Стратонова Башня
Ранним вечером 14-го дня месяца Тишри
к горе Согласия, что близ Иерусалима, направлялся
человек. Одет он был в белое, как принято у ессеев,
и пришел к городу по дороге, ведущей из Хеврона. У
холма Злого Совещания, он свернул с дороги,
спустился к Царским садам, а затем, минуя редкие
рощи пиний и посадки оливковых деревьев, стал
подниматься по каменистым террасам холма.
День был облачным и нежарким. В Иудее
начиналась осень.
С вершины город казался небольшим и
виден был весь. Расположенный на холмах, он
возносил к небу отделанные серебром стены храма
Иеговы и мрачные укрепления неприступного замка
Барис. Недалеко от храма видна была
недостроенная колоннада дворца Хасмонеев. Узкие
немощеные улицы, заполненные горожанами и
паломниками, теснились у подножий холмов. На
севере в сухой зелени виноградников поднималась
гора Скопус.
Человек долго стоял на горе, глядя на
город. Он не любовался им, во взгляде его не было
ни восхищения, ни восторга. Возможно, лишь
интерес — он не был здесь без малого два года —
но правильно было бы сказать, что смотрел он на
столицу Иудеи с безразличием.
Несколько дней назад, когда
закончился с заходом солнца День Очищения, был он
вызван к Учителю. За двадцать месяцев,
проведенных им в общине ессеев близ Ен-Гадди,
начальник общины ни разу не беседовал с ним, ни
единым взглядом не дал понять, что он замечен.
Вызов этот странным образом совпал с недавним
решением, которое было принято им и о котором он
должен был забыть, следуя за священником,
передавшим вызов.
- Брат Димитрий явился по твоему вызову,
Учитель, — доложил священник и удалился,
подчиняясь короткому жесту начальника.
- Да будет мир с тобой, Димитрий из
Александрии, — приветствовал послушника
Учитель. — Садись.
Сам учитель сидел в слабо освещенном
углу комнаты и пламя лучины лишь изредка давало
возможность увидеть его лицо.
- Мир тебе, Учитель. — Димитрий сел на том же
месте, где стоял, не приближаясь к начальнику.
- Скоро истекает второй год, как ты живешь в
нашей общине, Димитрий из Александрии. —
продолжал между тем Учитель. — Твой священник
доволен тобой, твоей работой и поведением. Он
считает, что ты готов стать членом нашей общины,
готов дать клятву и можешь быть допущен к
изучению Священных Книг. Что ты думаешь об этом?
Послушник молчал, как бы обдумывая
услышанное.
- Кто я, чтобы Учитель спрашивал мое
мнение? Ты видишь дальше меня. Тебе открыты сроки.
Лицо начальника было скрыто в тени и
нельзя было понять, как отнесся он к услышанному.
- У меня есть поручение для тебя. После
того, как ты выполнишь его, я готов буду принять
решение.
Димитрий еще ниже склонил голову.
- Наш брат Иуда из Иерусалима, прежде
живший в кумранской общине, некоторое время
назад предсказал событие, которое должно
произойти в Стратоновой Башне в последний день
праздника Кущей. Я хочу, чтобы ты присутствовал
при этом событии и доложил мне в деталях,
насколько точно исполнилось предсказание.
- Могу ли я узнать, Учитель, в чем состояло
предсказание, — спросил Димитрий.
- Иуда из Иерусалима предсказал, что по
приказу правителя и царя Иудеи Аристобула будет
убит его младший брат и соправитель Антигон.
- Это должно произойти в последний день
праздника Кущей в Стратоновой Башне, — повторил
Димитрий.
- Ты все понял верно.
- Когда мне следует доложить тебе об
увиденном?
- Ты сам определишь этот срок, но выйти ты
должен сегодня до рассвета.
- Благослави меня, Учитель.
Начальник общины поднялся и вышел из
своего угла, но увидеть его глаз Димитрию так и не
удалось.
Близились сумерки. Димитрий спустился
к воротам Источника и одним из последних вошел в
Нижний
город.
