабской магической традиции. Это - Точный Арабский эквивалент DAATH 8 в кабале. Для Muqarribun, Rub al Khali - это "запретные" ворота (Daath), ведущие в Пустоту (Ain), в которой таится "город Старейших". Всё это невероятно близко Лавкрафту, неоднократно отмечавшему связь врат и "Старейших". В дальнейшем, Лавкрафт утверждал, что Старейшие пришли Извне (из иного измерения) и связывал их с "бескрайней бездной". Утверждая, это, а также связывая Старейших с городом Irem и Rub al Khali, Лавкрафт попал в яблочко практически неизвестной (однако крайне важной) традиции в арабской магии. Что особенно интересно, так это то, что узнать о "скрытом" значении Irem, возможно только путём проведения серьёзных исследований арабских мистических и мифических традиций. Таким образом, Лавкрафт либо сделал невероятно удачливую догадку в истории литературы, либо был знаком с некоторыми наиболее глубокими аспектами магических традиций Muqarribun. В "Rub al Khali" (не физическая пустыня, но Арабский эквивалент "плоскости" Daath) Muqarribun проникали, находясь в изменённом состоянии сознания. Это состояние представляло собой грань, отделяющую сон от полного отсутствия мысли. Irem представляет собой ту часть "Пустынной Местности", которая является связующим звеном с Бездной. Именно в этом месте (Irem) может быть достигнута общность между Бездной и её обитателями. "Чудовища смерти " и духи защиты у Лавкрафта - это Джинны (см. ниже). Muqarribun могут взаимодействовать с данными сущностями, когда они пребывают в "Rub al Khali" или "Irem". Когда Muqarribun проходит через Irem в Бездну, он достигает Уничтожения (fana). Уничтожение - высшее достижение в мистицизме Sufi и Muqarribun. В процессе Уничтожения, вся сущность мага поглощается и впитывается Бездной, тогда Самостность или "душа" (nafs i ammara) полностью разрушается. Вероятно отсюда идут истории (связанные с Irem) о демонах, пожирающих души в арабских легендах. Сравните вышесказанное с произведением "Врата серебряного ключа", где Irem представляет собой некий портал во Вне. Сопоставление этой истории с идеями Muqarribun, обсуждаемыми выше, снова покажет нам, насколько Лавкрафт владел знаниями арабской магии. Далее, давайте рассмотрим имя Alhazred. ГФЛ писал, что Алхазреда называли "Безумный Поэт." "Безумец", как правило, пишется по арабски "majnun". Сегодня, Majnun действительно значит "безумнец" сегодня. Однако в восьмом столетии (когда жил Алхазред), это слово означало "Одержимый Джиннами". Для ортодоксального мусульманина, подобный эпитет был бы крайне оскорбительным. Так или иначе, Sufi и Muqarribun расценивают Majnun как комплимент. В самом деле, они даже доходят до того, что называют некоторых героев Sufi majnun (одержимыми Джиннами). Джинны считались могущественными существами в арабской мифологии. Согласно легенде, Джинны сошли с небес во времена до рождения Адама, существуя в эпоху предшествующую человеку, они называются "Преадамиты". "Неверные язычники" поклоняются этим существам, ибо они столь невероятно могущественны. По легенде, Джинны могут "порождать среди людей своё потомство". Очевидно, Джинны желают получить большую власть на земле и, как правило, невидимы для нормальных людей. Огромная часть магических процессов в арабских странах основана на деяниях Джиннов (существуют заклятья, защищающие от их влияния, или, напротив, призывающие их). Очевидно, что Джинны и Старейшие Лавкрафта составляют единое целое. Но давайте вернёмся к эпитету "Безумный Поэт". В популярных арабских мифах, Джинны вдохновляют поэтов. Вот почему Mогамет столь неистово отрицал свою причастность к поэзии. Он хотел дать понять, что его откровение пришло от "Бога", а не от Джиннов. Так что слово "безумец" в имени "Безумный Поэт", указывает, что Alhazred имел "Общение" с Джиннами (Старейшими). Термин "Поэт" подразумевает то, что его письмена были непосредственно вдохновлены ими. То, что "Безумный Поэт" - это некто, Одержимый Джиннами и чьи творения вдохновлены Джиннами, полностью подтверждается тем, что Лавкрафт писал по поводу Alhazred'а. Человек, не искушённый в арабской магии и мистицизме, просто не мог знать о том, что могло подразумевать название "Безумный Поэт" в арабских странах. И снова мы встречаемся со сверхъестественным совпадением или с подтверждением того, что Лавкрафт обладал знанием, включавшим в себя уникальные сведения об арабской магии. Лавкрафт утверждал, что Necronomicon Алхазреда