Труба
Дождь лил весь вечер, и свет фонарей
тускло пробивался сквозь его пелену. Две сестры
сидели в столовой. Старшая - Джулия - вышивала
скатерть. Младшая - Анна - сидела у окна,
неподвижно глядя на темную улицу.
Она прижалась лбом к стеклу,
неподвижно пошевелила губами и вдруг сказала:
- Я никогда не думала об этом раньше.
- О чем ты? - спросила Джулия.
- До меня только что дошло. Там же настоящий
город под городом. Мертвый город там, прямо под
нашими ногами.
Джулия поджала губы и быстрее
заработала иголкой.
- Отойди-ка от окна, - сказала она. - Этот дождь
на тебя что-то навевает.
- Нет, правда. Ты когда-нибудь думала об этих
трубах? Они же лежат под всем городом, под каждой
улицей и выходят прямо в море. По ним можно
ходить, не наклоняя головы, - быстро говорила
Анна, вдохновленная дождем, падавшим с черного
неба, барабанившим по мостовой и исчезавшим под
решетками люков на каждом перекрестке. - А ты бы
хотела жить в трубе? - Ну уж нет!
- Но ведь это же так забавно! Следить за людьми
через щелочки. Ты их видишь, а они тебя - нет. Как в
детстве, когда играешь в прятки, и никто тебя не
может найти. А ты все время среди них, и все
видишь, знаешь все, что происходит. Вот и в трубе
так же. Я бы хотела...
Джулия медленно подняла глаза от
работы.
- Послушай, Анна, ты действительно моя сестра?
Неужели нас родили одни и те же родители? Иногда
мне кажется, когда ты так говоришь, что мать нашла
тебя под деревом, принесла домой и вырастила в
горшке. А разумом ты как была, так и осталась.
Анна не ответила. И Джулия снова
принялась за работу. Минут через пять, Анна
сказала:
- Ты, наверное, скажешь, что мне это
приснилось. Может, и так.
Теперь промолчала Джулия.
- Может этот дождь меня усыпил, пока я здесь
сидела и смотрела на него. Я думала о том, откуда
этот дождь берется и куда исчезает через эти
маленькие дырочки в решетках, и что там - глубоко
внизу. И тут я увидела их... мужчину и женщину. Они
там, в трубе. Прямо под дорогой.
- И что же они там делают? - спросила Джулия.
- А они должны что-нибудь делать?
- Нет, если они сумасшедшие, - ответила Джулия.
- В этом случае они могут и ничего не делать.
Залезли в трубу и пускай себе сидят.
- Нет, они не просто залезли, - убежденно
сказала Анна. Она говорила, как ясновидица,
наклонив голову в сторону и полуприкрыв глаза
веками. - Они любят друг друга.
- Час от часу не легче. Так это любовь
заставляет их ползать по канализационным трубам?
- Нет, они там уже долгие-долгие годы.
- Не говори чепухи. Не могут они жить долгие
годы в этой трубе, - рассердилась Джулия.
- А разве я сказала, что они там живут? -
удивленно сказала Анна. - Нет, совсем нет. Они
мертвые.
Дождь усилился и пулеметной очередью
застучал по стеклу. Капли соединились и стекали
вниз, оставляя неровные полосы.
- О, Господи, - сказала Джулия.
- Да, мертвые, - повторила Анна, смущенно
улыбнувшись. - Он и она, оба мертвые.
Эта мысль, казалось, доставила ей
какое-то умиротворение: она сделала приятное
открытие и гордилась этим.
- Лучше бы ты поговорила о чем-нибудь другом.
- Анна засмеялась:
- Но позволь мне рассказать, как это
начинается, как они возвращаются к жизни. Я так
ясно это представляю, - она прижалась к стеклу,
пристально глядя на улицу, дождь и крышку люка на
перекрестке. - Вот они, там, внизу, высохшие и
спокойные, а небо над ними темнеет и
электризуется, - она откинула назад свои длинные
мягкие волосы. - Вот оно светлеет, взрывается - и
конец суше. Капли дождя сливаются в потоки,
которые несут с собой мусор, бумажки, старые
листья.
- Отойди от окна! - сказала Джулия, но Анна,
казалось, не слышала ее.
- О, я знаю, что там внизу. Там огромная
квадратная труба. Она стоит пустая целыми
неделями. Там тихо, как в могиле. Только где-то
высоко наверху идут машины. И труба лежит сухая и
пустая, как кость в пустыне. Но вот капли
застучали по ее днищу, как будто кто-то ранен и
истекает кровью. Вот раздался раскат грома! А,
может, это опять прогрохотала машина?
Теперь она говорила быстрее, часто
дышала, прижавшись к стеклу, как будто прошла уже
изрядную часть дистанции.