Улицы Иерусалима пустели. Жители
города спешили к столам, чтобы, в соответствии с
Законом, украсив жилища свои зеленью, с ветвями
вербы, мирта, пальмы и лимона в руках
отпраздновать выход их предков из Египта.
Димитрий уверенно прошел кварталы
мелких ремесленников и, миновав рынок со стороны
Гробницы Давида, остановился у дома на улице
Меди. Здесь должны были дать ему ночлег и еду.
Он оставил Ен-Гадди, чтобы никогда не
возвращаться к ессеям. То, что поручение
начальника общины совпало с его решением
покинуть Иудею, тревожило его лишь во время
беседы. Это была пустая случайность, а жизнь
полна случайностей и нелепых совпадений, тем
более в этой стране болтунов и лживых пророков.
Пророчество Иуды, справедливость которого так
интересовала начальника общины ессеев —
великолепный образец пустой болтовни
высокомерных евреев. Он отправится в Стратонову
Башню как только закончится праздник; как только
станет ясно, что Антигон, который на вpемя
тоpжеств должен вернуться со своим отрядом из
Галилеи в Иерусалим, а не отмечать его в
Стратоновой Башне, жив и полон сил. Тогда
Димитрий из Александрии задаст один короткий
вопрос этому ослу Иуде и навсегда покинет Иудею
на корабле, уходящем в Остию.
Впрочем, к чему это юношеское
самоутверждение? Он все равно ничего не докажет
Иуде, а себе ему нечего доказывать. Его место в
Риме и он должен быть там как можно скорее.
Он сделал бы это давно. Года,
проведенного им в Иерусалиме до того, как с тремя
послушниками и священником он отправился к
ессеям в Ен-Гадди, было достаточно, чтобы сказать
себе: "Это пустое". Их Бог, их высокомерие и
вера в свою избранность, их пророчества и
лелеемые ими тысячелетние сказки — все лишь пена
на воде, лишь надутые красные щеки и пустота в
глазах. Он сделал бы это давно, но обязан был
выполнить данное ему поручение. Выполнить
отлично, как все, что он делал. Даже в том случае,
если поручение казалось ему странным.
Все годы, проведенные в Иудее, Димитрий
отчетливо помнил черное ночное небо Нумидии и
негромкий, уверенный голос Мария.
Четыре года война между внуками
нумидийского правителя Масиниссы и их кузеном
Югуртой, в которой Рим после долгих скандалов,
вызванных подкупом Югуртой сенаторов, а позднее
даже римских командующих в Нумидии и народного
трибуна в Риме, выступил против него, приносила
республике лишь расходы, которые никто не брался
подсчитать, и бесславные жертвы.
Югурта издевался над Римом и презирал
его.
Изгнанный после кассации сенатом
мирного договора между ним и Римом — Югурта
находился в Риме по вызову Меммия в народное
собрание — он смеялся: этот продажный город
перестанет существовать, стоит появиться
подходящему покупателю.
Лишь после проведения громких
судебных процессов в Риме, высылки сенатора
Опимия и назначения командующим войсками Рима в
Нумидии Квинта Метелла положение стало меняться.
Армии нужны были реформы. Реформы и
лидер.
После избрания консулом Гая Мария,
прежде воевавшего в Нумидии под командованием
Метелла, армия и Рим поняли, что человек,
способный не только разгромить Югурту, но и
восстановить былую славу Рима, найден.
Приняв у Метелла командование
нумидийскими легионами, Марий развил его успех и
нанес Югурте окончательное поражение.
Пятый год войны стал переломным.
Армия нумидийского царя, потеряв более
половины своего состава, была рассеяна в
безлюдных юго-восточных районах страны. Сам
Югурта скрылся у своего тестя — мавританского
царя Бокха.
Дальнейшая работа оставалась за
дипломатами.
Отмечая успех, консул приказал
провести парад. Он лично вручил награды солдатам
и офицерам Третьего легиона, в котором прежде
служил сам.
В числе награжденных был центурион
второго манипула первой когорты легиона Клавдий
Сильва.
- Я горжусь тобой, мой мальчик, — негромко
сказал консул, вручая ему перед строем золотую
цепь. — Ты достоин памяти своего отца. Мне надо
переговорить с тобой. Это будет серьезный
разговор. Найди меня сегодня вечером.