являлся книгой поэзии, первоначально называвшейся "Al Azif". Это также показывает глубокую связь произведений ГФЛ с арабской магией и мистицизмом, которая не была бы понятна любому человеку, незнакомому с этими предметами. Al Azif переводится как "книга воя Джиннов". Это название замечательно сочетается с эпитетом "Безумный Поэт" в Арабском языке. Необходимо отметить и то, что Al Azif, как полагают, была написана в стихах. Necronomicon (Al Azif) связан со многими религиозно-магическими и мистическими темами, а почти все Арабские книги по религии или мистицизму, включая ортодоксальные работы (типа Карана), а также письмена Sufi и Muqarribun, писались поэтическим языком. Имя Cthulhu предоставляет нам важный и поразительный материал, с точки зрения параллелизма с арабской магической практикой. Cthulhu - очень близко по звучанию арабскому слову Khadhulu (также пишется al qhadhulu). Khadhulu произносится как c'athulu, при этом звук "c" звучит сходно "ch" в шотландском слове "loch". "Th" произносится как "th" в английском "the", а звуки "u" везде долгие. Khadhulu (al qhadhulu) переводится как "Оставляющий" или "Покидающий". Этот термин используется во многих письменах Sufis и Muqarribun. У Sufi и Muqarribun "покидающий" относится к силе, которая питает практики Tajrid "отторжение вне" и Tafrid "внутреннее одиночество". Tajrid и Tafrid являются своеобразными формами ментальной "йоги", используемой в арабских системах магии. Они помогают магу освободить себя (покинуть) от культурного программирования. В текстах Muqarribun, Khadhulu - это сила, которая позволяет магу использовать методики Tafrid и Tajrid. Несмотря на то, что я был знаком с использованием термина "покидающий" в арабских мистических и магических письменах, (до последнего времени) мне не было известно, что понятие Khadhulu встречается и в Каране, причём появление его там очень показательно. Я благодарен за это открытие Уильяму Хэмблину. В Каране (глава 25; стих 29 (31)) написано: (приводится английский оригинал и официальный перевод) "Mankind, Shaitan is Khadhulu" (пoиcтинe, Сaтaнa чeлoвeкa пoкидaeт!) - у этого текста имеются два ортодоксальных перевода: в первом утверждается, что "Шайтан покинет человека", во втором - что Шайтан заставляет человека оставить "прямой путь Ислама" и "добрые" дороги их предков. Правоверный мусульманин отнёсся бы к тому, чтобы оставить исламскую культуру, как к чему-то греховному и безбожному. Так или иначе, Muqarribun и Sufi, как уже было показано ранее, понимают оставление культуры как нечто жизненно необходимое длядуховного роста. Точное определение Шайтана в исламской традиции сейчас очень вжно для нас. К тому времени, когда писал Mогаммет, Шайтана уже называли "Древним Змием (драконом)" и "Господом Бездны". Исследования Е.А. Баджа и С.Н. Крамера показывают, что Древний Змий или Древний Дракон - это Левиафан. Левиафан, то же, что и Lotan. Форма Lotan образована от tietan, а Tietan, как утверждают исследователи ближне-восточной мифологии, является более поздней формой Tiamat 9. Учёные неоднократно заявляли, что Дракон Пропасти, именуемый Шайтаном - это тот же самый Дракон Пропасти по имени Tiamat. Почему это так важно? Дело в том, что ГФЛ описывает Cthulhu как драконо-подобное существо, покоящееся в пропасти (в океане). Leviathan/Tiamat, также, как считают, спит. Идентификация Шайтана - Древнего Дракона Господа Бездны с Khadhulu в Каране, таким образом представляется поразительным параллелизмом с творчеством Лавкрафта. Связь "Покидающего" с Драконом ещё больше усилится, когда мы рассмотрим несколько сток из арабского трактата по магии - "Книги Уничтожения": "Дракон - это оставляющий, ибо он покидает всё, что свято. Дракон бродит там и здесь беспрестанно". И хотя очевидно, что эти строки глубоко символичны (скорее всего, они относятся к практике Tafrid), благодаря им, мы можем установить связь между Драконом мифологии Ближнего Востока с Khadhulu в арабской магии. Образ древнего дракона бездны (Tiamat) идёт из Шумера, который является древнейшей земной цивилизацией из известных человеку. Если Khadhulu арабских мистиков идентичен мифолгическому Дракону (что, по всей видимости, подтверждается фактами), в таком случае культ поклонения Khadhulu является очень древним. Многочисленные параллели между Cthulhu и Khadhulu Muqarribun позволяют нам предположить, что Лавкрафт создал своё божество Cthulhu, базируясь на арабском мифе.