- Вода сочится узенькими змейками. Они
извиваются, сливаются вместе, и вот уже одна
огромная плоская змея ползет по дну трубы. Эта
змея втягивает в себя все потоки, которые текут с
севера и с юга, с других улиц, из других труб. Она
корчится и втекает в те две маленькие сухие ниши,
о которых я тебе говорила. Она медленно огибает
тех двоих, мужчину и женщину, которые лежат, как
японские кувшинки.
Она сжала пальцы, переплетая руки в
замок.
- Оба они впитывают воду. Вот они уже
пропитались водой насквозь. Вода поднимает руку
женщины. Сначала кисть, чуть - чуть, потом
предплечье, и вот уже всю руку и еще ногу. А ее
волосы... - она провела по своим волосам, спадающим
на плечи. - Ее волосы свободно всплывают и
распускаются, как цветы в воде. У нее голубые
глаза, но они закрыты...
На улице стемнело. Джулия продолжала
вышивать, а Анна все говорила и говорила. Она
рассказывала, как поднимается вода и увлекает за
собой женщину, приподнимает ее, ставит
вертикально.
- И женщина не противится, отдаваясь во власть
воде. Она так долго лежала без движения и теперь
готова начать ту жизнь, которую подарит ей вода.
Немного в стороне мужчина тоже приподнимается
водой.
И Анна подробно рассказывает, как
потоки медленно сближают их обоих.
- Вода открывает им глаза. Вот уже они могут
видеть друг друга, но еще не видят. Они кружатся в
водовороте, не касаясь один другого. - Анна
повернула голову, ее глаза были закрыты. - И вот их
взгляды встречаются. В них вспыхивает
фосфорический огонек. Они улыбаются... Они
протягивают друг другу руки...
Джулия оторвалась от вышивания и
пристально посмотрела на сестру:
- Хватит!
- Поток заставляет их коснуться друг друга,
поток соединяет их. О, это самое совершенство
любви - два тела, покачиваемые водой, очищающей,
освежающей. Это совсем безгрешная любовь...
- Анна! Прекрати сейчас же!
- Ну, что ты! - обернулась к ней Анна. - Они же не
думают ни о чем, правда? Они глубоко внизу, и им
нет до нас дела.
Положив одну руку на другую, она мягко
перебирала ими. Свет уличного фонаря, падавший на
ее руки, то и дело прерывался потоками дождя и
создавал впечатление, что они действительно
находились в подводном мире. Между тем, Анна
продолжала, как бы в полусне.
- Он высокий и безмятежный, широко раскинул руки. -
Она жестом показала, как высок и легок он был в
воде. - А она - маленькая, спокойная и какая-то
расслабленная. Они мертвы, им некуда спешить, и
никто не может приказать им ничего. Их ничто не
волнует, не заботит. Они спрятались от всего мира
в своей трубе. Они касаются друг друга руками,
губами, а когда их выносит на перекресток труб,
встречный поток тесно соединяет их... Они плывут
рука в руке, покачиваясь на поверхности, и
кружатся в водоворотах, неожиданно их
подхватывающих, - она провела руками по стеклу,
забрызганному дождем. - Они плывут к морю, а
позади тянутся трубы, трубы... они плывут под
всеми улицами - Гриншоу, площадь Эдмунта,
Вашингтон, Мотор-Сити, Океан-Сайд и, наконец,
океан. Они проплывают под табачными лавками и
пивными, под магазинами, театрами,
железнодорожными станциями, под ногами у тысяч
людей, которые даже не знают или не думают об этой
трубе...
Голос Анны осекся. Она замолчала, потом
спокойно продолжала:
- Но вот день проходит, гроза уносится прочь.
Дождь кончается, сезон дождей позади, - она,
казалось, была разочарована этим. - Вода убегает в
океан, медленно опуская мужчину и женщину на пол
трубы, - она опустила руки на колени, не отрывая
глаз от них. - Вода уходит и забирает с собой ту
жизнь, которую дала этим двоим.
Они ложатся рядом, бок о бок. Где-то наверху
восходит и заходит солнце, а у них вечная ночь.
Они спят в блаженной тишине. До следующего дождя.
Ее руки лежали на коленях ладонями
вверх.
- Красивый мужчина, красивая женщина... -
пробормотала она, наклонив голову и зажмурив
глаза. Внезапно Анна выпрямилась
и посмотрела на сестру.
- Ты знаешь, кто это? - горько улыбнулась она.
- Джулия не ответила, она с ужасом смотрела на
сестру, бледная, с трясущимися губами.
- Мужчина - это Френк, вот кто! А женщина - это я!
- почти выкрикнула Анна.
- Анна! Что ты...
- Да, Френк там!