Консул был другом отца Клавдия. Они
служили вместе еще во время Нумантинской войны в
армии Сципиона Африканского. Совместно готовили
закон о подаче голосов, проведенный Марием, когда
он был народным трибуном. Отец много сделал для
того, чтобы состоятельные плебеи поддержали
кандидатуру Мария на последних выборах. Вместе
прибыли они в Нумидию три года назад. Клавдий
следовал с отцом.
Он начал службу в прославленном
легионе простым солдатом и, Юпитер свидетель, был
обязан званием и наградой только собственной
смелости и выдержке.
Во время одной из экспедиций сводного
отряда первой когорты банда нумидийцев ночью
напала на лагерь. Они были неуловимы, эти демоны
пустыни, невидимы и неуловимы. В ночном бою
погибли многие офицеры когорты. Был убит и легат
консула Юний Сильва.
Среди тех, кто не поддался панике и
сумел оказать сопротивление врагу, был Клавдий.
Именно он, вопреки общему желанию немедленно
вернуться под защиту орудий легиона, с
наступлением дня организовал группу,
преследовавшую нападавших. Была обнаружена, а с
приходом основных сил легиона уничтожена
неизвестная ранее база югуртинцев.
Это произошло почти год назад. Тогда же
консул назначил Клавдия центурионом.
За час до заката Клавдий Сильва вошел в
палатку консула. Марий работал с почтой,
поступившей из Рима.
- У нас будет работа на севере, в Галлии,
Клавдий. — Казалось, консул продолжил с Клавдием
разговор, прежде начатый с собой. — Варвары
забыли силу римского кулака. Им придется
ответить за позор Аквилеи. Следует, наконец,
навести там порядок и чем скорее мы сделаем это,
чем прочнее будет Рим, тем скорее мы займемся
главным.
Консул отложил документы и встал. — Я
хочу проверить посты в лагере. Будешь
сопровождать меня.
- Слушаюсь, консул. — Клавдий не понял, зачем
консул решил лично контролировать караулы, на
десятки лиг не было ни одной шайки мятежников, но
рад был сопровождать его.
Они вышли из палатки и направились к
границе лагеря. Огромное африканское солнце
медленно опускалось к каменистым холмам на
западе.
- Если бы не близость Внутреннего Моря, мы бы
изжарились в этом аду, как ты думаешь, Клавдий.
- Третий легион готов сделать ад провинцией
Рима, консул.
- Это ответ хорошего солдата, мой мальчик, —
улыбнулся консул, — а ты хороший солдат. Сколько
лет тебе сейчас? Двадцать ... ?
- Двадцать семь, консул.
- Двадцать семь. Уже сегодня ты можешь
командовать когортой. Через год-два я не побоюсь
дать тебе легион. Консула делает армия, твой отец
знал это как никто другой.
- Вы очень добры ко мне, консул.
- Я не все сказал, Клавдий. Через год мы
закончим эту войну и сделаем Рим свидетелем
нашего триумфа. Мы наведем порядок в Галлии. Что
дальше? Стратегия Рима должна формироваться за
века до ее воплощения. Если Рим может быть
единственной державой в мире, он должен ею быть.
Мир это Рим. Вот единственная шкала, по которой
следует измерять наши планы и действия, не боясь
ошибиться.
- Значит, Восток?
- Конечно, Восток. Ты уловил самую суть,
Клавдий. Галлия и Британия лишь полигоны, на
которых легионы Рима будут оттачивать свое
мастерство. Восток, который покорился Македонцу,
должен покориться и нам. Он приучен к покорности,
а Птолемеи и Селевкиды сегодня слабы. Наследники
Македонца воюют между собой и завтра станут еще
слабее. Но Восток — это не только они. Антиох и
Птолемей лишь пыль на поверхности неотесанных
глыб. Восток — это тысячелетние религии и
тысячелетний фанатизм.
- Египет?
- Нет. Египет — мумия. Он рассыпется прахом,
когда придет срок. Меня не тревожит Египет, хотя
без него Рим не обойдется. Сейчас я говорю об
Иудее.