Действительно, имеются и другие доказательства, подтверждающие эту теорию (о них я писал в предыдущих публикациях). В дополнение к вышесказанному, можно привести ещё несколько эпизодов, которые показывают, что Лавкрафт активно использовал материал арабской и ближне азиатской мифологии. Это относится к его образам Глубоководных и Dagon'а. В арабских мифах есть упоминание о таинственных людях-рыбах из моря Karkar. Эти образы, вероятно, берут своё начало в мифах, связанных с действительно существовавшим ближне восточным божеством Дагоном (книга судий, 16;23, 1 книга царств, 5;2 10, 1 книга паралипоменон). Дагон - это палестинский бог, который представляет собой гигантского человека-рыбу. Дагон - это более поздний вариант вавилонского Oannes. Oannes (Dagon) стоял во главе племени полубожественных людей-рыб. Во многих магических системах зооморфный человек-рыба всё ещё играет немаловажную роль. Вероятнее всего, Дагон и Глубоководные являются непосредственными результатами заимствований из арабских и ближневосточных мистических легенд, с коими был знаком Лавкрафт. Другим очевидным примером использования арабской мифологии является образ гульи. Слово Ghoul происходит от арабского ghýl 11. Ghýl - это человекоподобное существо с отвратительной чудовищной мордой. Они населяют пустынные места и, в особенности, кладбища. Те, кто является обитателями кладбищ, питаются трупами. Разумеется гульи Лавкрафта происходят от этих существ. До нашего времени, вурдалаки и упыри (гульи) играют заметную роль в магических практиках арабских и других стран. Чёрный Козел Леса с Тысячей Отпрысков восходит к Древнему Египту и Шумеру. В самом деле, и в Египте и в Шумере присутствовал культ Козла, однако египетская его разновидность отличалась большим влиянием. Так называемый Козел Мендеса, являлся "чёрным" воплощением Asar. Культ основывался на концепции плодородия. Некоторые особенности этого культа Козла были восприняты арабскими магическими системами. Так, например, племя Aniz имело подобный культ. (Anz "козел" и Aniz - когнаты) Aniz назывался Козлом потому что основатель этого племени практиковал магию, основанную на идее плодородия. Символ этого культа - факел между рогами Козла. Этот символ также стал использоваться и в западных магических традициях.
ВАРВАРСКИЕ ИМЕНА. Alhazred, как утверждал ГФЛ, объехал Египет в поисках тайных оккультных верований. Здесь наблюдается определённая закономерность, учитывая те времена, когда эти действия имели место. Начиная с четвёртого века и по десятый, учёные Ближнего Востока, интересующиеся магией, расценивали Египет, как бесценный источник информации. Многие искажённые египетские слова и фразы в то время входили в магические письмена. Гностические, Коптские, и греко-египетские словарные формулы входили в огромное число арабских магических систем. Часто, варварские имена лишь отдалённо напоминают свои египетские параллели. Например, Asar Un Nefer стал называться Osorronophris. Хотя это имя и серьёзно искажено, всё ещё его значение можно расшифровать. Зачастую, египетские слова и их искажённые варианты, фонетически ещё более отстоят друг от друга, чем в этом примере. Предполагается, что некоторые варварские имена, используемые в творчестве Лавкрафта, действительно могут быть искажёнными египетскими словообразованиями. В частности, Yog-Sothoth, Azathoth, и Nyarlathotep, как считают, имеют египетское происхождение (обратите внимание на типично египетские окончания "thoth" и "hotep"). Мне был передан некий документ, называвшийся "Обояды Богов". Эта работа состоит из нескольких коротких ритуалов и вступления. Считается, что это - перевод с арабского, однако я испытываю определённый скептицизм по поводу последнего утверждения, а также по поводу древности данного манускрипта, и буду его испытывать до тех пор, пока не получу весомого подтверждения (например, оригинала на арабском языке). Наиболее вероятно, что эта работа - ни что иное, как попытка восстановить "древние ритуалы", посвящённые Другим Богам. Тем не менее, хотя я рассматриваю этот документ как апокрифический, вступление содержит некоторые очень интересные и, возможно, вполне, достоверные размышления по поводу этимологии имён Yog-Sothoth и Azathoth. "Обряды Богов" дают нам следующие варианты происхождения вышеупомянутых имён.
AZATHOTH
YOG-SOTHOTH
NYARLATHOTEP Любопытно отметить, что варварские имена, связанные с Necronomicon не только произносятся в соответствии с нормами египетского произношения, но и, как кажется, построены из реальных египетских слов и подчиняются правилам египетской грамматики. Искажённые египетские слова и фразы часто появляются в магических арабских текстах. Стоит серьёзно задуматься над тем, что варварские имена у Лавкрафта очень похожи на реально существовавшие в магии. Заимствовал ли Лавкрафт эти имена из редкой книги по арабской магии, или же это было просто совпадением? Примечания. |