- Но Френк пропал несколько лет назад, и уж,
конечно, он не там, Анна!
- Он, наверное, очень одинокий человек,
который никогда, нигде не путешествовал.
- Откуда ты знаешь?
- Он так похож на человека, который никогда не
путешествовал, но очень бы хотел этого. Это видно
по его глазам.
- Так ты знаешь, как он выглядит?
- Да, очень больной, очень красивый. Знаешь,
как болезнь делает человека красивым? Она
подчеркивает тончайшие черты его лица.
- И он умер?
- Да! Пять лет назад, - Анна говорила медленно и
распевно, опуская и поднимая ресницы и в такт со
словами. Казалось, она
собирается рассказать длинную, одной ей
известную историю, начав ее медленно, а затем все
быстрее и быстрее, пока не достигнет кульминации
с широко раскрытыми глазами и дрожащими губами.
Но сейчас было медленное начало, хотя в ее голосе
слышались приглушенные нервные нотки.
- Пять лет назад этот человек шел по улице. Он
знал, что ему еще много дней придется ходить по
той же самой улице. Он подошел к крышке люка,
похожей на железную вафлю, заглянул туда и
услышал, как внизу, под его ногами, шумит
подземная река, как она несется прямо к морю. -
Анна вытянула руку вперед. - Он медленно
наклонился, отодвинул крышку люка и увидел
несущийся поток и металлические ступеньки,
уходящие в него. Тогда он подумал о ком-то, кого он
очень хотел любить, но не мог. И пошел вниз по
ступенькам, пока не скрылся совсем...
- А как насчет нее? - спросила Джулия,
перекусывая нитку. - Когда она умерла?
- Я точно не знаю. Она какая-то новенькая. А
может быть она умерла только что... Но она мертвая.
Удивительно прекрасная и мертвая. - Анна
восхитилась образом, возникшем у нее в сознании. -
Только смерть может сделать женщину
действительно красивой. Вся она становится
воздушной, и волосы ее тончайшими нитями
развеваются в воде. Никакие школы танцев не могут
придать женщине такой легкости, грациозности,
изящества. - Анна сделала рукой жест, выражавший
утонченную грациозность.
- Он ждал ее пять лет. Но до сих пор она не
знала, где он. Но теперь они вместе и останутся
вместе навсегда... Когда пойдут
дожди, они оживут. А во время засухи они будут
отдыхать - лежать в укромных нишах, как японские
кувшинки - старые, засохшие, но величавые в своей
отрешенности.
Джулия поднялась и зажгла еще одну
лампу.
Теперь Анна обращалась ни к кому - ко
всем сразу - к Джулии, окну, стене, улице.
- Бедный Френк, - говорила она, глотая слезы. - Я
не знаю, где он. Он нигде не мог найти себе места в
этой жизни. Его мать отравила ему все
существование! И он увидел трубу и понял, что там
хорошо и спокойно. О, бедный Френк! Бедная Анна,
бедная я, бедная! Джулия, ну почему я не удержала
его, пока он был со мной! Почему я не вырвала его у
матери!
- Замолчи! Замолчи сейчас же, и чтобы я этого
больше не слышала!
Анна повернулась к окну и, тихонько
всхлипывая, положила руку на стекло. Через
несколько минут она услышала, как сестра
спросила:
- Ты кончила?
- Что?
- Если ты кончила реветь, то иди сюда и помоги
мне, а то я не справлюсь до утра.
Анна подняла голову и подсела к сестре.
- Ну что там?
- Здесь, и вот здесь, - показала Джулия.
Анна взяла иголку и села поближе к
окну. Сумерки сгущались, темнота усиливалась
дождем, и только вспыхивающие время от времени
молнии освещали крышку люка на мостовой.
Примерно полчаса они работали молча.
Джулия почувствовала, что у нее слипаются глаза.
Она сняла очки и откинулась в своем кресле.
Буквально через тридцать секунд она открыла
глаза, потому что хлопнула входная дверь и
послышались чьи-то торопливые удаляющиеся шаги.
- Кто там? - спросила Джулия, нащупывая свои
очки. - Кто-то стучался, Анна?
Она, наконец, одела очки и с ужасом
уставилась на пустой стул, на котором только что
сидела Анна.
- Анна! - она вскочила и бросилась в сени. Дверь
была распахнута, и дождь злорадно стучал по полу.
- Она просто вышла на минутку, - дрожащим
голосом сказала Джулия, близоруко вглядываясь в
темноту. - Она сейчас вернется, правда, Анна,
дорогая! Ну ответь же мне, сестренка!
Крышка люка на мостовой приподнялась и
опустилась. Дождь продолжал выстукивать на ней
свой ритм.
Написать нам Конференция |