- Третий легион пройдет Иудею за десять дней,
консул, сровняв с землей все, что выше роста
самого приземистого легионера.
- Ты опять говоришь как солдат, мой мальчик.
Иудея — это миллион евреев в Риме и провинциях.
Миллион евреев — это торговля маслом, вином и
хлебом. Это недвижимость и немалая часть налогов.
Миллион евреев — это миллион религиозных
фанатиков, наконец. Но все, что я перечислил, это
во-вторых. Риму не нужна пустыня между Внутренним
и Мертвым морями. Пустыни с нас хватит и здесь, —
консул обвел рукой унылые уродливые камни,
неровно разбросанные под стремительно темнеющим
небом. — Риму нужна богатая и покорная Иудея.
Иудея, которая станет надежным плацдармом на
востоке, воротами в Индию и Китай. И это во-первых.
Но для того, чтобы она стала такой, мы должны
знать, как подойти к ней. Иудеи не варвары.
Приручение волка и лошади требует разных
подходов. Сегодня мы знаем об Иудее немало, но
знание наше неполно. Мы знаем все об армии
Хасмонеев, она не является серьезным противником
для нас; достаточно знаем об их финансах. Дважды
просили они Рим о поддержке в войне с Антиохом и
с... забыл. Неважно. Важно другое. Их религия — это
их политика. А Бог иудеев ревнив, как не ревнива
моя жена Юлия. Мнение их Бога в вопросах политики,
если я не ошибаюсь, определяется взглядами на нее
крупнейших сект. Наиболее приближены ко двору
саддукеи и фарисеи. Но кажется мне, что истинный
дух их суровой религии в полной мере отражает
новая секта "лекарей". Кто знает — может
быть, через полвека именно они станут определять
политику еврейского Бога. Мне нужна полная и
достоверная информация. Мне нужен толковый
человек в Иудее. Поэтому я и хотел переговорить с
тобой.
- Ты волен в своем выборе, Клавдий, — консул
улыбнулся растерянности молодого офицера. — Я
понимаю, что к такому предложению ты не был готов.
Ты ожидал новое звание и, безусловно, ты его
заслужил. Но служба Риму возможна не только с
мечом в руках. Два-три года в чужой стране, среди
людей, которые видят мир иначе, позволят и тебе
по-новому отнестись к нему. Кроме того, ты знаешь
греческий, и у тебя будет хороший шанс
использовать свое знание. Подумай над моим
предложением. Через два дня мы отправляем
корабль с рабами в Египет, в Александрию. Оттуда
ты сможешь отправиться в Иерусалим, но уже не
центурионом Клавдием Сильвой, а скромным и
малозаметным молодым греком. Подумай и завтра
дашь мне ответ.
Два дня спустя, оставив консулу свои
вещи и награды, Клавдий Сильва покинул Нумидию.
Восемь дней праздновал Иерусалим,
отмечая праздник приношениями и жертвами Богу.
Восемь дней жирно курились жертвенники в храме
Иеговы.
Все это время Клавдий не покидал город.
Не привлекая к себе внимания, ходил он по людным
улицам, прислушиваясь к разговорам, собирая
слухи и сплетни. Ему не было нужды до цен на
пшеницу и вино, его не интересовали новые
кредитные ставки ростовщиков и рост цен на
недвижимость в столице. Клавдий Сильва хотел
знать, что говорят в Иерусалиме об отношениях
правителей Иудеи, Аристобула и Антигона.
Клавдий оставил Иерусалим на
последнем году правления Иоханнаана. Больше
тридцати лет старик правил евреями, периодически
воюя с ними, за что ими же был любим и почитаем. По
смерти он оставил вдову и пятерых сыновей,
старший из которых, Аристобул, возложив на себя
корону, принял царский титул.
Первого из своих младших братьев,
Антигона, с которым в годы правления своего отца
он обратил в Самарии в бегство Антиоха Кизикена,
Аристобул почитал как равного себе и искренне
любил. Остальных братьев и свою мать, вступившую
с ним в спор за власть, закованными в кандалы он
отправил в тюремные подвалы замка Барис.
Клавдий хорошо помнил отца братьев —
слепнущего толстого плешивца. Он готов был
спорить с любым, утверждая, что старик к концу
жизни ослабел умом, но придворные мокрицы
восторженно объявляли старческие бредни то
мудрыми решениями, то прозорливыми
пророчествами. Кто, как не сам Иоханнаан, создал
нынешний конфликт между своими детьми и вдовой,
завещав разделение церковной и гражданской
властей между Аристобулом и его матерью?
На улицах говорили, что мать
правителей уже умерла в тюрьме от голода. В это
слабо верилось, но правдой в Иудее мог оказаться
самый нелепый слух. Распускаемые дворцовыми
бездельниками слухи множились, заполняя
резиденцию правителя и выплескиваясь на улицы
города. Основной темой для дворцовых сплетен и
интриг были взаимоотношения братьев.
В прошлом хороший солдат — этим он был
симпатичен Клавдию, — Аристобул последние
месяцы болел и руководство военными операциями
практически перешло к Антигону. Вполне преданный
брату, Антигон сосредоточился на подавлении
возмущений в Галилее, не думая о своем положении
при дворе. Между тем, обеспокоенные
концентрацией власти в руках человека, влиять на
которого было практически невозможно,
придворные пауки бросились плести привычную
паутину интриги.
- Антигон желает править один, — нашептывали
они Аристобулу. — В командиры отрядов попадают
только люди, лично преданные ему. Антигон уже
фактически правит Иудеей.
Аристобул ревел от злости и гнал от
себя шептунов. Он не желал верить им, но к
действиям брата присматривался внимательней и
вновь убеждался — Антигон по-прежнему предан
ему.
Клавдий понимал, что подобная
нервозность в отношениях правителей, постоянно
подогреваемая двором, должна привести к взрыву.
Для этого не надо быть прорицателем, достаточно
знать факты. Но факты, помимо прочего, говорили и
о том, что Антигон не может быть умерщвлен в
Стратоновой Башне в последний день праздника
Кущей, коль скоро находится он в Иерусалиме и до
конца праздника не покинет столицу.
Помимо дворцовых сплетен за время
праздника, Клавдий узнал все, что было нужно ему о
кораблях, уходящих из Стратоновой Башни в Остию
на неделе, следующей за праздничной. Один из дней
провел он в обществе римского купца, ведущего
свои дела в Палестине. У этого купца одолжил он
лошадь, что бы попасть в Стратонову Башню.
Последний день праздника Кущей —
радость Торы — он почти полностью провел в Храме.
Ранним утром 23-го дня месяца Тишри
Клавдий Сильва покинул Иерусалим через Яффские
ворота. Был он тем утром задумчив и погружен в
себя, а потому не обратил внимания на то, что
караул у городских ворот усилен нарядом
всадников из личной охраны Аристобула.
Оставив город, Клавдий пустил лошадь
шагом и так ехал не спеша, рассеянно глядя, как
медленное солнце, поднимаясь над невысокими
холмами, постепенно рассеивало туман, наполняя
светом затененные долины. Начинался новый день —
солнечный и теплый.
Клавдий расставался с Иудеей, но
расставание это, так долго ожидавшееся, было
непредвиденно грустным для него. Клавдий искал
причину своей слабости, не желая сознаваться
себе в том, что причиной этой стал взгляд Иуды,
увиденный им накануне, взгляд, которым провожал
старик Антигона, когда тот, помолившись за
здоровье брата, сверкая новыми доспехами, в
сопровождении охраны покидал Храм. В нем было
даже не разочарование в своей ошибке и уж тем
более не страх разоблачения. Во взгляде Иуды
увидел Клавдий ужас. Мир рушился в этом взгляде,
луна навеки погружалась в морские глубины, лишая
людей света в ночи — вот что было в нем.
"Теперь мне бы умереть, когда правда
умерла в моих глазах, а мое пророчество было
ложью", — тихо сказал Иуда, когда Антигон и его
свита удалились, но слова старика были слышны
всем в многолюдном безмолвии Храма. — "Антигон
жив. Он должен быть сегодня в Стратоновой Башне,
которая назначена ему местом гибели, но до этого
города 600 стадий, а уже четвертый час дня. Время
назвало меня лжецом".
Клавдий не ожидал от старца публичного
признания сделанной им ошибки. Он не был готов и к
тому, что для самого Иуды ошибка эта стоила всего
миропонимания. Это значило... Это значило, что
пророчества свои ессеи — по крайней мере, ессей
Иуда из Иерусалима, — ставили в один ряд с самой
своей жизнью.
Так размышлял Клавдий Сильва, неспешно
двигаясь неширокой горной дорогой в Стратонову
Башню и потому не обратил он внимания на двух
всадников, стремительно обогнавших его.
“Впрочем, — мелькнула у него вдруг мысль
и Клавдий поспешил ее развить, — он все же ошибся.
Как бы не относился сам Иуда к своей ошибке, какой
бы трагедией не была она для него, важен факт —
Иуда ошибся. Значит, — Клавдий пришпорил лошадь,
— прав был он, Клавдий Сильва — они лжецы, эти
евреи. Осознанно или нет, но они лгут,
пророчествуя. Для него важно это заключение и
только оно.”
Клавдий приехал в Стратонову Башню
вечером того же дня. Город он застал в трауре.
Жители Стратоновой Башни оплакивали
Антигона.
Известно было лишь то, что передали
официальные посыльные царя — Антигон был убит во
исполнение приказа Аристобула при попытке
мятежа*. Местом гибели стал
коридор под одной из башен замка Барис. Башня
носила название Стратоновой.
Того же 23-го дня начальнику общины
ессеев близ Ен-Гадди доложили, что послушник
Димитрий из Александрии исчез незадолго до
праздника Кущей. Требовался приказ Учителя для
начала поисков тела пропавшего, последнее время
около лагеря часто видели львов.
- Не надо проводить поиски, — ответил
начальник общины и продолжил, видя растерянность
и недоумение священника, сообщившего об
исчезновении Димитрия, — у нас никогда не было
послушника из Александрии по имени Димитрий.
Случившееся в последний день
праздника Кущей, как и следовало думать, стало
результатом интриг придворных. Царю доложили,
что Антигон прибыл в Иерусалим с большим
вооруженным отрядом не иначе как для захвата
власти, описали торжественное посещение
соправителем храма и передали его речи, не
достойные честного человека.
Желая проверить эти подозрения, но и
обезопасить себя, царь приказал поставить своих
телохранителей в коридорах замка Барис и
пригласил Антигона. В царском приглашении
подчеркивалось, что Антигона ждут одного и
безоружным. Телохранителям была дана команда
пропустить Антигона беспрепятственно, если
условия приглашения будут выполнены и убить его
немедленно, если хоть одно из них будет нарушено.
Придворные заставили послов правителя
умолчать о настоящем повелении царя и передать
Антигону о желании Аристобула видеть его в новых
доспехах, которые тому сделали в Галилее.
Узнав об этом и не подозревая ничего
дурного, Антигон в полном вооружении отправился
к больному брату, но в темном проходе,
называвшемся Стратоновой башней, был убит
телохранителями.
Аристобул не надолго пережил Антигона.
Приступы его болезни усилились. Во время одного
из таких приступов с ним случилось сильное
кровоизлияние. Слуга, унесший кровь, по
удивительному совпадению поскользнулся на том
самом месте, где погиб Антигон. Кровь убийцы
вылилась на видневшиеся еще брызги крови
убитого.
История эта, хоть и была интересна
помощнику претора Клавдию Сильве, взволновала
его мало. В Риме происходили вещи и похлеще;
убийства, совершавшиеся за время нескольких
консульств Гая Мария, были часты и кровавы, а по
сравнению с интригами сената иерусалимская
воспринималась как неудачная шутка
расшалившихся детей.
* Подробности этого события Клавдий Сильва узнал лишь пятью годами позже в Риме, когда случайно встретил купца, оказавшего ему мелкую услугу в Иерусалиме
(c) Алексей Никитин Написать нам Конференция |